Скорректирован порядок заполнения уведомлений об исчисленных суммах налогов

Возможности: с 3 мая 2024 года действует скорректированный в соответствии с НК РФ порядок заполнения уведомлений об исчисленных суммах налогов и взносов.

Уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, сборов и страховых взносов надо подавать о платежах, уплачиваемых без декларации или до сдачи декларации или расчета. Форма уведомления, Порядок ее заполнения и Формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8/1047@. При этом Порядок заполнения уведомления не соответствовал изменениям НК РФ, согласно которым, в частности, уведомление по НДФЛ налоговые агенты предоставляют дважды в месяц. При заполнении поля  «Отчетный (налоговый) период (код) / Номер месяца (квартала)» уведомлений по НДФЛ налоговые агенты руководствовались Письмом ФНС России от 31.01.2024 N ЕА-4-15/971@ и информацией на промостранице ФНС «Единый налоговый счет», где приведены примеры заполнения уведомлений по НДФЛ по новым правилам. Приказ ФНС России от 16.01.2024 N ЕД-7-8/20@ вносит изменения в Порядок заполнения уведомления об исчисленных налогах и уточняет формат его подачи. Новая редакция Порядка заполнения уведомлений вступает в силу с 3 мая 2024 года.

Правила заполнения кодов для отчетных/налоговых периодов приведены в таблице:

Платежи Коды
Ежемесячные авансовые платежи При заполнении кодов «21» «31», «33», «34» указывают номер месяца квартала (01, 02, 03). Например, 31/02
Платежи НДФЛ, удержанные налоговыми агентами с отчетных периодов 2024 года При проставлении кодов «21», «31», «33», «34» указывают номер:

01, 02, 03 – за период с 1-го по 22-е число первого, второго, третьего месяца квартала соответственно;

11, 12, 13 – за период с 23-го по последнее число первого, второго, третьего месяца квартала соответственно.

Авансовые платежи за I квартал, полугодие, 9 месяцев (кроме НДФЛ, который платят по ст. 227 НК РФ) При заполнении кода «34» указывают номер 01, 02, 03. Например, 34/02
Авансовые платежи за I квартал, полугодие, 9 месяцев по НДФЛ, который платят по ст. 227 НК РФ (например, ИП, нотариусы) Указывают коды 21/04, 31/04 и 33/04
Налог на имущество за год При заполнении кода «34» указывают 04

Таким образом, в отношении агентского НДФЛ, удержанного за период с 23 по 30 апреля, необходимо будет указать код 31/11.

Также в новой редакции Порядка установлены нюансы заполнения уведомления по налогам, по которым не подают декларации. Например, в уведомлении за отчетный/налоговый период поле «КПП, указанный в соответствующей налоговой декларации» заполняют так же, как поле «КПП». Это касается уведомления по налогу на имущество, транспортному и земельному налогу (п. 7.1 Порядка). В поле «Отчетный/календарный год» отражают налоговый период/календарный год, за который исчислили налог (п. 7.6 Порядка).

Есть и другие изменения.

На заметку: примеры заполненных уведомлений приведены в Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс. 

 

Какие проверочные мероприятия по применению ККТ могут быть проведены в 2024 году

Риски: в 2024 году налоговые органы могут проводить профилактические мероприятия (например, профилактический визит), а также выездные и документарные проверки применения ККТ (но только по решению руководителя или заместителя руководителя ФНС России и при условии согласования с прокуратурой) и выездные обследования, которые при наличии нарушений заканчиваются контрольной закупкой.
Возможности: проведение выездных и документарных проверок, а также выездного обследования с контрольной закупкой возможно при одновременном соблюдении ряда условий. Например, они не проводятся в отношении аккредитованных российских ИТ-компаний.

В Письме от 11.04.2024 N Д-5-20/55@ ФНС России разъяснила, какие контрольные мероприятия за применением ККТ могут быть проведены в 2024 году.

Так, согласно положениям Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 в 2024 году могут быть проведены контрольные мероприятия в виде документарной и выездной проверки (только по решению руководителя или заместителя руководителя ФНС России и при условии согласования с прокуратурой), а также выездные обследования без взаимодействия с проверяемым лицом. Если по итогам такого выездного обследования выявлены нарушения, то проводится контрольная закупка (без согласования с органами прокуратуры).

