С 11 августа 2020 года упрощена процедура выхода участника из ООО

Возможности: с 11 августа 2020 года переход доли к ООО при выходе участника будет происходить с даты, когда в ЕГРЮЛ внесут соответствующую запись, при этом нотариус будет обязан самостоятельно обратиться в налоговый орган за регистрацией такого выхода.

В законодательство в области регулирования деятельности ООО внесены поправки, касающиеся порядка перехода доли или ее части к обществу при выходе из него участника. В частности:

1. Федеральным законом от 31.07.2020 N 251-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 94 ГК РФ, согласно которым скорректированы действующие правила по определению момента перехода доли вышедшего участника ООО к обществу.

Установлено, что переход к обществу доли или части доли вышедшего участника будет осуществляться с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. До внесения указанных изменений переход доли осуществлялся с даты получения обществом заявления участника о выходе либо требования о приобретении обществом принадлежащей участнику доли. Для случаев выхода из кредитных организаций это правило оставили неизменным.

2. Федеральным законом от 31.07.2020 N 252-ФЗ внесены поправки в  Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», которыми предусматривается следующее:

– Нотариус, который удостоверил заявление участника ООО о выходе, сам должен будет обратиться в налоговую инспекцию, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ.

– Уставом ООО может быть предусмотрено право на выход из общества:

  • для отдельных участников общества, прямо поименованных в уставе общества либо обладающих определенными признаками, например, имеющих долю в уставном капитале не менее или не более определенного размера;
  • в связи с наступлением или ненаступлением определенных обстоятельств, сроком либо сочетанием этих обстоятельств;
  • по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками единогласно.

Рассматриваемые изменения вступят в силу 11 августа 2020 года и  не распространяются на случаи выхода участника из общества, являющегося кредитной организацией.

 

Внесены дополнения в особенности регулирования корпоративных отношений в 2020 году

Возможности: ознакомиться с установленными на 2020 год особенностями проведения общего собрания участников ООО, общего собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

В дополнение к ранее принятым послаблениям в части корпоративных процедур (о них можно прочитать в обзоре в СПС КонсультантПлюс) был подписан Федеральный закон от 31.07.2020 N 297-ФЗ, установивший еще некоторые особенности регулирования корпоративных отношений в 2020 году, которые начали действовать с 31 июля 2020 года.

  • ООО

– Общее собрание участников ООО, повестка дня которого включает вопросы утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов в 2020 году по решению исполнительного органа общества может быть проведено в форме заочного голосования (опросным путем).

  • АО

– Протокол об итогах голосования в 2020 году составляется не позднее шести рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания в форме заочного голосования.

– Решения, принятые общим собранием акционеров, и итоги голосования в 2020 году могут оглашаться на общем собрании, в ходе которого проводилось голосование, а также должны доводиться до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в форме отчета об итогах голосования в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания, не позднее восьми рабочих дней после закрытия общего собрания или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания в форме заочного голосования.

– Протокол общего собрания акционеров в 2020 году составляется не позднее шести рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах.

– Протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в 2020 году составляется не позднее шести дней после его проведения.

– Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества при подготовке к проведению в 2020 году годового общего собрания акционеров обязан определить дату, до которой от акционеров будут приниматься предложения о внесении вопросов в повестку дня и предложения о выдвижении кандидатов для избрания в органы общества. Такая дата должна быть установлена не менее чем за 27 дней до даты проведения годового общего собрания и должна быть указана в сообщении о его проведении. Акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций, вправе вносить предложения в дополнение к ранее поступившим в общество, а акционеры, от которых такие предложения поступили ранее, вправе вносить новые предложения взамен поступивших. Предложения должны поступить не позднее чем за 27 дней до даты проведения годового общего собрания, указанной в сообщении о его проведении. В случае направления новых предложений ранее поступившие предложения считаются отозванными. Совет директоров (наблюдательный совет) обязан рассмотреть поступившие предложения в срок не позднее пяти дней с даты, до которой они принимаются. Эти положения не применяются к годовым общим собраниям акционеров, сообщения о проведении которых сделаны до 31 июля 2020 года.

 

Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций: изучаем нововведения

Возможности: создаются правовые условия для ускоренного появления и внедрения новых продуктов и услуг в сферах применения цифровых инноваций.

Федеральным законом от 31.07.2020 N 258-ФЗ установлено, что экспериментальный правовой режим подразумевает применение в отношении его участников в течение определенного периода времени специального регулирования в сфере цифровых инноваций.

