В каком случае организация должна подать в налоговый орган сообщение о наличии транспортных средств и земельных участков

Возможности: организации не нужно подавать сообщение об объектах налогообложения, пока не истекут сроки, установленные для направления налоговым органом сообщения с исчисленными суммами транспортного и/или земельного налога (за период 2020 года – не ранее 1 сентября 2021 года). Также сообщение не надо подавать, если в ИФНС направлено заявление о предоставлении льгот.

Декларации по транспортному и земельному налогам с отчетности за 2020 год подавать не нужно (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ). Налоговый орган на основании имеющихся у него сведений сам рассчитает транспортный и земельный налоги и направит налогоплательщику сообщение с исчисленными суммами (п. 5 ст. 363 НК РФ). Организация, у которой в собственности есть транспортные средства и/или земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, и которая не получила такого сообщения, должна сама сообщить о них в налоговый орган (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Сообщение необходимо подать однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, и приложить к нему копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортного средства или права на землю.  О результатах его рассмотрения инспекция сообщать не обязанаФорма сообщения и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@.
В Письме от 05.02.2021 N БС-4-21/1353@ ФНС России разъяснила порядок направления организациями такого сообщения.
Сообщать о наличии объектов не нужно, если (п. 2.2 ст. 23 НК РФ):
– инспекция направила организации сообщение с исчисленными суммами налогов;
– организация направила в инспекцию заявление о предоставлении льготы по транспортному, земельному налогу.
Также сообщение не нужно подавать до того, как истекут сроки, предусмотренные подп. 123 п. 4 ст. 363 НК РФ для направления организации сообщения об исчисленных суммах налога:
1) в течение 10 дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, но не позднее шести месяцев со дня истечения срока уплаты налога за указанный налоговый период;
2) не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов или иной информации, влекущих перерасчет суммы налога за предыдущие налоговые периоды;
3) не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.
ФНС приводит пример: на организацию, не находящуюся в процессе ликвидации, зарегистрировано транспортное средство, в отношении которого налоговым органом должно быть направлено сообщение об исчисленной сумме налога за период 2020 года. Это сообщение должно быть направлено не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный период (подп. 1 п. 4 ст. 363 НК РФ). Транспортный налог уплачивается организациями не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст.363 НК РФ). В такой ситуации сообщение об объектах не требуется направлять ранее 1 сентября 2021 года.
Если сообщение с исчисленной суммой налогов так и не поступит, то организация должна до 31 декабря 2021 года подать сообщение в налоговый орган.
На заметку: разобраться с уплатой транспортного и земельного налогов по новым правилам помогут Готовое решение: Как организации проверить и заплатить транспортный налог и Готовое решение: Как организации проверить и заплатить земельный налог в СПС КонсультантПлюс.

 

Облагается ли страховыми взносами стоимость исследований на наличие у работников коронавируса и иммунитета к нему

Риски: обязанность начисления страховых взносов зависит от того, как организован процесс оплаты за тестирование и есть ли в регионе требование по тестированию работников на коронавирус.

Минфин России в Письме от 28.01.2021 N 03-15-06/5231 напомнил, в каких случаях работодатель обязан начислить страховые взносы с оплаты тестирования сотрудников на COVID-19 или антитела к нему.

По мнению ведомства, платить взносы не нужно, когда:

1. Работодатель оплачивает медучреждению стоимость исследований работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции и иммунитета к ней. При этом действия работодателя обусловлены требованиями действующего законодательства РФ, законодательных актов субъектов РФ или решений представительных органов местного самоуправления. Например, для московских организаций требования предусмотрены Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ. В таком случае расходы работодателя на оплату анализов признаются направленными на обеспечение нормальных и безопасных условий труда и не связаны с выплатами в пользу работников. Следовательно, стоимость исследований не включается в базу для исчисления страховых взносов.