Региональным УФНС поручено организовать в 2024 году проведение профилактических мероприятий, в частности, в виде профилактического визита и объявления предостережения.

В части профилактического визита ФНС разъяснила следующее:

– не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита проверяемого должны о нем уведомить;

– сведения о проведении профилактического визита в обязательном порядке размещаются в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ);

– налогоплательщик вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом территориальный налоговый орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований производится так:

– предостережение должно содержать информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований и указание на эти требования, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов;

– контролируемое лицо может подать возражения на предостережение. Налоговый орган рассматривает возражение и не позднее 10 рабочих дней со дня его получения принимает по нему решение. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, контролируемому лицу направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения;

– сведения о проведении профилактического мероприятия в виде объявления предостережения размещаются в ЕРКНМ.

При выявлении нарушений отбор контролируемых лиц для проведения проверок ККТ проводится строго при одновременном наличии следующих критериев:

  • налогоплательщик не является мобилизованным лицом на период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах РФ;
  • налогоплательщик не является аккредитованной российской ИТ-компанией;
  • у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;
  • сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. 

Эти же критерии применяются при отборе контролируемых лиц на выездное обследование с контрольной закупкой.

Также ФНС напоминает, что выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований является основанием для инициирования проверки при условии согласования с органами прокуратуры. Напомним, что летом 2023 года перечень таких индикаторов был дополнен.

На заметку: какие полномочия имеют налоговые органы для контроля за применением ККТ, рассказано в Готовом решении: Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка применения ККТ (КонсультантПлюс, 2024).

 

В ТК РФ закреплен новый порядок оплаты сверхурочной работы

Риски: с 1 сентября 2024 года в ТК РФ будет указано, что сверхурочная работа оплачивается исходя из размера заработной платы, установленного в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.

В случае привлечения работника к сверхурочной работе ему положена компенсация в виде доплаты или отгула – по выбору работника (ст. 99 ТК РФ). При выборе работником доплаты работодатель должен рассчитать и выплатить ее в размере не ниже установленного ТК РФ: по 1,5 часовые ставки за первые два часа сверхурочной работы, по 2 – за каждый следующий час (ст. 152 ТК РФ). При этом о включении в расчет доплаты за сверхурочную работу компенсационных и стимулирующих выплат в ТК РФ не упоминается, в связи с чем работодатели рассчитывали доплату исходя из оклада (тарифной ставки).

Конституционный суд РФ признал положения ст. 152 ТК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они допускают оплату сверхурочной работы исходя только из должностного оклада или тарифной ставки без начисления компенсационных и стимулирующих выплат, и поручил внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. Также КС РФ указал, что до внесения изменений доплата за сверхурочную работу должна рассчитываться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат (Постановление КС РФ от 27.06.2023 N 35-П). Подробнее об этом рассказано в обзоре «Сверхурочная работа: КС РФ признал норму ТК РФ неконституционной и установил временный порядок оплаты такой работы» на нашем сайте.

Федеральный закон от 22.04.2024 N 91-ФЗ вносит изменения в ст. 152 ТК РФ. С 1 сентября 2024 года в ТК РФ будет уточнено, что сверхурочная работа оплачивается исходя из размера заработной платы, установленного в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.

Если работодатель установил в ЛНА оплату сверхурочной работы в более высоком размере, чем предусмотрено в поправках к ТК РФ, он не обязан пересматривать условия такой оплаты.

На заметку: так как данные изменения в порядке расчета доплаты за сверхурочную работу внесены в ТК РФ во исполнение Постановления КС РФ, такой порядок расчета сверхурочных применять нужно и до вступления в силу поправок к ТК РФ.

Об оплате сверхурочной работы подробно рассказано в Путеводителе в СПС КонсультантПлюс.

 

СФР утвердил порядок представления работодателем электронных документов для назначения пособий

Риски: с 3 мая 2024 года действует новый порядок передачи в СФР сведений и документов в электронной форме для выплат работникам больничных и детских пособий.

