Как в целях НДФЛ считать налоговую базу по зарплате и дивидендам – вместе или отдельно

Риски: в 2024 году закончился период, когда налоговые агенты для применения прогрессивной ставки НДФЛ считали каждую налоговую базу отдельно. С начала 2024 года для применения прогрессивной ставки НДФЛ налоговые агенты учитывают совокупность налоговых баз, при этом по дивидендам налоговую базу по-прежнему определяют отдельно.

Прогрессивная ставка НДФЛ 13%/15% применяется к большинству доходов, выплачиваемых налогоплательщикам-резидентам (п. 2.1 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ).  После введения прогрессивной ставки НДФЛ с 2021 года  действовал переходный период, при котором в отношении доходов, полученных в 2021–2023 годах, прогрессивная ставка НДФЛ применялась в отношении каждой налоговой базы отдельно (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ).

В Информации от 16.02.2024 ФНС России напоминает, что переходный период на 2024 год не продлен и по доходам, полученным с начала 2024 года, НДФЛ по ставке 15% рассчитывается из совокупного дохода, полученного по всем налоговым базам, а не по каждой в отдельности. Исключение – доходы в виде дивидендов.

ФНС обращает внимание на определение налоговой базы для дивидендов. Согласно п. 2 и  п. 3 ст. 214 НК РФ по дивидендам налоговую базу по-прежнему определяют отдельно (п. 1 ст. 225 НК РФ). При определении налоговым агентом суммы НДФЛ по доходам от долевого участия в расчет совокупности налоговых баз не включаются налоговые базы, указанные в подп. 29 п. 2.1 ст. 210 НК РФ (дивиденды указаны в подп. 1 п. 2.1 ст. 210 НК РФ).

Исходя из этого подхода ставка 15% применяется к зарплате, если совокупный размер налоговых баз, указанных в подп. 29 п. 2.1 ст. 210 НК РФ, превысил 5 млн руб. В этом случае НДФЛ рассчитывается так (п. 1 ст. 224 НК РФ):

  • по ставке 13% – в отношении той части совокупности налоговых баз, которая не превысила 5 млн руб.;
  • по ставке 15% – в отношении части совокупности налоговых баз, превышающей 5 млн руб.

Если совокупность налоговых баз не превысила 5 млн руб., то вся их сумма (включая зарплату) облагается по ставке 13%.

К дивидендам, выплаченным физлицу – резиденту РФ, налоговый агент применяет ставку 15%, если рассчитанная им налоговая база по доходам от долевого участия превысила 5 млн руб. В этом случае налог с части налоговой базы свыше 5 млн руб. рассчитывается по ставке 15%, а с части базы в пределах указанной суммы – по ставке 13% (подп. 1 п. 2.1 ст. 210, п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 225 НК РФ).

Если в совокупности общая сумма зарплаты и дивидендов за год превысит 5 млн руб., но каждый из этих видов дохода менее 5 млн руб., НДФЛ рассчитают по ставке 13%. Поэтому бухгалтерам, как и прежде, нужно вести раздельный учет по выплате зарплаты и дивидендов.

На заметку: исчислить НДФЛ без ошибок поможет Типовая ситуация: Налоговый агент по НДФЛ: расчет, уплата, отчетность (Издательство «Главная книга», 2024) {КонсультантПлюс}.

 

Начинается эксперимент по маркировке отдельных видов стройматериалов в потребительской упаковке

Возможности: с 15 марта по 1 декабря 2024 года пройдет эксперимент по маркировке цемента, смесей бетонных и сухих строительных, растворов строительных, поучаствовать в котором участники оборота могут на добровольной основе.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2024 N 287 установлено проведение эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке. Эксперимент пройдет с 15 марта по 1 декабря 2024 года.

В рамках эксперимента будут маркироваться цемент, смеси бетонные и сухие строительные, растворы строительные. Участники оборота этих строительных материалов (производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли), операторы ЭДО и операторы фискальных данных участвуют в эксперименте на добровольной основе и для участия в эксперименте подают заявки.

 

При каких условиях поездка сотрудника с разъездной работой считается командировкой

Риски: если в трудовом договоре установлено, что сотрудник с разъездным характером работы передвигается по работе только по одному населенному пункту, то направление за его пределы Роструд считает командировкой.

