ФНС разъяснила новшества в части сдачи декларации по налогу на имущество организаций с 1 января 2024 года

Возможности: благодаря изменению срока подачи декларации по налогу на имущество за 2023 год, не придется подавать уведомление об исчисленной сумме налога на имущество, так как декларацию нужно будет сдать перед уплатой налога.

С 1 января 2024 года срок сдачи годовой декларации по налогу на имущество перенесен на 25 февраля (ранее — 25 марта). Такое изменение было внесено в НК РФ Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ. Подробнее с его положениями можно ознакомиться в обзоре на нашем сайте.

В Информации от 12.10.2023 ФНС разъяснила, что по действующему законодательству обязанность по уплате налога установлена до представления налоговой декларации — не позднее 28 февраля следующего за отчетным года, а срок представления декларации – не позднее 25 марта того же года. При этом вместе с декларацией есть обязанность представить уведомление об исчисленной сумме налога.

Благодаря внесенным изменениям данное уведомление предоставлять будет не нужно, так как обязанность по уплате налога (28 февраля) будет следовать за представлением декларации (25 февраля).

Также ФНС напомнила, что с 1 марта на 1 февраля перенесен предельный срок для возможного направления в налоговый орган по субъекту РФ уведомления о порядке представления налоговой декларации. Также сокращен предельный срок рассмотрения налоговым органом такого уведомления с 30 дней до 10 дней. Поэтому до подачи декларации организация сможет выбрать ИФНС в пределах субъекта РФ, в которую будет направлять декларацию в отношении всех объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, расположенных в муниципальных образованиях, обслуживаемых разными инспекциями.

На заметку: подробнее о подаче такого уведомления можно узнать в Готовом решении: Подача единой декларации и централизованная уплата налога на имущество организаций (КонсультантПлюс, 2023).

 

Вправе ли налоговые органы сократить сроки камеральной проверки по просьбе организации

Риски: сокращение сроков рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки не предусмотрено НК РФ, поэтому налоговый орган не вправе удовлетворить ходатайство организации о сокращении сроков рассмотрении материалов, даже при отсутствии возражений.

Камеральные проверки проводятся налоговыми органами на основе сданных деклараций (расчетов), а также документов, которые представили сами организации и которые имеются у проверяющих. Если по результатам камеральной проверки обнаружены нарушения, то проверяющие составляют акт, на который организация может подать возражения.

В Консультации от 03.10.2023 эксперт региональной УФНС разобрал ситуацию, в которой организация, согласившись с актом камеральной проверки, направила письмо в налоговый орган с просьбой рассмотреть материалы налоговой проверки в более короткие сроки, чем это предусмотрено налоговым законодательством.

Так, согласно действующему законодательству, существенное значение имеет не факт представления налогоплательщиком возражений или отсутствия таковых, а соблюдение им месячного срока, которое позволяет максимально учесть права налогоплательщика при проведении налоговой проверки. В том числе пересмотреть и дополнить ранее заявленную позицию. Сокращение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому, по мнению эксперта региональной УФНС, налоговый орган не вправе удовлетворить ходатайство организации о сокращении сроков рассмотрении материалов, даже при отсутствии возражений.

На заметку: ознакомиться с порядком, сроками и существенными обстоятельствами проведения камеральной проверки можно в Готовом решении: Общий порядок проведения камеральной проверки по налогам и страховым взносам (КонсультантПлюс, 2023).

Как представить документы по требованию при камеральной и выездной налоговых проверках смотрите в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Освобождает ли от ответственности следование письмам Минфина или ФНС

Возможности: письма уполномоченного органа, разъясняющие порядок применения законодательства РФ о налогах и сборах, не являются нормативно-правовыми актами и необязательны к исполнению, но если соблюдение разъяснений привело к недоимке, то при определенных условиях налогоплательщика могут освободить от пени и штрафа.
Риски: если соблюдение разъяснений уполномоченного органа привело к недоимке, то саму сумму недоимки нужно будет заплатить в бюджет.

