Работодатели будут подавать в службу занятости больше сведений

Риски: форма отчета о введении неполного рабочего времени или приостановке производства, предоставляемая в службу занятости, теперь предусматривает включение сведений об организации дистанционной (удаленной) работы.

Российская трехсторонняя комиссия на заседании 28 января 2022 года утвердила рекомендации по переводу на удаленку максимального количества работников. Подробнее об этом читайте в обзоре «Минтруд рекомендует перевести максимум работников на удаленную работу» на нашем сайте. В документе, в частности, говорилось, что в связи с высоким уровнем заболеваемости COVID-19 Минтруд и Роструд на еженедельной основе будут представлять в Правительство РФ отчет о переводе работодателями работников на дистанционный режим работы.
Отчет будет формироваться на основе формы информирования органов службы занятости населения о решениях об организации дистанционной (удаленной) работы в соответствии с Приказом Минтруда России от 26.01.2022 N 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения».

В связи с этим Минтруд скорректировал Приказ от 26.01.2022 N 24 (Приказ Минтруда России от 14.02.2022 N 57).

Так, отчет о введении неполного рабочего времени или приостановке производства теперь называется «Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о приостановке производства, а также об организации дистанционной (удаленной) работы» и предусматривает отражение мероприятий, проводимых по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, в том числе решение об организации дистанционной (удаленной) работы. То есть в отчете  необходимо отражать сведения о численности работников, находящихся на дистанционной работе.

Таким образом, теперь информацию об организации дистанционной (удаленной) работы необходимо включать в отчет, представляемый в службу занятости.

Отметим, на момент подготовки материала Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не предусматривает предоставление в службу занятости сведений о численности сотрудников на удаленной работе.

 

Уточняются особенности режима труда и отдыха для водителей-ИП

Возможности: с 1 сентября 2022 года для водителей – индивидуальных предпринимателей, которые управляют автомобилем самостоятельно, вводятся нормы, предусматривающие принятие таким водителем определенных решений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424, обязательны для соблюдения ИП, не являющимися работодателями (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

При этом Особенности содержат значительное количество норм, которые должны применяться путем издания локальных нормативных правовых актов работодателя, согласия работников и учета мнения представительного органа работников.

В связи с этим Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5 для водителей, являющихся ИП и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно, в Особенности вводятся конкретизирующие нормы и правки.
Закреплено, что для таких водителей:

– продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц;
– разделение рабочего дня (смены) допускается по решению такого водителя;
– время осуществления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется самим водителем.

Кроме того, Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5:

– закреплено, что Особенности не распространяются на водителей автомобилей органов Государственной фельдъегерской службы;
уточнено понятие ежедневного периода управления автомобилем;
– водителям, работающим вахтовым методом на Крайнем Севере или в приравненных местностях и не заезжающим в населенные пункты, разрешено сокращать еженедельный отдых (45 часов) до не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.

Все вышеуказанные изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года.

На заметку: какие требования и ограничения нужно соблюдать в отношении работников-водителей, рассказано в Путеводителе по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей в СПС КонсультантПлюс.

 

Можно ли отозвать заявление об увольнении по почте

Риски: работник вправе отозвать заявление об увольнении по собственному желанию по почте, например, направив отзыв заказным письмом с уведомлением о вручении.

По общему правилу работник должен предупредить работодателя об увольнении по собственному желанию не менее чем за две недели до увольнения (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). Иной срок предупреждения установлен, в частности:

 

  • для работников в период испытания – не позднее чем за три дня (ч. 4 ст. 71 ТК РФ);
  • для руководителя организации – не менее одного месяца (ст. 280 ТК РФ);
  • для работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, – за три календарных дня (ч. 1 ст. 292 ТК  РФ);
  • для сезонных работников – за три календарных дня (ч. 1 ст. 296 ТК РФ).

Сроки нужно исчислять со следующего дня после дня поступления от работника заявления об увольнении (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). В течение этих сроков работник может передумать увольняться и отозвать заявление (ч. 4 ст. 80 ТК РФ).

Минтруд разъяснил, что отозвать заявление об увольнении работник может в том числе и по почте. Например, работник может направить работодателю отзыв заявления заказным письмом с уведомлением о вручении (Письмо от 26.11.2021 N 14-2/ООГ-11301).

На заметку: что делать работодателю, если работник передумал увольняться по собственному желанию, можно узнать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Не подавали в военкомат сведения о работниках, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Что за это грозит? Как исправить?

Воинский учет обязаны вести все без исключения организации, независимо от организационно-правовой формы и количества работников. Никаких исключений, в том числе для малых предприятий, нет.

Обязанность вести воинский учет установлена следующими нормативными документами:

подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;
подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
п. 7 ст. 8, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
п. 1 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719,
п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Индивидуальных предпринимателей обязанность вести воинский учет не касается.

Так, организации обязаны подавать в военкомат, например, сведения о военнообязанном (не позднее двух недель с даты приема или увольнения), карточку учета организации и список работников в запасе (не реже одного раза в год). Подробнее об этом и о том, какую отчетность обязаны направлять в военкомат работники, осуществляющие воинский учет в организациях, читайте в СПС КонсультантПлюс: Какую отчетность, связанную с ведением воинского учета, организации представляют в военкомат? (Консультация эксперта, ГИТ в Нижегородской обл., 2022).

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность по законодательству РФ (п. 54 Положения). Военкоматы и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в три года (п. 3 Приложения N 1 к Рекомендациям).

За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 000 руб. до 5 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Однако следует учесть, что нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Кроме того, военкоматы могут направлять запросы о представлении необходимых для занесения в документы воинского учета сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. А руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны представлять в двухнедельный срок запрашиваемые военкоматом сведения (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 53-ФЗ).

Неисполнение работодателем данной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, что влечет наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб., а на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Срок давности привлечения к ответственности – три месяца со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Учитывая вышеизложенное, рекомендуется подготовить и отправить своевременно не поданные в военкомат сведения о работниках, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, сейчас текущим числом.

На заметку: организовать воинский учет с нуля поможет Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации в СПС КонсультантПлюс.

 

Какие новые обязанности по охране труда появятся с 1 марта 2022 года у офисной фирмы?

Риски: с 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые обязанности по охране труда, например систематическое выявление опасностей и профрисков, их регулярный анализ и оценка; учет микротравм; разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда; оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории и др.

Согласно ст. 214 «Обязанности работодателя в области охраны труда» ТК РФ любой работодатель с 1 марта 2022 года обязан создать безопасные условия труда исходя из:

– комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места,
– оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечислим новые обязанности работодателей по охране труда.
Так, с 1 марта 2022 года работодатель обязан обеспечить:

– систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
– реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;

обучение по использованию (применению) СИЗ;
– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обучения по использованию (применению) СИЗ;
– учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
– информирование работников о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
– соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
– приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
– при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с ИПР(А)  инвалида, а также обеспечение охраны труда.

При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории.