Маркировка товаров легкой промышленности: с 1 апреля 2024 года внесены важные поправки

Риски: с 1 апреля 2024 года расширен перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке (например, в него вошли отдельные предметы спецодежды, брюки, костюмы, пальто и юбки).

Постановлением Правительства РФ от 13.11.2023 N 1899 внесены поправки в Правила маркировки товаров легкой промышленности, согласно которым с 1 апреля 2024 года будет расширен перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке. Маркировка будет распространена на дополнительные виды верхней одежды, костюмов и комплектов, некоторые предметы спецодежды, свитеры, рубашки, пиджаки, брюки, блузки, галстуки, шали, шарфы, платья, юбки, комбинезоны и иные виды одежды.

  • С 1 апреля 2024 года участники оборота товаров легкой промышленности вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке этих товаров, а также о вводе их в оборот, их обороте и выводе из оборота.
  • По 31 мая 2024 года им нужно промаркировать товары, приобретенные до 31 марта 2024 года и выпущенные таможенными органами с 1 апреля 2024 года в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, до предложения таких товаров легкой промышленности для реализации (продажи) и по 31 августа 2024 года внести в информационную систему мониторинга сведения об их маркировке и ввести их в оборот.
  • По 30 сентября 2024 года им разрешено хранить и перевозить товары, которые у них были в наличии по состоянию на 1 апреля 2024 года (остатки товаров), и осуществлять их маркировку средствами идентификации в целях последующей продажи.

Также в Правила маркировки товаров легкой промышленности внесены и другие дополнения, уточняющие данные нововведения.

На заметку: подготовиться к обязательной маркировке товаров поможет Готовое решение: Как проводится обязательная маркировка товаров (КонсультантПлюс, 2023).

 

Могут ли списать средства ИП с ЕНС в счет уплаты имущественных налогов физического лица

Риски: ЕНС у налогоплательщиков – физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, один. Имущественные налоги физлица резервируются налоговыми органами на ЕНС в момент формирования сводного налогового уведомления. При наличии положительного сальдо на ЕНС личные имущественные налоги и налоги от предпринимательской деятельности, например УСН, списываются в соответствии со сроками уплаты вне зависимости от того, для погашения каких налогов предназначались платежи.

На официальном сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы» ФНС России ответила на вопрос о правомерности списания денежных средств с ЕНС индивидуального предпринимателя в счет уплаты имущественных налогов физического лица.

Так, в связи с тем, что ЕНС у налогоплательщиков – физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, один, то ЕНП распределяется по всем обязательствам вне зависимости от того, для погашения каких налогов предназначалась уплата.

При формировании сводного налогового уведомления имеющаяся сумма на ЕНС резервируется налоговым органом для уплаты имущественных налогов. Если до 1 декабря 2023 года появится недоимка по иным налогам и денег на ЕНС будет недостаточно, резерв будет отменен и сумма резервов погасит обязательства с более ранним сроком.

Ведомство приводит следующий пример для ИП, применяющего УСН:

  • 13 сентября 2023 года получено сводное налоговое уведомление с информацией об обязанности по уплате имущественных налогов по сроку уплаты 1 декабря 2023 года в сумме 100 руб.;
  • 16 октября 2023 года им производен платеж в виде ЕНП в сумме 100 руб.;
  • 17 октября 2023 года (то есть до наступления срока уплаты) внесенная на ЕНС сумма ЕНП распределится в счет уплаты имущественных налогов по сроку уплаты 1 декабря 2023 года.
  • 30 октября 2023 года наступает обязанность по уплате авансового платежа по УСН на основании ранее направленного уведомления об исчисленных суммах.

Если на ЕНС отсутствуют средства, по сроку 30 октября 2023 года производится автоматическое перераспределение суммы 100 руб. с имущественных налогов в УСН без начисления пеней. Таким образом, налогоплательщик исполнит обязанность по уплате УСН, но до 1 декабря 2023 года ему потребуется внести на ЕНС 100 руб. для исполнения обязательств по имущественным налогам в качестве физического лица.

На заметку: для контроля правильности списания денежных средств с ЕНС можно заказать детализированную информацию о зачете (распределении) ЕНП через личный кабинет налогоплательщика. Кроме того, можно запросить у инспекции справку о принадлежности сумм ЕНП (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В какой очередности инспекция проводит зачет ЕНП в счет уплаты налогов и других платежей рассказано в Готовом решении: Что нужно знать о ЕНП и ЕНС организациям и ИП (КонсультантПлюс, 2023).

