С 17 апреля 2024 года повышены пороговые значения ущерба за экономические преступления

Возможности: увеличение размеров крупного и особо крупного ущерба для квалификации ряда преступлений в сфере экономики, уточнение ответственности за незаконное предпринимательство и незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) позволит смягчить ответственность виновных лиц или вовсе избежать уголовного наказания.

Федеральным законом от 06.04.2024 N 79-ФЗ внесены изменения в УК РФ и УПК РФ, направленные на индексацию размера ущерба, позволяющего квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности как совершенное в значительном, крупном или особо крупном размере.

Предусмотрено увеличение пороговых значений для таких преступлений, как:

  • мошенничество,
  • незаконное предпринимательство,
  • незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов),
  • ограничение конкуренции,
  • незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг),
  • злоупотребления при эмиссии ценных бумаг,
  • неправомерное использование инсайдерской информации,
  • уклонение от уплаты налогов, сборов или страховых взносов,
  • неисполнение обязанностей налогового агента,
  • уклонение страхователя от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  • привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.

В частности:

– для составов экономических преступлений, не предусматривающих собственных размеров крупного и особо крупного дохода (ущерба), установлено, что крупным доходом или ущербом считается сумма более 3,5 млн (вместо 2,25 млн) рублей, а особо крупным – более 13,5 млн (вместо 9 млн) рублей;

– в случае уклонения от уплаты налогов, сборов или страховых взносов, подлежащих уплате организацией, или неисполнения обязанностей налогового агента крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 18,75 млн (вместо 15 млн) рублей, особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 56,25 млн (вместо 45 млн) рублей;

– чтобы деяние по незаконному использованию товарных знаков и иных средств индивидуализации считалось преступлением, ущерб от него должен превысить 400 тыс. (ранее – 250 тыс.) рублей. При этом из данного состава преступления исключается использование предупредительной маркировки в отношении товарного знака или места происхождения товара, не зарегистрированных в РФ.

В отношении незаконного предпринимательства вводится обязательный элемент состава преступления: деяние должно причинить крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Альтернатива в виде извлечения крупного или особо крупного дохода исключена из состава данного преступления.

Внесены и другие изменения в УК РФ, также корреспондирующие поправки внесены в УПК РФ.

Федеральный закон от 06.04.2024 N 79-ФЗ  вступает в силу 17 апреля 2024 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

На заметку: в каких случаях наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, страховых взносов и сборов, а в каких ее можно избежать, читайте в Готовом решении: Уголовная ответственность за неуплату налогов, страховых взносов и сборов (КонсультантПлюс, 2024).

 

В АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ с 17 апреля 2024 года закрепляется унифицированный порядок и срок возобновления приостановленного исполнительного производства

Возможности: в процессуальном законодательстве установлен трехлетний срок, в течение которого можно возобновить приостановленное исполнительное производство, в том числе по заявлению должника.
Риски: в случае истечения трехлетнего срока с момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, такое исполнительное производство прекращается судом.

Федеральным законом от 06.04.2024 N 74-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, направленные на исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 26.04.2023 N 21-П, которым суд обязал федерального законодателя предусмотреть процессуальный срок, в течение которого после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно подлежит возобновлению, в том числе по заявлению должника, а также определить правовые последствия пропуска такого срока.

Соответствующие поправки внесены в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, а также в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об исполнительном производстве».

Согласно внесенным изменениям:

  • взыскатель, должник или пристав вправе подать в суд заявление о возобновлении исполнительного производства не позже трех лет с момента устранения причин приостановления;
  • если производство приостановил пристав, представить ему заявление взыскатель либо должник сможет в тот же срок;
  • в случае пропуска указанного срока (по уважительной причине) его вправе восстановить только суд на основании ходатайства, даже если адресатом заявления был пристав;
  • исполнительное производство прекращается судом в случае истечения трехлетнего срока с момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, если указанный срок не восстановлен судом;
  • о возобновлении исполнительного производства либо об отказе в возобновлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое направляется сторонам исполнительного производства и может быть обжаловано в порядке подчиненности и оспорено в суде.

Изменения вступают в силу 17 апреля 2024 года.

Напомним, что до внесения указанных изменений в АПК РФ и ГПК РФ не был закреплен срок возобновления исполнительного производства, а должник не был наделен правом на обращение в суд с заявлением о возобновлении приостановленного исполнительного производства, что создавало предпосылки для злоупотребления со стороны взыскателя.

 

С 17 апреля 2024 года КоАП РФ дополнен новыми штрафами за рекламный спам и незаконную рекламу микрофинансовых организаций

Риски: в КоАП РФ вводится новый состав – несоблюдение требований к рекламе, которую распространяют по сетям электросвязи; штраф для юрлиц может составить до 1 млн рублей. Также увеличены штрафы за недобросовестную рекламу услуг по предоставлению кредитов и займов, за данное правонарушение могут привлечь и микрофинансовые организации.

Федеральным законом от 06.04.2024 N 78-ФЗ внесены изменения в статьи 3.5 и 14.3 КоАП РФ, направленные на ужесточение ответственности за ненадлежащую рекламу.

Речь идет о рекламе кредитов и рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.

  • Нарушения установленных требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (например, смс-сообщения, звонки, электронные письма и пр., направляемые без согласия адресата или с использованием  автодозвона, авторассылки), выделены в отдельный состав. Штраф за данное правонарушение может составить: для граждан от 10  до 20 тысяч  рублей; для должностных лиц – от 20 до 100 тысяч  рублей; для юрлиц – от 300 тысяч  до 1 миллиона рублей.
  • Ответственность за недобросовестную рекламу услуг по предоставлению кредитов и займов распространена на микрофинансовые организации. Размеры штрафов за рассматриваемое правонарушение увеличены и составят: для должностных лиц от 40 до 100 тысяч рублей (ранее от 20 до 50 тысяч рублей); для юрлиц – от 600 тысяч до 1,6 млн рублей (ранее от 300 до 800 тысяч рублей). При этом уточнен состав данного правонарушения: привлечение к ответственности осуществляется при распространении рекламы с нарушением требования о предоставлении информации о диапазонах значений полной стоимости кредита (займа) до предоставления информации о процентных ставках и о ее указании шрифтом, размер которого не менее, чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Изменения вступают в силу  17 апреля 2024 года.

На заметку: ознакомиться с поправками в части привлечения к административной ответственности можно в Обзоре: «Основные изменения в КоАП РФ в 2024 году» (КонсультантПлюс, 2024).

 

Приватизация государственного и муниципального имущества: изучаем поправки с 6 апреля 2024 года

Возможности: уменьшение минимальных обязательных сроков нахождения недвижимого имущества в аренде у субъектов МСП с двух лет до одного года позволит сократить их расходы на арендную плату.
Риски: за уклонение или отказ покупателя либо лица, признанного единственным участником продажи по минимально допустимой цене, от заключения договора купли-продажи государственного или муниципального имущества с 1 июля 2024 года предусматривается штраф в размере минимальной цены за вычетом суммы задатка.

Федеральным законом от 06.04.2024 N 76-ФЗ внесен ряд поправок, касающихся приватизации государственного и муниципального имущества.

Документом изменяются:

  • Условия, при которых субъекты МСП имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности по рыночной стоимости. Установлено, что на день подачи заявления арендуемое имущество должно находиться во временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно в течение 1 года и более (ранее – минимальный срок составлял 2 года) в соответствии с договорами аренды такого имущества.
  • Такой способ продажи государственного или муниципального имущества, как продажа без объявления цены. Вместо данного способа приватизации с 1 июля 2024 года вводится новый – продажа по минимально допустимой цене. Приватизация публичного имущества по минимально допустимой цене осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже по минимально допустимой цене минимальная цена имущества устанавливается в размере 5% от цены первоначального предложения. Если цена первоначального предложения больше 20 млн рублей, то минимальная цена публичного имущества устанавливается в размере 10% от такой цены первоначального предложения.
  • Содержание соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, объектом которых являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения их функционирования. Если в соглашении установлено обязательство публичного партнера по возмещению при досрочном прекращении соглашения частному партнеру дополнительных расходов или недополученных доходов по соглашению или по иным выплатам в связи с таким прекращением, то соглашение должно содержать порядок и сроки возмещения таких расходов (доходов) или таких выплат. Действие указанного положения распространяется на соглашения, заключенные с 29 июня 2018 года. Соглашения, не соответствующие указанному требованию, подлежат приведению в соответствие до 6 октября 2024 года.

