Налоговые схемы: ФНС рассказала, как реальных выгодоприобретателей успешно привлекают к уголовной ответственности

Риски: используемые ФНС при содействии с правоохранительными органами способы доказывания причастности бенефициаров к реальному управлению подконтрольными им организациями позволяют выявлять и привлекать к ответственности реальных выгодоприобретателей.

Между правоохранительными органами и ФНС России имеются межведомственные соглашения о взаимодействии в случае выявления налоговых преступлений (правонарушений).

В Письме от 30.12.2022 N СД-4-18/17916@ ФНС России представила согласованный с МВД и СК РФ обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения и рассказала про способы выявления реальных выгодоприобретателей от совершения налоговых преступлений. 

В результате проведенных мероприятий к уголовной ответственности привлечены реальные выгодоприобретатели (бенефициары):

– из состава руководителей, учредителей, главных бухгалтеров должников – в 68,9% случаях;

– из числа лиц, неформально управляющих деятельностью должника и/или получающих от этого экономически необоснованную выгоду, – в 31,1% случаях.

Для выявления реального выгодоприобретателя на этапе предпроверочного анализа сотрудники ФНС анализируют движение товарных и денежных потоков, ищут информацию о конечных получателях доходов и фактических руководителях (в том числе изучают соцсети и СМИ), анализируют информацию, поступающую от Росфинмониторинга, направляют запрос в банки о предоставлении сведений о бенефициарных владельцах.

В числе наиболее эффективных мер по выявлению схем ухода от налогообложения в рамках проводимых проверок входят:

  • допросы потерпевшего и свидетелей;
  • осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов;
  • истребование документов и информации у проверяемого лица либо его контрагентов о конкретных сделках, а также у третьих лиц – участников сделки;
  • экспертиза документов;
  • обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки;
  • осмотр местности, помещений, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации;
  • контроль и запись переговоров.

В большинстве случаев уголовные дела сразу возбуждались в отношении бенефициарных владельцев налогоплательщиков на основании материалов, собранных органами, осуществляющими налоговый контроль и оперативно-розыскную деятельность, и уже содержащих сведения, указывающие на причастность указанных лиц к совершению налоговых преступлений.

Например, по информации следственного управления по Волгоградской области, фактический руководитель, распоряжающийся имуществом и денежными средствами организации, сначала устанавливался в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (наблюдения и изучения данных средств связи). Впоследствии указанные обстоятельства подтверждались в рамках расследования путем проведения обысков, выемок, в ходе которых изымались электронные носители информации, которые осматривались с применением криминалистической техники. Как правило, при осмотре электронных носителей данных обнаруживалась переписка в мессенджерах либо по электронной почте, где реальный руководитель организации давал распоряжения подконтрольному ему лицу о действиях, подлежащих выполнению для управления организацией.

Также в Письме приводятся другие примеры привлечения к уголовной ответственности выявленных в ходе проведенных мероприятий реальных выгодоприобретателей.

 

Определено, в каких случаях Роскомнадзор запретит или ограничит трансграничную передачу персональных данных

Риски: в установленных Правительством РФ случаях трансграничная передача персональных данных может быть запрещена или ограничена Роскомнадзором в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

Постановлением Правительства РФ от 16.01.2023 N 24 утверждены Правила принятия Роскомнадзором решения о запрете или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор должен направить в Роскомнадзор соответствующее уведомление в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

По результатам его рассмотрения ведомство может принять решение:

  • о приостановлении рассмотрения уведомления в случае предоставления неполных сведений или не соответствующих данным, содержащимся в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП. После получения запроса о предоставлении недостающих сведений или пояснений относительно выявленных несоответствий оператор должен в течение пяти рабочих дней предоставить необходимые сведения;
  • о запрете трансграничной передачи персональных данных. Например, в случае если трансграничная передача и дальнейшая обработка переданных данных несовместима с целями сбора персональных данных; если деятельность иностранного юрлица, которому планируется трансграничная передача персональных данных, запрещена на территории РФ или данное лицо включено в перечень субъектов, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ;
  • об ограничении трансграничной передачи персональных данных. Например, в случае если содержание и объем персональных данных, планируемых к трансграничной передаче, не соответствуют цели трансграничной передачи персональных данных; если категории субъектов персональных данных, персональные данные которых планируются к трансграничной передаче, не соответствуют цели трансграничной передачи персональных данных.

Оператор вправе повторно подать уведомление при устранении причин, повлекших запрещение или ограничение трансграничной передачи персональных данных, не ранее чем через 10 рабочих дней после принятия указанного решения.

Постановление Правительства РФ от 16.01.2023 N 24 вступает в силу с 1 марта 2023 года.

