Минфин рассказал, как изменится учет НМА из-за ФСБУ 14/2022

Риски: новый порядок учета НМА станет обязательным с 2024 года. При досрочном переходе на ФСБУ 14/2022 надо одновременно начать применять ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА.

Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н утвержден ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». А Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 87н внесены изменения в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». 

В связи с этим в Информационном сообщении от 18.07.2022 N ИС-учет-40 Минфин России прокомментировал изменения в учете НМА.

ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (в ред. Приказа Минфина России от 30.05.2022 N 87н) с отчетности за 2024 год заменяют ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Вместе с тем организация вправе принять решение о досрочном применении ФСБУ 14/2022 и новой редакции ФСБУ 26/2020. При этом предполагается, что решение о досрочном применении принимается организацией для обоих рассматриваемых актов.

В Информационном сообщении ведомство прокомментировало:

изменение структуры нормативного регулирования учета НМА;

– основные новации учета капитальных вложений в НМА;

– ряд новых понятий (балансовая стоимость, группа НМА, гудвил, ликвидационная стоимость, элементы амортизации, переоцененная стоимость, обесценение);

– уточнение признаков, характеризующих НМА;

– введение категории малоценных НМА и установление порядка их учета. Так, к малоценным НМА станут относить активы с признаками НМА, стоимость которых незначительна. Необходимо будет обеспечить контроль их наличия и движения. При этом лимит стоимости единицы малоценных активов организация устанавливает самостоятельно. Затраты на приобретение, создание малоценных НМА признаются расходами периода, в котором завершены капитальные вложения в НМА;

– изменение порядка определения инвентарных объектов;

– изменение правил амортизации, переоценки, обесценения НМА;

– уточнение состава информации, раскрываемой в отчетности, и ряда иных правил;

упрощенные способы ведения бухгалтерского учета НМА;

переходные положения

На заметку: что изменится в учете НМА при применении ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА, читайте в Готовом решении: Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (КонсультантПлюс, 2022)

 

Смягчено наказание за нарушения в сфере персонифицированного учета

Возможности: с 1 января 2023 года, если оплатить требование об уплате штрафа за нарушение персонифицированного учета в 10-дневный срок, можно получить скидку 50% от суммы штрафа. Если уточнить (исправить) сведения персонифицированного учета в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления об ошибках и несоответствии, можно избежать штрафа.

По действующим правилам, по штрафам, назначенным за нарушение персонифицированного учета, ПФР сначала направляет страхователю требование об уплате. Если в 10-дневный срок страхователь добровольно не уплатит штраф, ПФР обращается в суд за взысканием (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

В связи с объединением ПФР и ФСС с 2023 года ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ скорректирована (Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ).

Так, с 1 января 2023 года штрафовать и направлять требования об уплате будет Фонд пенсионного и социального страхования РФ. При этом:

в два раза увеличивается срок, в который страхователь по общему правилу должен добровольно исполнить требование об уплате штрафа: 20 календарных дней вместо 10. А при исполнении требования в 10-дневный срок страхователь может уплатить штраф в размере половины суммы, указанной в требовании;

установлены два случая, когда Фонд не будет штрафовать страхователя:

1) если страхователь уточнит (исправит) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в течение 5 рабочих дней со дня получения от Фонда уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий;

2) если страхователь самостоятельно нашел ошибку в сведениях о застрахованном лице и уточнил (исправил) их за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до того, как это обнаружили проверяющие. Сейчас такая позиция находит отражение в судебной практике.

 

С 29 июля 2022 года скорректированы правила возмещения расходов на предупредительные меры

Возможности: упрощено документальное оформление для финансирования предупредительных мер, а также сохранили на 2022 год право финансировать расходы на предупреждение коронавируса.

Минтруд России Приказом от 31.05.2022 N 330н:

  • Предоставил страхователям в 2022 году возможность финансировать за счет средств ФСС РФ мероприятия по предупреждению коронавируса.

В 2022 году можно будет профинансировать в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний расходы на предупреждение распространения коронавируса, например, на проведение анализов и тестов, а также на приобретение:

– средств защиты (одноразовых масок, респираторов, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1-го типа, одноразовых халатов);

– дезинфицирующих средств и дозирующих устройств для обработки рук антисептиками;

– устройств (оборудования) для обработки транспортных средств, материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;

– термометров, устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника..

Такое право было у страхователей в 2020 и 2021 годах.