В общем случае большую часть пособий работникам выплачивают территориальные органы СФР, а не работодатели. Для выплаты работнику пособия отделением СФР организация-страхователь направляет в Фонд необходимые для этого сведения (документы).

Приказ СФР от 12.01.2024 N 9 определил Порядок и условия представления сведений и документов в электронной форме, необходимых для назначения и выплаты СФР страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (далее – Порядок).

Страхователь должен направлять сведения и документы для назначения пособий через систему электронного документооборота СФР. Запросы Фонда о подаче сведений и документов страхователь обрабатывает в течение трех рабочих дней со дня их поступления (п. 3 Порядка).

Сведения и документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя или его уполномоченного представителя. По результатам их обработки страхователю направляется информация, содержащая данные о дате и времени поступления сведений и документов, их идентификатор и статус обработки (п. 4 Порядка).

Обязанность страхователя по подаче сведений (документов) считается исполненной после фиксации в системе электронного документооборота СФР даты и времени поступления сведений (документов) и их идентификатор (п. 5 Порядка).

Приказ вступает в силу 3 мая 2024 года.

На заметку: о том, какие сведения (документы) подаются в СФР при наступлении различных страховых случаев, указано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Из реестра объектов НВОС исключат объекты, отнесенные к IV категории

Возможности: с 1 сентября 2024 года объекты IV категории будут удалены из реестра объектов НВОС.

Объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС), делятся на четыре категории в зависимости от уровня воздействия: I категория – значительное негативное воздействие на окружающую среду, а IV категория – минимальное негативное воздействие.

Организация освобождена от платы за негативное воздействие на окружающую среду, если ведет деятельность исключительно на объектах IV категории. Но если у организации есть еще и объекты других категорий (I, II или III), то платить нужно за все объекты, включая объекты IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370, Информация Минприроды России).

Согласно новой редакции Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ с 1 сентября 2024 года объекты IV категории перестанут ставить на учет и отражать в реестре объектов НВОС. В связи с этим Постановлением от 15.04.2024 N 473 Правительство РФ поручает территориальным органам Росприроднадзора, ФСБ России, исполнительным органам региона исключить информацию об объектах IV категории из реестра объектов НВОС. Одновременно организациям и ИП направят уведомления об исключении таких объектов из реестра объектов НВОС. Такие изменения внесены в правила создания и ведения реестра.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2024 N 473 вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

На заметку: критерии отнесения объектов к каждой категории НВОС перечислены в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

С 1 января 2024 года ставки платы за НВОС увеличены

Риски: с 1 января 2024 года ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду увеличены по сравнению с 2023 годом.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и коэффициенты к ним устанавливает Правительство РФ (п. 4 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 17.04.2024 N 492 на 2024 год ставки платы за НВОС установлены на уровне ставок 2018 года с коэффициентом 1,32.

Постановление вступило в силу 27 апреля 2024 года, при этом новые ставки применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2024 года.

Напомним, что для 2023 года ставки платы за НВОС были установлены также на уровне ставок 2018 года, но с коэффициентом 1,26 (Постановление Правительства РФ от 20.03.2023 N 437).

На заметку: порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду приведен в Типовой ситуации: Плата за НВОС: плательщики, расчет, уплата и отчетность (Издательство «Главная книга», 2024) {КонсультантПлюс}.

 

Минфин напомнил, как определить сумму вычета по НДФЛ на ребенка-инвалида

Возможности: общая величина стандартного вычета НДФЛ на ребенка-инвалида определяется путем сложения размеров вычета, предусмотренных по основанию, связанному с количеством детей, и по основанию, связанному с тем, что ребенок является инвалидом.

Стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ):

  • 1 400 рублей – на первого ребенка;
  • 1 400 рублей – на второго ребенка;
  • 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;
  • 12 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

В Письме от 05.04.2024 N 03-04-06/31184 Минфин России сообщает, что общая величина стандартного налогового вычета по НДФЛ определяется путем сложения размера вычета, определяемого исходя из того, каким по счету для родителя является ребенок, и размера вычета на ребенка-инвалида до 18 лет, или учащегося ребенка-инвалида I или II группы до 24 лет.