Изменения вступили в силу с 6 апреля 2024 года, за исключением положений о продаже государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене, которые вступают в силу с 1 июля 2024 года.

 

Правительство определило порядок рассмотрения заявок об использовании результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателей

Возможности: с 4 апреля 2024 года российские компании, которым иностранные патентообладатели отказали в праве использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, могут обратиться в специальную подкомиссию за получением решения об использовании результатов интеллектуальной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 27.03.2024 N 380 определен порядок осуществления деятельности подкомиссии по вопросам использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов для обеспечения экономической безопасности государства.

Задачами подкомиссии являются:

  • рассмотрение заявок об использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов без согласия патентообладателей с уведомлением их об этом в кратчайший срок и с выплатой им соразмерной компенсации российских юрлиц, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и (или) граждан РФ превышает 75%;
  • подготовка решений об использовании результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателей с уведомлением их об этом в кратчайший срок и с выплатой им соразмерной компенсации.

Также вносятся изменения в Методику определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты. Размер компенсации для патентообладателей, связанных с недружественными организациями, будет составлять 0,5% фактической выручки от использования соответствующего технического решения. Выплата должна осуществляться через специальные рублевые счета типа «О», которые открывает заявитель для перечисления средств за пользование тем или иным патентом. Плата должна быть перечислена не позднее 30 дней со дня окончания календарного года, в котором получена фактическая выручка.

Согласно Информации Минпромторга от 05.04.2024 года подкомиссия будет действовать по принципу одного окна для российских компаний, которым иностранные патентообладатели необоснованно отказали в праве использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. В процессе подготовки решения о получении права пользования чьим-либо патентом:

– проверяются экономические и производственные возможности заявителя для использования запрашиваемой технологии;

– делается вывод о наличии на российском рынке товаров, в которых уже использованы такое изобретение, полезная модель или промышленный образец, товары-субституты;

– анализируется корректность запрашиваемых патентов для производства предлагаемой продукции, состояние конкуренции и в ряде случаев ценообразование на соответствующем товарном рынке;

– оценивается значимость технологии для соответствующей отрасли.

Корректно оформленная заявка, поданная в Минэкономразвития России с соблюдением всех необходимых требований и поддержанная больше чем половиной органов власти, участвующих в рассмотрении, будет представлена подкомиссии в пределах 40 рабочих дней (срок может быть продлен не более чем на 30 дней).

Постановление Правительства РФ от 27.03.2024 N 380 вступило в силу 4 апреля 2024 года.

 

Как направить в налоговые органы электронную доверенность на представителя: разъясняет ФНС

Возможности: до 28 февраля 2025 года действует переходный период, когда электронные доверенности для взаимодействия с налоговыми органами могут представляться как по формату 5.01, так и по формату 5.02.

Для электронных доверенностей, применяемых для взаимодействия с налоговыми органами, предусмотрено два формата:

– формат 5.01, утвержденный Приказом ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ (утратил силу);

– формат 5.02, утвержденный Приказом ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-26/648@ (действующий).

На официальном сайте в разделе «Часто задаваемые вопросы» ФНС сообщила, что электронные доверенности для взаимодействия с налоговыми органами оформляются по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-26/648@ (формат 5.02). Однако до 28 февраля 2025 года действует переходный период, когда возможно представление электронных доверенностей, оформленных по формату 5.01, утвержденному Приказом ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@. Данный переходный период установлен Письмом ФНС России от 18.12.2023 N ЕА-4-26/15789@.

На заметку: формат версии 5.02, в отличие от формата 5.01, предоставляет возможность создания электронной доверенности с возможностью последующего передоверия, а также предоставления полномочий нескольким уполномоченным представителям.

Когда организации нужна доверенность в налоговые органы и в каком виде ее представлять, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.