Вопрос: мы — централизованная бухгалтерия. За задержку выплаты заработной платы была выплачена компенсация за счет бюджетных средств учреждения. Проверяющим органом было сделано замечание — в нарушении ст. 34, 162 Бюджетного кодекса выявлено отвлечение бюджетных средств (не целевое и не эффективное использование бюджетных средств). Подскажите пожалуйста из каких средств выплачивается компенсация за задержку выплаты заработной платы? Правы ли в этом случае проверяющие органы?

Ответ: в соответствии с п. 1 ст. 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при расходовании бюджетных средств участникам бюджетного процесса нужно обеспечить (ст. 34 БК РФ):

  • достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность);
  • получение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).

Получатель бюджетных средств (ПБС) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований  (пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ).

По существу любое расходование средств, которого можно было избежать, фиксируется контролирующими органами как нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств.

Вместе с тем контролирующие органы должны доказать, что у учреждения при совершении конкретной операции была возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата, но этого не было сделано. Только в таком случае расходование бюджетных средств можно считать неэффективным (п. 23 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, п. 61 Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 29.12.2017).

Таким образом, если компенсация за задержку зарплаты выплачивалась казенным учреждением, но данных расходов можно было избежать, своевременно выплатив заработную плату, то такие расходы являются нарушением ст. 34 и пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ.

Если у казенного учреждения не было возможности своевременно выплатить заработную плату своим работникам, то нарушения ст. 34 и пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ отсутствуют.

Если компенсация за задержку зарплаты выплачивалась казенным учреждением в соответствии с бюджетной сметой, то  нецелевое использование бюджетных средств отсутствует (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Казенное учреждение может выплатить компенсацию за задержку зарплаты только по КФО 1 за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетные (автономные) учреждения не являются участниками бюджетного процесса или ПБС. Если они не исполняют полномочий ПБС, то БК РФ на них не распространяется (ст. ст. 6, 152 БК РФ). Если бюджетные (автономные) учреждения не обеспечат достижения установленных целевых показателей эффективности (результативности) при использовании субсидий, то будет зафиксировано аналогичное нарушение, но со ссылкой на порядки, регламентирующие предоставление субсидий, и соответствующие соглашения (п. 6 ст. 69.2, п. 1 ст. 78.1, п. 2 ст. 78.2 БК РФ).

Бюджетное (автономное) учреждение может выплатить компенсацию за задержку зарплаты за счет средств субсидии по КФО 4, если  это не противоречит соглашениям и порядкам, регламентирующим предоставление субсидий.

Вместе с тем, по нашему мнению, бюджетным и автономным учреждениям наиболее безопасно платить компенсацию за задержку зарплаты по КФО 2.

Отметим, что ответственность за неэффективное использование учреждением бюджетных средств в настоящее время в нормативных правовых актах не установлена.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с  Готовым решением: Неэффективное использование бюджетных средств (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}.