 

Утверждена предельная база по страховым взносам на 2024 год

Риски: единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов на 2024 год составляет 2 225 000 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 10.11.2023 N 1883 утверждена единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов на 2024 год, которая составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 2 225 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2024 года (размер базы на 2023 год был установлен в сумме 1 917 000 руб.). Рост размера базы в 2024 году относительно 2023 года составил 16%.

Единая предельная величина базы на 2024 год установлена с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3.

Напомним, что с 1 января 2023 года для организаций и ИП действуют единые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Единая ставка страховых взносов в рамках установленной единой предельной величины базы составляет 30%, а свыше предельной величины – в размере 15,1%.

Предельная величина базы для исчисления взносов является единой. Законодательно закреплено правило о ежегодной индексации предельной величины базы.

 

Разъездная работа: нужно ли учитывать компенсацию при расчете отпускных

Риски: компенсация за разъездной характер работы в фиксированной сумме, выплачиваемая работникам с разъездным характером работы, не является элементом оплаты труда и, по мнению Роструда, не должна включаться в расчет среднего заработка при расчете отпускных.

Трудовым законодательством установлены случаи, когда за работником сохраняется его средний заработок: при предоставлении отпусков, направлении в командировку, прохождении обязательного медицинского осмотра и другие случаи.

В средний заработок для расчета отпускных включают выплаты, предусмотренные системой оплаты труда организации, начисленные работнику за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска (ч. 2 ст. 139 ТК РФ, п. 2 и п. 4 Положения о средней заработной плате).

В Письме от 02.11.2023 N ПГ/22827-6-1 Роструд разъяснил, должен ли работодатель включать сумму компенсации за разъездной характер работы в расчет среднего заработка для целей выплаты отпускных.

Ведомство отмечает, что порядок исчисления среднего заработка установлен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Для исчисления среднего заработка учитывают выплаты работникам, предусмотренные действующей в организации системой оплаты труда. Однако выплаты социального характера, а также выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальную помощь, оплату стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие), для расчета среднего заработка не учитываются.

Опираясь на позицию Минфина России, изложенную в Письме от 17.01.2019 N 03-15-05/1909, согласно которой выплаты на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками работников с разъездным характером работы, не подлежат обложению НДФЛ, Роструд считает, что такие выплаты не являются элементом оплаты труда и, как следствие, не должны включаться в расчет среднего заработка при расчете отпускных.

На заметку: с 1 января 2024 года введен лимит, не облагаемый НДФЛ и страховыми взносами, при выплате суточных сотрудникам с разъездной работой и надбавки за вахтовый метод работы (взамен суточных лицам, выполняющим работы вахтовым методом): 700 руб. за день работы в РФ и 2 500 руб. – за день работы за границей.  Ранее размер таких суточных был не регламентирован НК РФ и устанавливался локальным актом организации (Письма Минфина от 21.11.2019 N 03-04-05/90156, от 22.08.2019 N 03-15-06/64487, от 04.03.2019 N 03-15-06/13866).

Как рассчитать средний заработок для оплаты отпускных, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Сколько уведомлений по НДФЛ надо подать в декабре: напоминание от ФНС

Риски: в декабре нужно будет подать два уведомления по НДФЛ – отдельно за период с 23 ноября по 22 декабря и за период с 23 по 31 декабря.
Возможности: для зачета страховых взносов за декабрь, уплаченных в декабре, нужно подать уведомление с кодом отчетного периода 34/03.

В Информации на сайте ФНС от 30.10.2023 сообщается, что в декабре установлен особый порядок подачи уведомлений по НДФЛ – их нужно подать дважды:

  • 25 декабря 2023 года нужно подать уведомление об НДФЛ, удержанном с 23 ноября по 22 декабря (код отчетного периода 34/03). Заплатить налог надо не позднее 28 декабря 2023 года;
  • 29 декабря 2023 года – уведомление об НДФЛ, удержанном с выплат с 23 по 31 декабря (код отчетного периода 34/04). Заплатить налог надо не позднее 29 декабря 2023 года.

