Как организациям получить льготы по имущественным налогам за 2023 год

Возможности: для корректного расчета налоговых обязательств по имущественным налогам за 2023 год ФНС рекомендует организациям, имеющим право на получение налоговых льгот, подать заявление не позднее окончания I квартала 2024 года.

НК РФ установлен целый ряд льгот по имущественным налогам для физических и юридических лиц. Льготы носят заявительный характер; лица, имеющие на них право, представляют в налоговый орган заявление и копии подтверждающих документов при наличии.

В Информации от 18.01.2024 ФНС России разъясняет порядок получения налоговых льгот организациями по имущественным налогам.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы утверждена формами КНД 1150064 (транспортный и/или земельный налог) и КНД 1150121 (налог на имущество).

Вместе с заявлениями налогоплательщики вправе подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от ее предоставления.

ФНС напоминает, что Сообщение об исчисленных суммах транспортного и (или) земельного налога, налога на имущество организаций составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе. Если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета льгот.

В связи с этим для корректного расчета налога ФНС России рекомендует организациям  представить заявление о предоставлении налоговой льготы за 2023 год не позднее I квартала 2024 года.

В случае если организация, имеющая право на налоговую льготу, не направила заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщила об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

На заметку: информацию о законодательно установленных налоговых льготах по регионам и муниципальным образованиям можно получить, воспользовавшись сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Напомним, что налоговые органы направляют сообщения о суммах исчисленных имущественных налогов не позднее 6 месяцев с момента окончания срока уплаты соответствующих налогов за год (до 28 августа 2024 года ИФНС пришлет по ТКС сообщение с расчетом за 2023 год).

Организация (ее обособленные подразделения) вправе в течение 20 рабочих дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога предоставить в налоговый орган пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 6 ст. 6.1п. 6 ст. 363п. 6 ст. 386 НК РФ).

 

ФНС рассказала об изменениях в системе прослеживаемости товаров с 2024 года

Риски: с 18 января 2024 года к операциям, подлежащим прослеживаемости, отнесены передача либо получение прослеживаемых товаров в составе выполненных работ, уточнен порядок представления уведомления об остатках товаров в случае внесения изменений в Перечень прослеживаемых товаров, а также и другие изменения.
Возможности: до утверждения новых форм, форматов и порядка их заполнения можно использовать соответствующие формы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@.

В Информации от 16.01.2024 ФНС России напоминает о вступлении в силу изменений, направленных на приведение норм Положения о национальной системе прослеживаемости товаров в соответствие с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29.05.2019.

Так, с 18 января 2024 года:

– участники оборота будут представлять в национальную систему прослеживаемости сведения о перемещении товаров, включенных в перечень, утверждаемый Евразийской экономической комиссией, на территорию другого государства – члена ЕАЭС, до их непосредственной транспортировки;

– уравниваются требования Положения о национальной системе прослеживаемости товаров и ст. 169 НК РФ. То есть участники оборота прослеживаемых товаров, которые не должны уплачивать НДС, начнут отражать в отчете об операциях передачу в составе выполненных работ прослеживаемых товаров.

ФНС напоминает, что до регистрации в Минюсте России Приказа ФНС России, утверждающего новые формы, форматы и порядки их заполнения, следует использовать соответствующие формы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@.

 

ФНС напомнила, что c 2024 года выросли размеры налоговых вычетов по НДФЛ на лечение и обучение

Возможности: с 1 января 2024 года вычет на обучение детей составит 110 тыс. руб. в год на каждого обучающегося, а предельный общий размер социальных вычетов на лечение, свое обучение, фитнес и другие виды вычетов составит 150 тыс. руб.
Риски: новые размеры социальных вычетов будут применяться при подаче 3-НДФЛ за 2024 год в 2025 году, а при получении вычетов у работодателя – в течение 2024 года.

ФНС России в Информации от 15.01.2024 напоминает об увеличении размеров предоставляемых гражданам социальных вычетов по НДФЛ, в том числе на медицинские услуги и обучение. Их новые значения начнут применяться к доходам, полученным начиная с 2024 года, и, соответственно, по расходам, понесенным с 1 января 2024 года:

– максимальный вычет на обучение детей и подопечных увеличен до 110 тыс. руб. в год на каждого обучающегося (ранее – 50 тыс. руб.),

– общий предельный лимит для целого ряда социальных вычетов вырос до 150 тыс. руб. (ранее – 120 тыс. руб.). Речь идет о следующих видах вычетов (п. 2 ст. 219 НК РФ):

  • на обучение (кроме обучения детей);
  • на лечение (кроме дорогостоящего лечения – по нему лимит не установлен);
  • на фитнес;
  • на уплату пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, а также по договорам добровольного страхования жизни;
  • на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
  • на оплату прохождения независимой оценки квалификации налогоплательщика.