Трудовое законодательство не определяет, что следует понимать под разъездным характером работы. В Письме от 18.09.2020 N 14-2/ООГ-15047 Минтруд определил разъездную работу как работу, изначально предусматривающую исполнение должностных обязанностей вне места расположения организации. В отличие от командировок, носящих временный характер, разъездная работа связана с постоянными служебными поездками. Например, курьер, водитель или экспедитор.

Условие о том, что работнику установлен разъездной характер работы, включается в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Также в нем рекомендуется указывать территорию, в пределах которой работник будет осуществлять постоянные разъезды, это допустимо в силу ч. 4 ст. 57 ТК РФ (Письмо Роструда от 24.06.2021 N ПГ/16935-6-1).

В Письме от 16.02.2024 N ПГ/01856-6-1 Роструд напоминает, что если в трудовом договоре с работником установлено, что служебные поездки осуществляются только по одному населенному пункту, то направление работника за его пределы будет являться служебной командировкой. Служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

На заметку: подобная точка зрения также высказывалась в Консультации от 05.04.2019 на сайте «Онлайнинспекция.РФ».

О том, как прописать в трудовом договоре условие о разъездном характере работы, Вы можете прочитать в Готовом решении: Как составить трудовой договор с условием о разъездном характере работы (КонсультантПлюс, 2024).

 

Как отменить лимит остатка денег в кассе и кто может его вообще не устанавливать

Риски: организации обязаны самостоятельно установить и соблюдать лимит остатка денег в кассе. За нарушение кассовой дисциплины предусмотрены штрафные санкции.
Возможности: субъекты МСП имеют право не устанавливать лимит кассы. Если лимит все же установлен, при необходимости его можно отменить приказом руководителя.

Лимит остатка денег в кассе должны устанавливать все организации, принимающие и (или) выдающие наличные деньги либо планирующие это делать. Исключение предусмотрено для субъектов малого предпринимательства и ИП (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У). Однако если малое предприятие не воспользуется таким правом и установит лимит, то оно будет обязано его соблюдать (Письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698).

Лимит остатка кассы рассчитывается самостоятельно и утверждается приказом руководителя. Размер лимита кассы можно изменить, но порядок отмены ранее установленного лимита законодательно не закреплен.

В Консультации эксперт ФНС разъяснил, что отмена лимита остатка наличных денег должна быть оформлена распорядительным документом организации либо ИП (например, приказом). Отмена может потребоваться в случае, когда приказ об установлении лимита остатка наличных денег издавался без указания окончания срока действия такого приказа (бессрочно), в связи с чем его отмена представляется необходимой.

Вышеназванный распорядительный документ, помимо общепринятых требований к оформлению (бланк распорядительного документа (если имеется), его наименование (приказ, распоряжение и т.д.), реквизиты налогоплательщика (наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН, адрес, телефон), номера и даты распорядительного документа, подпись уполномоченного лица), должен содержать:

1) основание отмены ранее установленного лимита остатка наличных денег – ссылку на Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У;

2) дату, номер и наименование распорядительного документа, которым ранее был введен лимит остатка наличных денег;

3) указание на возможность хранения наличных денег без установленного лимита остатка наличных денег с соответствующей даты;

4) указание на должностное лицо, ответственное за выполнение положений распорядительного документа.

На заметку: за нарушение кассовой дисциплины, например за превышение лимита остатка денег в кассе, предусмотрены штрафные санкции:

– для малых и микропредприятий – 20 000 – 25 000 руб.;

– для остальных – 40 000 – 50 000 руб.

Срок давности – 60 календарных дней со дня нарушения кассовой дисциплины (ст. 4.5, 15.1 КоАП РФ).

Образцы документов и примеры расчета лимита смотрите в Готовом решении: Как установить, изменить лимит остатка денег в кассе (КонсультантПлюс, 2024).

 

Экологические платежи и отчеты: Росприроднадзор разъяснил порядок и сроки представления отчетности за 2023 год

Риски: производители или импортеры подлежащих утилизации товаров или упаковки обязаны до 15 апреля 2024 года сдать декларацию о выпущенных в обращение товарах, отчетность о выполнении нормативов утилизации и расчет сбора и уплатить экологический сбор.
Возможности: подача отчетности и уплата экологического сбора за 2023 год осуществляются в соответствии с законодательным актами, действовавшими до 1 января 2024 года.

C 1 января 2024 года изменена система ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ). В частности, на производителей и импортеров товаров, в том числе товаров в упаковке, возложена обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров. А также установлены новые требования и условия, при выполнении которых данная обязанность будет считаться исполненной. 

