Продлен период, когда за ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах не будут начислять пени

Возможности: до конца 2024 года за ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах налоговые органы не начисляют пени, но при достаточном размере положительного сальдо ЕНС.

С 1 января по 31 декабря 2023 года действовало послабление, согласно которому не начислялись пени на сумму недоимки в размере, не превышающем в соответствующий календарный день размер положительного сальдо ЕНС, увеличенный на сумму, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов указанного лица (Постановление Правительства РФ от 29.03.2023 N 500). Теперь этот период продлен до 31 декабря 2024 года (Постановление Правительства РФ от 26.12.2023 N 2315).

ФНС дополнительно разъясняла, что при указанных выше условиях пени не начисляются в случаях, когда налогоплательщик допустил ошибки при формировании уведомления об исчисленных налогах или не направил его вовсе. Таким образом, до 31 декабря 2024 года пени не начисляются при достаточном размере положительного сальдо ЕНС.

В Информации от 30.06.2023 ФНС России отметила, что такое послабление дает налогоплательщикам дополнительные возможности для сверки данных по своим операциям с информацией налогового органа и уплаты задолженности. Кроме того, при выявлении ошибки налогоплательщик может представить корректное уведомление об авансовых платежах или подать заявление на розыск платежа.

На заметку: какие действия может предпринять инспекция, если выявит недоимку по налогу, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Экологические обязанности бизнеса: изучаем изменения 2024 года

Риски: с 31 декабря 2023 года внесены уточнения в правила представления отчетности о выполнении нормативов утилизации, расчет и уплату экологического сбора в отношении товаров и упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Возможности: с 1 сентября 2024 года исключена обязанность юрлиц и ИП ставить на учет объекты НВОС IV категории.

Федеральный закон от 25.12.2023 N 622-ФЗ вносит поправки в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в иные законодательные акты. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением статьи о представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации и о расчете и уплате экологического сбора в отношении товаров и упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года. Для данной статьи предусмотрен срок вступления в силу 31 декабря 2023 года.

В частности, Федеральным законом от 25.12.2023 N 622-ФЗ:

– уточняется, что постановке на государственный учет подлежат объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относящиеся к объектам I–III категорий (п. 15 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2023 N 622-ФЗ). До внесения изменений было установлено, что все объекты, которые соответствуют Критериям отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории, подлежат постановке на государственный учет;

– установлено, что ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом I категории, в случае если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий, допускается при условии наличия программы повышения экологической эффективности в случае установления и (или) изменения технологических показателей наилучших доступных технологий после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения экспертизы проектной документации в отношении указанного объекта (подп. «б» п. 9 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2023 N 622-ФЗ);

– корректируются особенности утверждения и одобрения программы повышения экологической эффективности (подп. «б» п. 13 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2023 N 622-ФЗ), а также порядок внесения изменений в программу повышения экологической эффективности (подп. «е» п. 13 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2023 N 622-ФЗ)

На заметку: подробнее об экологическом сборе Вы можете узнать в Готовом решении: Как рассчитать и уплатить экологический сбор (КонсультантПлюс, 2023). Что относится к объектам НВОС, рассказано в Готовом решении: Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (КонсультантПлюс, 2023).

 

Обновлены правила получения сведений СФР для назначения и выплаты пособий

Возможности: с 4 января 2024 года действуют обновленные правила получения СФР сведений. Страхователь-работодатель не будет обязан размещать сведения о выплатах от другого страхователя, а данные о выплатах застрахованного лица СФР сам будет направлять страхователю-работодателю, чтобы тот мог начислить больничный за первые три дня.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2023 N 2312 вносит изменения в Правила получения СФР сведений и документов для назначения и выплаты пособий.

С 4 января 2024 года вступают в силу следующие изменения:

  • Страхователь будет предоставлять СФР недостающие сведения с помощью электронного документооборота в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения.
  • Для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком СФР будет использовать данные о зарплате и иных выплатах из сведений персонифицированного учета.
  • Исключается правило о том, что страхователь размещает в информсистеме СФР сведения о выплатах застрахованному лицу, которые включались в базу для начисления взносов на ВНиМ, за расчетный период у этого страхователя, а также у другого, если в таком периоде застрахованное лицо работало у другого страхователя.
  • Данные о выплатах застрахованного лица СФР будет направлять страхователю, чтобы тот мог начислить больничный за первые три дня.
  • Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам СФР должен будет использовать сведения из Единой государственной информационной системы социального обеспечения и сведения из Федерального реестра инвалидов о наличии у застрахованного лица инвалидности.

