ВАЖНО ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

ФФОМС планирует утвердить новый порядок отчетности о допобразовании медиков и обновлении оборудования

Риски: в случае если проект Приказа ФОМС будет утвержден, медицинские организации будут по-новому подавать отчетность о реализации мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медработников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.

ФФОМС подготовил проект Приказа, который должен заменить действующий Приказ ФФОМС от 26.05.2016 N 105.

Планируют обновить и формы отчетности.
Проект проходит общественное обсуждение до 24 марта 2022 года включительно.

Предполагается, что медорганизации будут направлять отчеты через ГИС ОМС ежемесячно (срок ‒ до 15-го числа следующего месяца). Действующий порядок ‒ ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В отличие от прежних форм отчета, в новой больше сведений о реализации мероприятий по повышению квалификации медработников, о покупке и ремонте медицинского оборудования за счет средств ОМС. В частности, нужно вносить информацию о заключенных договорах (контрактах), их расторжении, отказе в приемке товаров (работ, услуг) и исключении мероприятий из плана.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Подготовлены проекты дополнительных форм отчетности при проведении внутреннего госфинконтроля

Риски: в случае утверждения проекта Приказа Минфина начиная с отчетности за 2022 год при проведении внутреннего госфинконтроля необходимо будет применять новые формы отчетности.

Минфин России разработал проект Приказа «Об утверждении дополнительных форм к отчету о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».

Предполагается, что дополнительные формы будут применяться органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при составлении отчетности о результатах контрольной деятельности начиная с отчетности за 2022 год.

В проекте подготовлены следующие дополнительные формы:

‒ сведения о суммах и количестве нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий;

‒ сведения о принятых мерах по результатам осуществления внутреннего государственного финансового контроля;

‒ сведения о ходе реализации материалов, направленных в органы прокуратуры и правоохранительные органы, суды и иные государственные (муниципальные) органы;

‒ сведения об административном производстве по результатам исполнения органами внутреннего государственного финансового контроля своих полномочий;

‒ сведения о жалобах и исковых заявлениях на решения (или бездействие) органа внутреннего государственного финансового контроля (его должностных лиц), принятым по ими своих полномочий.

Напомним, что отчет о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и пояснительная записка к нему представляются ежегодно, до 1 марта.

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ направляют его высшему должностному лицу субъекта РФ, а органы внутреннего муниципального финансового контроля ‒ главе местной администрации муниципального образования.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

ВАЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Зарплату соцработнику медучреждения нельзя выплачивать из средств ОМС: знакомимся с решением суда

Риски: использование денежных средств ОМС в части оплаты труда социального работника является их нецелевым использованием, поскольку деятельность социального работника не является медицинской помощью.

Верховный суд РФ в Определении от 10.01.2022 N 301-ЭС21-25406 по делу N А11-9818/2020 не поддержал бюджетное учреждение и отказал больнице в пересмотре спора с ТФОМС: нижестоящие суды признали, что использование денежных средств ОМС в части оплаты труда социального работника является их нецелевым использованием, поскольку деятельность социального работника не является медицинской помощью.

Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее ‒ Закон N 326-ФЗ).

П. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

На основании ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает, в частности, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда.

В ст. 30 Закона N 326-ФЗ указано, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС (часть 1).

Приказом Минздрава РФ от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее ‒ Правила N 108н). Все затраты медицинской организации разделены на две группы:

1) расходы, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи, услуги (п. 193);

2) расходы, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые в процессе оказания медицинской помощи, услуги (п. 194). В состав первых затрат входят, в частности, расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (услуги) (п. 193 Правил N 108н).

В составе затрат, необходимых для функционирования организации, в целом также выделяются расходы на оплату труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (услуги) (п. 195 Правил N 108н).

В соответствии с Приказом Минтруда РФ от 18.06.2020 N 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»» специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД:

87.10 «Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания»;

87.30 «Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания»;

87.90 «Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая»;

88.10 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам»;

88.91 «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми»;

88.99 «Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки».

