ВАЖНО ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

Увеличен срок, в течение которого госслужащие, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, могут продолжить службу

Риски: до 30 июня 2024 года работники, замещающие должности на государственной и муниципальной службе, должны представить документы, подтверждающие прекращение гражданства (подданства) иностранного государства.

Федеральным законом от 29.12.2022 N 602-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Установлено, что государственные и муниципальные служащие, должностные лица и работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые на 1 июля 2021 года являются гражданами РФ и имеют гражданство (подданство) иностранного государства и в отношении которых ТК РФ устанавливаются ограничения, могут продолжить работу на замещаемых ими должностях до 30 июня 2024 года.

Указанные служащие, должностные лица и работники обязаны представить работодателю документы, подтверждающие прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

В противном случае с 30 июня 2024 года указанные лица подлежат освобождению от занимаемых должностей и увольнению со службы (с работы), за исключением случая, когда государственный или муниципальный служащий, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в порядке, определенном Президентом РФ, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность при условии, что при замещении таких должностей не требуется оформление допуска к государственной тайне.

 

Подписан закон об оценке профессионального уровня государственных гражданских служащих

Риски: при оценке профессионального уровня госслужащего, необходимой для исполнения должностных обязанностей, необходимо учитывать внесенные поправки, которые вступят в силу с 29 апреля 2023 года.

Федеральным законом от 29.12.2022 N 645-ФЗ закреплены понятия «профессиональный уровень», «оценка профессионального уровня» и «вид профессиональной служебной деятельности». В частности, под профессиональным уровнем понимается уровень знаний и умений претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ гражданина, гражданского служащего, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Изменения внесены в Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поправки к Закону о госслужбе вступят в силу 29 апреля 2023 года.

Проводить квалификационные экзамены на классные чины будет не нужно. Напомним, сейчас такие экзамены проводят для ряда служащих, которые работают по срочному контракту.

Кадровые подразделения госорганов станут обязаны проверять, соответствует ли служащий либо кандидат на должность квалификационным требованиям.

Речь идет о ситуациях, когда такое полномочие не исполняет кто-то еще (в частности, конкурсная или аттестационная комиссия). Кадровики будут в том числе оценивать профессиональный уровень. К оценке они привлекут подразделение, в котором учреждена должность. Можно будет привлекать также научные, образовательные и другие компетентные организации.

В Законе появится уточнение, что профессиональный уровень ‒ это уровень знаний и умений, которые нужны для исполнения должностных обязанностей. Данный термин заменит понятие «уровень квалификации». Также появится определение того, что надо понимать под областью и видом профессиональной служебной деятельности.

Наниматели смогут устанавливать для претендентов на должность требования к квалификации, полученной по программе профпереподготовки.

Есть и другие уточнения.

 

Минтруд разработал методические рекомендации с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Возможности: применить методические рекомендации в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год) в целях разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Утверждены Методические рекомендации по представлению сведений о доходах (расходах), имуществе (обязательствах имущественного характера) и заполнению соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год).

Госслужащий должен представить в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год) сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в виде отдельных справок за себя, супруга (супругу) и каждого из несовершеннолетних детей.

Справки следует заполнить, используя специализированное программное обеспечение.

Разделы справки, которые необходимо заполнить, будут зависеть, например, от расходов, имеющихся кредитов, вкладов, движимого и недвижимого имущества.

Чтобы правильно заполнить справку, понадобятся выписки по счету, справки о доходах и суммах налога физлица, свидетельства о регистрации или договоры о покупке.

За неправильное заполнение справки могут наложить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Что изменили в Инструкциях N 191н и N 33н с отчетности за 2022 год

Возможности: с помощью Обзора ознакомиться с особенностями подготовки отчетности учреждений за 2022 год.

В Обзоре «Бюджетная и бухгалтерская отчетность учреждений: что учесть начиная с форм за 2022 год» в СПС КонсультантПлюс подготовлены рекомендации по составлению и представлению годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности за 2022 год.  
В текстовой части пояснительной записки надо раскрыть показатели по сегментам и по причинам исправления ошибок прошлых лет. По безвозмездным неденежным операциям между организациями бюджетной сферы в счетах нужно отразить новые коды АнГПД и КВР.
При формировании годового отчета нужно руководствоваться в том числе последними изменениями в Инструкциях N 33н и N 191н, несмотря на то что поправки, утвержденные соответственно Приказами Минфина России от 01.12.2022 N 183н и от 09.12.2022 N 186н еще не прошли регистрацию в Минюсте России.

Детально обо всех запланированных нововведениях, предусмотренных проектами данных Приказов для годовой отчетности за 2022 год, можно ознакомиться в Обзоре.

 

С 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата медработникам бюджетных организаций, участвующих в программах ОМС

Возможности: с 1 января 2023 года отдельные категории врачей среднего и младшего медицинского персонала должны получать дополнительные выплаты в диапазоне от 4 тыс. до 18,5 тыс. рублей.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования РФ специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Определены категории медицинских работников, которым полагается данная выплата, максимальные месячные размеры выплаты на одного медработника, а также условия выплаты.

Максимальный размер ежемесячной выплаты может составлять от 4 500 рублей для младшего медперсонала до 18 500 рублей для врачей центральных районных, районных и участковых больниц.

Также, в частности, установлено, что уровень оплаты труда медработников с 1 января 2023 года не может быть ниже уровня оплаты труда в 2022 году с учетом ее индексации и специальной социальной выплаты.

Предписано обеспечить начало произведения специальной социальной выплаты не позднее 1 апреля 2023 года.

 

Минфин подготовил рекомендации для учреждений по организации внутреннего контроля и инвентаризации

Возможности: ознакомиться с рекомендациями о том, как проводить внутренний контроль в учреждении, в том числе инвентаризировать активы и обязательства перед составлением годовой отчетности.