 

Сильнее ограничили допустимые начисления по потребительским кредитам и займам

Возможности: с 1 июля 2023 года будут уменьшены максимальные размеры начислений по потребкредитам и займам и их полной стоимости, обязательные для применения банками и МФО.

В целях снижения максимальных ставок по потребительским кредитам и займам Федеральным законом от 29.12.2022 N 613-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В частности, установлены следующие максимальные размеры:

  • 0,8% в день – максимальный размер ежедневной процентной ставки по потребкредитам (займам) (сейчас такая ставка – 1% в день);
  • 292% годовых – максимальное значение полной стоимости потребкредита (займа) (на данный момент эта величина составляет 365%);
  • 130% от суммы предоставленного потребкредита (займа) – максимальный размер суммы всех платежей по договору потребкредита (займа), заключенному на срок до одного года (сейчас лимит – 150%). Речь идет о процентах, неустойке и других договорных мерах ответственности, а также платежах за отдельные услуги;
  • до 15% от суммы потребкредита (займа) – максимальное допустимое значение фиксируемой суммы платежей по договору потребкредита (займа) без обеспечения, заключенному на срок, не превышающий 15 дней, на сумму, не превышающую 10 000 рублей (ранее – 30%)

Данные изменения вступят в силу с 1 июля 2023 года.

На заметку: в случае невыполнения банком или МФО рассматриваемых условий клиент банка (в том числе потенциальный) в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обращаться с жалобой на неправомерные действия (бездействие) банков и их сотрудников в различные органы. Подробнее об этом – в Ситуации: Куда обращаться с жалобой на банк? в СПС КонсультантПлюс

 

Кто сможет арендовать или купить публичные земельные участки без торгов в 2023 году

Возможности: в 2023 году физическим и юридическим лицам, налаживающим производство импортозамещающей продукции, будут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в упрощенном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 N 2536 до конца 2023 года продлено действие установленных Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 особенностей регулирования земельных отношений:

  • физлицам или юрлицам будут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения, перечень которой устанавливается субъектом РФ;
  • без проведения торгов допускается продажа физлицу ранее предоставленного в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или собственность на который не разграничена, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд, при условии отсутствия информации о выявленных и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка;
  • государственные или муниципальные земельные участки могут равноценно обмениваться на частную землю, если она потребуется для строительства социально-культурных и коммунально-бытовых объектов. Эта норма также будет применяться при реализации масштабных инвестиционных проектов.

Помимо установленных в 2022 году послаблений в данной сфере, в 2023 году упрощенный порядок предоставления земли расширяется, в частности:

  • без торгов можно купить арендованные публичные земельные участки, которые предназначены для производственной деятельности, отдыха (рекреации), нужд промышленности;
  • допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, в случае если такой участок, находящийся в частной собственности, необходим для размещения объектов социальной инфраструктуры.

 

Некоторым организациям разрешили не учитывать голоса иностранных участников ООО и АО при принятии решений

Возможности: российские компании, работающие в сфере энергетики, торговли и машиностроения и соответствующие установленным критериям, до конца 2023 года могут принимать решения без учета голосов участников из недружественных стран

Указом Президента РФ от 17.01.2023 N 16 до конца 2023 года установлен временный порядок принятия общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом), другим органом АО и ООО решений по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Указанный порядок применяется, если общество соответствует одновременно следующим критериям:

  • осуществляет деятельность в области энергетики (в том числе электроэнергетики), машиностроения или торговли;
  • в отношении контролирующего лица или бенефициарного владельца общества недружественной РФ страной введены ограничительные меры (санкции);
  • иностранным лицам, которые связаны с этими странами, принадлежат доли в уставном капитале или акции компании в размере не более 50% его объема. Это также касается ряда владельцев такого имущества, которых контролируют эти иностранные лица;
  • объем выручки общества (группы лиц, в которую входит такое общество) от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг за год, предшествующий году, в котором орган российского хозяйственного общества принимает решение, превышает 100 млрд рублей.

Установлено, что участники (акционеры), не являющиеся лицами недружественных государств, могут большинством голосов от общего числа голосов, принадлежащих этим участникам (акционерам), установить, что в целях принятия решений голоса, принадлежащие лицам недружественных государств, не будут учитываться при определении кворума и результатов голосования по вопросам повестки заседания.

В таком случае решение будет приниматься большинством голосов российских участников или акционеров, независимо от положений учредительных документов общества, корпоративного договора, заключенного между участниками (акционерами) такого общества, и права, применимого к корпоративному договору.

Документом также определено, кто не относится к лицам недружественных иностранных государств.

Указ Президента РФ от 17.01.2023 N 16 вступил в силу 17 января 2023 года и действует до 31 декабря 2023 года включительно.