Роструд дал разъяснения по вопросу отстранения сотрудников от работы

Возможности: разобраться со многими вопросами, связанными с отстранением сотрудников от работы, которые прямо не урегулированы трудовым законодательством.

Роструд выпустил Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2022 года, в котором дал разъяснения по обязанности работодателя в определенных случаях отстранить сотрудника от работы (ст. 76 ТК РФ).

В частности, ведомство разъяснило следующее:

‒ для правомерного отстранения от работы работодатель должен подтвердить факт появления работника на работе в состоянии опьянения (медицинским заключением или другими источниками доказательств);

‒ факт непрохождения обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда нужно подтвердить отсутствием записи о прохождении обучения и проверки знаний в журналах проведения инструктажей (в нарядах-допусках на производство работ) и другими документами, установленными законодательством в сфере охраны труда;

‒ отстранение от работы в случае прекращения либо приостановления действия специального права работника на срок более двух месяцев (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если приостановление действия специального права влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору,
  • работника с его письменного согласия невозможно перевести на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, для выполнения которой не требуется наличие специального права;

‒ должностными лицами и органами, имеющими право требовать отстранения конкретного являются:

  1. государственный инспектор труда,
  2. судья, дознаватель, следователь в отношении подозреваемого или обвиняемого,
  3. арбитражный суд в отношении руководителя должника,
  4. главный государственный санитарный врач (или его заместитель) в отношении лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней;

‒ к отдельным категориям работников, которых работодатель обязан отстранить от работы, относятся иностранные граждане; работники, занятые на подземных работах; педагогические работники; спортсмены; работники в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних; кадастровые инженеры; члены исполнительных органов финансовой организации; руководители государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей; работники общественного питания; работники, занятые на работах, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Для каждой категории работников Роструд привел основания отстранения.

Также Роструд ответил на четыре вопроса, связанных с отстранением от работы по разным основаниям.

 

В ТК РФ появилось новое основание для расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Возможности: в перечень оснований для увольнения по не зависящим от воли сторон обстоятельствам включена мобилизация работодателя-ИП или единственного учредителя – руководителя.
Риски: воспользоваться новой нормой можно только работодателям, которые не передали полномочия на ведение бизнеса доверенному лицу.

Федеральным законом от 04.11.2022 N434-ФЗ внесены изменения в п. 7 ч. 1 ст.83 ТК РФ, согласно которым трудовой договор с работником по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, можно расторгнуть в том числе в случаях, когда по мобилизации призвали работодателя-ИП или единственного учредителя – руководителя организации, который на период прохождения военной службы никому не передал свои полномочия.

Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.

На заметку: для ИП и организаций, в которых в рамках мобилизации призван единственный учредитель – руководитель, установлены дополнительны меры поддержки. Подробнее об этом можно узнать в обзоре на нашем сайте. При этом отсрочки от прохождения воинской службы для данной категории мобилизованных не предоставлены. Поэтому ИП и единственные учредители – руководители компаний вынуждены принять решение о прекращении деятельности или намерении продолжать вести бизнес через доверенное лицо.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Какую отчетность, связанную с ведением воинского учета, организации представляют в военкомат?

Риски: организации представляют в военкоматы отчетность по установленным формам, включающую, в частности, сведения о поступлении на работу или увольнении с работы граждан, подлежащих воинскому учету, сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и некоторые другие сведения.

Организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет работников (подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон N 53-ФЗ), п. 1 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение N 719), п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее – Рекомендации)).

Воинский учет в организациях должен осуществляться по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Минобороны РФ (далее – учетные документы) (п. 27 Положения N 719).

Так, воинский учет призывников и военнообязанных ведется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (п. 31 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее – Инструкция N 700)).

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в п. 27 Положения N 719, являются (п. 28 Положения N 719, п. 32 Инструкции N 700):

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета – для военнообязанных.

Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны направлять следующую отчетность (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, п. 32 Положения N 719, п. 29 Рекомендаций):

  1. сведения о поступлении на работу или увольнении с работы граждан, подлежащих воинскому учету, по форме, приведенной в Приложении N 9 к Рекомендациям, – в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления;
  2. по запросам военных комиссариатов сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете, по форме, приведенной в Приложении N 10 к Рекомендациям, – в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления;
  3. сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете, по форме, приведенной в Приложении N 2 к Порядку, предусмотренному в Приложении N 13 к Рекомендациям, – в двухнедельный срок (п. 2 Порядка, предусмотренного в Приложении N 13 к Рекомендациям);
  4. сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять, – в двухнедельный срок в военные комиссариаты. Форму, по которой направляются данные сведения, следует уточнить в военкомате;
  5. списки работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста по форме, приведенной в Приложении N 11 к Рекомендациям, – ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты. При этом в п. 1 Примечания к данной форме указано, что списки представляются в военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) граждан ежегодно в срок до 15 сентября;
  6. списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, составленные в алфавитном порядке по форме, приведенной в Приложении N 11 к Рекомендациям, – ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты (п. 2 Примечания к данной форме);
  7. списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки учетных сведений карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, – не реже одного раза в год. Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. Списки составляются в двух экземплярах, второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года (п. 36 Инструкции N 700).

Кроме того, в военный комиссариат необходимо сдавать карточку учета организации. Унифицированная форма карточки законодательством не установлена, однако, как правило, ее можно представить по форме N 18, утвержденной Письмом Минкультуры России от 21.10.2015 N 344-01-39-ВА. Сроки, порядок представления карточки и ее точную форму рекомендуем уточнить в своем военном комиссариате и комиссии по бронированию, так как они могут отличаться в зависимости от региона.

Отметим, за несообщение в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, а за непредставление или несвоевременное представление сведений по запросу военного комиссариата – по ст. 19.7 КоАП РФ. Подробнее читайте в ответе на Вопрос: В каких случаях организация, не ведущая воинский учет, может быть привлечена к ответственности по ст. 21.4, а в каких по ст. 19.7 КоАП РФ? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2022) {КонсультантПлюс}.