На заметку: какие сведения подаются в СФР, Вы можете узнать из Готового решения: Что нужно делать работодателю для выплаты пособий, в том числе напрямую из СФР (КонсультантПлюс, 2023).

 

С 2025 года социальное пособие на погребение будут выплачивать напрямую из СФР

Возможности: с 1 января 2025 года социальное пособие на погребение будут выплачивать напрямую из СФР, организации-страхователю не нужно будет предоставлять данное пособие.

Подписан Федеральный закон от 25.12.2023 N 635-ФЗ, который вносит поправки в том числе в Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

Так, с 1 января 2025 года вступают в силу следующие изменения.

  • Услуги по погребению оказываются специализированной службой на основании выписки о выборе услуг, представленной лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего. Для получения выписки необходимо обратиться в СФР с заявлением лично или в электронной форме с помощью Портала госуслуг. В день обращения СФР на основании сведений, поступающих из реестра ЗАГС, представит выписку, с которой будет возможно обращение в специализированную службу за услугой погребения. Стоимость предоставленных услуг возмещается специализированной службе в размере, не превышающем 7 793, 48 руб., с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля.
  • Если погребение осуществлялось за счет средств лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, ему выплачивается социальное пособие на погребение. Для назначения пособия заявление подается лично в СФР или в электронной форме с использованием Портала госуслуг не позднее 6 месяцев с даты регистрации смерти. Социальное пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 7 793, 48 руб., с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля. Размер социального пособия на погребение определяется на дату составления записи акта о смерти и по последнему месту жительства умершего, а при отсутствии места жительства – по месту государственной регистрации смерти.
  • Также установлены основания для отказа в назначении социального пособия на погребение:
  1. установление в отношении умершего факта назначения пособия или предоставления услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению;
  2. наличие недостоверных данных в заявлении о назначении пособия;
  3. непредставление заявителем документа о смерти, выданного компетентным органом иностранного государства, если смерть случилась на территории иностранного государства и зарегистрирована его компетентным органом;
  4. обращение с заявлением о назначении пособия произведено по истечении 6 месяцев с даты смерти.
  • В связи с переходом на прямую выплату социального пособия на погребение через СФР страхователю-работодателю не нужно будет предоставлять пособие, получать возмещение расходов на него и предъявлять в СФР документы, которые связаны с такими затратами.

На заметку: как организации-страхователю выплатить и учесть пособие на погребение в 2023 и 2024 годах, рассказано в Готовом решении: Как выплатить пособие на погребение (КонсультантПлюс, 2023).

 

Налог на имущество организаций по среднегодовой стоимости: как определить стоимость ОС, если оплата произведена неденежными средствами

Риски: если при покупке ОС в договоре есть условие об оплате неденежными средствами, то при установлении первоначальной стоимости ОС такие затраты считают по справедливой стоимости.

В Письме от 19.12.2023 N БС-4-21/15877@ ФНС России направляет разъяснения Минфина о том, как определяется стоимость приобретенного ОС для налога на имущество, если в договоре имеется условие об оплате ОС неденежными средствами.

Речь идет о ситуации, когда налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость (ст. 375 НК РФ). При определении налоговой базы ОС учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете ОС оценивается по первоначальной стоимости, а первоначальной стоимостью считается общая сумма связанных с ОС капитальных вложений, осуществленных до признания ОС в бухгалтерском учете (п. 12 ФСБУ 6/2020). Также первоначальная стоимость ОС увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением ОС (п. 24 ФСБУ 6/2020).

Капитальные вложения, в свою очередь, признаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление ОС (п. 9 ФСБУ 26/2020). Затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений.

При осуществлении капитальных вложений по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами, фактическими затратами (в части оплаты неденежными средствами) считается справедливая стоимость передаваемого имущества, имущественных прав, работ или услуг (п. 13 ФСБУ 26/2020).

Для целей ФСБУ 26/2020 справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности, – МСФО 13.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, если при покупке ОС в договоре есть условие об оплате неденежными средствами, то на основании п. 13 ФСБУ 26/2020 фактическими затратами (в части оплаты неденежными средствами), учитываемыми при определении первоначальной стоимости ОС, считается справедливая стоимость передаваемого имущества (работ, услуг). Справедливую стоимость по правилам МСФО 13 определяют на основании рыночных данных.

На заметку: как в бухгалтерском учете оценивать основные средства, приобретенные на условиях оплаты неденежными средствами, Вы можете узнать из Готового решения: Как при применении ФСБУ 6/2020 и 26/2020 принять к учету основные средства, приобретенные на условиях оплаты неденежными средствами (КонсультантПлюс, 2023).

 

Можно ли передать по доверенности право подписи документов сотруднику, если в его трудовом договоре не закреплены такие полномочия, и что с учетом расходов по таким документам

Возможности: руководитель организации вправе доверить подписание документов, в том числе договорных, любому работнику организации по доверенности. Отсутствие в трудовом договоре работника сведений о том, что он наделен правом подписания документов, по мнению эксперта ФНС России, не повлечет налоговых последствий.

Доверенность на подписание договоров может выдаваться лицу в простой письменной форме с подписью руководителя общества или иного лица, уполномоченного учредительными документами. Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В Консультации от 05.12.2023 эксперт ФНС России отвечает на вопрос, может ли руководитель передать право подписи документов по доверенности сотруднику, если у сотрудника в трудовом договоре не отражены такие полномочия, и будут ли договоры, подписанные таким сотрудником, признаны для учета расходов в целях налогообложения.

Положения ГК РФ о представительстве не требуют отражения (дублирования) полномочий, предоставляемых по доверенности, в трудовом договоре в случаях, когда доверенность выдается организацией своему работнику.

При расчете налога на прибыль можно учесть расходы, которые одновременно отвечают следующим требованиям (п. 1 ст. 252 НК РФ):

Для документального подтверждения расходов у организации должны быть документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ. Учитывая, что положения НК РФ не содержат самостоятельных требований к доверенностям на подписание документов, используемых для целей налогообложения, то, по мнению эксперта ФНС России, документы, в том числе договоры, подписанные на основании надлежащим образом оформленной доверенности, могут использоваться в целях подтверждения расходов по налогу на прибыль организаций. Дублировать полномочия, предоставленные на основании доверенности, в трудовом договоре не требуется.

На заметку: пример формулировки для доверенности на подписание договоров Вы можете взять из Готового решенияе: Как организации оформить доверенность на подписание договоров (КонсультантПлюс, 2023).

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ФНС сообщает об особенностях зачета переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ

Риски: при превышении суммы зачета над суммой налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, остаток денежных средств не возвращается на ЕНС (отражается в отдельной карточке налоговых обязанностей) до тех пор, пока налогоплательщик не напишет заявление об отмене зачета или до образования долга.

Если сумма ЕНП на ЕНС превышает совокупную обязанность, то образуется положительное сальдо, которое можно зачесть или вернуть, подав заявление в налоговый орган. Заявление о зачете денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, представляется в налоговый орган по месту учета в электронной форме с усиленной КЭП по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Порядок зачета положительного сальдо ЕНС представлен в Письме ФНС России от 12.04.2023 N КЧ-4-8/4516@. Подробнее о нем рассказано в обзоре на нашем сайте.

С зачтенной суммой может произойти следующее:

1) в случае наступления срока уплаты, указанного в заявлении, денежные средства будут учтены в счет уплаты конкретного налога;

2) при возникновении отрицательного сальдо ЕНС у налогоплательщика (до наступления срока уплаты по заявлению) денежные средства будут зачтены в образовавшуюся задолженность;

3) в случае подачи заявления об отмене зачета денежные средства будут зачислены на ЕНС в качестве ЕНП.

В Письме от 15.12.2023 N СД-4-8/15744 ФНС России дополнительно сообщает об особенностях зачета положительного сальдо на уплату налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.

ФНС отмечает, что в случае, когда сумма произведенного зачета превышает сумму начислений, остаток денежных средств подлежит отражению в отдельной карточке налоговых обязанностей (ОКНО) и не учитывается в качестве ЕНП. Данный механизм также действует в случае отсутствия в ОКНО начислений по сроку уплаты, указанному в заявлении о зачете.

Денежные средства, отраженные в ОКНО в результате осуществления зачета по заявлению, могут быть признаны в качестве ЕНП в случае представления налогоплательщиком заявления об отмене зачета или образования долга.