Также ФНС напоминает, что с 1 октября 2023 года положительное сальдо ЕНС зачитывается в счет уплаты страховых взносов сразу после подачи уведомления (платежки со статусом 02 либо РСВ). Таким образом, в случае уплаты в декабре 2023 страховых взносов за декабрь одновременно с оплатой нужно направить в налоговый орган уведомление по страховым взносам в отношении уплаченных сумм с кодом отчетного периода 34/03.

 

Как с 1 января 2024 года будут облагаться НДФЛ доходы дистанционных работников – нерезидентов

Риски: с 1 января 2024 года с дохода дистанционного работника – нерезидента российский работодатель должен удерживать НДФЛ по общим ставкам. С 1 января 2025 года доход нерезидентов от работ и услуг, оказанных по ГПД с помощью российских интернет-ресурсов или ПО, при определенных условиях также будет облагаться НДФЛ.

сновная ставка НДФЛ для дохода налогового нерезидента РФ равна 30%. Есть исключения, например, для ВКС, беженцев и получивших в РФ временное убежище основная ставка – 13%, а при налоговой базе свыше 5 млн руб. – 15% (п. 3.1 ст. 224 НК РФ).

В 2023 году доход дистанционных работников – нерезидентов, полученный от источников за пределами РФ, не облагается НДФЛ (Письмо Минфина России от 14.03.2023 N 03-04-06/21160, Письмо Минфина России от 31.01.2023 N 03-04-06/7688).

С 1 января 2024 года вступят в силу положения Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ, которые вносят изменения в НК РФ, и доходы дистанционных работников – нерезидентов начнут облагаться по ставкам 13% (15%) в соответствии с  п. 3.1 ст. 224 НК РФ.

В Письме от 02.10.2023 N 03-04-09/93359 Минфин России разъясняет отдельные положения Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ на примере получения дохода нерезидентом из иностранного государства от выполнения работ с использованием сети Интернет.

Доходы от источников в РФ перечислены в п. 1 ст. 208 НК РФ. С 1 января 2024 года в п. 1 ст. 208 НК РФ появится подп. 6.2 (выплаты дистанционному работнику по договору с работодателем – российской организацией), а с 1 января 2025 года появится подп. 6.3  (вознаграждение за работы или услуги через интернет с использованием российских доменных имен и сетевых адресов при соблюдении определенных условий).

Таким образом, с 1 января 2024 года в случае получения физическими лицами – нерезидентами РФ в иностранном государстве доходов от дистанционной работы на российских работодателей и с 1 января 2025 года от осуществления деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) с использованием сети Интернет, и при выполнении установленных указанными нормами условий, такие доходы подлежат налогообложению НДФЛ в РФ.

С 1 января 2024 года в отношении указанных доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

13% – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

650 тыс. руб. и 15% суммы соответствующих доходов, превышающей 5 млн руб., – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет более 5 млн руб.

На заметку: также аналогичные разъяснения представлены Минфином России в Письме от 19.10.2023 N 03-04-06/99439.

 

Как при ПСН учесть коммунальные платежи, возмещенные арендатором

Возможности: возмещение стоимости коммунальных платежей по договору аренды является частью дохода в рамках ПСН, поэтому дополнительно облагать их другими налогами не нужно.

В Письмах Минфина от 10.10.2023 N 03-11-11/96011, N 03-11-11/96016, N 03-11-11/96018, N 03-11-11/96022 рассмотрен вопрос учета дохода в виде возмещения стоимости коммунальных услуг в случае, когда ИП сдает помещения в аренду при ПСН.

Ведомство отметило, что если возмещение стоимости коммунальных услуг предусмотрено договором аренды, то полученные денежные средства ИП учитывает в составе доходов при применении ПСН.

На заметку: аналогичное мнение Минфин высказывал и ранее (Письма Минфина России от 20.05.2016 N 03-11-12/28930, от 14.05.2013 N 03-11-12/16633).

Подробнее о том, как ИП учесть операции по сдаче помещения в аренду при ПСН, рассказано в Готовом решении: Как облагаются операции по сдаче помещения в аренду у ИП на спецрежиме (КонсультантПлюс, 2023).

