Вопрос: При проведении электронного запроса котировок по ФЗ № 44-ФЗ произошло снижение НМЦК более, чем на 25%. Обеспечение исполнения контракта было установлено в размере 5% от НМЦК. Должен ли заказчик в данном случае применять антидемпинговые меры при заключении контракта?

Ответ: Антидемпинг — одна из мер, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, направленных на защиту заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Такие меры позволяют избежать риска необоснованного снижения цены участником, который не имеет реальной возможности исполнить контракт.
Антидемпинговые меры применяются при проведении конкурса или аукциона, когда участник, с которым заключается контракт, предложил цену контракта (сумму цен единиц товара (работы, услуги)) на 25 и более процентов ниже НМЦК (начальной суммы цен единиц товара (работы, услуги)) (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
В электронном запросе котировок указанные меры не предусмотрены и применять их нельзя.
Таким образом, при проведении электронного запроса котировок, если цена снижена на 25% или более от начальной (максимальной) цены (снизили сумму цен единиц товара (работы, услуги) на 25% и более от начальной суммы), антидемпинговые меры применять не нужно.

Дополнительно см.
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

 

Вопрос: необходимо ли заказчику установить в извещении по аукциону по ФЗ № 44-ФЗ на выполнение работ по монтажу систем водопровода, канализации (замена водовода) требования к участнику о членстве в СРО, если это текущие работы, а не капитальный ремонт?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Аналогичные нормы содержаться в ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, осуществление работ по текущему ремонту не требует наличия у участника членства в СРО.
Аналогичный подход содержится в практике ФАС. Например, в Решении Башкортостанского УФАС России от 08.09.2020 N ТО002/06/105-2418/2020 указано, что в ч. 2 ст. 52 ГрК РФ имеется ограниченный перечень работ, а именно работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), которые должны выполняться лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В вышеуказанное статье отсутствуют работы по текущему ремонту. Необходимости членства в СРО для выполнения работ по текущему ремонту законом не установлено.

Дополнительно см. Решение Башкортостанского УФАС России от 08.09.2020 N ТО002/06/105-2418/2020 Обстоятельства: По мнению Заявителя, нарушен Закон о контрактной системе, а именно документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу необоснованной. {КонсультантПлюс}

 

Вопрос: подрядчик исполнил контракт по капитальному ремонту здания поликлинике. Контрактом предусмотрен гарантийный срок на выполненные работы 3 года с даты исполнения контракта. В настоящее время подрядчик отказывается от выполнения гарантийных обязательств. Что делать?

Ответ: Гарантийные обязательства – это обязательства исполнителя по контракту наравне с обязательством по капитальному ремонту здания, таким образом, порядок действий заказчика в этом случае аналогичен действиям при неисполнении контракта подрядчиком.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее — Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 39 Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или, в случае если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, — как процент этапа исполнения контракта.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в порядке, установленном пунктом 3 Правил (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 48 Правил).
Как указывает Минфин РФ, в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан начислить штраф за ненадлежащее исполнение условий контракта и пени за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (Вопрос: О начислении заказчиком штрафа и пени в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. (Письмо Минфина России от 27.12.2021 N 24-06-08/106346)).
Начисленные суммы неустойки могут быть списаны заказчиком из обеспечения гарантийных обязательств, представленным заказчиком.

Дополнительно см. Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}
Вопрос: О начислении заказчиком штрафа и пени в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. (Письмо Минфина России от 27.12.2021 N 24-06-08/106346) {КонсультантПлюс}