Отметим, что для опекуна, попечителя, приемного родителя и его (ее) супруги размер вычета на ребенка-инвалида отличается.

На заметку: аналогичную позицию о суммировании вычетов «по инвалидности» и «по количеству детей» Минфин России уже предоставлял ранее (Письма Минфина России от 07.11.2019 N 03-04-05/85821, от 20.03.2017 N 03-04-06/15803). Также имеются подтверждения в судебной практике (п. 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.10.2015).

Дополнительно напоминаем, что сумма вычетов удваивается, если вычет предоставляется на ребенка-инвалида единственному родителю.

Как предоставить работникам стандартные вычеты на детей в различных ситуациях, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Переход с УСН на ОСН: можно ли в целях налога на прибыль учесть товары, приобретенные и оплаченные в период применения УСН

Возможности: по мнению Минфина, затраты на приобретенные и оплаченные товары можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль после перехода с УСН на ОСН в период реализации таких товаров.

При переходе с УСН на ОСН у организации могут остаться приобретенные и оплаченные в период применения УСН товары, расходы по которым не были учтены на УСН.

В Письме от 07.03.2024 N 03-03-07/20497 Минфин России сообщает о периоде признания таких расходов при расчете налога на прибыль после перехода на ОСН.

По мнению Минфина, если товары были приобретены и оплачены в период применения УСН, а реализованы в период применения ОСН, то налогоплательщики вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение таких товаров в периоде их реализации. Аналогичный подход (учет расходов в периоде реализации товаров) применяется при признании расходов на УСН (ст. 346.17 НК РФ).

На заметку: об учете разных видов расходов при переходе с УСН на ОСН подробно рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Расширен перечень работ, при выполнении которых работникам положено бесплатное лечебно-профилактическое питание

Риски: с 1 сентября 2024 года значительно расширен перечень работ, за которые работникам нужно выдавать бесплатное лечебно-профилактическое питание.

В некоторых случаях работникам выдается лечебно-профилактическое питание. Выдавать его нужно (ч. 2 ст. 222 ТК РФ, пп. 3​​​​–6, 15, 21 Норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания):

– работникам, для которых это питание предусмотрено Перечнем отдельных видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется лечебно-профилактическое питание;

– работникам, перечисленным в п. 6 Норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.

В этих случаях выдавать им молоко или другие равноценные продукты не нужно.

Приказом Минтруда России от 19.03.2024 N 122н внесены поправки в Перечень отдельных видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется лечебно-профилактическое питание.

Перечень дополнен профессиями и должностями в следующих сферах, в частности:

– производство взрывчатых веществ, нитроэфиров, малогазовых составов, динамитов, детонитов, победитов, угленитов и взрывчатых смесей на основе нитроэфиров, суррогатных взрывчатых веществ, прессованных изделий из взрывчатых веществ и из смесей на их основе;

– снаряжение боеприпасов взрывчатыми веществами и профессии вспомогательных участков по снаряжению боеприпасов;

– производства инициирующих взрывчатых веществ, снаряжения всех видов капсюльных изделий и средств инициирования, детонирующего шнура;

– пиротехническое производство;

– производство сгорающих гильз, смесевого твердого топлива и пластических взрывчатых веществ.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2028 года.

На заметку: подробнее о том, каким работникам и в каком объеме выдавать лечебно-профилактическое питание за работу с вредными условиями труда, читайте в Готовом решении: Какие компенсации и в каком размере предусмотрены за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (КонсультантПлюс, 2024).

Как предусмотреть выдачу лечебно-профилактического питания в локальном нормативном акте, рассказано в Готовом решении: Как оформляется предоставление компенсаций (гарантий) работнику за работу с вредными условиями труда (КонсультантПлюс, 2024).

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Изменен порядок подтверждения нулевой ставки НДС по международной перевозке и транспортно-экспедиционным услугам

Риски: с 1 июля 2024 года в НК РФ закреплены новые условия, при которых ставка НДС 0% не применяется к услугам по международной перевозке товара, а также к транспортно-экспедиционным услугам при организации такой перевозки.
Возможности: с 1 апреля 2025 года упрощен порядок подтверждения нулевой ставки НДС в отношении услуг, связанных с международной перевозкой товаров.

