Роскомнадзор разъяснил, как и когда подавать уведомление об обработке персональных данных работников и по другим новым основаниям

Возможности: 1 сентября 2022 года не является крайним сроком подачи уведомления об обработке персональных данных; такое уведомление можно подавать по старой форме до момента утверждения новой в электронном или бумажном виде.

С 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки, внесенные в Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», которыми для операторов персональных данных предусмотрены новые обязанности и запреты. В частности, операторы должны уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных:

– своих работников;

– клиентов-физлиц (когда данные о них нужны исключительно для заключения и исполнения договоров);

– физлиц, которые разрешили их распространять;

– физлиц – только в части ФИО;

– физлиц – для однократного пропуска на территорию или в аналогичных целях.

Если для обработки персональных данных не используют средства автоматизации, уведомлять ведомство не нужно. Например, данные о посетителях организации записывают в бумажный журнал при выдаче им разовых пропусков.

В Информации Роскомнадзора от 01.09.2022 сообщается, что предельный срок уведомления Роскомнадзора об обработке персональных данных не определен. Иными словами, 1 сентября 2022 года не является крайним сроком подачи уведомления об обработке персональных данных.

В связи с тем, что новые формы уведомлений не утверждены, ведомство дало разъяснения о возможности использования формы, утвержденной Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94. Подать уведомление можно через Портал персональных данных либо в бумажном виде.

После вступления в силу приказа Роскомнадзора, устанавливающего новую форму, оператор может направить уведомление о внесении изменений в ранее представленные сведения в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Также ведомство обратило внимание на следующее: несмотря на то что новый порядок трансграничной передачи персональных данных будет применяться с 1 марта 2023 года, операторы, которые уже сейчас передают данные за границу, обязаны направить в Роскомнадзор уведомление о трансграничной передаче до этой даты через Портал персональных данных или в письменном виде.

На заметку: подробнее о подаче уведомлений в Роскомнадзор читайте в Обзоре «Персональные данные: какие изменения учесть компаниям с 1 сентября» в СПС КонсультантПлюс.

 

Роспотребнадзор напомнил, какие условия в договоре с потребителем недопустимы с 1 сентября 2022 года

Риски: с 1 сентября 2022 года в правоотношениях с участием потребителей необходимо соблюдать больше ограничений.

Роспотребнадзор в Информации от 31.08.2022 напомнил о вступлении в силу с 1 сентября 2022 года изменений, внесенных в ст. 16 Федерального закона от 01.05.2022 N 135-ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В частности, в рассматриваемый Федеральный закон введен перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей. В случае если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки, продавец обязан возместить их в полном объеме. В качестве примера Роспотребнадзор привел следующие недопустимые условия:

  • право на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения (часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи);
  • положение об обусловливании приобретения одних товаров или услуг обязательным приобретением других (например, когда банк увязывает выдачу кредита с заключением договора личного страхования);
  • ограничение потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав (например, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные карты возврату не подлежат»);
  • оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя;
  • принуждение потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ.

Принятые изменения позволят дополнительно защитить потребителей и заметно снизить количество злоупотреблений со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Напомним, что положения о перечне недопустимых условий распространили на отношения, которые возникли из ранее заключенных договоров.

 

Правительство РФ сообщает об увеличении периода перехода к машиночитаемым доверенностям в интересах бизнеса

Возможности: квалифицированную электронную подпись можно использовать без машиночитаемой доверенности до 1 сентября 2023 года.

По Информации Правительства РФ от 26.08.2022 период перехода к машиночитаемым доверенностям увеличен, в связи с чем квалифицированную электронную подпись можно использовать без машиночитаемой доверенности до 1 сентября 2023 года.

Для комфортной работы с электронными доверенностями ФНС России разработала сервис на базе распределённого реестра, что позволяет обеспечить автоматизированное информирование всех участников сети об изменениях, происходящих с доверенностями. К нему подключились уже все крупнейшие операторы электронного документооборота, банки и торговые площадки.

Отмечается, что электронный документооборот не ограничивается пределами России – это приоритетный вектор сотрудничества с зарубежными партнерами. В частности, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь выражает готовность обеспечить внедрение электронного документооборота при трансграничной торговле.