Новые размеры социальных вычетов будут применяться при подаче декларации по форме 3-НДФЛ за 2024 год в 2025 году. При получении вычетов у работодателя – в течение 2024 года.

Напомним, что для доходов, полученных с 1 января 2024 года, действуют новые правила предоставления социальных вычетов по НДФЛ. ФНС России утвердила формы документов для их получения. Подробнее об этом рассказано в обзоре на нашем сайте.

На заметку: предоставить вычеты работникам поможет Готовое решение: Как работодатель предоставляет социальные вычеты по НДФЛ (КонсультантПлюс, 2024).

Как получить социальные вычеты, рассказано в материалах СПС КонсультантПлюс:

Ситуация: Как воспользоваться социальным налоговым вычетом на обучение? (Электронный журнал «Азбука права», 2024);

– Ситуация: Как воспользоваться социальным налоговым вычетом на лечение? (Электронный журнал «Азбука права», 2024).

Сложные вопросы, связанные с предоставлением стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов с учетом изменений 2023 года, разъяснит лектор на трансляции «Вычеты по НДФЛ. Декларация 3-НДФЛ за 2023 год: права и обязанности, практические рекомендации» 18 марта 2024 года.

 

Минфин напоминает о содержании учетной политики в 2024 году

Риски: в учетную политику на 2024 год необходимо внести изменения в связи с обязательным применением ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» и изменениями в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

С 2024 года обязателен для применения ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». Если в организации стандарт досрочно не применялся, то в учетную политику на 2024 год необходимо внести изменения. Также необходимо учесть изменения, внесенные в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», в отношении капитальных затрат на НМА, в том числе на НИОКиТР. Положения об учете НИОКР, основанные на ПБУ 17/02, пора из учетной политики исключить.

В Письме от 19.12.2023 N 07-01-09/122675 Минфин России напоминает, что в учетной политике утверждаются среди прочего рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, технология обработки учетной информации (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

В Письме от 15.12.2023 N 07-01-09/121490 Минфин России также обращает внимание, что в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» установлены требования к формированию информации о капитальных вложениях организаций в бухгалтерском учете. Организация должна прописать выбранный из п. 25 и п. 25.1 ФСБУ 26/2020 способ отражения последствий изменений учетной политики (п. 27 ФСБУ 26/2020).

На заметку: подробнее об изменениях, которые необходимо внести в учетную политику на 2024 год, рассказано в Путеводителе. Какие изменения внести в учетную политику на 2024 г. (КонсультантПлюс, 2024).

 

Учитывать ли компенсацию за детский сад при расчете отпускных

Риски: компенсация оплаты детского сада не учитывается при расчете среднего заработка для выплаты отпускных.

В средний заработок для расчета отпускных включают выплаты, предусмотренные системой оплаты труда организации, начисленные работнику за расчетный период (ч. 2 ст. 139 ТК РФ, п. 2 Положения о средней заработной плате, установленного Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

В Письме от 19.12.2023 N 14-1/ООГ-7632 Минтруд дал пояснения по вопросу, следует ли учитывать компенсацию работнику за детский сад его ребенка при расчете отпускных.

Выплаты социального характера (в том числе компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском саду) не относятся к оплате труда в соответствии со ст. 129 ТК РФ и не учитываются при расчете среднего заработка (п. 3 Положения о средней заработной плате, установленного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

При этом Минтруд напоминает, что трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работодателя осуществлять выплаты социального характера. Вместе с тем ТК РФ не ограничивает работодателей в праве устанавливать работникам дополнительные гарантии и меры социальной поддержки.

С учетом изложенного компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском саду не входит в состав заработной платы и не учитывается при расчете среднего заработка.

На заметку: ВС РФ также относит компенсацию по оплате детского сада к выплатам социального характера (Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N 306-КГ15-18624 по делу N А65-1930/2015).

