ВС РФ опубликовал третий Обзор судебной практики за 2021 год
Возможности: ознакомление с позициями ВС РФ по различным вопросам, возникающим в судебной практике, может помочь при выстраивании досудебной и судебной линии защиты в спорной ситуации.
Президиумом ВС РФ 10.11.2021 утвержден третий Обзор судебной практики за 2021 год, в котором, в том числе, были рассмотрены вопросы, связанные с разрешением:
- экономических споров,
- гражданских дел,
- уголовных дел,
- административных дел.
В частности, Обзор содержит следующие выводы:
- При разрешении вопроса о наличии оснований для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности суду необходимо установить, имелся ли у руководителя план выхода из кризисной ситуации, следовал ли он данному плану и в какой момент руководителю должно было стать известно, что реализация данного плана не приведет к выходу из кризиса.
- Запрещено исключать из ЕГРЮЛ недействующее юрлицо в случае представления мотивированного заявления самим юрлицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юрлица из ЕГРЮЛ. В таком случае повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ юрлица (как недействующего) не может быть инициирована ФНС до истечения 12-месячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры исключения того же юрлица.
- Если ИП несет административную ответственность как юридическое лицо, то размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юрлиц.
- В случае нарушения имущественных интересов лица обеспечительными мерами в результате предоставления встречного обеспечения, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании компенсации в соответствии с ч. 1 ст. 98 АПК РФ, если оно выиграло спор.
- Налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием компаний, заведомо не ведущих реальной экономической деятельности, вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им сведений и документов, позволяющих вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота. Расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется.
- Открытие конкурсного производства в отношении поставщиков товаров (работ, услуг) само по себе не может являться безусловным основанием для лишения налогоплательщиков-покупателей права на вычет суммы НДС, предъявленного в цене.
- Для разрешения судом вопроса об отнесении дизайна сайта к объектам авторского права необходимо установить, является ли выраженная в такой объективной форме информация (дизайн сайта) результатом творческого труда либо относится к решению технических, программных средств.
- На истца не могут быть возложены судебные расходы, понесенные ответчиком, в случае, когда требование им удовлетворено добровольно в ходе судебного разбирательства, а истец не воспользовался своим правом на отказ от иска.
Также с выводами ВС РФ можно ознакомиться в Обзоре: «Обзор Верховного суда N 3 (2021): на какие позиции обратить внимание» (КонсультантПлюс, 2021).
Как малому и среднему бизнесу купить российский софт с 50% скидкой
Возможности: субъекты МСП могут использовать российское программное обеспечение на льготных условиях за счет компенсации 50% стоимости лицензии производителям программного обеспечения из федерального бюджета.
В Информации от 15.11.2021 Минцифры России рассказало о запуске программы поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
С помощью данной программы субъекты малого и среднего бизнеса смогут приобретать программное обеспечение российских производителей на 50% дешевле, так как остальные 50% стоимости лицензии производителям программного обеспечения компенсируют из федерального бюджета.
Представителям малого и среднего бизнеса доступно более 50 программных продуктов по льготной цене, в том числе: 1С, R-Keeper, Эвотор и др. (список ПО постоянно пополняется). При этом предпринимателям не требуется совершать дополнительные действия (подавать заявки, отчеты и пр.), единственное условие – находиться в реестре МСП.
Правообладатели российского ПО могут подать заявку на участие в программе при соблюдении ключевых требований к программному обеспечению:
– включено в реестр отечественного ПО;
– использование ПО осуществляется посредством облачной инфраструктуры;
– соответствует указанным в документации классам ПО;
– ПО направлено на повышение производительности и оптимизацию бизнес-процессов предприятий.
Возможности: работодатель может установить в ЛНА обязанность работников представлять сертификаты о вакцинации в том случае, если сфера деятельности работодателя попала под обязательную вакцинацию согласно решению главного регионального санврача.
Риски: за отказ от представления сертификата о вакцинации (или справки о медотводе) работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, в этом случае необходимо отстранить сотрудника от работы без сохранения зарплаты.
Эксперт Минтруда разъясняет, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний главные государственные санврачи субъектов РФ вправе принять решение о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям (подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ). Прививка против коронавируса внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 N 125н). Поэтому все категории работников, указанные в соответствующих постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ, для выполнения своих трудовых функций должны проходить вакцинацию, чтобы не создавать угрозы распространения инфекционных заболеваний.
Например, в Москве работодатели, которые работают в сфере услуг, торговли и других сферах (согласно перечню главного госсанврача Москвы), должны до 1 декабря 2021 года организовать вакцинацию первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной не менее 80% работников.
Вместе с тем граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).
Также важно учесть, что работодатели, которые входят в перечень сфер с обязательной вакцинацей, вправе требовать от работника документ о прохождении вакцинации или о наличии противопоказаний к ней. В случае отказа работника от представления этих документов, по мнению Роструда, работодатель обязан отстранить сотрудника от работы в соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ (Письмо Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ). Привлечь работника к дисциплинарной ответственности за это работодатель не вправе, так как работник не совершал виновных действий по отношению к работодателю, а пользуется своим законным правом на отказ от вакцинации. Привлечение к дисциплинарной ответственности в этом случае может быть расценено контролерами как принуждение к вакцинации, а также нарушение трудового законодательства.
Работодатель в целях исполнения требований главных санитарных врачей субъектов РФ вправе издать ЛНА, которым будет регламентирован порядок предоставления работниками информации о прохождении вакцинации или медицинских справок о наличии противопоказаний к вакцинации.
