Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухотчетности за 2023 год

Возможности: по сравнению с прошлым годом перечень случаев обязательного аудита не изменился.

В преддверии сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год Минфин опубликовал Перечень случаев ее обязательного аудита (Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2024 N ИС-аудит-69).

Для каждого случая в Перечне приведены:

– законодательная норма,

– вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту,

– субъект обязательного аудита.

В Перечне случаи обязательного аудита объединены в две группы: в силу федеральных законов (за исключением Федерального закона «Об аудиторской деятельности») и в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Минфин отмечает, что случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2023 год существенно не изменились по сравнению с предыдущим годом.

На заметку: обязательный аудит проводит аудиторская организация, включенная в реестр. Аудиторское заключение должно быть готово до 31 декабря года, следующего за отчетным (ст. 5, 19 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Аудиторское заключение надо сдать в ИФНС в электронном виде вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Заключение, которое к этому моменту еще не готово, надо сдать не позднее 10 рабочих дней со дня его подписания, но не позднее 31 декабря (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Сведения об аудиторском заключении не позднее трех рабочих дней после подписания надо разместить на федресурсе. Для этого надо скачать с сайта необходимое ПО и заполнить в личном кабинете специальную форму, используя электронную подпись. Другой вариант – обратиться к нотариусу, он сам подпишет сообщение и разместит на федресурсе. Размещение сведений платное (пп. 7, 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

В статистику аудиторское заключение сдавать не надо.

Отдельного штрафа за непроведение обязательного аудита нет, но за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС организацию могут оштрафовать на сумму до 5 000 руб. Штраф для должностного лица – до 500 руб., а если нет аудиторских заключений за прошлые годы – до 10 000 руб. (ст. 4.1.2, 15.11, 19.7 КоАП РФ).

За неразмещение сведений об аудиторском заключении на федресурсе предусмотрен штраф для должностного лица – от 5 000 до 10 000 руб., а за несвоевременное размещение – 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

 

ФНС рассказала, как накажут за валютные операции по мнимым внешнеторговым договорам

Риски: валютные операции, совершенные на основе недостоверных документов или мнимых внешнеторговых договоров, являются незаконными и влекут привлечение к административной ответственности. Также в отношении должностного лица может быть возбуждено уголовное дело за валютные операции по подложным документам.

Ответственность за незаконные валютные операции установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в размере от 20 до 40% от суммы операции для организаций, ИП и должностных лиц. При этом для должностных лиц размер штрафа не может превышать 30 тыс. руб.

В Письме от 10.01.2024 N Д-5-17/1@ ФНС России разъяснила, что незаконными являются валютные операции, совершенные на основе недостоверных документов или мнимых внешнеторговых договоров. Напомним, что мнимый договор (сделка) совершается лишь для вида, без намерения создать соответствующие ему правовые последствия (ст. 170 ГК РФ).

Поэтому если в ходе проверки соблюдения валютного законодательства выявлены недостоверные документы или основания для признания внешнеторговых договоров мнимыми, то будет применена ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Это подтверждается определениями ВС РФ от 26.09.2022 N 304-ЭС22-16543 и от 11.01.2023 N 303-ЭС22-25921.

Также ФНС отмечает, что если валютные операции проведены с использованием подложных документов, то это преступление, наказуемое по ст. 193.1 УК РФ, поэтому налоговым органам, помимо возбуждения дела об административном правонарушении, нужно направить информацию в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица.

Ведомство уточнило, что административное производство следует возбуждать в отношении юрлица, а в отношении должностного лица административное производство необходимо возбуждать в случае отказа в возбуждении уголовного дела по направленному в адрес правоохранительных органов сообщению.

Данные разъяснения доведены для исполнения нижестоящим налоговым органам.

На заметку: срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ составляет 2 года. 

Судебную практику по мнимым сделкам можно изучить в материале: Перечень позиций высших судов к ст. 170 ГК РФ «Недействительность мнимой и притворной сделок» {КонсультантПлюс}.

 

Кто может подать заявку для получения премии «Молодой промышленник года»

Возможности: молодые (до 40 лет) собственники, директора, главные инженеры развивающихся промышленных предприятий среднего и малого бизнеса до 31 марта 2024 года могут подать заявку на соискание премии «Молодой промышленник года», представив свой проект.

Согласно Информации Минпромторга от 11.01.2024 объявлен старт нового сезона премии «Молодой промышленник года», которая проводится при поддержке Минпромторга России.

На звание «Молодой промышленник года» могут претендовать соискатели в возрасте до 40 лет – собственники, директора, главные инженеры развивающихся промышленных предприятий среднего и малого бизнеса.

Соискатель может самостоятельно заполнить анкету, приложив презентацию проекта, на сайте Минромторга с 10 января до 31 марта 2024 года. Победители получат не только призы, почетные грамоты Минпромторга России, но и членство в Клубе молодых промышленников, а также возможность участвия в стажировках Минпромторга России «Федеральная практика».

Награды получат те, чьи проекты эксперты сочтут наиболее перспективными для развития страны, ее технологического суверенитета. Кроме экспертной оценки, в рамках премии есть этап открытого голосования на сайте, результаты которого учитываются в спецноминации.

 

С 7 января 2024 года сокращен перечень документации, необходимой застройщику, техническому заказчику при реализации проекта по строительству объекта капстроительства

Возможности: уменьшение количества административных процедур в строительстве позволяет уменьшить издержки застройщиков.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2023 N 2306 сокращен Перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и необходимых для выполнения отдельных мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Например, из него исключены:

  • отдельные документы, сведения и материалы, которые имеются в распоряжении органов власти и могут быть представлены в порядке межведомственного взаимодействия;
  • документы, сведения, материалы, согласования, которые необходимы не застройщику (техническому заказчику), а иным лицам, либо те документы, сведения, материалы, согласования, в которых отсутствует необходимость в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции объектов капстроительства, в том числе необходимые на этапе эксплуатации объекта капстроительства.

Так, например, из перечня исключен ряд документов, которые застройщики и технические заказчики представляли при подключении объектов к инженерным сетям, сокращен ряд процедур при проведении историко-культурной экспертизы и выдаче разрешений на допуск энергоустановок в эксплуатацию.

Ряд позиций перечня изложен в новой редакции, также он дополнен новыми позициями.

По Информации с сайта Правительства РФ от 03.01.2024, перечень документов, сведений, материалов и согласований при возведении объектов сокращен данным документом на 89 позиций – с 696 до 607. В целом в 2023 году перечень уменьшился на 144 позиции. Благодаря этому инвестиционно-строительный цикл сократился с 1 574 до 1 300 дней.

Изменения вступили в силу 7 января 2024 года.