ВАЖНО ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

Руководителям и бухгалтерам бюджетной организации: обзор судебной практики за II квартал 2022 годов

Возможности: ознакомиться с недостатками и нарушениями, выявленными в ходе проверок, чтобы принять меры, направленные на предупреждение возникновения аналогичных недостатков и нарушений и их своевременное устранение.

В Обзоре «Подборка интересных судебных споров за II квартал 2022 года для бухгалтера бюджетной организации» (КонсультантПлюс, 2022) приведена позиция судов по вопросу, на что влияют не только нормативные документы и разъяснения ведомств, но и судебные акты. В Обзоре приведены следующие решения судов:

  • по зарплате, когда директор учреждения установил себе доплату за работу в выходной.
    Контролеры признали выплату нецелевыми расходами. Вывод поддержал 7-й ААС;
  • по командировочным, 13-й ААС признал неправомерной компенсацию сотруднику федерального учреждения стоимости проезда в городском общественном транспорте;
  • по матзапасам, Учреждение перевело на КФО 2 и 4 остатки материалов, купленных за счет субсидии на капремонт. Проверяющие сочли это использованием запасов и потребовали возместить их стоимость бюджету. Суды указали, что операция в бухучете не подтверждает расходы. Материалы остались у учреждения. Оно уже восстановило их по КФО 5. Нецелевки или ущерба нет. ВС РФ оставил в силе решение судов;
  • по встречным проверкам в рамках госфинконтроля, при камеральной проверке муниципалитета региональный орган внутреннего госфинконтроля провел встречные проверки учреждений. По итогам им выписали штрафы за нецелевые расходы. АС Восточно-Сибирского округа отменил наказание. По БК РФ встречки проводят лишь для того, чтобы установить или подтвердить факты по другому проверяемому лицу. Деятельность самих объектов встречных проверок не изучают, их нарушения не фиксируют;
  • по налоговой отчетности, по договору учреждение передало централизованной бухгалтерии полномочие сдавать налоговую отчетность. Ее сотрудники подали декларацию по НДС с опозданием. Налоговики составили административный протокол на директора учреждения.

Госслужба

  • по премированию
    Из-за низких результатов работы наниматель не выплатил чиновнику квартальную премию за особо важные задания. Ульяновский областной суд не увидел дискриминации. Служащий указывал на то, что положение о премировании запрещало назначать суммы лишь сотрудникам со взысканием. Однако документ предусматривал и другой критерий выплаты — результаты труда. При низких показателях наниматель мог ее не начислять.
  • по компенсация вместо части отпуска
    Госорган составлял график отпусков. Служащий попросил запланировать ему только 30 дней. Вместо дополнительного отпуска он рассчитывал получить компенсацию. Наниматель не учел пожелание. Он включил в график и основной отпуск, и дополнительный.

3-й КСОЮ признал такое решение корректным.

По закону часть отпуска, которая превышает 28 дней, по просьбе служащего можно заменить компенсацией. Это не означает, что госорган обязан так поступать. Он сам утверждает график отпусков.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Планируют внести корректировку в стандарты внутреннего финаудита

Возможности: ознакомиться с уточнением задач, на решение которых должна быть направлена деятельность субъекта внутреннего финансового аудита при подготовке предложений о повышении качества финансового менеджмента, повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.

Минфин России разместил  Проект  о планируемых корректировках  двух федеральных стандартов внутреннего финаудита.

В  федеральном стандарте «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности», утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н  хотят изменить срок аудита годовой бюджетной отчетности. Процедуру надо будет завершить в течение месяца после того, как руководитель подпишет формы. При этом аудит нужно провести не позже, чем закончат проверку или ревизию данной отчетности органы государственного или муниципального финконтроля.

Сейчас по стандарту об аудите бюджетной отчетности процедуру надо завершить до того, как руководитель подпишет годовые формы.

В  федеральном стандарте «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н предлагают уточнить, в каком направлении должны работать аудиторы, чтобы учреждение повысило качество финансового менеджмента. Например, закрепят критерии, по которым нужно оценивать экономность и результативность использования бюджетных средств.

При подготовке проекта приказа был проведен анализ правоприменительной практики в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита в главных администраторах (администраторах) средств федерального бюджета, главных администраторах (администраторах) средств бюджета субъекта Российской Федерации, главных администраторах (администраторах) средств местного бюджета, по результатам которого были выявлены недостатки правового регулирования при исполнении ими бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, а также выявлены типовые вопросы, возникающие у должностных лиц (работников) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств при применении федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, на решение которых направлены Изменения.

Таким образом, утверждение Изменений будет способствовать повышению качества исполнения бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений о повышении качества финансового менеджмента, повышении результативности и экономности использования бюджетных средств (подпункт второй пункта 1 и подпункт третий пункта 2 статьи 160.2.1 БК РФ).

 

Утвержден новый порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

Риски: начиная с планирования показателей на 2023 год нужно применять новый порядок формирования КБК.

Приказом Минфина России от 24.05.2022№ 82н  утвержден новый  Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципы назначения.

В нем есть ряд отличий от Приказа N 85н, который с 1 января 2023 года  утратит силу.

Бюджетные и автономные учреждения отражают закупки для создания, развития, использования государственных информсистем по КВР 246. Региональные и муниципальные организации используют этот код, только если так решит финансовый орган. Действие КВР 246 распространили и на муниципальные информсистемы.

Скорректировали правила выбора разделов и подразделов. Любые выплаты персоналу, которые не относят к публичным нормативным обязательствам, отражают по тому же подразделу, что и обычные затраты на нужды органа или учреждения.