На заметку: как организации или ИП зачесть положительное сальдо на ЕНС, рассказано в Готовом решении: Как осуществляются зачет и возврат сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета (КонсультантПлюс, 2023).

 

Налог на прибыль: утверждены правила проверки соответствия перечню НИОКР для применения коэффициента 1,5

Возможности: с 1 февраля 2024 года утверждены правила подтверждения соответствия выполненных разработок перечню НИОКР для использования коэффициента 1,5 при расчете налога на прибыль.

Расходы на НИОКР, которые  включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, налогоплательщик может включить в состав прочих расходов или в первоначальную стоимость НМА в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2023 N 2235 утверждены правила подтверждения соответствия выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) данному Перечню и размещения такой информации в государственной информационной системе. Правила  начнут применяться с 1 февраля 2024 года.

  • По новым правилам организация, осуществляющая расходы на НИОКР, должна разместить отчет в кабинете налогоплательщика, затем направить данный отчет в экспертную организацию через государственную информсистему.
  • В течение 20 рабочих дней после направления отчета с экспертной организацией заключается договор возмездного оказания услуг, по которому экспертная организация должна будет провести оценку соответствия научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок Перечню НИОКР.
  • В договоре в том числе описывают критерии и порядок проведения оценки, сроки оценки и подготовки заключения, а также случаи, когда можно корректировать документ. При этом сроки оценки не должны превышать 60 календарных дней со дня подачи отчета.
  • Подтверждение соответствия проводится на платной основе.
  • Экспертное заключение будет отражаться в кабинете налогоплательщика.
  • В случае получения отрицательного экспертного заключения организация вправе направить на повторное рассмотрение доработанный отчет либо оспорить экспертное заключение в суде.
  • В случае получения положительного заключения в течение 10 рабочих дней отчету присваивается регистрационный номер, который подтверждает соответствие Перечню НИОКР.

Минобрнауки в шестимесячный срок со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 21.12.2023 N 2235 утвердит:

  • правила формирования реестра организаций, уполномоченных осуществлять оценку отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках;
  • правила определения размера платы за проведение оценки отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

До формирования указанного реестра оценку отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках, а также подготовку в рамках указанной оценки экспертных заключений осуществляет ФГБУ «Российская академия наук».

На заметку: подробно о применении повышающего коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР рассказано в Готовом решении: Как учесть расходы на НИОКР в налоговом учете (КонсультантПлюс, 2023).

 

С 1 января 2024 года появится новый инвестиционный вычет по налогу на прибыль

Возможности: вычет можно будет применять по решению субъекта РФ в размере до 25% расходов на капитальные вложения в рамках соглашений о реализации инвестиционных проектов с господдержкой в форме вычета. В частности, это проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики.

В редакции НК РФ, действующей до 2024 года, в ст. 286.1 НК РФ нет четкой привязки вычета к инвестиционным проектам, а также отсутствуют единые критерии применения вычета на региональном уровне, что не способствует росту инвестиций. В связи с этим подписан Федеральный закон от 25.12.2023 N 629-ФЗ, вносящий поправки в налоговое законодательство в части корректировки правил предоставления инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль.

Налогоплательщику дадут право применять вычет в виде расходов на капитальные вложения по соглашениям о реализации инвестиционных проектов, сведения о которых есть в реестре проектов с государственной (муниципальной) поддержкой. Это станет возможным по решению субъекта РФ. Вычет можно будет применить к расходам, составляющим первоначальную стоимость ОС или величину изменения первоначальной стоимости ОС, осуществленных в рамках соглашения о реализации такого инвестиционного проекта. К вычету может быть принято не более 25% расходов.

Условия применения нового вычета:

– на него имеют право организации, которые реализуют инвестиционные проекты из реестра проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики РФ либо проекты по критериям Правительства РФ. Оно установит форму соглашения, его обязательные условия, порядок заключения и расторжения;

– в вычет войдут только капитальные затраты в рамках реализации инвестиционного проекта, но не более 25% от их общего объема;

– новый вычет нельзя совмещать с вычетом в виде расходов на покупку и модернизацию ОС по одним и тем же объектам;

– вычет применяется к ОС, которые введены в эксплуатацию либо первоначальная стоимость которых изменена не позже 5 лет с даты заключения соглашения;

– ставка налога для расчета предельной величины вычета – не более 10%;

– организации, применяющие вычет, не вправе использовать его по иным основаниям;

– вычет нельзя применять юрлицам, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений.

