ВС РФ опубликовал третий Обзор судебной практики за 2021 год

Возможности: ознакомление с позициями ВС РФ по различным вопросам, возникающим в судебной практике, может помочь при выстраивании досудебной и судебной линии защиты в спорной ситуации.

Президиумом ВС РФ 10.11.2021 утвержден третий Обзор судебной практики за 2021 год, в котором, в том числе, были рассмотрены вопросы, связанные с разрешением:

 

В частности, Обзор содержит следующие выводы:

  1. При разрешении вопроса о наличии оснований для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности суду необходимо установить, имелся ли у руководителя план выхода из кризисной ситуации, следовал ли он данному плану и в какой момент руководителю должно было стать известно, что реализация данного плана не приведет к выходу из кризиса.
  2. Запрещено исключать из ЕГРЮЛ недействующее юрлицо в случае представления мотивированного заявления самим юрлицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юрлица из ЕГРЮЛ. В таком случае повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ юрлица (как недействующего) не может быть инициирована ФНС до истечения 12-месячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры исключения того же юрлица.
  3. Если ИП несет административную ответственность как юридическое лицо, то размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юрлиц.
  4. В случае нарушения имущественных интересов лица обеспечительными мерами в результате предоставления встречного обеспечения, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании компенсации в соответствии с ч. 1 ст. 98 АПК РФ, если оно выиграло спор.
  5. Налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием компаний, заведомо не ведущих реальной экономической деятельности, вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им сведений и документов, позволяющих вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота. Расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется.
  6. Открытие конкурсного производства в отношении поставщиков товаров (работ, услуг) само по себе не может являться безусловным основанием для лишения налогоплательщиков-покупателей права на вычет суммы НДС, предъявленного в цене.
  7. Для разрешения судом вопроса об отнесении дизайна сайта к объектам авторского права необходимо установить, является ли выраженная в такой объективной форме информация (дизайн сайта) результатом творческого труда либо относится к решению технических, программных средств.
  8. На истца не могут быть возложены судебные расходы, понесенные ответчиком, в случае, когда требование им удовлетворено добровольно в ходе судебного разбирательства, а истец не воспользовался своим правом на отказ от иска.

Также с выводами ВС РФ можно ознакомиться в Обзоре: «Обзор Верховного суда N 3 (2021): на какие позиции обратить внимание» (КонсультантПлюс, 2021).

 

Как малому и среднему бизнесу купить российский софт с 50% скидкой

Возможности: субъекты МСП могут использовать российское программное обеспечение на льготных условиях за счет компенсации 50% стоимости лицензии производителям программного обеспечения из федерального бюджета.

В Информации от 15.11.2021 Минцифры России рассказало о запуске программы поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

С помощью данной программы субъекты малого и среднего бизнеса смогут приобретать программное обеспечение российских производителей на 50% дешевле, так как остальные 50% стоимости лицензии производителям программного обеспечения компенсируют из федерального бюджета.

Представителям малого и среднего бизнеса доступно более 50 программных продуктов по льготной цене, в том числе: 1С, R-Keeper, Эвотор и др. (список ПО постоянно пополняется). При этом предпринимателям не требуется совершать  дополнительные действия (подавать заявки, отчеты и пр.), единственное условие – находиться в реестре МСП.

Правообладатели российского ПО могут подать заявку на участие в программе при соблюдении ключевых требований к программному обеспечению:

– включено в реестр отечественного ПО;
– использование ПО осуществляется посредством облачной инфраструктуры;
– соответствует указанным в документации классам ПО;
– ПО направлено на повышение производительности и оптимизацию бизнес-процессов предприятий.

 

Вправе ли работодатель обязать работников представлять сертификаты о вакцинации против коронавируса: отвечает эксперт Минтруда

Возможности: работодатель может установить в ЛНА обязанность работников представлять сертификаты о вакцинации в том случае, если сфера деятельности работодателя попала под обязательную вакцинацию согласно решению главного регионального санврача.
Риски: за отказ от представления сертификата о вакцинации (или справки о медотводе) работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, в этом случае необходимо отстранить сотрудника от работы без сохранения зарплаты.

Эксперт Минтруда разъясняет, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний главные государственные санврачи субъектов РФ вправе принять решение о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям (подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ). Прививка против коронавируса внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 N 125н). Поэтому все категории работников, указанные в соответствующих постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ, для выполнения своих трудовых функций должны проходить вакцинацию, чтобы не создавать угрозы распространения инфекционных заболеваний.

Например, в Москве работодатели, которые работают в сфере услуг, торговли и других сферах (согласно перечню главного госсанврача Москвы), должны до 1 декабря 2021 года организовать вакцинацию первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной не менее 80% работников.

Вместе с тем граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).

Также важно учесть, что работодатели, которые входят в перечень сфер с обязательной вакцинацей, вправе требовать от работника документ о прохождении вакцинации или о наличии противопоказаний к ней. В случае отказа работника от представления этих документов, по мнению Роструда, работодатель обязан отстранить сотрудника от работы в соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ (Письмо Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ). Привлечь работника к дисциплинарной ответственности за это работодатель не вправе, так как работник не совершал виновных действий по отношению к работодателю, а пользуется своим законным правом на отказ от вакцинации. Привлечение к дисциплинарной ответственности в этом случае может быть расценено контролерами как принуждение к вакцинации, а также нарушение трудового законодательства.

Работодатель в целях исполнения требований главных санитарных врачей субъектов РФ вправе издать ЛНА, которым будет регламентирован порядок предоставления работниками информации о прохождении вакцинации или медицинских справок о наличии противопоказаний к вакцинации.