Федеральный закон от 22.04.2024 N 92-ФЗ внес изменения в НК РФ, которые направлены на упрощение документального подтверждения ставки НДС 0% при оказании услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг.

Так, с 1 апреля 2025 года установлено, в частности, следующее (новшества применяются при подтверждении нулевой ставки НДС за налоговые периоды, начиная с этой даты):

отменено требование о наличии отметки российского таможенного органа на документе, на основании которого товары были ввезены автомобильным транспортом на территорию РФ либо вывезены автомобильным транспортом за пределы таможенной территории ЕАЭС с территории РФ;

– при вывозе товаров ж/д транспортом за пределы таможенной территории ЕАЭС (в том числе через территорию государства – члена ЕАЭС) в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения о декларации на товары и сведения из перевозочного документа, на основании которого такие товары были вывезены. При ввозе товаров железнодорожным транспортом на территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС (в том числе через территорию государства – члена ЕАЭС), в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, который должен содержать сведения о транзитной декларации либо декларации на товары, а также сведения из перевозочного документа;

– установлены сроки предоставления в налоговые органы новых видов электронных реестров и порядок истребования налоговыми органами документов, сведения из которых включены в такие реестры.

Кроме того, с 1 июля 2024 года установлено, что ставка НДС 0% не применяется к услугам по международной перевозке товара, а также к транспортно-экспедиционным услугам при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:

  1. организации (ИП) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории России;
  2. организации (ИП) не указаны в качестве одного из перевозчиков в транспортных, товаросопроводительных и иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ (ввоз товаров на территорию РФ).

На заметку: электронные реестры, применяемые для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС, можно направить в ФНС с помощью сервиса «Офис экспортера».

 

Когда доход, полученный от уменьшения уставного капитала, не облагается налогом на прибыль

Возможности: если организация уменьшает уставный капитал (УК) по требованию законодательства или добровольно, но именно с целью приведения УК к величине, не превышающей стоимость чистых активов по окончании отчетного года, то сумму, на которую уменьшен УК, отражать в доходах не нужно.

При уменьшении уставного капитала (УК) у организации в определенных случаях может возникнуть обязанность по уплате налога на прибыль:

  • при добровольном уменьшении УК и невыплате сумм, на которую он уменьшен, участникам организация отражает эту сумму во внереализационных доходах в том периоде, когда произошло уменьшение (п. 16 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.12.2023 N 03-03-06/1/120190);
  • при добровольном уменьшении УК и выплате суммы уменьшения участникам такая сумма в доходах организации не отражается (п. 16 ст. 250 НК РФ, Письма Минфина России от 24.12.2020 N 03-03-06/1/113488, от 06.10.2020 N 03-03-06/1/87078). При этом у организации могут возникнуть обязанности налогового агента по НДФЛ или налогу на прибыль в отношении своих участников.

Письмо от 20.03.2024 N 03-03-06/1/25044 Минфина России напоминает, что если организация уменьшает УК по требованию законодательства либо с целью приведения УК к величине, не превышающей стоимость чистых активов по окончании отчетного года, то сумму, на которую уменьшен УК, отражать в доходах для целей налога на прибыль не нужно (подп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ).

На заметку: аналогичную позицию Минфин России высказывал и ранее (Письма Минфина России от 12.12.2023 N 03-03-06/1/120190, от 19.04.2023 N 28-05-08/35381, от 20.05.2022 N 03-03-06/1/46863, от 27.01.2021 N 03-03-06/1/4662, от 10.08.2020 N 03-03-06/1/69774).

Налоговые последствия у ООО при уменьшении уставного капитала перечислены в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

После модернизации НМА стал амортизируемым имуществом: Минфин разъяснил порядок налогового учета

Риски: если после модернизации НМА стал амортизируемым имуществом (его первоначальная стоимость стала превышать 100 000 руб.), то расходы на проведение его модернизации следует учитывать через амортизацию.

