Роспотребнадзор разъяснил, когда согласие потребителя при дистанционном заключении договора может считаться явно и осознанно выраженным

Риски: проставление «галочки» под отдельными элементами соглашения продавца с потребителем не свидетельствует о том, что подпись была получена в порядке свободного волеизъявления.

Роспотребнадзор дал разъяснения, касающиеся особенностей применения click-wrap-соглашений при заключении с потребителями дистанционных договоров. Согласно Информации от 06.11.2020 года ведомство придерживается позиции, что при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений само по себе наличие подписи под указанными условиями или так называемой «галочки» под отдельными элементами соглашения (о приобретении дополнительных услуг) не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.

Роспотребнадзор также определил обстоятельства, которые могут свидетельствовать о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным:

– потребителем получена полная и достоверная информация о товаре (услуге). Т.е. к элементам волеизъявления потребителя (в т.ч. отметки о согласии под отдельными условиями («галочки»)) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги, и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях ее (его) приобретения;

– в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий. В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав, это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст. 10 ГК РФ.

Потребителям, которые были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций, рекомендуется  обращаться к виновному лицу (исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не будет разрешен – в территориальные органы Роспотребнадзора.

Ведомство также обращает внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг запрещено, в противном случае такие действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб – предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.

 

С 1 июля 2021 года вступят в силу новые положения НК РФ о прослеживаемости товаров

Риски: в связи с внедрением национальной системы прослеживаемости товаров у организаций и ИП, совершающих операции с такими товарами, появится новая отчетность, счета-фактуры по таким товарам нужно будет выставлять в электронной форме (за некоторыми исключениями), и они должны будут содержать новые реквизиты.

Федеральный закон от 09.11.2020 N 371-ФЗ принят с целью создания национальной системы прослеживаемости товаров (далее – НСПТ), что предусмотрено Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019). Система прослеживаемости создается для  исключения использования различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей и обеспечения законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, а также внутри стран ЕАЭС.

Федеральным законом N 371-ФЗ предусмотрено следующее:

1. ФНС наделяется полномочиями по созданию и сопровождению НСПТ, также налоговая служба будет отвечать за сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в НСПТ, и контролировать операции  с товарами, подлежащими прослеживаемости.

2. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в перечень, утвердит Правительство РФ.

3. Налогоплательщики, совершающие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, будут обязаны:

  • представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме (исключения: реализация товаров самозанятым – плательщикам НПД, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных непредпринимательских нужд; реэкспорт; реализация и перемещение товаров из России на территорию другого государства ЕАЭС);
  • при приобретении таких товаров обеспечить получение счетов-фактур в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего установленным требованиям.

4. Счета–фактуры (корректировочные счета-фактуры), выставляемые при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, должны будут содержать новые реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

Причем неуказание или неверное указание данных реквизитов не повлияет на возможность вычета по такому счету-фактуре, вычет все равно будет возможен.

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, нужно будет составлять счета-фактуры, даже если покупателями будут лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей по уплате НДС.

5. Налоговые органы при проведении камеральной проверки декларации по НДС, УСН, ЕСХН или единой упрощенной декларации вправе затребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении следующих несоответствий:

  • между декларацией и отчетом об операциях с прослеживаемыми товарами и/или документами, содержащими реквизиты прослеживаемости;
  • между сведениями об операциях в декларации по НДС и сведениями об этих же операциях в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами другого налогоплательщика;
  • между отчетами об операциях с прослеживаемыми товарами разных налогоплательщиков.

В рамках камеральной проверки декларации по НДС и затребования данных документов налоговые инспекторы вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов.

Положения Федерального закона N 371-ФЗ начнут применяться с 1 июля 2021 года.

Отметим, что до конца 2020 года в России проходит эксперимент по прослеживаемости отдельных товаров, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 N 807 (к ним, например, относятся холодильники, автопогрузчики, стиральные машины, экскаваторы, мониторы и т.д.). Участие в эксперименте добровольное.

 

Немаркированные комплекты и наборы фототоваров и парфюмерной продукции можно будет продавать до 1 апреля 2021 года

Возможности: участники оборота фототоваров и парфюмерной продукции вправе осуществлять ввоз и реализацию на территории РФ комплектов и наборов данных товаров без их маркировки средствами идентификации до 1 апреля 2021 года.
Риски: остатки нереализованной парфюмерной продукции подлежат обязательной маркировке.