Деятельность в сфере здравоохранения имеет код ОКВЭД 86 «Деятельность в области здравоохранения».

На основании вышеизложенного в Определении от 10.01.2022 N 301-ЭС21-25406 по делу N А11-9818/2020 сделан вывод, что социальная помощь не относится к медицинской помощи. Социальные услуги не предусмотрены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н.

При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, определены разд. 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н, в который должность социального работника не включена.

При таких обстоятельствах с учетом того, что социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным гражданам в рамках программы ОМС, суд пришел к выводу о неправомерном начислении и выплате социальному работнику заработной платы за счет средств ОМС.

В соответствии с п. 33 Порядка N 928н мероприятия, направленные на восстановление нарушенных вследствие острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) функций нервной системы, проводятся бригадой специалистов отделения, включающей:

‒ врача лечебной физкультуры;

‒ врача по медицинской реабилитации;

‒ врача-физиотерапевта;

‒ логопеда;

‒ инструктора по лечебной физкультуре;

‒ медицинского психолога;

‒ социального работника;

‒ иных специалистов (при наличии медицинских показаний) ‒ с первого дня оказания медицинской помощи в отделении и после выписки больного.

Наличие в штате больницы социального работника обязательно, но функции по уходу за больными напрямую не относятся к медицинской услуге, заработная плата социального работника должна осуществляться за счет средств бюджета субъектов РФ.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Внесены дополнения в Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства

Риски: с 30 марта 2022 года учет бюджетных и денежных обязательств, получателей средств федерального бюджета необходимо осуществлять в соответствии с обновленным Порядком.

Приказом Минфина России от 30.11.2021 N 197н дополнен Порядок N 258н в части постановки на учет бюджетных обязательств при их превышении над неиспользованными лимитами бюджетных обязательств.

Речь идет о бюджетных обязательствах, которые возникли по связанным с осуществлением капвложений документам-основаниям, по уникальному коду объекта капстроительства или объекта недвижимости, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств. Уведомление о превышении таких бюджетных обязательств, поставленных на учет, над суммой неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по КБК расходов федерального бюджета, детализированному по соответствующему уникальному коду объекта капстроительства или объекта недвижимости, направят главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета и получателю средств федерального бюджета в установленный срок. ОФК сделает это не позднее рабочего дня, следующего за днем образования превышения.

В уведомлении отразят предельный срок внесения изменений в документ-основание, в соответствии с которым возникло такое бюджетное обязательство. Для этого форма уведомления дополнена новым реквизитом «Срок устранения превышения».

На основании этого регламента специалисты территориальных органов Федерального казначейства ставят денежные обязательства на учет и проводят санкционирование оплаты по госконтрактам в процессе исполнения бюджета.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Внесена корректировка в стандарты внутреннего госфинконтроля

Риски: с 30 марта 2022 года проведение контролерами проверок, ревизий и обследований будет осуществляться в соответствии с внесенными корректировками в стандарты внутреннего госфинконтроля.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 N 421 внесены корректировки в шесть из семи федеральных стандартов внутреннего госфинконтроля, а именно:

1) в федеральный стандарт «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 N 100;

2) в федеральный стандарт «Планирование проверок, ревизий и обследований», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 N 208;

3) в федеральный стандарт «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095;

4) в федеральный стандарт «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235;

5) в федеральный стандарт «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237;

6) в федеральный стандарт «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095.

Уточнили права контролеров. Например, им разрешили:

переносить даты начала контрольных мероприятий;

привлекать представителя проверяемой организации к рассмотрению материалов по итогам проверки, ревизии, обследования;

проводить внеплановые камеральные проверки по итогам другого мероприятия;

приобщать к материалам мероприятия цифровые носители, на которых проверяемые передали копии электронных документов;

‒ не выдавать справку о завершении контрольных действий объектам встречных проверок и обследований, проводимых в качестве допмероприятий камеральной или выездной проверки, ревизии.