 

ФНС разъяснила особенности представления новой формы налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Риски: если выплата в пользу иностранной организации осуществлена в первом отчетном периоде (январь, I квартал), то обязанность по представлению налоговых расчетов сохраняется за все отчетные периоды до конца соответствующего года. За непредставление или несвоевременное представление налогового расчета могут приостановить операции по расчетным счетам или привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов должны подавать организации и ИП, выплачивающие иностранным организациям доходы от источников в РФ.

В расчете раскрывается информация о суммах таких доходов (в том числе не подлежащих налогообложению), об их получателях, а также о суммах налога на прибыль, удержанных и перечисленных в бюджет в качестве налогового агента.

С 1 января 2024 года вступает в силу ряд новшеств, касающихся компаний, выплачивающих доходы иностранным организациям:

– утверждена новая форма налогового расчета, которая будет применяться начиная с отчетности за 2023 год (Приказ ФНС России от 26.09.2023 N ЕД-7-3/675@);

– непредставление налогового расчета будет являться основанием для приостановления операций по счетам в банках (п. 24 ст. 1 Федерального закона N 389-ФЗ);

– за несвоевременное представление налогового расчета вводится ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, – штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате, перечислению) на основании налогового расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 43 ст. 1 Федерального закона N 389-ФЗ).

В Письме от 14.11.2023 N ШЮ-4-13/14369@ ФНС России напоминает, что налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов заполняется нарастающим итогом. Соответственно, если выплата в пользу иностранной организации осуществлена в первом отчетном периоде (январь, I квартал), то обязанность по представлению налоговых расчетов сохраняется за все отчетные периоды до конца соответствующего года.

Ведомство также разъяснило некоторые особенности заполнения новой формы налогового расчета и порядок представления уточненных налоговых деклараций.

На заметку: правильно заполнить и своевременно сдать налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по новой форме поможет Готовое решение в СПС КонсультантПлюс.

 

Можно ли на АУСН выдавать наличные деньги под отчет: отвечает эксперт Минфина

Риски: в целях АУСН учитываются расходы, осуществленные, в частности, в безналичной форме. Для исключения налоговых рисков по учету расходов эксперт Минфина не рекомендует организации (ИП), применяющей данный спецрежим, выдавать деньги под отчет в наличной форме.

Применение автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН) предусмотрено в рамках эксперимента, проводимого по 31 декабря 2027 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (п. 8 ст. 1 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ). Организация или ИП может выбрать объект налогообложения, с применением которого исчисляется налог при АУСН (ст. 5 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ):

  • доходы по ставке 8%;
  • доходы, уменьшенные на расходы, по ставке 20%. Минимальный налог в этом случае составляет 3% от доходов.

В Консультации от 01.11.2023 эксперт Минфина отвечает на вопрос правомерности выдачи денег под отчет в наличной форме организацией, применяющей АУСН.

Так, согласно действующему законодательству расходы в целях исчисления налога на АУСН признаются после фактической оплаты (в том числе предоплаты), если они осуществлены в безналичной форме. Чтобы признать наличный расчет, он должен быть зафиксирован с применением ККТ (ст. 8 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ).

Вместе с тем, по мнению Минфина России, выдача работнику организации денежных средств под отчет не образует природу расчета в смысле Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» и, следовательно, не требует применения ККТ (Письмо Минфина России от 01.10.2018 N 03-01-15/70143).

Учет доходов и расходов при применении АУСН ведется налогоплательщиками в личном кабинете налогоплательщика на основании переданных в налоговые органы данных. При этом к переданным данным относятся:

– в отношении расходов, при осуществлении расчетов по которым применяется ККТ, – данные, переданные с использованием ККТ;

– в отношении понесенных расходов – данные об операциях налогоплательщика, переданные уполномоченной кредитной организацией (обслуживающим банком).

Эксперт Минфина обращает внимание, что выдача работнику подотчетных средств по общему правилу не учитывается при определении налоговой базы. При этом если за счет подотчетных средств осуществлены экономически оправданные расходы, имеющие документальное подтверждение, налогоплательщик вправе изменить признак отнесения к налоговой базе «Неналоговая база» на признак «Расход» в личном кабинете клиента (подраздел 4.16 Методических рекомендаций по разделению безналичных операций по счетам налогоплательщиков, применяющих АУСН).

Особенности оформления выдачи аванса работнику под отчет при применении АУСН не установлены.

В связи с изложенным в целях исключения налоговых рисков эксперт не рекомендует организациям и ИП, применяющим АУСН, выдавать деньги под отчет в наличной форме.