2. Организация заключает на срок не менее одного года договоры ДМС или договоры на оказание медицинских услуг с медучреждениями, в рамках которых могут осуществляться исследования работников на предмет наличия у них COVID-19 или антитела к нему. Суммы платежей по таким договорам не учитываются в базе для начисления страховых взносов на основании подп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ.

Нужно начислить страховые взносы, если организация компенсирует работникам их расходы на прохождение анализов на COVID-19 или антитела к нему. Такие выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, так как не поименованы в закрепленном в ст. 422 НК РФ перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

На заметку: ранее Минфин разъяснял, что если работодатель компенсирует работникам расходы на проведение тестов на COVID-19 и антитела в силу требований региональных властей и в целях обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, то суммы возмещения расходов признаются компенсационными выплатами, связанными с выполнением трудовых обязанностей, упомянутыми в ст. 422 НК РФ, и не облагаются страховыми взносами (Письма Минфина России от 03.12.2020 N 02-05-10/107266, от 21.10.2020 N 03-15-06/91555).

 

Изучаем правовые позиции КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за IV квартал 2020 года

Возможности: ознакомиться с выводами Высших судов по вопросам прекращения взимания транспортного налога, применения повышающего коэффициента по земельному налогу в отношении участков для жилищного строительства, начисления пени при наличии переплаты, применения уменьшенной кадастровой стоимости участка при исчислении земельного налога.

Письмом от 01.02.2021 N БВ-4-7/1078@ ФНС России направила Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в IV квартале 2020 года по вопросам налогообложения.

В частности, в Обзоре приведены следующие выводы:

– законодательством установлено только два основания для прекращения взимания транспортного налога с зарегистрированного на определенное лицо ТС: подтвержденный факт угона или наличие права на льготу по транспортному налогу (п. 3 Обзора);

– ставка земельного налога по участкам, предоставленным компании (ИП) для жилищного строительства, равна 0,3%. Однако в период начиная с оформления земли в собственность и до регистрации прав на построенное жилье налог рассчитывается с повышающими коэффициентами 2 (первые три года) и 4 (начиная с четвертого года). Причем если собственность на жилье зарегистрируют ранее истечения трехлетнего периода, то можно будет сделать перерасчет. ВС РФ сделал вывод, что повышающий коэффициент 2 к ставке земельного налога не должен применяться в ситуациях, когда отдельные виды правоотношений, в рамках которых ведется жилищное строительство, объективно предполагают более долгие сроки застройки, чем три года. В рассматриваемом споре между застройщиком и городскими властями был на 10 лет заключен договор о развитии застроенной территории, который, помимо самого строительства, предполагал снос и реконструкцию аварийного жилья, расположенного на этом участке (п. 4 Обзора);

– в ситуации, когда у налогоплательщика есть подтвержденная переплата и он заблаговременно (до наступления срока уплаты налога) представил заявление о зачете, недопустимо начисление пени за период организационного оформления решения о зачете должностными лицами налогового органа (п. 5 Обзора);

– если в нормативном акте, которым уменьшена кадастровая стоимость земельного участка, указана дата его вступления в законную силу, то для лиц, положение которых улучшается, данный акт в целях налогообложения действует со следующего налогового периода после вступления его в законную силу. В деле рассматривается приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который содержит прямое указание на то, что он вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликован 15.12.2016). Это предполагало применение его положений (которыми уменьшена кадастровая стоимость земельного участка и, как следствие, улучшено положение административного истца) не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть с 01.01.2017, а не с 01.01.2018, как ошибочно указывают суды в оспариваемых судебных актах (п. 6 Обзора).

 

Скоро упакованная вода будет подлежать обязательной маркировке

Риски: упакованную воду включили в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. До 1 марта 2021 года проходит эксперимент по маркировке упакованной воды, по итогам которого будет определен срок введения ее обязательной маркировки.

Распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 N 268-р упакованная вода с 6 февраля 2021 года включена в Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке.

В частности, это касается оборота природной и искусственной минеральной воды, газированной воды, а также воды без добавления сахара, других подслащивающих или вкусоароматических веществ (код ТН ВЭД ЕАЭС 2201).