В Письме от 22.02.2024 N ТК-10-02-34/5482 Росприроднадзор разъяснил особенности обеспечения выполнения нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, а также порядок уплаты экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в отношении таких товаров и упаковки.

Законодательно установлены следующие сроки представления отчетности и уплаты экологического сбора:

  • представление отчетности о выполнении нормативов утилизации за отчетный 2023 год, расчет суммы экологического сбора за отчетный 2023 год и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 года, обеспечиваются до 15 апреля 2024 года;
  • представление декларации о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 года в обращение на территории РФ товаров, упаковки обеспечивается до 15 апреля 2024 года;
  • представление отчетности за отчетный 2024 год, расчет за отчетный 2024 год и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2023 года, обеспечиваются до 15 апреля 2025 года.

Подача отчетности и уплата экологического сбора за 2023 год в отношении товаров и упаковки осуществляются согласно законодательным актам, действовавшим до 1 января 2024 года, в частности:

  • порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417;
  • порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010;
  • порядок представления формы расчета суммы экологического сбора и уплаты суммы экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073;
  • Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488;
  • перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации в 2023 году после утраты ими потребительских свойств, утверждены Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р;
  • нормативы утилизации на отчетные 2021–2023 годы утверждены Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р.

На заметку: правильно исполнить обязанности плательщика экологического сбора поможет Типовая ситуация в СПС КонсультантПлюс.

 

Оплачивать ли выходные дни, попавшие в период военных сборов работника

Возможности: по мнению Роструда, оплате подлежат все календарные дни (включая выходные и нерабочие праздничные дни), которые приходятся на период военных сборов.

Риски: по поводу оплаты выходных дней, попавших на период сбора, единой позиции законодательно не закреплено. Роструд рекомендует также обратиться в компетентные органы по данному вопросу.

На время прохождения военных сборов за работником сохраняется место работы и выплачивается средний заработок (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

За каждый день отсутствия на работе из-за сборов работнику положен среднедневной заработок, который нужно рассчитать и выплатить, когда работник принесет справку о прохождении сборов (ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 26 Положения о проведении военных сборов).

В Письме от 08.02.2024 N ПГ/01280-6-1 Роструд уточняет, что оплате подлежат все календарные дни (включая выходные и нерабочие праздничные дни), которые приходятся на период военных сборов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Правила).

Компенсации подлежат расходы граждан, связанные в том числе и с выплатой среднего заработка по месту постоянной работы, в случае прохождения военных сборов (подп. 5 п. 2 Правил). Компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 3 Правил).

Таким образом, Роструд сообщает, что оплате подлежат все календарные дни военных сборов, но при этом рекомендует обратиться за разъяснениями в компетентные органы, выплачивающие работодателям компенсацию расходов (Министерство обороны РФ).

На заметку: затраты на выплату среднего заработка и уплату страховых взносов может возместить военкомат. Для этого надо направить туда запрос на официальном бланке компании, указав сведения о затратах и банковские реквизиты. К запросу надо приложить заверенные копии подтверждающих документов. Полученное возмещение учитывается в доходах (п. 5 Правил).

Оплачиваются ли дни военных сборов, которые являлись бы для работника выходными днями, законодательно не уточняется. Имеется Консультация от 06.09.2022 на сайте «Онлайнинспекция.РФ», согласно которой оплачивать выходные дни не нужно, поскольку освобождать от работы сотрудника в эти дни нет необходимости.

Как рассчитать и выплатить компенсацию в размере среднего заработка за дни прохождения военных сборов, указано в Готовом решении СПС КонсультантПлюс.

 

Работник прервал отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет: можно ли получать «детские» и «больничные» пособия одновременно

Возможности: если сотрудник прервал отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с правом сохранения пособия, приступил к работе и получает зарплату, то он может получить и пособие по уходу за ребенком, и пособие по временной нетрудоспособности за один и тот же период.

С 1 января 2024 года вступили в силу изменения, согласно которым право на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет сохраняется, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком:

– выйдет из отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет досрочно (в том числе на неполный день, надомную работу или дистанционную работу);

– в период такого отпуска трудится у другого работодателя.

В Письме от 27.02.2024 N ТН-08-34/25344 Отделение СФР по г. Москве и Московской области разъяснило особенности выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае прерывания отпуска по уходу за ребенком.

Так, в случае если сотрудник прервал отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с правом сохранения пособия, приступил к работе и получает заработную плату, то он имеет право на оплату пособия по временной нетрудоспособности и на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком за один и тот же период.