Какие выплаты входят в средний заработок для расчета отпускных, рассказано в Готовом решении: Как рассчитать средний заработок для оплаты отпусков (КонсультантПлюс, 2024).

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

О чем важно знать при формировании налогового резерва на дорогостоящий ремонт ОС

Риски: формировать резерв на проведение особо сложного и дорогого капитального ремонта ОС и учитывать дополнительные расходы на него при расчете налога на прибыль можно в том случае, если организация не осуществляла такой ремонт в последние три года.
Возможности: предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на дорогостоящий ремонт ОС может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование такого ремонта.

Для обеспечения равномерного включения расходов на проведение ремонта ОС в течение двух (и более) налоговых периодов налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты ОС (п. 3 ст. 260 НК РФ). При этом предельная сумма резерва на ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Отчисления на особо сложные и дорогие виды капитального ремонта учитывают при расчете резерва в особом порядке и при соблюдении определенных условий.

В Письме от 01.12.2023 N 03-03-06/1/116026 Минфин России разъясняет особенности формирования резерва на проведение особо сложного и дорогого капитального ремонта ОС.

В случае если у налогоплательщика есть ОС, по которым планируется произвести особо сложный и дорогой вид капитального ремонта, то предельный размер отчислений в резерв не ограничен и может быть увеличен на сумму дополнительных отчислений при условии, что в предыдущих налоговых периодах такие ремонты не осуществлялись.

Таким образом, при формировании дополнительных расходов на особо сложный и дорогой вид капитального ремонта организация должна соблюсти условие о неосуществлении такого ремонта в трех предыдущих налоговых периодах.

На заметку: ранее было опубликовано Письмо Минфина России от 11.07.2023 N 03-03-06/1/64715 на аналогичную тему, где ведомство также сообщает, что сумма резерва на сложный ремонт не ограничена и предприятие само определяет его величину исходя из сметной стоимости ремонта и периода накопления средств на этот ремонт.

В данном Письме и в Письме Минфина России от 07.03.2018 N 03-03-06/1/14637 отмечено, что отчисления на сложные виды ремонта накапливаются в течение нескольких лет, и, в отличие от резерва на обычный ремонт, неизрасходованная в конце года сумма резерва на неоконченный сложный ремонт не восстанавливается и не признается в доходах для целей налогообложения (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Подробнее о формировании резерва на обычный и сложный ремонт Вы также можете прочесть в Путеводителе. Резервы в налоговом учете (КонсультантПлюс, 2024) и в книге «Годовой отчет 2023» (Крутякова Т.Л., «АйСи Групп», 2023) {КонсультантПлюс}.

 

Можно ли учесть в расходах НДС вовремя не принятый к вычету

Риски: если налогоплательщик не принял к вычету сумму НДС из-за пропуска трехлетнего срока, он не имеет права учесть данную сумму в расходах при расчете налога на прибыль.

Налоговые вычеты по НДС могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ или услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

В Консультации от 29.12.2023 эксперт ФНС России отвечает на вопрос, можно ли при расчете налога на прибыль учесть в расходах НДС, не возмещенный за три года.

Эксперт сообщает, что суммы НДС не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных пп. 2 и 2.1 ст. 170 НК РФ (п. 1 ст. 170, п. 19 ст. 270 НК РФ).

Среди перечисленных в пп. 2 и 2.1 ст. 170 НК РФ оснований, позволяющих отнести сумму НДС к расходам либо учесть ее в стоимости товаров, пропуск трехлетнего срока не упоминается. Таким образом, даже если налогоплательщик не возместил сумму НДС из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, учесть ее в расходах он не вправе.

На заметку: налогоплательщик лишен права выбора между принятием НДС к вычету либо его учету в качестве расходов по налогу на прибыль, о чем говорится в Определении ВС РФ от 24.03.2015 N 305-КГ15-1055 по делу N А40-11707/2014. Сумма НДС, в возмещении которой было отказано по причине пропуска трехлетнего срока на заявление вычета, не может быть признана убытком, поскольку пропуск трехлетнего срока для заявления вычетов не трансформирует налог, в возмещении которого отказано, в задолженность перед налогоплательщиком. Незаявление вычетов по НДС в течение оговоренного в НК РФ срока с момента возникновения права на них обусловлено лишь собственными несвоевременными действиями налогоплательщика (см., например, Постановление АС МО от 26.11.2014 N Ф05-13465/2014 по делу N А40-11707/14).