Разъяснения по вопросам налогообложения вправе давать следующие госорганы (п. 1 ст. 30, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. п. 1, 2 ст. 34.2 НК РФ, п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, Письма Минфина России от 17.12.2018 N 03-15-06/91817, от 13.01.2005 N 03-02-07/1-1):

  1. Минфин России
  2. Финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований РФ;
  3. Налоговые органы
  4. Таможенные органы

В Письме от 31.08.2023 N 03-03-06/1/83218 Минфин напоминает, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам налогообложения, предоставленных налоговым или другим уполномоченным органом, признается обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения.

На заметку: письма финансового ведомства, разъясняющие порядок применения законодательства РФ о налогах и сборах, не являются нормативно-правовыми актами. Но если налогоплательщик опирался на полученные разъяснения и это привело к недоимке, то его могут освободить от пени и штрафа, если такие разъяснения были адресованы (пп. 3 п. 7 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ):

От уплаты самой недоимки это не освободит (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Перечень обстоятельств, исключающих налоговую ответственность, описан в Готовом решении СПС КонсультантПлюс. О применении писем Минфина по вопросам налогообложения Вы можете прочесть в Готовом решении СПС КонсультантПлюс.

 

После получения компенсации за неиспользованную часть отпуска работник отозвал заявление об увольнении: как предоставить ему отпуск и можно ли удержать выплаченную компенсацию

Риски: в ТК РФ нет правил, по которым компенсация, выплаченная сотруднику, возвращается работником после отзыва заявления об увольнении. До момента пока трудовой договор не расторгнут, работодатель должен представлять работнику его трудовые права, в том числе на ежегодный отпуск.
Возможности: вопросы добровольного возврата выплаченной компенсации в случае отзыва работником заявления об увольнении могут быть урегулированы локальным нормативным актом работодателя, а также разрешены по соглашению работника и работодателя.

Согласно положениям ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме в установленный срок. До истечения данного срока работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, за исключением установленных ТК РФ случаев. В последний день работы работодатель обязан, в частности, произвести с работником окончательный расчет.

В Письме от 18.09.2023 N 14-6/ООГ-5901 Минтруд России отвечает на вопрос правомерности действий работодателя в случае, если работник, получивший компенсацию за неиспользованные дни отпуска, отозвал заявление на увольнение и просит предоставить ему очередной оплачиваемый отпуск в текущем году.

Минтруд напоминает, что если трудовой договор не был расторгнут, то его действие продолжается и, следовательно, работнику предоставляются все права в соответствии с трудовым законодательством, в том числе в части предоставления оплачиваемых ежегодных отпусков и их продолжительности (ч.1 ст. 21, ст. 114116 ТК РФ).

Согласно ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Норм, регулирующих вопросы добровольного возврата выплаченной компенсации в случае отзыва работником заявления об увольнении, ТК РФ не содержит. Минтруд полагает, что данные вопросы могут быть урегулированы локальным нормативным актом работодателя, а также разрешены по соглашению работника и работодателя.

 

Организация покупает автомобиль у физлица: кто платит НДФЛ

Риски: при продаже автомобиля организации именно продавец — физлицо уплачивает НДФЛ и предоставляет декларацию. Такая обязанность физлица прописана в НК РФ, и организация-покупатель не может стать налоговым агентом по НДФЛ.

По общему правилу, физические лица при продаже своего имущества получают доход, облагаемый НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ). Такие доходы физические лица обязаны показывать в налоговой декларации по НДФЛ и самостоятельно уплачивать с них налог (пп. 2 п. 1, п. 2 и п. 3 ст. 228 НК РФ).

При этом доход от продажи автомобиля физическим лицом  не подлежит налогообложению НДФЛ, если автомобиль находился в собственности более трёх лет. Если же автомобиль на момент продажи находился в собственности менее трёх лет, физлицо имеет право на получение имущественного вычета.

В Письме от 18.09.2023 N 03-04-05/88734 Минфин отвечает на вопрос, может ли организация уплатить НДФЛ за физлицо при покупке у него автомобиля, если  такое условие будет прописано в договоре купли-продажи.