Также сообщается, что Минтранс России полностью готов к запуску с 1 сентября 2022 года государственной информационной системы, обеспечивающей возможность использования электронных транспортных документов, в первую очередь транспортной накладной. Для возможности проверки таких документов на дороге было разработано и совместно с ГИБДД протестировано специальное программное обеспечение, которое будет считывать QR-код и визуализировать для инспектора данные из электронной транспортной накладной. Сам QR-код водитель будет получать у оператора электронного документооборота, через которого происходит обмен документами, а подписан такой код будет электронной подписью государственной информационной системы.

Правительство продлевает переходный период по использованию квалифицированной электронной подписи без использования МЧД до 1 сентября 2023 года в интересах бизнеса. Об этом заявил заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко на совещании межведомственной рабочей группы по развитию электронного документооборота в хозяйственной деятельности. В совещании приняли участие руководитель ФНС Даниил Егоров, представители Минцифры, Минтранса, Федеральной нотариальной палаты и бизнеса России, а также Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. «Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь выражает готовность обеспечить внедрение электронного документооборота при трансграничной торговле в возможно короткие сроки», – заявил заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Владимир Муквич.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Кто обязан передавать информацию о рекламе в интернете с 1 сентября 2022 года?

Риски: в случае соответствия установленным критериям рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, размещающие в сети Интернет рекламу, с 1 сентября 2022 года обязаны предоставлять информацию о ней в Роскомнадзор.

Передавать в Роскомнадзор данные о рекламе, которую для российской аудитории разместили в интернете, с 1 сентября 2022 года обязали (п. 3 ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ):

рекламодателей (исключение – рекламодатель передал обязанность рекламораспространителю либо оператору рекламной системы. Рекламодатель при этом должен обладать исключительным правом на объект рекламирования и/или быть изготовителем или продавцом рекламируемого товара);

рекламораспространителей и операторов рекламных систем;

рекламораспространителей, которые являются владельцами соцсетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов и организаторов распространения информации в интернете.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 утверждены критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор с 1 сентября 2022 года.

Перед тем как распространить интернет-рекламу, указанные выше рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем  должны обратиться в специальную организацию – к оператору рекламных данных (ОРД). Операторов отбирает комиссия при Роскомнадзоре. ОРД присваивает рекламе идентификатор, чтобы обеспечить ее прослеживаемость. После его получения рекламу можно распространять. Как будет присваиваться идентификатор, должен установить Роскомнадзор.

После распространения рекламы информацию о ней передают ОРД, а он в свою очередь направляет данные в Роскомнадзор. Срок направления информации оператору рекламных данных пока нормативно не закреплен, но есть Проект Постановления Правительства РФ, который предусматривает передачу информации через 20 календарных дней после распространения рекламы.

Если рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем  решат предоставить информацию после распространения рекламы сами, это нужно сделать через личный кабинет системы радиочастотной службы. Войти в кабинет смогут те, у кого есть подтвержденная учетная запись на Портале госуслуг. На самостоятельную передачу данных отводится месяц после того, как распространили рекламу. Формы документов, которые обяжут заполнять, система будет создавать автоматически.

Список передаваемой информации установило Правительство в Распоряжении от 30.05.2022 N 1362-р.

Он достаточно обширный и включает сведения о:

В частности, предоставляют данные обо всей цепочке договоров, заключенных для распространения рекламы, включая реквизиты и содержание актов оказанных услуг.

Отметим, что не нужно передавать информацию о рекламе своих товаров, которую рассылают по электронной почте или в виде сообщений для групп пользователей.

Кроме того, исключение сделали для рекламы в теле- и радиопередачах, транслируемых через интернет, если она идентична рекламе в тех же передачах, показанных различными способами вещания.

Подробнее узнать о новых обязанностях можно из Обзора: «Интернет-реклама: новые правила с 1 сентября 2022 года» (КонсультантПлюс, 2022).

На заметку: нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в общем случае может повлечь штраф для юрлиц до 500 тыс. руб. (п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).