Целями экспериментального правового режима, в частности, являются формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг.

Круг лиц, на которых распространяется действие рассматриваемого документа:

– юрлица, ИП, осуществляющие деятельность в рамках экспериментальных правовых режимов, а также лица, вступившие с ними в правоотношения в рамках этих режимов;

– государственные и муниципальные органы, которые могут выступать как сторона, участвующая в установлении экспериментального правового режима, так и участник, осуществляющий деятельность в рамках экспериментального правового режима;

– организации предпринимательского сообщества.

Экспериментальные правовые режимы могут устанавливаться по следующим направлениям разработки и апробации цифровых инноваций:

– медицинская деятельность, в том числе телемедицинские технологии и технологии сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан, фармацевтическая деятельность;

– проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;

– электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;

– финансовый рынок;

– продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом;

– архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений;

– предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

– промышленность.

Лицо, выражающее намерение вступить в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках его реализации, должно быть проинформировано об отличиях предусмотренного программой экспериментального правового режима специального регулирования, подлежащего применению к указанным правоотношениям, от общего регулирования.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ вступит в силу 28 января 2021 года.

 

Какие сделки можно будет совершать с цифровой валютой и цифровыми финансовыми активами: подписан новый Федеральный закон

Возможности: законом не ограничен список сделок, которые можно будет совершать с цифровыми финансовыми активами, в то время как в отношении обращения цифровой валюты существует ряд ограничений.

Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ определены правила выпуска цифровых финансовых активов и оборота цифровой валюты.

Под цифровыми финансовыми активами (далее – ЦФА) понимаются цифровые права, включающие среди прочего:

– денежные требования;

– возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам;

– права участия в капитале непубличного АО.

Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Список сделок, которые можно будет совершать с ЦФА, в рассматриваемом Федеральном законе не ограничен, но при этом определено, что сделки потребуется заключать через оператора обмена ЦФА.

Цифровая валюта – это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе, которые могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей. В отношении цифровой валюты по общему правилу нет лица, обязанного перед каждым обладателем таких электронных данных.

Для российских юрлиц, а также физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (налоговые резиденты), установлен запрет принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой.

Требования, связанные с обладанием цифровой валютой, данные лица смогут защитить в суде, только если они проинформировали о том, что у них имеется данная валюта и они совершали с ней сделки, операции. Порядок информирования зафиксируют в законодательстве о налогах и сборах. Также запрещается распространять информацию о предложении или приеме цифровой валюты как способе оплаты товаров, работ и услуг.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ вступит в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных положений.

 

Для продавцов и интернет-агрегаторов установлены сроки, в которые нужно обеспечить возможность оплаты товаров картой «Мир»

Риски: с 1 ноября 2020 года агрегаторы и маркетплейсы обязаны принимать к оплате карты «Мир», если их годовая выручка превышает 40 млн руб. Для остальных продавцов и исполнителей в 2021 году предусмотрено поэтапное снижение порога выручки, при превышении которого наступает обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием карт «Мир».

Федеральный закон от 31.07.2020 N 290-ФЗ расширяет круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных обеспечить потребителям возможность осуществления расчетов в безналичном порядке с использованием карт «Мир» либо наличными денежными средствами по выбору потребителя.

Владельцы интернет-агрегаторов обязаны принимать карты «Мир»:

Дата Выручка за предшествующий календарный год превышает
с 1 ноября 2020 года 40 млн руб.
с 1 марта 2021 года 30 млн руб.
с 1 июля 2021 года 20 млн руб.

Для остальных продавцов (исполнителей), для которых уже сейчас действует лимит 40 млн руб., также предусмотрено поэтапное (с 1 марта 2021 года – 30 млн руб., с 1 июля 2021 года – 20 млн руб.) снижение порога выручки, при превышении которого продавец (исполнитель) будет обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием карт «Мир».

 

Минфин начал процедуру расторжения Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром

Риски: после денонсации налогового Соглашения с Кипром проценты по займам и дивиденды, выплачиваемые кипрским резидентам (физическим и юрлицам), будут облагаться налогом по ставке 15%.

В конце марта 2020 года Президент России поручил повысить ставку с доходов в виде процентов и дивидендов, уходящих из России за рубеж, до 15% и с этой целью скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами, начиная с тех, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.

В Информации Минфина России от 03.08.2020 сообщается, что с целью выполнения этого поручения с Кипром были проведены переговоры по пересмотру действующего Соглашения об избежании двойного налогообложения. Напомним, на данный момент оно предусматривает следующие условия: ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5-10%, а на проценты по займам – до 0%. Это более чем вдвое меньше, чем соответствующая ставка в России (13-15%).