На заметку: Минтруд и Роспотребнадзор дали рекомендации по алгоритму действий для работодателей, в случае если в регионе принято постановление главного врача об обязательной вакцинации от коронавируса.
Изучаем законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на транспорте
Риски: планируется, что с 1 февраля 2022 года посещать массовые мероприятия, кафе и непродовольственные магазины можно будет только при наличии сертификата о вакцинации (либо о перенесенном заболевании коронавирусом, либо о наличии медотвода). Для покупки билетов на самолеты и поезда дальнего следования также потребуется один из этих документов.
В середине ноября 2021 года Правительство направило в Госдуму законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта – Проект Федерального закона N 17357-8 (поправки к ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии), Проект Федерального закона N 17358-8 (поправки к Воздушному кодексу и Уставу железнодорожного транспорта).
Проект Федерального закона N 17357-8 предполагает, что с 1 февраля по 1 июня 2022 года граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, организации культуры, объекты общественного питания и розничной торговли (исключение – торговля продуктами питания и товарами первой необходимости, аптеки) и иные объекты, перечень которых установят власти региона, только при наличии:
– либо QR-кода о прививке;
– либо документа, подтверждающего, перенесение заболевания коронавирусом;
– либо медицинского отвода от вакцинации.
До 1 февраля 2022 года при отсутствии какого-либо из этих документов для посещения указанных объектов можно предъявить отрицательный ПЦР-тест.
Напомним, что с 8 ноября 2021 года сертификат о вакцинации с QR-кодом будет также содержать сведения о перенесенном заболевании коронавирусом (при наличии), а с 1 марта 2022 года – и о медицинских противопоказаниях к вакцинации (при наличии). Подробнее читайте в обзоре на нашем сайте.
Также отметим, что бумажный сертификат о вакцинации можно получить в МФЦ.
Иностранные граждане, привитые вакцинами, не зарегистрированными в России, смогут посещать общественные места в порядке, который установит руководитель Роспотребнадзора.
Порядок посещения территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, внебюджетных госфондов и организаций, подведомственных федеральным органам, установит Правительство РФ.
Проект Федерального закона N 17358-8 является законопроектом-спутником, которым предлагается порядок использования QR-кодов на междугородных и международных перевозках авиа и ж/д транспортом.
Для приобретения билета и посадки на борт самолета или в поезд дальнего следования совершеннолетним пассажирам нужно иметь:
– либо QR-код о прививке;
– либо документ, подтверждающий перенесение заболевания коронавирусом;
– либо медицинский отвод от вакцинации.
Даты начала действия ограничений пока нет, позже ее определит Правительство РФ. До этой даты пассажиру достаточно предъявить документ об отрицательном результате ПЦР-теста (если нет документов из списка выше), а иностранцам он потребуется независимо от даты покупки билета.
Правительство также установит:
– категории пассажиров, которых можно перевозить без документов;
– порядок контроля за соблюдением перевозчиками требований.
Ограничения планируют ввести до 1 июня 2022 года.
Возможности: до 1 апреля 2022 года кредитные и некредитные финансовые организации не будут наказывать за нарушения запрета на осуществление операций по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта, который включен в реестр запрещенных.
Банк России в Информационном письме от 15.11.2021 N ИН-014-12/88 сообщает о неприменении до 1 апреля 2022 года мер к кредитным и некредитным финансовым организациям за нарушения требований в части осуществления операций по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта, занесенного в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (далее – Единый реестр).
Это касается запрета, установленного абз. 2 п. 15 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на проведение таких операций по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием интернет-сайта, в случае если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре.
Данное послабление связано с тем, что в настоящее время ЦБ РФ совместно с госорганами ведет работу по созданию механизма оперативного доведения до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений, содержащихся в Едином реестре, в формате, позволяющем использовать соответствующие сведения в программно-технических комплексах таких организаций.
Федеральная нотариальная палата: как можно ограничить прием уведомлений о залоге движимого имущества
Возможности: пользователь веб-сервиса ФНП может ограничить прием уведомлений о залоге в отношении объекта залога движимого имущества, по которому он является залогодержателем или залогодателем, представленных посредством онлайн-сервиса ФНП.
Федеральная нотариальная палата (ФНП) в Письме от 09.11.2021 N 6486/01-01-2 сообщает о порядке формирования и направления уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме. ФНП разработаны электронные сервисы, позволяющие формировать и направлять уведомления о залоге в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя:
- онлайн-сервис – позволяет через сайт ФНП загружать уведомление о залоге через XML-файл или поштучно заполнять в интерактивной форме и направлять в ФНП;
- веб-сервис ФНП – предоставляет возможность направления пакетов уведомлений о залоге (до 20 уведомлений в одном пакете) посредством использования защищенного канала связи. Данный сервис ориентирован преимущественно на юрлиц – крупных залогодержателей, направляющих на регистрацию в реестр значительное количество уведомлений о залоге (например, банки).
ФНП утверждена новая редакция Регламента использования сервисов по направлению уведомления о залоге движимого имущества, направленная на защиту интересов залогодержателей и добросовестных приобретателей. Она содержит изменения в части предоставления пользователю веб-сервиса ФНП права ограничить прием уведомлений о залоге в отношении объекта залога движимого имущества, по которому он является залогодержателем или залогодателем, представленных посредством онлайн-сервиса ФНП.
После подачи пользователем веб-сервиса соответствующего заявления возможность направления уведомлений о залоге через онлайн-сервис блокируется до получения отдельного заявления о разблокировке.