  • Упростил процедуру подачи документов на финансовое обеспечение предупредительных мер для страхователей:

– отчет о расходах на предупредительные меры больше не требуется направлять ежеквартально вместе с формой 4-ФСС. Он подается один раз вместе с заявлением о возмещении расходов. Напомним, срок подачи заявления – не позднее 15 декабря текущего года;

– в плане финансирования не требуется поквартальная детализация расходов. Напомним, срок сдачи этого плана – до 1 августа текущего календарного года;

– в целях сокращения представляемых документов (копий документов), подтверждающих финансирование предупредительных мер, из перечня представляемых документов исключен ряд документов. Например, сведения о лицензиях; справка о средней численности работников организации малого предпринимательства за прошедший календарный год; письменное согласие работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных; график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП; копии паспортов ТС.

Соответствующие поправки внесены в Правила финансового обеспечения предупредительных мер, утв. Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н, и вступают в силу с 29 июля 2022 года.

На заметку: какие документы и в какие сроки нужно подать в ФСС РФ, чтобы возместить расходы на предупредительные меры, читайте в Готовом решении: Как возместить расходы на предупредительные меры (КонсультантПлюс, 2022)

 

В НК РФ заработали правила налогообложения цифровых активов

Риски: с 14 июля 2022 года в НК РФ закреплено, как операции по продаже цифровых финансовых активов облагаются НДС, а прибыль и доходы от их реализации ‒ налогом на прибыль организаций и НДФЛ.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заработал еще в 2021 году, но им не были регламентированы вопросы налогообложения. К цифровым финансовым активам (далее ‒ ЦФА) и цифровым правам, включающим одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права (далее ‒ УЦП), применялись действующие нормы НК РФ.

В связи с этим Федеральным законом от 14.07.2022 N 324-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ в части особого порядка налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами (ЦФА) и гибридными цифровыми правами для развитие рынка цифровых прав.

Поправки регулируют уплату налога на прибыль организаций, НДФЛ и НДС в отношении операций с такими инструментами для основных участников этого рынка, включая лиц, выпускающих ЦФА, продавцов и покупателей этих активов, участников инфраструктуры рынка ЦФА, организаций ‒ налоговых агентов по НДФЛ.

Новые нормы устанавливают, что налоговая база по операциям с цифровыми правами (включая ЦФА) определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и производными финансовыми инструментами отдельно от общей налоговой базы. При определении налоговой базы по операциям с цифровыми правами будут учитываться доходы и расходы по всем операциям с такими цифровыми правами за отчетный (налоговый) период.

Российские компании ‒ обладатели ЦФА должны будут платить 13% от дохода, полученного от эмитента ЦФА, при превышении налогооблагаемой базы более 5 млн рублей в год ‒ 15%.

К доходам иностранных компаний будет применяться ставка налога на прибыль в 15%.

Доходы физических лиц от реализации цифровых активов облагаются НДФЛ в размере 13% или 15%. Удержание и уплату НДФЛ с доходов от цифровых активов должны осуществлять налоговые агенты, которыми могут быть:

оператор информационной системы, оператор обмена ЦФА или оператор инвестиционной платформы;

‒ организация или ИП, которые выплачивают налогоплательщику доход по операциям с цифровыми правами;

‒ номинальный держатель цифровых прав.

Операции с ЦФА освобождены от налогообложения НДС, как и операции с ценными бумагами.

Сделки с гибридными цифровыми правами облагаются НДС, но при этом предусмотрен ряд исключений. В частности, от НДС освобождаются отдельные услуги операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, операторов обмена ЦФА и (или) операторов инвестиционных платформ, организующих привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ.

Налоговая база по сделкам с гибридными цифровыми правами (ЦФА +УЦФ) определяется как разница между ценой реализации цифрового права с учетом НДС и ценой приобретения этого права с НДС.

Именения вступили в силу с 14 июля 2022 года. Положения об освобождении от НДС, об отнесении к внереализационным доходам и расходам применяются к правоотношениям, которые возникли с 14 июля 2022 года. Оператор информационной системы обязан представить в налоговый орган не позднее 1 февраля 2023 года информацию об операциях по отчуждению ЦФА и (или) цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, выпущенных в информационной системе этого оператора, совершенных с 14 июля по 31 декабря 2022 года, в отношении каждого физического лица, которое является пользователем соответствующей информационной системы и было стороной таких операций, за исключением случаев, если сведения о доходах по таким операциям представлены при исполнении обязанностей налогового агента.

На заметку: подробнее об установленном порядке налогообложения цифровых активов читайте в Готовом решении: Как облагаются НДС и налогом на прибыль операции с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП (КонсультантПлюс, 2022).