Минфин России в Письме от 27.12.2022 N 02-06-07/128426 довел рекомендации по организации и обеспечению (осуществлению) внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отмечено, что в состав мероприятий внутреннего контроля включаются контрольные действия, осуществляемые с использованием сервисов и (или) прикладных программных средств автоматизации. Например, выверка показателей счетов бухгалтерского учета по установленным контрольным соотношениям; автоматическое указание реквизитов юридических лиц в электронных первичных учетных документах при интеграции с ЕГРЮЛ.

В зависимости от этапа проведения операций мероприятия внутреннего контроля должны предусматривать:

– предупреждение нарушений установленного порядка осуществления операций по исполнению полномочий субъекта учета ‒ предварительный внутренний контроль;

– выявление нарушений установленного порядка осуществления операций по исполнению полномочий субъекта учета в момент совершения и предупреждение появления негативных последствий ‒ текущий внутренний контроль;

– выявление ошибок и нарушений установленного порядка осуществления операций по исполнению полномочий субъекта учета (при этом средства контроля должны быть направлены на выявление нежелательных последствий и смягчение их негативного влияния) ‒ последующий внутренний контроль.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Возможно ли использование как УПД, так и счета-фактуры с актом выполненных работ (оказанных услуг) одновременно, а также указание в счете-фактуре наряду с облагаемыми не облагаемых НДС операций?

Возможности: использование одновременно УПД и счета-фактуры с актом выполненных работ (оказанных услуг) правомерно. Документы, используемые в расчетах, целесообразно указывать в договорах с контрагентами.

В консультации эксперт разъяснил, что использование формы УПД не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ‒ Закон N 402-ФЗ) форм первичных учетных документов и формы счета-фактуры, установленной непосредственно Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее ‒ Постановление N 1137). Рекомендованная ФНС России форма УПД приведена в Приложении N 1 к Письму от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@.

Также эксперт пояснил, что предлагаемая ФНС России форма УПД при надлежащем заполнении позволяет отразить в документе все необходимые показатели, не только предусмотренные законодательством в области бухгалтерского учета для первичных учетных документов, но и установленные для счета-фактуры как документа, служащего основанием для принятия в указанном гл. 21 НК РФ порядке покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом. Поэтому заполнение всех реквизитов УПД, установленных в качестве обязательных для первичных документов ст. 9 Закона N 402-ФЗ и для счетов-фактур ст. 169 НК РФ, позволяет использовать его одновременно в целях исчисления налога на прибыль и расчетов с бюджетом по НДС (статус документа «1»).

Выставления отдельного счета-фактуры при отгрузке работ, услуг в перечисленных выше случаях не требуется (Приложение N 2 к Письму ФНС России N ММВ-20-3/96@).
При этом статус документа, указанный хозяйствующим субъектом в верхнем левом углу УПД, носит информационный характер. Фактический статус документа определяется наличием/отсутствием в нем всех обязательных показателей, установленных Законом N 402-ФЗ в отношении первичных учетных документов и (или) пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ в отношении счетов-фактур (Приложение N 4 к Письму ФНС России N ММВ-20-3/96@).

Рекомендованная Письмом ФНС России N ММВ-20-3/96@ форма УПД является одной из возможных форм документа о передаче результатов выполненных работ (оказанных услуг), а само это Письмо не является нормативным правовым актом, не изменяет и не дополняет федеральное законодательство и не содержит исчерпывающего перечня показателей, которые могут фиксироваться сторонами при оформлении операций передачи результатов выполненных работ, оказанных услуг, и не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ форм первичных учетных документов и формы счета-фактуры, установленной Постановлением N 1137 (Письмо ФНС России от 14.09.2017 N ЕД-4-15/18321@).

Учитывая изложенное, налогоплательщики могут использовать приведенный в Письме ФНС России N ММВ-20-3/96@ образец формы документа, объединяющей в себе форму счета-фактуры и информацию первичного учетного документа, самостоятельно дополняя его показателями, в том числе необходимыми для выполнения требований, установленных ст. 169 НК РФ и Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением N 1137.

В случае использования указанной формы УПД со статусом «1» ее следует привести в соответствие с действующей формой счета-фактуры, в которую с 01.07.2021 внесены изменения (Письмо ФНС России от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368).

Использование счета-фактуры и УПД со статусом «1» в рамках одного договора также не является препятствием для принятия сумм НДС к вычету (Письмо ФНС России от 27.05.2015 N ГД-4-3/8963).

Достигнутые с контрагентами договоренности в части оформления фактов передачи результатов выполненных работ (оказанных услуг) и предъявления к уплате НДС по таким операциям, в том числе как УПД (по согласованной сторонами форме), так и актами и счетами-фактурами, целесообразно закреплять в заключаемых с ними договорах о выполнении работ (оказании услуг).

Налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, а также вести книги покупок и книги продаж в случаях, подпадающих под нормы п. 3 ст. 169 НК РФ, и освобожден от такой обязанности при совершении операций, подпадающих под действие ст. 149 НК РФ. Вместе с тем гл. 21 НК РФ не содержит нормы, которые могут быть истолкованы как устанавливающие запрет составлять и выставлять покупателям (заказчикам) счет-фактуру, а также вести книги продаж при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, но освобожденных от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ.

Исходя из этого, составление налогоплательщиком счетов-фактур при совершении операций, подпадающих под освобождение от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, и выставление таких счетов-фактур покупателям (заказчикам) не являются нарушением налогового законодательства в целом и положений гл. 21 НК РФ в частности.

Данный вывод подтверждается разъяснениями Минфина России (Письма от 16.12.2020 N 03-07-09/110092, от 25.11.2014 N 03-07-09/59838).