На заметку: разобраться с особенностями налогового учета расходов при применении АУСН поможет Готовое решение: Особенности применения автоматизированной УСН с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г. включительно (КонсультантПлюс, 2023).

 

Минтруд разъяснил особенности назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для исполнителей по ГПД

Возможности: порядок предоставления в СФР документов, необходимых для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет работникам по ГПД, аналогичен тому, что установлен для лиц, работающим по трудовым договорам.
Риски: право на получение страхового обеспечения имеют только лица, за которых в предшествующем календарном году платились взносы на ВНиМ и сумма страховых взносов, начисленная с выплат в их пользу, составляет в совокупном размере не менее стоимости страхового года (в 2022 году – 4 833, 72 рубля, в 2023 году – 5 652,22 рубля). Исполнитель по ГПД считается застрахованным лицом только на период действия такого договора. После завершения ГПД перечисление пособий, в том числе по уходу за ребенком до 1,5 лет, прекращается.

С 1 января 2023 года лица, заключившие гражданско-правовой договор (ГПД), при определенных условиях имеют право на оплату социальных пособий, в том числе по уходу за ребенком до 1,5 лет (ч. 4.2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-Ф). Подробнее об этом рассказано в обзоре на нашем сайте.

В Письме Минтруда России от 27.10.2023 N 17-1/В-199 даны разъяснения о подаче сведений и документов для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, работающим по ГПД, а также об ограничениях на получение ими пособия.

Ведомство уточняет, что порядок представления в СФР документов, необходимых для назначения пособия работникам по ГПД, аналогичен тому, что установлен для лиц, работающим по трудовым договорам.

При этом в отношении застрахованных лиц, работающих по ГПД, установлено ограничение: право на получение страхового обеспечения имеют только лица, за которых в предшествующем календарном году платились взносы на ВНиМ (например, в рамках трудовых отношений) и сумма страховых взносов, начисленная с выплат в их пользу, составляет в совокупном размере не менее стоимости страхового года, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в 2022 году – 4 833, 72 рубля, в 2023 году – 5 652,22 рубля).

Минтруд отмечает, что действующие нормы законодательства не содержат иных ограничений на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, работающих по договорам ГПХ.

При этом исполнитель по ГПД считается застрахованным лицом только на период действия такого договора. После завершения ГПД перечисление пособий, в том числе по уходу за ребенком до 1,5 лет, прекращается.

Ведомство напоминает об обязанности страхователя в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в срок не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении таких обстоятельств, направить в СФР уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (п. 12 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

На заметку: в рассматриваемом письме Минтруд не уточняет, каким образом в отношении исполнителей по ГПД возможно выполнить условия для назначения выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, согласно которым гражданин должен фактически осуществлять уход за ребенком и находиться в отпуске по уходу за ребенком. Сложность заключается в том, что в соответствии с ТК РФ отпуск – это время отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106, 107 ТК РФ). Предоставление отпуска по уходу за ребенком предусмотрено ст. 256 ТК РФ. При этом согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих на основании ГПД. То есть отпуск по уходу за ребенком возможен только при наличии трудовых отношений, а с исполнителем по ГПД таковых у страхователя нет. Следовательно, оформить такой отпуск невозможно. При этом в перечне документов, которые обязан представить страхователь в СФР в целях назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, указана копия приказа об оформлении такого отпуска.

Минтруд уточнил, что в настоящее время подготовлен проект приказа о внесении изменений в Приказ Минтруда России N 668н от 29.09.2020 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством.

Разобраться с особенностями выплат по ГПД поможет Типовая ситуация: Выплаты по ГПД: налоги, взносы, больничные, отчетность (Издательство «Главная книга», 2023) в СПС КонсультантПлюс.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Штрафные санкции за неисполнение договора: облагать НДС или нет

Риски: штраф, который получает продавец от покупателя, будет облагаться НДС в том случае, если такой штраф по существу не является неустойкой для обеспечения обязательств по договору, а фактически относится к элементу ценообразования. Квалификация штрафа как части цены производится в каждом конкретном случае отдельно с учетом условий соответствующих договоров.