При этом срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента по маркировке средствами идентификации упакованной воды. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.03.2020 N 348 эксперимент заканчивается 1 марта 2021 года.

В ходе эксперимента  в рамках системы «Честный знак» осуществляется тестирование прослеживаемости упакованной воды по всей товаропроводящей цепи от ввода ее в оборот до момента ее выбытия. Методические рекомендации по проведению эксперимента по маркировке упакованной воды на территории РФ, а также форма заявки на регистрацию в эксперименте утверждены Минпромторгом России, Минсельхозом России.

Напомним, что обязанность по маркировке товаров возлагается на участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, – юрлиц и ИП, которые занимаются: импортом таких товаров, их производством, их поставками, торговлей ими оптом или в розницу.

На заметку:  подробнее о проведении процедуры маркировки товаров читайте в Готовом решении «Как проводится обязательная маркировка товаров» в СПС КонсультантПлюс.

 

В организации проходит ребрендинг: можно ли учесть стоимость списанной упаковки в налоговых расходах

Возможности: стоимость списанной упаковки налогоплательщик вправе учесть в составе материальных расходов при определении налоговой базы при УСН, а также в составе внереализационных расходов по налогу на прибыль.

Эксперт межрегиональной ИФНС дал разъяснения по вопросу, может ли организация из-за смены дизайна упаковки товаров списать неиспользованные запасы и отнести стоимость списанной упаковки в состав расходов для целей налогообложения.

  • УСН

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», могут уменьшить полученные доходы на сумму материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Для этого они должны быть обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом состав материальных расходов определяется ст. 254 НК РФ, согласно которой сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков МПЗ, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.

Налогоплательщики на УСН учитывают материальные расходы (в том числе расходы на приобретение сырья и материалов) в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В Письмах Минфина России от 28.10.2013 N 03-11-06/2/45473, от 31.07.2013 N 03-11-11/30607 и от 07.12.2012 N 03-11-11/366 неоднократно указывалось, что стоимость полученных и оприходованных налогоплательщиком сырья и материалов учитывается при определении базы по УСН на дату их оплаты поставщику независимо от факта их списания в производство. Главой 26.2 НК РФ не предусмотрена корректировка расходов на стоимость остатков МПЗ, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.

Таким образом, при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ стоимость приобретенной и в дальнейшем списанной упаковки учитывается при определении налоговой базы по УСН на дату их оплаты поставщику независимо от факта списания в производство.

  • Налог на прибыль

Из ст. 254 НК РФ следует, что расходы на упаковку, не списанные в производство, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Вместе с тем, как показывает арбитражная практика (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2008 N А52-886/2008, ФАС Уральского округа от 04.04.2005 N Ф09-1126/05-АК), в целях налога на прибыль стоимость списанных упаковок налогоплательщик вправе включать в состав внереализационных расходов на основании подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются в том числе затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции. При этом признание расходов по аннулированным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции, осуществляется на основании актов налогоплательщика.

Таким образом, стоимость списанной упаковки может быть учтена налогоплательщиком в составе внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В счете-фактуре неверно прописали цену: исправлять или выставлять корректировочный

Возможности: корректировочный счет-фактура не выставляется в ситуации, когда в первоначальном счете-фактуре допущена техническая ошибка – неверно указана цена товара. Исправления вносятся в первоначальный счет-фактуру.

ФНС России разъяснила порядок внесения исправлений в счет-фактуру в ситуации, когда из-за неправильного ввода цены или количества отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) в счете-фактуре неверно указана их стоимость (Информация ФНС России от 05.02.2021).