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Для инвесторов продлили период применения льгот по налогу на прибыль

Возможности: участникам специальных инвестиционных контрактов продлили период применения пониженной ставки по налогу на прибыль, в частности, регионам дано право устанавливать с 2026 года пониженные ставки по налогу на прибыль для организаций, заключивших СПИК 1.0, на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

Напомним, для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов (далее — СПИК), указанных в п. 2 ст. 25.16 НК РФ (далее — СПИК 1.0) период применения пониженных ставок налога на прибыль организаций действовал до окончания срока действия СПИК, но не позднее 2025 года включительно (подп. 3 п. 3 ст. 284.3 НК РФ). Данные положения определяли период действия налоговых преференций, предоставляемых для участников СПИК 1.0 до вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 N 269-ФЗ.

Федеральным законом N 269-ФЗ введена самостоятельная категория налогоплательщики — участники СПИК (далее — СПИК 2.0). Действие пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций для участников СПИК 2.0 ограничен периодом действия заключенного СПИК либо 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК 2.0 (п. 3 ст. 284.9 НК РФ).

В этой связи с целью возможности получения налоговой льготы по налогу на прибыль организаций на весь срок действия СПИК Федеральный закон от 14.07.2022 N 328-ФЗ предоставил право субъектам Российской Федерации устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, для налогоплательщиков, заключивших СПИК 1.0.

Также Федеральный закон от 14.07.2022 N 328-ФЗ распространил возможности применения участниками СПИК 1.0, заключившими такие контракты до 2017 года, пониженных ставок по налогу на прибыль организаций к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения участниками СПИК 1.0 раздельного учета доходов (расходов).

Кроме того, Федеральный закон N 328-ФЗ сохранил возможности применения участниками СПИК пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, заключивших СПИК без участия Российской Федерации, в период с 1 января 2019 года до даты вступления в силу Федерального закона N 269-ФЗ, до окончания СПИК либо до расторжения СПИК.

Федеральный закон от 14.07.2022 N 328-ФЗ  вступит в силу с 14 августа 2022 года.

Подробнее о налогообложении СПИК читайте в Готовом решении: Налогообложение участников специальных инвестиционных контрактов (КонсультантПлюс, 2022)

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

В чем отличие сверхурочной работы от ненормированного рабочего дня?

Риски: отличаются эти режимы работы по порядку и частоте привлечения к работе за пределами установленного рабочего времени, а также компенсации за нее, в частности, работа в режиме ненормированного рабочего дня компенсируется не повышенной оплатой, как сверхурочная, а предоставлением дополнительного отпуска.

Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, при котором работников по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически можно привлекать к выполнению их трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (как до начала, так и после окончания рабочего дня (смены)). И за работу в таком режиме полагается компенсация в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 101, ч. 1 ст. 119 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 29.10.2018 N 14-2/ООГ-8616).

Если такой режим оформлен работнику, то для привлечения его к работе за пределами рабочего дня (смены) достаточно распоряжения работодателя (например, письменного приказа). То есть не требуется запрашивать каждый раз у работника специальное согласие поработать дольше. При этом максимальное количество часов таких переработок законом не установлено, но систематически так трудиться нельзя — только время от времени и в определенных случаях. Это следует из ч. 1 ст. 101 ТК РФ, Писем Минтруда России от 29.10.2018 N 14-2/ООГ-8616, Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1.

Что считается эпизодической работой сверх продолжительности рабочего времени, ТК РФ не определено. Есть разъяснение Роструда, основанное на судебной практике, что эпизодическим считается привлечение к такой работе не чаще трех раз в неделю.

При этом введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие, в частности, время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени, порядок привлечения их к работе в выходной или нерабочий праздничный день. Это следует из Письма Минтруда России от 29.10.2018 N 14-2/ООГ-8616.

Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Согласие работника на привлечение к сверхурочной работе должно быть получено в письменном виде (за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 99 ТК РФ). Для оформления привлечения работника к сверхурочной работе необходимо издать приказ.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ). Привлечение к сверхурочной работе не должно носить систематического характера, оно может происходить эпизодически в определенных случаях (Письмо Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1). В соответствии с ч. 6 ст. 99 ТК РФ в течение двух дней подряд продолжительность сверхурочной работы не может превышать четырех часов, исключения могут быть предусмотрены Правительством РФ.

В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Не допускается привлечение к сверхурочной работе отдельных категорий работников.