Штрафные санкции, которые получает продавец (исполнитель) от покупателя (заказчика) по договору, по общему правилу не облагаются НДС. Такие суммы не связаны с оплатой товаров (работ, услуг). Это следует из анализа подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

При этом в Письме от 04.10.2023 N 03-07-11/94106 Минфин России уточняет, что, если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), такие суммы включаются в налоговую базу по НДС.

Квалификация штрафов в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.

На заметку: Минфин России в своих письмах уже заявлял, что штрафы, полученные от покупателя продавцом, могут облагаться НДС в определенных ситуациях. Это ситуации, когда такие штрафы не являются санкциями, обеспечивающими исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования (Письма Минфина России от 25.11.2022 N 03-07-11/115368, от 09.02.2021 N 03-07-05/8311, от 26.10.2020 N 03-07-11/93098). При этом штрафные санкции, которые получает покупатель от продавца, НДС не облагаются, поскольку не связаны с расчетами по оплате товаров (п. 2 ст. 153, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, Письмо Минфина России от 08.06.2015 N 03-07-11/33051).

Подробнее про ситуации, в которых возможно обложение штрафных санкций НДС, Вы можете прочесть в Готовом решении: Облагаются ли НДС суммы штрафных санкций по договору (КонсультантПлюс, 2023).

 

Образцы продукции переданы для проведения испытаний ее пригодности: что с НДС

Возможности: если при передаче образца продукции для проведения испытаний право собственности не переходит, то такая передача не облагается НДС.

В Письме от 26.10.2023 N 03-03-06/1/102095 Минфин России рассмотрел вопрос исчисления НДС при предоставлении организацией третьим лицам образцов продукции для проверки ее пригодности.

Ведомство отметило, что объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав. При этом реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в некоторых случаях передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Поэтому если организация передает образцы своей продукции третьему лицу для испытаний пригодности продукции, но право собственности на продукцию при этом не переходит, объекта обложения НДС не возникает.

На заметку: как в бухгалтерском и налоговом учете учитывать затраты на создание опытного образца продукции, рассказано в Готовом решении: Как учитывать затраты на создание опытного образца (КонсультантПлюс, 2023).

 

Как в налоговом учете учесть продажу высокотехнологичных ОС, по которым применялся коэффициент 1,5

Риски: при реализации амортизируемого имущества, первоначальная стоимость которого сформирована с применением повышающего коэффициента 1,5, убыток от его реализации признается равным нулю.

При исчислении налога на прибыль налогоплательщики вправе применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на приобретение основных средств, включенных в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утвержденный Правительством РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ). Данная норма была введена Федеральным законом от 28.04.2023 N 159-ФЗ в качестве дополнительной меры поддержки бизнеса. Подробнее про это рассказано в обзоре на нашем сайте.

В частности, для применения повышающего коэффициента 1,5 при формировании первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования необходимо, чтобы такое оборудование было включено в утвержденный перечень, введено в эксплуатацию после 21 июля 2023 года и применение повышающего коэффициента было предусмотрено учетной политикой организации (Письмо Минфина от 08.08.2023 N 03-03-06/1/74309).

В Письме от 31.10.2023 N 03-03-06/1/103773 Минфин России разъяснил особенности исчисления налога на прибыль при реализации высокотехнологичного оборудования, в отношении которого организация применяла повышающий коэффициент 1,5 при формировании первоначальной стоимости.

По общим правилам доход от продажи амортизируемого имущества можно уменьшить на следующие суммы:

– на остаточную стоимость имущества (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ);

– на расходы, которые связаны с продажей ОС (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Однако при реализации амортизируемого имущества, при формировании первоначальной стоимости которого применялся повышающий коэффициент 1,5, убыток от реализации такого амортизируемого имущества признается равным нулю (абз. 2 п. 3 ст. 268 НК РФ).

На заметку: про особенности налогообложения продажи различных категорий ОС рассказано в Готовом решении: Как учесть продажу основных средств при расчете налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2023).

 

Относится ли к представительским расходам организация культурной программы для партнеров и клиентов

Риски: к представительским расходам не относятся затраты на проведение культурной программы (экскурсии, посещение музеев, театров или концертов), а также затраты на официальный прием лиц, не указанных в пункте о представительских расходах в НК РФ.

Представительские расходы – затраты на проведение переговоров с контрагентами и клиентами, а также на организацию заседаний совета директоров (ст. 264 НК РФ). Для налога на прибыль представительские расходы включаются в состав прочих в пределах норматива – 4% от расходов на оплату труда.