Расходы на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки учитывают по подразделу 1103 вместо 0703. Затраты на деятельность по организации отдыха детей отражают по подразделу 0709, а не 0707.

Коды целевых статей расходов федерального бюджета Минфин станет присваивать в системе «Электронный бюджет». Полагаем, это позволит применять их еще до внесения в приказ о перечнях КБК.

Есть и другие небольшие отличия. В новом документе также учли поправки, которые хотят внести в Приказ N 85н в текущем году.

 Порядок применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).

Начало действия документа – 11 июля 2022 года.

 

Опубликованы поправки к приказу о формах обоснований для сметы федеральных казенных учреждений

Риски: при составлении обоснований сметы на 2023 год и плановый период, федеральные казенные учреждения должны применять новшества внесенные в Приказ № 87н.

Приказом  Минфина России от 06.06.2022 N 90н скорректировали Приказ N 87н. Новшества будут применять начиная со сметы на 2023 год и плановый период.

Для федеральных органов и казенных учреждений добавили 3 формы обоснований. Ввели бланки для расчета показателей по закупкам на содержание пограничных переходов, по федеральным трансфертам на оснащение школ государственными символами и на компенсацию затрат производителям зерна.

В 39 форм внесли изменения. Обновили бланки для расчета показателей по иным выплатам персоналу, закупкам, субсидиям на госзадание и др.

Минфин уже отразил правки в методических рекомендациях по составлению обоснований.

 

Какой КОСГУ применить при заключении договора на создание портала и его дизайн-концепции

Возможности: услуги по созданию дизайн-концепции портала в целях создания самого портала следует отражать по подстатье 228 КОСГУ,
а услуги по созданию портала, в случае если по условиям указанных контрактов бюджетному учреждению будут переданы исключительные права, следует отражать по статье 320 КОСГУ.

Минфин России в Письме от 09.06.2022 № 02-01-06/54748  разъяснил что при отнесении расходов на соответствующую статью КОСГУ необходимо исходить из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой в том числе предметом договора (контракта). Разъяснено, что код определяют по экономическому содержанию операции, в т.ч. исходя из предмета договора.

Если дизайн-концепцию разрабатывают по отдельному контракту, ее оплату отражают по подстатье 228 КОСГУ. Расходы увеличат первоначальную стоимость актива.

Оплату договора на создание самого портала учитывают по статье 320 КОСГУ, если учреждение получит на него исключительные права.

 

Установлен порядок перечисления в 2022 году бюджетных средств в кредитные организации при казначейском сопровождении

Возможности: с 12 июля 2022 года оплата за поставленные товары по ряду контрактов будет перечисляется на расчетный счет в банке (без открытия лицевого счета в Федеральном казначействе).

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 № 1182 утвержден новый по осуществлению перечислений средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых в рамках исполнения контрактов, соглашений о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (МЧП).

Определены требования к поверке представленных документов (сведений).

Утверждена форма Реестра документов, подтверждающих затраты подрядчика (исполнителя) по контракту (договору), заключенному в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, предметом которого является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, произведенные в целях выполнения работ (оказания услуг).

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Нужно ли учреждению включать в отчет П-4 суммы компенсации за задержку заработной платы, и если нужно, то в какую графу?

Риски: в блоке «Фонд начисленной заработной платы, тыс. руб. (с одним десятичным знаком после запятой)» в графе 8 нужно учитывать все выплаты, которые производились работникам списочного состава, в том числе за отработанное и неотработанное время.

В подборки и консультации Горячей линии «Нужно ли включать в отчет П-4 суммы компенсации за задержку заработной платы, и если нужно, то в какую графу?» разъяснено, что в гр.8  нужно учитывать все выплаты, которые производились работникам списочного состава в том числе за отработанное и неотработанное время. В фонде заработной платы работников списочного состава, в частности, учитывается денежная компенсация за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы.

Также можно воспользоваться полезными документами в СПС Консультант плюс:: Как заполнить форму федерального статистического наблюдения N П-4 начиная с отчета за январь 2022 г.

Подпункт 22 п. 84.1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 24.11.2021 N 832

 

Может ли размер доплаты за совмещение быть больше оклада работника по основной должности?

Возможности: размер доплаты за совмещение устанавливается соглашением между работником и работодателем. Доплата может быть больше оклада по основной должности, но не может быть больше оклада по совмещаемой должности.

В Типовой ситуации «Может ли размер доплаты за совмещение быть больше оклада работника по основной должности»  эксперт дал разъяснения, что размер доплаты может быть больше, чем оклад работника по основной должности, но не может быть больше, чем оклад по совмещаемой должности.

Законодательством не установлены ни минимальный, ни максимальный размеры доплаты, ни особенности установления доплаты в зависимости от вида дополнительной работы, ни правила, по которым назначается доплата.

Размер доплаты определяется по соглашению работника с работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ). И доплата за совмещение должностей может быть установлена как в твердой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке (окладу) или зарплате работника.

Но работодатель должен учитывать положение ст. 22 ТК РФ, которое обязывает его обеспечить одинаковую плату за труд равной ценности. То есть, если работнику будет выплачиваться полная зарплата по совмещаемой должности, а в организации есть работники, трудящиеся на аналогичных должностях и получающие такую же зарплату на полную ставку, будет нарушен принцип ст. 22 ТК РФ. Такое будет правомерно, только если квалификация этого работника выше, чем у других.

Таким образом  размер доплаты может быть больше, чем оклад работника по основной должности, но не может быть больше, чем оклад по совмещаемой должности.