Отличия ненормированного рабочего дня от сверхурочной работы

Сверхурочная работа, как и ненормированный рабочий день, — это работа за пределами установленной работнику продолжительности рабочего времени (ст. 97 ТК РФ). Отличаются они по порядку и частоте привлечения к такой работе, компенсации за нее, в частности (ст. 99, ч. 1 ст. 101, ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 152 ТК РФ):

— Должности работников с ненормированным рабочим днем обычно должны быть включены в специальный перечень работодателя. Для привлечения к сверхурочной работе подобный документ не нужен. Так, ненормированный рабочий день можно установить тем работникам, чьи должности включены в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем в организации. Исключение — если организация относится к микропредприятиям или некоторым некоммерческим организациям. В этом случае можно отказаться от утверждения перечня, но тогда условие о ненормированном рабочем дне необходимо включить в трудовой договор по типовой форме. Работодатель самостоятельно определяет, работа по каким должностям может повлечь необходимость установления ненормированного рабочего дня. Но, устанавливая его уже конкретному работнику, необходимо учитывать ограничения. Так, нельзя устанавливать ненормированный рабочий день тем, кто работает неполный рабочий день (смену). Это следует из ст. 101, ч. 1, 2 ст. 309.1, ст. 309.2 ТК РФ. Есть и категории работников, которым лучше не устанавливать ненормированный рабочий день. В частности, инвалидам 1 или 2 группы, что следует из Доклада Роструда, Письма Минтруда России от 30.05.2019 N 14-2/ООГ-3899.  Подробнее об этом читайте в Готовом решении: Каким категориям работников устанавливается ненормированный рабочий день (КонсультантПлюс, 2022).

— При ненормированном рабочем дне достаточно распоряжения работодателя, чтобы работника привлечь к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени, и количество часов таких переработок ТК РФ  не ограничено. А к сверхурочной работе каждый раз привлекают с соблюдением специального порядка, в частности, нужно проверять наличие противопоказаний, запрашивать, как правило, письменное согласие, соблюдать ограничения по продолжительности сверхурочной работы — она не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год;

— За ненормированный рабочий день работнику полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. За привлечение работника к сверхурочной работе такой отпуск законом не предусмотрен, но ТК РФ установлены специальные правила ее компенсации — повышенная оплата или по выбору работника отгул не менее времени, отработанного сверхурочно.

 

Как оформить и оплатить отпуск по беременности и родам внутреннему совместителю?

Возможности: внутреннему совместителю оформляется единый отпуск по беременности и родам на основании заявления и листка нетрудоспособности. Пособие назначается с учетом всех полученных выплат как по основной должности, так и по совместительству.
Риски: законодательство не предусматривает, что отпуск по беременности и родам с выплатой соответствующего пособия может предоставляться по основной должности работницы и не предоставляться по должности, занимаемой по совместительству.

Оформление отпуска по беременности и родам внутреннему совместителю

Внутреннему совместителю отпуск по беременности и родам предоставляется на основании личного заявления работницы и листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке (ст. ст. 255, 287 ТК РФ, ч. 6, 28, 29 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. п. 1, 2, 57 Условий, утв. Приказом Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н, п. 1, пп. «а» п. 4 Особенностей, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 777н).

Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам оформляется по форме, разработанной работодателем самостоятельно, или унифицированной форме Т-6, если она утверждена в организации. Рекомендованная форма Т-6а может применяться при оформлении отпуска по двум и более должностям и/или работникам.

Сведения об отпуске вносятся в личные карточки работницы (в случае их ведения).

Оплата отпуска по беременности и родам внутреннему совместителю

Пособие по беременности и родам внутреннему совместителю назначает и выплачивает ФСС РФ. Для этого работодателю нужно получить от работницы документы (сведения) и передать их в Фонд (п. п. 5, 7 Правил получения ФСС РФ сведений). Срок —  не позднее 3 рабочих дней со дня, когда получены данные о закрытом электронном листке нетрудоспособности (ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ, пп. «б» п. 22 Правил получения ФСС РФ сведений).

Срок выплаты пособия по беременности и родам территориальным органом ФСС РФ — 10 рабочих дней со дня предоставления необходимых документов (сведений) (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ).

База для расчета пособия определяется с учетом всех выплат и вознаграждений в пользу работницы, на которые в расчетном периоде начислены страховые взносы на ВНиМ, как по основному месту работы, так и по совместительству (ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). Общая сумма выплат за каждый календарный год расчетного периода не должна превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов на ВНиМ, установленную на соответствующий год (ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

Пособие по беременности и родам внутреннему совместителю рассчитывается так же, как любой другой работнице.

Пример расчета пособия по беременности и родам внутреннему совместителю смотрите в СПС КонсультантПлюс.