Вопрос: у меня вопрос по расследованию НС с сотрудником по договору о предоставлении труда. Согласно 341.4, мы как принимающая сторона должны провести расследование. Вопрос в том, кто должен утвердить акт Н1 и кто должен направить уведомление в ФСС и ГИТ о несчастном случае? На ком лежит обязанность проведения медосмотров и СОУТ? Каковы риски принимающей стороны, и как их можно избежать? Работников предоставляет частное агентство занятости.

Ответ: по условиям договора о предоставлении персонала принимающей стороне необходимо соблюдать установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, что следует из п. 11 ст. 18.1 Закона о занятости.

Так, несчастный случай с «чужим» работником, направленным для работы у принимающей стороны и участвовавшим в ее производственной деятельности, должна расследовать комиссия, образованная принимающей стороной. В ее состав должен войти представитель работодателя, направившего работника. Независимо от того, будет ли представитель присутствовать при расследовании, на сроки его проведения это не должно влиять. К таким выводам можно прийти из анализа ст. 341.4, ч. 5 ст. 229 ТК РФ.

Порядок выполнения принимающей стороной остальных обязанностей в области охраны труда на сегодняшний день законодательно не определен. В такой ситуации, полагаем, действия принимающей стороны должны быть аналогичны действиям работодателя.

Иными словами, несмотря на отсутствие непосредственных трудовых отношений между работником и принимающей стороной, принимающая сторона должна расследовать и оформлять всю необходимую документацию, связанную с несчастным случаем в установленном порядке (См.: Готовое решение: Как расследовать и оформить несчастные случаи на производстве (КонсультантПлюс, 2023)). Аналогичного подхода придерживается Онлайнинспекция РФ (онлайн сервис Роструда).

Однако помимо обязанностей, связанных с расследованием несчастного случая на производстве, трудовым законодательством предусмотрены и иные многочисленные обязанности работодателя, связанные в том числе с проведением инструктажей по охране труда, проведением предварительного и периодического медицинского осмотра и т.д.

Регулирование порядка распределения между направляющей и принимающей сторонами организационных обязанностей в сфере охраны труда (обучение, инструктажи, проведение стажировки и проверки знаний и др.) в действующем законодательстве отсутствует. Отсутствие в законодательстве регулирования вопроса о том, как распределяются полномочия работодателя в данных ситуациях, приводит к спорам.

Так, рассматривая спор между принимающей стороной и государственным инспектором труда, Южно-Сахалинский городской суд в решении от 22.09.2016 N 12-1442/2016 по делу N 12-1442/2016 пришел к выводу о том, что обязанность по прохождению обучения и проверке знаний требований охраны труда, а также обязательного медицинского осмотра, предоставлению средств индивидуальной защиты лежит на принимающей стороне, так как именно принимающая сторона осуществляет допуск до работы.

За указанные нарушения организацию привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В некоторых случаях стороны, желая избежать споров и наложения штрафов в будущем, подробно распределяют обязанности по охране труда между собой в договоре о предоставлении труда работников (персонала).

Таким образом, ввиду отсутствия законодательного регулирования данного вопроса, чтобы избежать рисков, в договоре предоставления персонала следует подробно прописать распределение обязанностей по охране труда между направляющей и принимающей сторонами.

Также обращаем ваше внимание, что в п. 13 ст. 18.1 Закона о занятости определены также дополнительные запреты для ситуаций, когда привлекаются работники частных агентств занятости, в частности нельзя использовать их труд, если условия труда на рабочих местах в соответствии с законодательством РФ отнесены к вредным 3 или 4 степени либо опасным (пп. 2 п. 13 ст. 18.1 Закона о занятости).

В отношении же юридического лица, не являющегося частным агентством занятости, но имеющего в соответствии с законом право осуществлять деятельность по предоставлению труда работников аффилированным лицам, данное ограничение не установлено, то есть работник при его согласии может быть направлен на работы во вредных условиях любой степени.