На основании п. 2 и п. 3 ст. 228 НК РФ при получении дохода от продажи имущества физлицо самостоятельно исчисляет суммы налога, а также обязано представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию. Таким образом, в НК РФ прямо предусмотрена обязанность физлица исчислить НДФЛ и представить налоговую декларацию при получении им дохода от продажи имущества, в частности, транспортного средства. Организация не признается налоговым агентом по НДФЛ, если покупает имущество у физического лица.

На заметку: о том, как в налоговом учете отразить покупку автомобиля у физического лица, Вы можете прочесть в Готовом решении: Как отразить в налоговом учете покупку автомобиля юридическим лицом (КонсультантПлюс, 2023).

 

СФР утвердил новые правила обмена электронными документами с работодателями

Риски: с 20 октября 2023 года действует новый порядок обмена электронными документами между территориальными органами СФР и страхователями с применением УКЭП.
Возможности: изменения не существенны и связаны с объединением фондов.

Приказом от 30.05.2023 N 931 СФР утвердил порядок и условия обмена электронными документами с работодателями в рамках обязательного социального страхования с применением усиленной квалификационной электронной подписи (УКЭП).

Так, утвержденные правила распространяются на электронные документы, направляемые территориальными органами СФР в адрес страхователей и на документы, которые представляют работодатели по требованиям территориальных органов СФР в рамках:

Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,

Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Согласно новому порядку, документы должны составляться в электронной форме либо формироваться путем преобразования из ранее составленного бумажного документа в электронную форму путем сканирования и подписываются УКЭП органа, выдавшего документ, либо заверяются УКЭП нотариуса.

При формировании документов страхователи могут применять, в том числе бесплатные сервисы информационной системы СФР «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах».

При направлении электронных документов территориальными органами СФР страхователю формируются:

— квитанция подтверждения даты направления территориальным органом СФР документов;

— квитанция подтверждения даты получения работодателем документов из СФР.

Когда страхователь направляет электронные документы в территориальный орган СФР формируются:

— квитанция подтверждения даты направления страхователем документов;

— квитанция подтверждения даты получения территориальным органом СФР документов;

— уведомление о приеме территориальным органом СФР документов;

— уведомление об отказе в приеме территориальным органом СФР документов.

Так, при отправке документов страхователем, дата и время фиксируется в квитанции подтверждения даты направления. При отсутствии или наличии оснований для отказа в приеме электронных документов, территориальный орган СФР направит страхователю соответствующее уведомление. Например, в приеме документов могут отказать, если электронный документ не соответствует запросу СФР.

Данный порядок вступает в силу с 20 октября 2023 года и отменяет ранее действующий порядок, утвержденный Приказом ФСС РФ от 27.12.2021 N 595. Изменения не существенны и связаны с объединением с 1 января 2023 года ПФР и ФСС РФ в единый СФР.

На заметку: как представить документы в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по требованию СФР рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Минфин напомнил, когда в целях налога на прибыль нельзя учесть расходы на оплату товаров или услуг самозанятых

Риски: при отсутствии чека от самозанятого, расходы на оплату его товаров (работ, услуг) не могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

Расходы учитываются при расчете налога на прибыль, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и не упомянуты в ст. 270 НК РФ (ст. 252 НК РФ).

Подтверждают расходы первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены налогоплательщиком.

В Письме от 28.08.2023 N 03-03-06/1/81571 Минфин напоминает, что при отсутствии подтверждающего расходы документа расходы не могут быть признаны как документально подтвержденные.

Согласно положениям ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг) у самозанятых, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Следовательно, при отсутствии чека от плательщика НПД расходы на оплату выполненных работ или оказанных им услуг не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

На заметку: ранее Минфин уже озвучивал аналогичную позицию в Письмах от 08.09.2021 N 03-11-11/72631, от 31.03.2021 N 03-11-11/23570, от 26.03.2020 N 03-11-11/24008.

Про подтверждение расходов при взаимодействии с самозанятыми рассказано в Консультации: Как организации документально оформить расчеты с самозанятым гражданином для целей подтверждения расходов по налогу на прибыль? {КонсультантПлюс}.