В Письме от 30.10.2023 N 03-03-06/1/103183 Минфин России отвечает на вопрос о возможности отнесения затрат на культурную программу и на официальный прием лиц, не поименованных в п. 2 ст. 264 НК РФ, к представительским расходам.

К представительским расходам относятся затраты на официальный прием, обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров или иного руководящего органа организации. К представительским расходам относятся затраты на проведение официального приема для указанных лиц, а также официальных лиц самой организации, участвующих в переговорах, расходы на доставку участников к месту проведения мероприятия, услуги переводчиков (п. 2 ст. 264 НК РФ).

При этом Минфин отмечает, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Учитывая изложенное, оснований для отнесения расходов на культурную программу в виде посещения театров, концертов, музеев, экскурсий к представительским расходам не имеется.

Что касается расходов налогоплательщика на официальный прием и обслуживание лиц, которые не могут быть отнесены к категории лиц, поименованных в п. 2 ст. 264 НК РФ, то они также не могут быть отнесены к представительским расходам для целей налогообложения прибыли организаций.

На заметку: о том, что культурная программа не относится к представительским расходам, также заявлено в Письме Минфина от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796.

Вопрос об отнесении к представительским расходам затрат на официальный прием и обслуживание физических лиц – клиентов (лиц, не указанных в п. 2 ст. 264 НК РФ) при проведении переговоров является спорным. Письма, поддерживающие разные точки зрения, указаны в Энциклопедии спорных ситуаций СПС КонсультантПлюс.

Подробнее об учете представительских расходов Вы можете прочесть в Типовой ситуации и Готовом решении СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС рассказала, как правильно заполнить дату составления электронного УПД

Возможности: разъяснения ФНС помогут правильно указать дату составления электронного УПД (с актом выполненных работ), если дата составления акта выполненных работ отличается от даты составления счета-фактуры.

В соответствии с положениями НК РФ обязательным реквизитом счета-фактуры является дата его составления. Порядок и особенности составления первичных документов изложены в ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». В частности, при указании обязательных реквизитов в первичном учетном документе:

а) в качестве даты составления указывается дата его подписания ответственным лицом;

б) в случае отличия даты составления документа от даты совершения факта хозяйственной жизни, оформляемого этим первичным учетным документом, указывается также информация о дате совершения факта хозяйственной жизни.

В Письме от 01.09.2023 N ЕА-4-15/11188@ ФНС России разъяснила особенности отражения даты составления счета-фактуры в электронном формате.

Если используется формат с функцией представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру (значение «СЧФДОП» в показателе «Функция»), и есть потребность указать дату первичного учетного документа, отличную от даты составления счета-фактуры, то в формате предусмотрены элементы «Дата отгрузки товаров (передачи результатов работ), передачи имущественных прав (предъявления оказанных услуг) (ДатаПер)», описание которого приведено в таблице 5.21 указанного формата, и «Дата принятия товаров (результатов выполненных работ), имущественных прав (подтверждения факта оказания услуг) (ДатаПрин)», описание которого приведено в таблице 7.7 указанного формата.

Ведомство также напомнило, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

На заметку: в каком случае можно выставлять электронный УПД и как правильно его заполнить рассказано в Готовом решении: Как выставлять УПД в электронной форме (КонсультантПлюс, 2023).

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Можно ли учесть на УСН расходы в виде взносов на содержание и ремонт общего имущества МКД, в котором организации принадлежит нежилое помещение

При применении УСН «доходы минус расходы» можно уменьшать налоговую базу на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В Письме от 27.10.2023 N 03-11-11/102660 Минфин России отвечает на вопрос о признании в расходах сумм взносов, которые организация на УСН уплачивает на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (МКД), в котором ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение.

В п. 1 ст. 346.16 НК РФ упомянуты  материальные расходы. Материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК  РФ).

К материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление зданий, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП, а также на выполнение этих работ структурными подразделениями налогоплательщика (подп. 5 и подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Учитывая изложенное, суммы уплаченных организацией взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором организации на праве собственности принадлежит нежилое помещение, учитываются в расходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе материальных расходов при условии соблюдения условий из п. 1 ст. 252 НК РФ.