Организация неверно указала в счете-фактуре цену товаров, а затем исправила ее – уменьшила цену в соответствии с указанной в договоре. В связи с этим фактом в ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что организация занизила налоговую базу по НДС. Инспекция посчитала, что в этом случае налогоплательщик должен был уменьшить свои обязательства, составив корректировочные счета-фактуры и предъявив НДС к вычету. Организация обратилась с жалобой в ФНС, и решение налоговой инспекции было отменено, т.к. корректировочные счета-фактуры выставляются при наличии договора, соглашения или иного документа, подтверждающего согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров. В рассматриваемом случае установленная договором цена товара не изменялась. Отраженная в счете-фактуре после внесенных исправлений цена соответствовала договорной. Следовательно, у налогоплательщика отсутствовала обязанность по выставлению корректировочных счетов-фактур.

На заметку: подробнее об отличиях исправительного счета-фактуры от корректировочного можно узнать в Готовом решении: Отличие корректировочного от исправительного счета-фактуры  в СПС КонсультантПлюс.

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

По какой форме отчитываться по УСН за 2020 год

Возможности: до 20 марта 2021 года сдавать годовую декларацию по УСН нужно по прежней форме, а с 20 марта 2021 года можно как по прежней, так и по новой форме.

ФНС России Приказом от 25.12.2020 N ЕД-7-3/958@ обновила  форму декларации по УСН, ее формат и порядок заполнения. Поправки в декларации незначительные, но учитывают новшества, которые применяются с 2021 года. Подробнее можно узнать в обзоре на нашем сайте.

В Письме от 02.02.2021 N СД-4-3/1135@ ФНС разъяснила, что Приказ N ЕД-7-3/958@ вступает в силу с 20 марта 2021 года и применяется начиная с представления декларации по УСН за 2021 год.

При этом, чтобы исключить формальный подход к приему деклараций за 2020 год, ФНС поручила:

– до 20 марта 2021 года принимать декларации по УСН по прежней форме,

– с 20 марта 2021 года принимать их как по прежней, так и по новой форме.

Напомним,  организации сдают декларации за 2020 год не позднее 31 марта 2021 года, а ИП – не позднее 30 апреля 2021 года.

На заметку: заполнить декларации по новой форме помогут Готовые решения «Как организации заполнить декларацию по УСН за 2021 г. и последующие периоды» и «Как ИП заполнить декларацию по УСН за 2021 г. и последующие периоды» в СПС КонсультантПлюс.

 

Минфин разъяснил, как индексируются показатели для применения УСН в 2021 году

Риски: предельные величины дохода, при превышении которых налогоплательщик переходит на повышенные ставки уплаты налога (150 млн руб.) или теряет право на применение УСН (200 млн руб.), в 2021 году не индексируются.

С 1 января 2021 года для «упрощенцев» с доходами от 150 до 200 млн руб. или численностью работников от 100 до 130 человек предусмотрен переходный налоговый режим. Начиная с квартала, когда доходы превысили 150 млн руб. или работников стало больше 100, надо платить налог по повышенным ставкам (пп. 1.12.1 ст. 346.20 НК РФ):

  • 8% при объекте «доходы»;
  • 20% при объекте «доходы минус расходы».

В Письмах от 27.01.2021 N 03-11-06/2/4855 и от 01.02.2021 N 03-11-06/2/5885 Минфин России разъяснил, что величины в 150 млн руб. и 200 млн руб. подлежат индексации в том же порядке, в котором индексируется предельный размер доходов для перехода на УСН (112,5 млн руб.), то есть с применением коэффициента-дефлятора. Данные величины подлежат индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
На 2021 год в целях УСН коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,032. В 2020 году он был равен 1 (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2020 N 720, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Ведомство делает вывод, что поскольку положения, предусматривающие увеличение ограничения по доходам налогоплательщиков до 200 млн руб., вступили в силу с 1 января 2021 года, то величина предельного размера дохода (200 млн руб.) индексации в 2021 году не подлежит. По этой же причине не индексируется и предельная величина дохода в 150 млн руб., при превышении которой нужно платить налог по повышенным ставкам.
В свою очередь величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, с 1 января 2021 года составляет 112,5 млн руб., с 1 января 2022 года – 116,1 млн руб. (112,5 млн рублей x 1,032).

 

Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.