На заметку: Минтруд и Роспотребнадзор дали рекомендации по алгоритму действий для работодателей, в случае если в регионе принято постановление главного врача об обязательной вакцинации от коронавируса.

 

Изучаем законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на транспорте

Риски: планируется, что с 1 февраля 2022 года посещать массовые мероприятия, кафе и непродовольственные магазины можно будет только при наличии сертификата о вакцинации (либо о перенесенном заболевании коронавирусом, либо о наличии медотвода). Для покупки билетов на самолеты и поезда дальнего следования также потребуется один из этих документов.

В середине ноября 2021 года Правительство направило в Госдуму законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта – Проект Федерального закона N 17357-8 (поправки к ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии), Проект Федерального закона N 17358-8 (поправки к Воздушному кодексу и Уставу железнодорожного транспорта).

Проект Федерального закона N 17357-8 предполагает, что с 1 февраля по 1 июня 2022 года граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, организации культуры, объекты общественного питания и розничной торговли (исключение – торговля продуктами питания и товарами первой необходимости, аптеки) и иные объекты, перечень которых установят власти региона, только при наличии:

– либо QR-кода о прививке;
– либо документа, подтверждающего, перенесение заболевания коронавирусом;
– либо медицинского отвода от вакцинации.

До 1 февраля 2022 года при отсутствии какого-либо из этих документов для посещения указанных объектов можно предъявить отрицательный ПЦР-тест.

Напомним, что с 8 ноября 2021 года сертификат о вакцинации с QR-кодом будет также содержать сведения о перенесенном заболевании коронавирусом (при наличии), а с 1 марта 2022 года – и о медицинских противопоказаниях к вакцинации (при наличии). Подробнее читайте в обзоре на нашем сайте.

Также отметим, что бумажный сертификат о вакцинации можно получить в МФЦ.

Иностранные граждане, привитые вакцинами, не зарегистрированными в России, смогут посещать общественные места в порядке, который установит руководитель Роспотребнадзора.

Порядок посещения территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, внебюджетных госфондов и организаций, подведомственных федеральным органам, установит Правительство РФ.

Проект Федерального закона N 17358-8 является законопроектом-спутником, которым предлагается порядок использования QR-кодов на междугородных и международных перевозках авиа и ж/д транспортом.

Для приобретения билета и посадки на борт самолета или в поезд дальнего следования совершеннолетним пассажирам нужно иметь:

– либо QR-код о прививке;
– либо документ, подтверждающий перенесение заболевания коронавирусом;
– либо медицинский отвод от вакцинации.

Даты начала действия ограничений пока нет, позже ее определит Правительство РФ. До этой даты пассажиру достаточно предъявить документ об отрицательном результате ПЦР-теста (если нет документов из списка выше), а иностранцам он потребуется независимо от даты покупки билета.

Правительство также установит:

категории пассажиров, которых можно перевозить без документов;
порядок контроля за соблюдением перевозчиками требований.

Ограничения планируют ввести до 1 июня 2022 года.

 

ЦБ РФ не будет до 1 апреля 2022 года штрафовать банки за обслуживание лиц, оказывающих услуги с использованием запрещенных сайтов

Возможности: до 1 апреля 2022 года кредитные и некредитные финансовые организации не будут наказывать за нарушения запрета на осуществление операций по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта, который включен в реестр запрещенных.

Банк России в Информационном письме от 15.11.2021 N ИН-014-12/88 сообщает о неприменении до 1 апреля 2022 года мер к кредитным и некредитным финансовым организациям за нарушения требований в части осуществления операций по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта, занесенного в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (далее – Единый реестр).

Это касается запрета, установленного абз. 2 п. 15 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на проведение  таких операций по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием интернет-сайта, в случае если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре.

Данное послабление связано с тем, что в настоящее время ЦБ РФ совместно с госорганами ведет работу по созданию механизма оперативного доведения до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений, содержащихся в Едином реестре, в формате, позволяющем использовать соответствующие сведения в программно-технических комплексах таких организаций.

 

Федеральная нотариальная палата: как можно ограничить прием уведомлений о залоге движимого имущества

Возможности: пользователь веб-сервиса ФНП может ограничить прием уведомлений о залоге в отношении объекта залога движимого имущества, по которому он является залогодержателем или залогодателем, представленных посредством онлайн-сервиса ФНП.

Федеральная нотариальная палата (ФНП) в Письме от 09.11.2021 N 6486/01-01-2 сообщает о порядке формирования и направления уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме. ФНП разработаны электронные сервисы, позволяющие формировать и направлять уведомления о залоге в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя:

  • онлайн-сервис – позволяет через сайт ФНП загружать уведомление о залоге через XML-файл или поштучно заполнять в интерактивной форме и направлять в ФНП;
  • веб-сервис ФНП – предоставляет возможность направления пакетов уведомлений о залоге (до 20 уведомлений в одном пакете) посредством использования защищенного канала связи. Данный сервис ориентирован преимущественно на юрлиц – крупных залогодержателей, направляющих на регистрацию в реестр значительное количество уведомлений о залоге (например, банки).

ФНП утверждена новая редакция Регламента использования сервисов по направлению уведомления о залоге движимого имущества, направленная на защиту интересов залогодержателей и добросовестных приобретателей. Она содержит изменения в части предоставления пользователю веб-сервиса ФНП права ограничить прием уведомлений о залоге в отношении объекта залога движимого имущества, по которому он является залогодержателем или залогодателем, представленных посредством онлайн-сервиса ФНП.

После подачи пользователем веб-сервиса соответствующего заявления возможность направления уведомлений о залоге через онлайн-сервис блокируется до получения отдельного заявления о разблокировке.