Минфин предложил поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако переговоры не дали положительного результата и Минфин вынужден начать процедуру по внесению в Государственную Думу федерального закона о денонсации Соглашения.

Дополнительные доходы, которые бюджет получит от пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения, Президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.

На заметку: НДФЛ с дивидендов физлицу, которое не является налоговым резидентом РФ, считается по ставке 15%, если иные ставки не установлены в соглашениях об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами (ст. 7п. 3 ст. 224п. 6 ст. 275 НК РФ). Ставка налога на прибыль 15% применяется при выплате дивидендов иностранным организациям в том же случае (п. 3 ст. 310 НК РФ).

 

Реформирование системы контроля и надзора: изучаем поправки

Возможности: расширяются гарантии для граждан, юрлиц и ИП при проведении государственного и муниципального контроля (надзора), а также в части соблюдения системности и прозрачности при установлении обязательных требований.

В рамках реформирования системы государственного и муниципального контроля прияты два основополагающих Федеральных закона.

1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», которым определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах (НПА) требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного и муниципального контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В частности, данным Законом установлено:

– с 1 ноября 2020 года большинство НПА, содержащих обязательные требования, будут действовать максимум шесть лет со дня вступления в силу;

– с 1 февраля 2021 года положения НПА, которыми устанавливаются обязательные требования, будут вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования, если иное не будет установлено федеральным законом или международным договором РФ;

– с 1 марта 2021 года создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия;

– до 1 января 2021 года должны быть отменены НПА с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивают при государственном контроле или надзоре. При этом с 1 января 2021 года неотмененные акты, вступившие в силу до 2020 года, можно будет не соблюдать, за исключением НПА, определенных Правительством РФ.

Также в документе сформулированы принципы установления и оценки применения обязательных требований, а именно:

– законность;

– обоснованность обязательных требований;

– правовая определенность и системность;

– открытость и предсказуемость;

– исполнимость обязательных требований.

2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым урегулированы отношения, непосредственно связанные с организацией и осуществлением государственного и муниципального контроля (надзора). Рассматриваемым документом, например, определены следующие основы:

– Приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (меры стимулирования добросовестностисамообследованиепрофилактический визит).

– Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Подать жалобу в досудебном порядке можно будет также только в электронном виде через портал «Госуслуги».

– Конкретизированы правила проведения каждого контрольно-надзорного мероприятия (в том числе приведен список допустимых контрольно-надзорных действий).

– Введена возможность проведения инспекционного визита и выездной проверки дистанционно.

– Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать десяти рабочих дней.

– Решения, принятые по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями, будут отменены.

В документе также перечислены правоотношения, на которые положения рассматриваемого закона не распространяются (налоговый, валютный, таможенный, антимонопольный контроль и проч.).

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ вступит в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

 

Налоговый маневр в IT-отрасли закреплен в НК РФ

Возможности: c 2021 года для IT-компаний, соответствующих определенным условиям, предусмотрено бессрочное снижение тарифа страховых взносов до 7,6% и уменьшение ставки налога на прибыль до 3%.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ закрепил в НК РФ льготные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам для IT-отрасли.

С 2021 года предусмотрено снижение:

– ставки налога на прибыль с 20% до 3% (в федеральный бюджет – 3%, в бюджет субъекта РФ – 0%);

– тарифа страховых взносов с 14% до 7,6% (на ОПС – 6,0%, на ВНиМ – 1,5%, на ОМС – 0,1%).

Рассчитывать на пониженные ставки смогут:

– российские организации, которые осуществляют деятельность в области IT, разрабатывают и продают разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных. Такие организации должны быть аккредитованы, доля дохода от основной деятельности должна составлять не менее 90%, среднесписочная численность – не менее 7 человек;

– российские организации, осуществляющие проектирование и разработку изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции. Такие организации должны быть включены в реестр Минпромторга, доля дохода от основной деятельности должна составлять не менее 90%, среднесписочная численность – не менее 7 человек.

Организация теряет право на применение пониженных тарифов с начала года, если нарушила одно из вышеуказанных условий.

Кроме того, пересмотрен порядок освобождения от НДС операций по реализации исключительных прав на программы, включенные в Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Подробнее об этом читайте в Обзоре «Налоговый маневр в IT-отрасли начнется в 2021 году» в СПС КонсультантПлюс.

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.