В налоговом учете амортизируемым является имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 000 руб. и СПИ больше 12 месяцев. Это основные средства и нематериальные активы (ст. 256 НК РФ). Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, для целей налогового учета включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В Письме от 04.03.2024 N 03-03-06/1/19130 Минфин России напомнил, что первоначальная стоимость НМА изменяется, в частности, в случаях их модернизации. Поэтому если первоначальная стоимость НМА, затраты на приобретение которого изначально были отнесены к материальным расходам, после проведения модернизации превысит 100 000 руб., то такой НМА следует отнести к амортизируемому имуществу для целей налогообложения прибыли, а расходы на проведение модернизации следует учитывать через начисление амортизации.

На заметку: как начислить амортизацию НМА в налоговом учете, рассказано в Готовом решении: Налоговый учет и амортизация НМА (КонсультантПлюс, 2024).

В рамках Летнего Практического Бухгалтерского Форума «Налоги в 2024 году: всё, что нужно знать бухгалтеру» 5 июня 2024 года будут, в частности, рассмотрены различия между бухгалтерским и налоговым учетом НМА.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Кто должен отчитаться о контролируемых сделках за 2023 год? Какие штрафы за неисполнение этой обязанности установлены с 1 января 2024 года?

Риски: срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2023 год – не позднее 20 мая 2024 года. За несвоевременную подачу уведомления или недостоверные сведения в нем предусмотрены штрафные санкции.
Возможности: новые повышенные размеры штрафов применяются к сделкам, доходы и расходы по которым признаются начиная с 1 января 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, если соблюдены условия и суммовые пределы, которые установлены ст. 105.14 НК РФ:

  • с взаимозависимой российской организацией из п. 2 ст. 105.14 НК РФ при годовом доходе больше 1 млрд руб. Например, сделки с организациями, применяющими нулевую ставку налога на прибыль, или плательщиками ЕСХН (Информация ФНС);
  • с взаимозависимым нерезидентом при годовом доходе больше 120 млн руб;
  • с офшорной компанией при годовом доходе больше 120 млн руб;
  • импорт и экспорт товаров из Перечня Минпромторга при годовом доходе больше 120 млн руб.

Сделки, совершаемые с взаимозависимым лицом через цепочку формально независимых посредников, могут признать контролируемыми при годовом доходе больше 120 млн руб.

Уведомление обо всех совершенных компанией за 2023 год контролируемых сделках направляется в ИФНС по месту учета не позднее 20 мая 2024 года.

Ответственность за несвоевременную подачу уведомления или недостоверные сведения в нем

С 1 января 2024 года размеры штрафных санкций за нарушения по контролируемым сделкам увеличены в несколько раз (Федеральный закон от 27.11.2023 N 539-ФЗ). Так, штраф в размере 100 000 руб. предусмотрен за следующие нарушения (ст. 129.4 НК РФ):

  • непредставление уведомления в установленный срок;
  • недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления.

Однако повышенные размеры штрафов применяются к сделкам, доходы и расходы по которым признаются начиная с 1 января 2024 года вне зависимости от даты заключения соответствующего договора. За нарушения при подаче уведомления за 2023 год применяются ранее установленные штрафные санкции. Так, например, за несвоевременную подачу или недостоверные сведения в уведомлении компанию оштрафуют на 5 000 руб.

Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за представление недостоверных данных, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки.

Размер штрафа не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении, поскольку такого требования ст. 129.4 НК РФ не содержит.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненное уведомление подано до того, как ему стало известно об установлении налоговым органом факта нарушения (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Когда налоговый орган не в ходе проведения налоговой проверки узнает о фактах, свидетельствующих о налоговом правонарушении, то он составляет акт об их обнаружении (п. 1 ст. 101.4 НК РФ). Если налогоплательщик успел подать уточненное уведомление до составления указанного акта, то, по разъяснениям ФНС России, ответственность наступить не должна (п. 3.1 Письма от 03.10.2023 N БВ-4-9/12603@).

На заметку: подробнее с критериями контролируемых сделок можно ознакомиться в Готовом решении: Какие сделки признаются контролируемыми (КонсультантПлюс, 2024).

Правильно заполнить уведомление поможет Готовое решение: Порядок заполнения и представления уведомления о контролируемых сделках (КонсультантПлюс, 2024).