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1795 внесены изменения в ряд актов Правительства РФ в части закрепления возможности ввоза и реализации отдельных видов комплектов и наборов товаров без маркировки.

Ввоз и реализация ввезенных  комплектов и наборов товаров в состав которых входят фототовары или парфюмерная продукция, могут осуществляться без маркировки и внесения в Систему МТ до 1 апреля 2021 года.

Скорректированы положения по маркировке набора товаров (фото или парфюмерии) после 1 апреля 2021 года, так в случае формирования набора товаров средство идентификации наносится на потребительскую упаковку или этикетку всего набора товаров, а также на потребительскую упаковку (или этикетку) каждого товара, входящего в состав данного набора товаров.

В случае формирования комплекта (фототоваров или парфюмерии) правила не меняются и  средство идентификации наносится на потребительскую упаковку комплекта фототоваров или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке.

Напомним, что разница между наборами и комплектами состоит в том, что комплект создается производителем и не может быть расформирован, в то время как набор может быть создан любым участником оборота товаров и его можно расформировать. Объединяет их то, что в обоих случаях товары собираются в единую потребительскую упаковку.

Для участников оборота парфюмерной продукции предусмотрена обязательная маркировка остатков нереализованной продукции.  При  наличии по состоянию на 1 октября 2020 года нереализованной парфюмерной продукции, произведенной или ввезенной на территорию РФ до 1 октября 2020 года, допускается осуществлять маркировку такой парфюмерной продукции средствами идентификации до 31 октября 2021 года (при условии ее регистрации в системе мониторинга), и внесение сведений о маркировке до 1 декабря 2021 года. Напомним, что ранее было установлено, что можно было реализовывать немаркированные остатки до 30 сентября 2021 года.

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1795 вступит в силу 19 ноября 2020 года.

На заметку: подробнее о данных изменениях читайте в Обзоре: «Фототовары и духи: импортные наборы и комплекты без маркировки можно продавать до конца марта» (КонсультантПлюс, 2020) , а о том, кто и как должен маркировать товары и как получить коды, читайте  в Готовом решении «Как проводится обязательная маркировка товаров» в СПС КонсультантПлюс.

 

С 1 января 2021 года будет действовать новый СанПиН для общепита

Возможности: утверждение единых санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания населения позволит предприятиям общепита легче ориентироваться в правилах оказания данного рода услуг. Проверка соблюдения норм, установленных данным СанПиНом, не может быть предметом госсанэпиднадзора.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-2О «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», которые вступят в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года.

В данный документ включены требования 17 актов в сфере общественного питания, причем с учетом особенностей питания всех категорий граждан: взрослое, детское население, инвалиды и лица, нуждающиеся в особом питании, а также питание в детских садах, школах, больницах, социальных и специализированных учреждениях, – и содержат особенные требования, направленные на снижение причинения риска здоровью детей, обусловленного пищевым фактором, и повышение роли здоровьесберегающей функции питания.

Роспотребнадзор в своем Информационном сообщении от 12.11.2020 отмечает, что в итоге требований стало в пять раз меньше по сравнению  с действующими нормами, в том числе за счет исключения дублирующих положений, укрупнения и кодификации требований.

При этом в новом СанПиН 2.3/2.4.3590-2О учтены новейшие технологии и современные виды упаковки и сырья, используемые в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, а также предусмотрены требования к предотвращению вредного воздействия биологических, химических, физических и других факторов. Также организациям общественного питания населения рекомендуется в своей деятельности руководствоваться принципами здорового питания.

При этом отмечается, что оценка соблюдения рекомендательных норм, содержащихся в рассматриваемых Правилах, не может являться предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля.

К документу прилагаются рекомендуемые формы журналов учета, ведомостей, необходимых для заполнения на предприятиях общепита. Также приведены различные перечни, применяемые при организации питания детей разных возрастов, например перечни среднесуточных наборов продуктов, перечень продукции, которая не допускается при организации питания детей, таблица замены одних продуктов на другие с учетом пищевой ценности и проч.

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.