Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1018 «О внесении изменений в Правила предоставления ком. услуг собственникам и пользователям МКД и жилых домов» установлен порядок для расчета платы за отопление в МКД, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на дом, приведены формулы расчета.
До внесения изменений в июне 2021 г. сложилась судебная практика: независимо от наличия или отсутствия инженерных коммуникаций в местах общего пользования, оплату за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования необходимо производить.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в многоквартирном доме на первом этаже в подъезде  установлен регистр отопления в тамбуре мест общего пользования, также в подвальном помещении располагаются розлив системы отопления и системы горячего водоснабжения, составлен акт обследования. По ходатайству ответчика суд запрашивал в УК и администрации проектную документацию на МКД, т.к. именно в проектной документации есть схема отопления, но проектной документации нет ни в УК, ни в администрации.

Прошу подготовить ответ и  судебную практику по вопросу:  Начисление за отопление мест общего пользования в МКД собственниками и пользователям, перешедшим на автономный источник отопления, в случае отсутствия технической документации на МКД, подтверждающей тот, факт, что все помещения МКД не оснащены отопительными приборами.

Ответ: Судебная практика по данному вопросу немногочисленна, однако, в большинстве случаев суды принимают решение в пользу ресурсоснабжающих компаний.

Вывод: несение гражданами расходов на индивидуальное отопление своей квартиры, не освобождает их от обязанности оплачивать за отопление мест общего пользования, также как и собственников подключенных к системе централизованного отопления, которые кроме оплаты потребленной тепловой энергии по квартире, также обязаны оплачивать тепловую энергию на отопление мест общего пользования. Освобождение собственника спорной квартиры от оплаты услуги отопления увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым — невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственников или пользователем (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.07.2022 N 30-П).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, освобождение собственников, демонтировавших систему отопления, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.