На заметку: по тем же основаниям Минфин согласен с учетом в составе материальных расходов УСН взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД: Письмо Минфина России от 15.09.2021 N 03-11-06/2/74681 и Письмо Минфина России от 17.02.2017 N 03-11-06/2/9078.

Пример отражения в учете организации на УСН взносов на ремонт МКД приведен в Корреспонденции счетов: Как отразить в учете организации, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», сумму взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме?.. (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и какие изменения внести в учетную политику?

Риски: при переходе на применение ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА организации надо выбрать один из способов перехода (ретроспективный или альтернативный, для некоторых организаций – перспективный). В учетную политику в целях бухучета нужно будет внести ряд изменений в связи с новшествами в учете НМА.

Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н утвержден ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». В обязательном порядке он применяется начиная с бухотчетности за 2024 год. При переходе на ФСБУ 14/2022 надо одновременно начать применять поправки к ФСБУ 26/2020, которыми определены правила учета капвложений в НМА.

По ФСБУ 14/2022 отразить в учете и отчетности последствия изменений учетной политики, связанные с началом применения Стандарта, организация, которая не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), может одним из двух способов:

Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), может начать применять Стандарт перспективно.

Выбранный способ организация раскрывает в бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 14/2022 (п. 56 ФСБУ 14/2022, п. 21 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

По ФСБУ 26/2020 последствия изменений, внесенных в учетную политику в связи с началом применения Стандарта, в отношении капвложений в НМА организация вправе отразить любым из способов:

  • ретроспективным (п. 25 ФСБУ 26/2020);
  • альтернативным (п. 25.1 ФСБУ 26/2020);
  • перспективным (п. 26 ФСБУ 26/2020).

Выбранный способ организация раскрывает в бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 26/2020 (п. 27 ФСБУ 26/2020, п. 21 ПБУ 1/2008).

Подробно про каждый из этих способов рассказано в Готовом решении: Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (КонсультантПлюс, 2023).

Какие изменения внести в учетную политику в связи с переходом на ФСБУ 14/2022 и на ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА

В связи с началом применения ФСБУ 14/2022 может потребоваться внести в учетную политику, в частности, следующую информацию:

– лимиты стоимости для малоценных НМА (п. 7 ФСБУ 14/2022);

– классификационные виды и группы НМА, применяемые в организации (п. 12 ФСБУ 14/2022);

– условия и порядок ведения группового учета НМА (п. 7.4 ПБУ 1/2008);

– способ оценки после признания НМА в бухгалтерском учете – для каждой группы НМА (п. 15 ФСБУ 14/2022);

– периодичность переоценки и способы, которыми она производится (пп. 21, 22 ФСБУ 14/2022);

– способы списания сумм накопленной дооценки (п. 26 ФСБУ 14/2022);

– периодичность начисления амортизации НМА. Начислять амортизацию можно на конец каждого отчетного периода или на конец иного периода, не превышающего установленный в организации отчетный период;

– момент начала и прекращения начисления амортизации НМА (п. 38 ФСБУ 14/2022);

– способы начисления амортизации для каждой группы НМА (п. 39 ФСБУ 14/2022);

– формулу расчета суммы амортизации для способа уменьшаемого остатка (п. 40 ФСБУ 14/2022);

– порядок проверки элементов амортизации, а также уровень и иные критерии существенности, соответствие которым влечет за собой пересмотр элементов амортизации (п. 42 ФСБУ 14/2022);

– порядок перехода на ФСБУ 14/2022 – ретроспективный или альтернативный (пп. 52, 53 ФСБУ 14/2022);

– порядок применения изменений в ФСБУ 26/2020, связанных с НМА, – ретроспективный, альтернативный или перспективный (пп. 25, 25.1, 26 ФСБУ 26/2020).

Если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, рекомендуется указать, в частности, следующую информацию:

– порядок признания затрат на приобретение, создание, улучшение объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА (подп. «б» п. 4 ФСБУ 26/2020);

– сведения о том, проводится ли проверка на обесценение объектов НМА с отражением выявленного обесценения в бухгалтерском учете (п. 3 ФСБУ 14/2022);

– порядок перехода на ФСБУ 14/2022 – перспективный (п. 55 ФСБУ 14/2022);

– порядок применения изменений в ФСБУ 26/2020, связанных с НМА, – перспективный (п. 26 ФСБУ 26/2020).

Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого организация переходит на новый Стандарт (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008).