Изменения вступят в силу с 1 января 2024 года.

На заметку: какие инвестиционные вычеты по налогу на прибыль на данный момент действуют в каждом субъекте РФ, Вы можете узнать из Справочной информации: «Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль в субъектах Российской Федерации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс).

 

Организация переезжает раньше, чем кончается договор аренды: можно ли учесть в расходах оплату аренды за это время и принять НДС к вычету

Возможности: по мнению эксперта ФНС, при переезде в новый офис до расторжения договора аренды организация имеет право одновременно учитывать расходы на арендную плату как за новый офис, так и за старый в целях налогообложения прибыли и принятия к вычету НДС.

В Консультации от 06.12.2023 эксперт ФНС России отвечает на вопрос, можно ли принять НДС к вычету и признать обоснованными затратами для налога на прибыль арендные платежи за офис, из которого организация съехала за два месяца до окончания договора аренды, в связи с тем, что расторжение договора аренды экономически неэффективно, так как предусмотренные штрафные санкции выше оставшейся арендной платы.

Эксперт ФНС России приводит мнение Минфина и Конституционного суда РФ по поводу понятия экономической целесообразности при учете  расходов. Как указал КС РФ, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности организации (абз. 5 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П).

Указанный подход к оценке обоснованности расходов разделяет Минфин России, согласно позиции которого налогоплательщик осуществляет деятельность самостоятельно на свой риск и вправе сам оценивать ее эффективность и целесообразность (Письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-03-06/1/38489).

Учитывая условия договора аренды, которые могут предусматривать начисление штрафных санкций, расторжение договора досрочно нецелесообразно с точки зрения ведения предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли. По мнению эксперта ФНС России, вопрос сохранения договорных арендных отношений относится к сфере усмотрения организации, а не контролирующих органов.

Положения ст. 252 НК РФ не препятствуют организации одновременно учитывать в целях налогообложения прибыли как расходы на аренду нового офиса, так и расходы на аренду прежнего офиса при условии реальности затрат на аренду.

Суммы НДС, предъявленные организации арендодателями офисов, могут быть приняты к вычету при соблюдении условий ст. 169, п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.

На заметку: как учесть затраты при расчете налога на прибыль, Вы можете прочесть в Готовом решении: Как учитывать операции по договору аренды при расчете налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2023).

 

Минфин напомнил об особенностях вычета по НДС при приобретении ОС

Риски: вычет НДС частями по одному счету-фактуре при покупке ОС, оборудования к установке или НМА заявлять нельзя. По ним нужно заявлять НДС к вычету в полном объеме после их принятия на учет.

Организация имеет право уменьшить сумму НДС, исчисленную к уплате, на сумму вычетов, предъявленных при приобретении товаров, после постановки таких товаров на учет и на основании счета-фактуры от поставщика в течение трех лет (ст. 171172 НК РФ).

В Письме от 01.11.2023 N 03-07-11/104317 Минфин России отвечает на вопрос о том, можно ли организации применить право на вычет по НДС по оприходованному ОС на основании одного счета-фактуры, частями в течение трех лет в разные налоговые периоды.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных при приобретении ОС, оборудования к установке и (или) НМА, указанных в п. 2 и п. 4 ст. 171 НК РФ, производятся после принятия на учет данных ОС, оборудования к установке и (или) НМА в полном объеме.

Таким образом, вычет НДС, предусмотренный п. 2 ст. 171 НК РФ, на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет ОС, оборудования к установке и (или) НМА нормами НК РФ не предусмотрен.

На заметку: аналогичные разъяснения уже были озвучены в Письме Минфина России от 08.10.2021 N 03-07-11/81526.

Подробнее о принятии НДС к вычету при покупке ОС рассказано в Готовом решении: Вычет НДС при приобретении основных средств (КонсультантПлюс, 2023).

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Организация провела предновогоднюю рекламную акцию с раздачей призов. Как удерживать НДФЛ?

Риски: организатору необходимо удержать НДФЛ по повышенной ставке (30% или 35%) с выигрышей и призов, полученных при участии физлиц в рекламных акциях. Если удержать сумму налога при выдаче приза не получается (приз в натуральной форме), то организатор рекламной акции должен не позднее 25 февраля следующего года сообщить об этом участнику акции и в налоговые органы.
Возможности: НДФЛ начисляется с учетом необлагаемой суммы – 4 000 руб. в год на каждого человека.