 

Утилизация товаров и материалов: что с расходами в налоговом учете

Возможности: организации, для которых законодательством РФ предусмотрена обязанность по утилизации товаров и материалов, могут уменьшать базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с их утилизацией.

В Письме от 20.11.2023 N 03-03-06/1/110836 Минфин России отвечает на вопрос о правомерности учета в целях налога на прибыль расходов, связанных с утилизацией товаров и материалов.

Согласно ст. 252 НК РФ расходы учитываются при расчете налога на прибыль, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и не упомянуты в ст. 270 НК РФ.

Минфин считает, что если законодательством РФ предусмотрена обязанность по утилизации товаров и материалов, то расходы, связанные с их утилизацией, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что:

– данные расходы экономически обоснованы;

– имеется документальное подтверждение процедур, предусмотренных законодательством для такой утилизации.

На заметку: аналогичную позицию высказывал Минфин ранее в Письмах от 01.02.2023 N 03-03-06/1/7898, от 29.07.2021 N 03-03-06/1/60734 и от 24.07.2019 N 03-03-06/1/55140.

В Письме от 18.03.2022 N 03-03-06/1/21079 Минфин России разъяснял, что расходы на утилизацию основных средств (если такая обязанность предусмотрена законодательством РФ) также могут быть включены в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль при условии, что данные расходы экономически обоснованы и документально подтверждены согласно процедурам, предусмотренным законодательством для такой утилизации.

Какими документами оформить утилизацию товаров и материалов, рассказано в Консультации эксперта в СПС КонсультантПлюс.

 

ОС состоит из нескольких частей с разным сроком полезного использования: как вести налоговый учет

Риски: при наличии у одного объекта ОС нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается в целях налога на прибыль как самостоятельный объект ОС.

В Письме от 15.12.2023 N 03-03-06/1/121550 Минфин России разъясняет порядок учета в целях налога на прибыль основного средства, имеющего несколько частей, сроки полезного использования которых существенно различаются.

Согласно НК РФ суммы начисленной амортизации по объектам ОС включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ). Амортизация начисляется исходя из срока полезного использования ОС и их стоимости (первоначальной или остаточной в зависимости от выбранного метода начисления амортизации).

Минфин напоминает, что Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В случае наличия у одного объекта ОС нескольких частей, сроки полезного использования которых в соответствии с Классификацией существенно отличаются, каждая такая часть в целях исчисления налога на прибыль, по мнению Минфина, должна учитываться как самостоятельный объект ОС.

На заметку: такое мнение поддержано и судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 21.01.2011 N КА-А40/16849-10, АС Уральского округа от 09.02.2015 N Ф09-9862/14).

Как правильно определить срок полезного использования амортизируемого имущества, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Как подавать уведомления и платить НДФЛ с 1 января 2024 года?

Риски: с 1 января 2024 года уплачивать НДФЛ и подавать уведомления по НДФЛ нужно два раза в месяц.

С 1 января 2024 года платить НДФЛ и подавать уведомления об уплате НДФЛ нужно дважды в месяц. По НДФЛ, удержанному с 1-го по 22-е число, уведомление подают 25-го числа, налог платят 28-го числа текущего месяца. По НДФЛ, удержанному с 23-го по последнее число месяца, уведомление подают 3-го числа, а налог платят 5-го числа следующего месяца (абз. 3 ст. 58, п. 6 ст. 226 НК РФ).

По налогу, удержанному с 23 по 31 декабря, сроки подачи уведомления и уплаты не изменятся – это последний рабочий день декабря (ст. 58, 226 НК РФ).

Таким образом, в ближайшее время уведомление об НДФЛ со всех выплат, включая дивиденды, подается в следующие сроки (с учетом переноса из-за выходных):

  • с 1 по 22 января 2024 года – 25 января 2024 года;
  • с 23 по 31 января 2024 года – 5 февраля 2024 года.

НДФЛ со всех выплат – аванса и зарплаты, премий, отпускных, больничных, материальной помощи, дивидендов, выплат при увольнении, выплат по ГПД – уплачивается в следующие сроки (с учетом переноса из-за выходных):

  • удержанный с 1 по 22 января 2024 года – 29 января 2024 года;

удержанный с 23 по 31 января 2024 года – 5 февраля 2024 года.