На заметку: работнику, вышедшему из отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, в том числе на неполное время, работодатель обязан предоставить отпуска – очередной или без сохранения зарплаты, а также оплачивать больничные по болезни и по уходу за больным ребенком по общим правилам. Особенности в расчете больничного есть только при применении МРОТ.

 

Минфин разъяснил порядок привлечения к ответственности за неуплату налога по ст. 122 НК РФ при переходе на ЕНС

Возможности: при выявлении факта неуплаты или неполной уплаты налога, например при подаче уточненной декларации, штраф в размере 20% по ст. 122 НК РФ не применяется, если на ЕНС есть положительное сальдо или зарезервированные суммы.
Риски: если в ходе проверки установлен умысел, штрафные санкции применяются в размере 40% вне зависимости от размера положительного сальдо ЕНС.

Налогоплательщика (организацию или ИП) оштрафуют, если налоговые платежи не уплачены в срок (не полностью уплачены), потому что плательщик занизил налоговую базу, неправильно выполнил расчет или по иным причинам неверно определил сумму к уплате (ст. 122 НК РФ).

Размер штрафа составит:

В Письме от 26.02.2024 N 03-02-08/16653 Минфин России разъяснил порядок привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ в связи с переходом на ЕНС с 1 января 2023 года.

Если неуплата или неполная уплата сумм налога произошла умышленно (имеются квалифицирующие признаки, предусмотренные ст. 129.3 и ст. 129.5 НК РФ), такие действия влекут за собой штраф в размере 40% от неуплаченной суммы.

При выявлении факта неуплаты или неполной уплаты налога, например при подаче уточненной декларации, с 1 января 2023 года штраф в размере 20% по п. 1 ст. 122 НК РФ не применяется, если на ЕНС есть положительное сальдо или зарезервированные суммы.

Относительно привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ до 1 января 2023 года Минфин напомнил: если на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который начислена недоимка, у налогоплательщика была переплата по тому же налогу, превышающая или равная заниженной сумме, и эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей, то налогоплательщик освобождался от ответственности.

На заметку: ранее в Письме от 27.12.2023 NБВ-4-7/16343@ ФНС России разъяснила, как избежать штрафа и пеней или снизить размер санкций при подаче уточненной декларации к доплате.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Что в 2024 году можно учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов»? Как учитывать программное обеспечение и расходы на программы (Контур и т.д.) в 2024 году?

Риски: с 1 января 2024 года у большинства организаций расходов будущих периодов быть не должно, затраты на программы для ЭВМ нужно учитывать как НМА или списывать единовременно.

До 2024 года неисключительные права на использование программных продуктов учитывались на счете 97 «Расходы будущих периодов» (РБП) в соответствии с ПБУ 14/2007, которое утратило силу с 1 января 2024 года. В бухучете с начала 2024 года у большинства организаций РБП быть не должно, поскольку затраты на лицензионное ПО надо учитывать как НМА или списывать единовременно.

РБП могут быть только у отдельных организаций, например у подрядчиков при строительных работах.

Затраты на приобретение исключительных прав, прав в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование таких прав, на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации относятся к капитальным вложениям в НМА, а сами полученные права учитываются непосредственно в качестве объектов НМА.

По ранее учтенным на счете 97 неисключительным правам на программные продукты следует:

– признать их балансовую стоимость в качестве первоначальной стоимости;

– определить срок полезного использования (исходя из оставшегося срока действия лицензионного договора), способ начисления амортизации (скорее всего, это будет линейный способ) и ликвидационную стоимость (в случае отсутствия активного рынка ликвидационная стоимость НМА признается равной нулю);

– переклассифицировать в НМА (если их срок полезного использования и стоимость соответствуют НМА) (подп. «б» п. 53 ФСБУ 14/2022).

Если выявятся объекты, отраженные на счете 97, со сроком использования менее 12 месяцев и (или) стоимостью менее установленного лимита, то они единовременно списываются в расходы отчетного периода и продолжают отражаться за балансом.

В отношении активов, отвечающих признакам НМА, но имеющих стоимость за единицу ниже лимита, установленного организацией, можно принять решение не применять ФСБУ 14/2022 (п. 7 ФСБУ 14/2022). В этом случае малоценные НМА сразу списываются в расходы в периоде их возникновения и учитываются за балансом на специально введенном забалансовом счете. Такой забалансовый счет нужно добавить в рабочий план счетов (п. 7 ФСБУ 14/2022).