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Нужно ли на УСН учитывать доход в виде взысканной судом задолженности за товар, если сам товар реализован ещё при применении ОСН

Возможности: если организация на ОСН применяла метод начисления и учла доходы от реализации товара при расчете налога на прибыль, то денежные средства, полученные в результате взыскания дебиторской задолженности после перехода на УСН, не учитываются.
Риски: если находясь на ОСН организация при исчислении налога на прибыль использовала кассовый метод, то полученные суммы взысканной в судебном порядке задолженности за товары, реализованные во время применения ОСН, включаются в налоговую базу по УСН.

В целях исчисления налога по УСН датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

На ОСН при исчислении налога на прибыль организация может использовать как метод начисления (п. п. 1, 2 ст. 271 НК РФ), так и кассовый метод при определенных условиях (п. 1 ст. 273 НК РФ).

В Консультации от 04.10.2023 эксперт территориальной УФНС рассматривает ситуацию, когда организация перешла с ОСН на УСН и получила доход в виде взысканной в судебном порядке задолженности за товар, который реализовала еще при ОСН.

Организации, которые до перехода на УСН использовали метод начисления, при переходе на УСН не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСН, если по методу начисления указанные суммы уже были включены в доходы при расчете налога на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Следовательно, если организация при применении метода начисления при исчислении налога на прибыль учла доходы от реализации товара, то денежные средства, полученные в результате взыскания дебиторской задолженности после перехода на УСН, не учитываются при исчислении налоговой базы по УСН.

В то же время если организация при исчислении налога на прибыль использовала кассовый метод, то полученные суммы включаются в налоговую базу по УСН.

На заметку: подробнее о том, как учитывать дебиторскую задолженность, и о других особенностях перехода с ОСН на УСН Вы можете прочесть в Готовом решении: Как рассчитать налоги в переходный период при переходе с ОСН на УСН (КонсультантПлюс, 2023)

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Как учесть полученную субсидию?

Субсидия — деньги, безвозмездно предоставленные организации из бюджетов на строго определенные цели (ст. 78 БК РФ).

Субсидию на предстоящие затраты надо учитывать в доходах для налога на прибыль в периоде признания затрат в расходах. Так, субсидию на покупку ОС включают в доходы ежемесячно в сумме, равной начисленной амортизации (ст. 271 НК РФ).

Входной НДС по субсидированным затратам к вычету не принимается, а сразу включается в налоговые расходы. Применить вычет можно только в одном случае — в документе на получение субсидии сказано, что она предоставлена на финансирование затрат без НДС (ст. 170 НК РФ).

В бухучете полученную субсидию надо отразить как целевое финансирование, использованную — как доходы будущих периодов. В текущие доходы нужно включить ее тогда, когда будут списаны понесенные за счет нее расходы (п. п. 79 ПБУ 13/2000).

Субсидию на возмещение затрат на оплату товаров и услуг надо включить в налоговые доходы сразу при получении. Если возмещены затраты на покупку ОС, доход признается в той сумме, в какой уже учли эти расходы в налоговом учете. Оставшуюся часть надо включить в доходы равномерно при начислении амортизации (ст. 271 НК РФ).

НДС, принятый к вычету по возмещенным расходам, надо восстановить и списать в расходы. Не надо восстанавливать налог только в одном случае — в документе на получение субсидии сказано, что она предоставлена на возмещение затрат без НДС (ст. 170 НК РФ).

В бухучете субсидию на возмещение текущих затрат надо включить в прочие доходы в полной сумме. А субсидию, компенсирующую покупку ОС, — в сумме, равной начисленной амортизации. Оставшуюся часть надо отнести на доходы будущих периодов и списывать по мере начисления амортизации (п. 10 ПБУ 13/2000).

Примеры учета субсидий обоих видов смотрите в Типовой ситуации: Субсидии: бухучет и налоги (Издательство «Главная книга», 2023) {КонсультантПлюс}.

На УСН полученную субсидию в общем случае учитывают в доходах на дату получения. Если применяется объект «доходы — расходы», то расходы за счет субсидии учитываются в общем порядке в зависимости от того, на что ее потратили (п. 1 ст. 346.15, п. п. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ).

Но есть несколько видов субсидий, у которых особый порядок учета.

Подробнее о налоговом учете субсидий можно узнать в  Готовом решении: Как учесть субсидии для целей налогообложения (КонсультантПлюс, 2023).