При проведении рекламной акции с целью рекламы товаров, работ, услуг НДФЛ с выигрышей и призов от участия в ней должен уплачивать ее организатор (пп. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Ставка НДФЛ с выигрыша (приза) в рекламной акции зависит от статуса физлица, который его получает (пп. 2, 3 ст. 224 НК РФ):

  • 35%, если выигрыш (приз) получает налоговый резидент РФ;
  • 30%, если выигрыш (приз) получает налоговый нерезидент РФ.

С каждого выигрыша (приза), выплаченного участнику рекламной акции, нужно исчислить НДФЛ. Налог нужно рассчитать в день выплаты выигрыша (выдачи приза) (подп. 1, 2 п. 1 ст. 223, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Выигрыши и призы от участия в рекламной акции не облагаются НДФЛ, если их сумма не превышает 4 000 руб. на каждого человека за календарный год (п. 28 ст. 217 НК РФ). Организатору акции необходимо следить за тем, кто выигрывает в течение года и какая сумма выплачивается. Исчислять налог нужно, только если общая сумма выигрышей или призов одного человека за год превысила 4 000 руб. (Письмо Минфина России от 01.12.2014 N 03-04-06/61283).

Организатор рекламной акции должен удержать исчисленный НДФЛ при выплате выигрыша победителю. То есть участник получит выигрыш за вычетом суммы налога. Уплатить ее в бюджет нужно в общие сроки посредством ЕНП (п. 7 ст. 6.1, п. п. 1, 2 ст. 58, пп. 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Трудности с удержанием НДФЛ могут возникнуть, если от участия в рекламной акции ее участнику выдается приз в натуральной форме, а не деньгами. Ведь удержать сумму налога при выдаче приза не получится.

В таком случае организатор рекламной акции должен не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сообщить о том, что не может удержать налог, участнику акции и в налоговые органы.

При этом в инспекцию сообщение подается по форме 6-НДФЛ (подп. 1.1 п. 1, п. 2 Приказа ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@, п. 5 ст. 226 НК РФ).

Если же организатор рекламной акции после выдачи приза выплачивает денежные суммы тому же участнику акции, то он удерживает исчисленный с суммы приза НДФЛ из таких выплат. При этом удерживать следует не более 50% от суммы дохода в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если организатор мог удержать налог из выплаченных физическому лицу денежных средств, но не сделал этого, ему грозят пени и штраф по ст. 123 НК РФ (пп. 2, 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Как отразить в отчетности НДФЛ с выигрышей и призов в рекламной акции, рассказано в Готовом решении: Как облагаются НДФЛ выигрыши и призы (КонсультантПлюс, 2023).

 

Как с 1 января 2024 года учитывать в бухучете расходы будущих периодов в связи с новыми правилами учета НМА?

Риски: в связи с началом применения ФСБУ 14/2022 появятся новые виды НМА, которые в 2023 году можно было учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Возможности: организация может утвердить лимит стоимости «малоценных» НМА для единовременного списания затрат на их приобретение (создание).

Расходы будущих периодов (РБП) – это затраты, которые надо списывать постепенно, но нельзя учесть как ОС или НМА (Письмо Минфина от 12.01.2012 N 07-02-06/5).

В бухучете с 1 января 2024 года у большинства организаций РБП не останется, поскольку затраты на лицензионное ПО станут НМА или будут списываться единовременно. РБП будут только у отдельных фирм, например у подрядчиков при строительных работах. В учете РБП сначала относят на счет 97, а затем списывают на счета затрат.

Отметим, что в связи с переходом на учет НМА по ФСБУ 14/2022 в учетной политике можно установить лимит стоимости для «малоценных» НМА. Это позволит сократить количество объектов НМА и избавиться от несущественных НМА в учете. Так будет учтено требование рациональности, поскольку в ФСБУ 14/2022 признаки НМА очень широкие и им могут соответствовать многие активы, которые ранее можно было учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов». В любом случае придется организовать контроль как за «малоценными» НМА, так и за результатами интеллектуальной деятельности (средствами индивидуализации), не отвечающими признакам НМА (например, по сроку полезного использования);

На заметку:  как сформировать раздел «Нематериальные активы» учетной политики для целей бухгалтерского учета при применении ФСБУ 14/2022, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.