В срок камеральной проверки теперь не засчитывают время на представление контролерам дополнительных документов и информации, которые им потребовались уже в ходе этого мероприятия.

Если к возражениям на акт проверки или ревизии учреждение прилагает дополнительные документы, оно должно пояснить, почему не представило их в ходе контрольного мероприятия.

Срок подачи жалобы на контролеров можно восстановить, если его пропустили по уважительной причине.

Орган контроля не станет рассматривать жалобу, если он уже исследовал аналогичные основания в качестве замечания на заключение или акт проверки, ревизии. Если причины отказа в рассмотрении жалобы устранимые, учреждение может направить ее повторно.

Новшества вступят в силу 30 марта 2022 года.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Как учреждениям списывать ГСМ: знакомимся с позицией суда

Риски: при списании ГСМ необходимо руководствоваться базовыми нормами расхода топлива с учетом требований Методических рекомендаций N АМ-23-р, применение которых является обязательным.

Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 14.02.2022 N Ф09-10463/21 по делу N А47-3758/2021 не поддержал бюджетное учреждение и стал на сторону проверяющих.

Учреждение установило в приказе, что расход топлива нормирует по методическим рекомендациям Минтранса. Методика разрешает юрлицам обращаться в научные организации, чтобы те разработали базовую норму с помощью специальной программы. Запрос можно подать, если этот показатель не установил Минтранс.

Учреждение так и сделало. Оно заключило договор с организацией, которая применяла ту же программу, что и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ).

Контролеры и суд сочли неправомерным списание ГСМ по таким нормам. По закону научными признают только организации, у которых основная деятельность научная или научно-техническая. По ЕГРЮЛ исполнитель работал в области права и бухучета, следовательно, применять нормы списания ГСМ по методике Минтранса не имел права.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

Как бюджетному, казенному и автономному учреждению учитывать почтовые марки в бухгалтерском учете

Возможности: в бухгалтерском (бюджетном) учете почтовые марки учитываются на счете 0 201 35 000 как денежные документы.

В Готовом решении «Как учреждению учитывать почтовые марки» в СПС КонсультантПлюс разъясняется следующее: Инструкция N 157н обязывает учитывать почтовые марки и маркированные конверты на счете 201 35​​​​​​ «Денежные документы» (п. 169 Инструкции N 157н).

Исключение составляют случаи приобретения подотчетным лицом почтовых марок на почте при отправке корреспонденции. Такие почтовые марки используются в момент оформления услуги почтовой связи и не подлежат хранению в кассе учреждения (не поступают в кассу учреждения, не хранятся подотчетным лицом) (Письмо Минфина России от 11.02.2022 N 02-07-05/9717).
Несмотря на то что разъяснения Минфина России касаются автономных учреждений, считаем, что они в полной мере применимы для бюджетных и казенных учреждений.

Почтовые марки хранятся в кассе учреждения. Их прием и выдача из кассы оформляется приходными (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с оформлением на них записи «Фондовый».

Операции с марками отражаются на отдельных листах кассовой книги (ф. 0504514) с проставлением на них записи «Фондовый» (п. 170 Инструкции N 157н).

Аналитический учет марок ведется по их видам в разрезе лиц, ответственных за их выдачу (сохранность), в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). Операции с ними учитываются в журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (пп. 171, 172 Инструкции N 157н).

Порядок списания почтовых марок при отправке простых писем рекомендуетсям закрепить в учетной политике.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Работник принят на работу по основному трудовому договору на должность «инженер по технике безопасности» на полную ставку. Можно ли его принять в той же организации по совместительству на должность педагога?

Возможности: трудовое законодательство не запрещает инженеру по охране труда работать педагогом по совместительству.

В Готовом решении в СПС КонсультантПлюс специалисты информационной системы Роструда «Онлайнинспекция.рф» разъяснили, что согласно ст. 282 ТК РФ не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Таким образом, сотрудник, работающий по специальности «инженер по технике безопасности, может по совместительству работать педагогом.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс