С 27 июля 2020 года ключевая ставка понижена до 4,25%

Возможности: своевременно учесть в расчетах изменение значения ключевой ставки.

С 27 июля 2020 года значение ключевой ставки понижено с 4,5% до 4,25% годовых. Такое решение принял Совет директоров Банка России. Это четвертое в 2020 году снижение ключевой ставки. Банк России также опубликовал среднесрочный прогноз в рамках базового сценария.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 18 сентября 2020 года.

На заметку: изменение ключевой ставки (ставки рефинансирования) нужно учесть при расчете:

– НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах по займу;

– компенсации за задержку работникам зарплаты;

– процентов, которые должна вернуть инспекция или фонд за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога (страхового взноса);

– пеней за неуплату налогов и страховых взносов в срок;

– процентов по договору займа;

– законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ);

– процентов за неисполнение обязательств по договору (ст. 395 ГК РФ).

 

Для судебного взыскания небольшой суммы штрафов за нарушения в сфере персонифицированного учета установлены специальный порядок и сроки

Возможности: ПФР сможет обратиться в суд за взысканием штрафа, только если его сумма превысит 3 000 рублей или пройдет три года с даты окончания срока исполнения самого раннего неоплаченного требования.

Федеральный закон от 20.07.2020 N 237-ФЗ уточнил порядок взыскания со страхователей финансовых санкций по требованию территориального органа ПФР.

С 31 июля 2020 года в Федеральном законе N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС» закреплено, что в общем случае территориальный орган ПФР вправе обращаться в суд за взысканием санкций со страхователей только в случае, когда общая сумма финансовых санкций, подлежащих взысканию, превышает 3 000 рублей.

Для штрафов меньше 3 000 рублей установлены следующие сроки для обращения территориального органа ПФР в суд:

– если сумма штрафов по нескольким требованиям в течение трех лет стала больше 3 000 рублей, для обращения в суд у ПФР есть шесть месяцев с даты превышения (ч. 19 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ);

– если в течение трех лет с даты окончания срока исполнения самого раннего требования сумма не превысила 3 000 рублей, обратиться в суд за взысканием Фонд сможет в течение шести месяцев с даты, когда закончились эти три года (ч. 20 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).

 

Штрафы за ККТ: упрощена процедура самостоятельного исправления допущенных ошибок в целях освобождения от административной ответственности

Возможности: с 31 июля 2020 года для исправления нарушений достаточно пробить чеки коррекции. Передавать в налоговый орган подробную информацию о произведенных корректировках для освобождения от штрафа за непробитый чек, за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо за применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения, а также за ненаправление (невыдачу) покупателю (клиенту) кассового чека не нужно.

Федеральный закон от 20.07.2020 N 240-ФЗ внес поправки в примечание к ст. 14.5 КоАП РФ, из которых следует, что для освобождения от штрафа будет достаточно сформировать чек коррекции.

Речь о штрафах за:

– неприменение ККТ (ч. 2 ст. 14.5 КоАП);

– применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации (ч. 4 ст. 14.5 КоАП);

– непредставление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО (ч. 6 ст. 14.5 КоАП).

То есть, чтобы избежать штрафа за эти нарушения, нужно только исправить их, пробив чек коррекции. Сообщать о правонарушениях в инспекцию в течение трех рабочих дней с момента оформления чека коррекции для освобождения от административной ответственности не нужно. Чек коррекции и будет являться одновременно и сообщением о правонарушении, и  документом, подтверждающим исправление ошибки.

Поправки вступают в силу с 31 июля 2020 года.

 

Что изменится с 2021 года для организаций розничной торговли, работающих в системе tax free

Возможности: организации розничной торговли смогут формировать документы (чеки) для компенсации НДС по системе tax free в электронном виде.

Российские организации, продающие товары в розницу, могут компенсировать иностранным гражданам НДС, который был уплачен при покупке товаров на территории России и их последующем вывозе (система tax free).

Федеральный закон от 20.07.2020 N 220-ФЗ внес изменения в НК РФ, касающиеся выдачи чеков и документооборота в системе tax free, а также вычета НДС, о котором могут заявить участники – организации розничной торговли.

С 1 января 2021 года:

– появится возможность оформлять чек для компенсации суммы налога не только на бумаге, но и в электронном виде. Для этого будет установлен порядок взаимодействия продавцов, ФТС, ФНС и организаций, которые выплачивают компенсации иностранцам. Так, в электронном виде чек будет передаваться в информационную систему таможенных органов, после чего чек с отметкой таможенного органа в электронном виде будет передаваться оператору и оператор будет осуществлять возмещение НДС иностранному гражданину;

– закреплено, что для принятия к вычету НДС по товарам, реализованным организацией розничной торговли иностранцам и вывезенным за границу, должно быть выполнено условие: эти граждане получили компенсацию сумм налога.

На заметку: о том, как розничные продавцы могут стать участниками системы tax free, читайте в Готовом решении «Компенсация НДС иностранцам при вывозе приобретенных в России товаров (tax free)» (КонсультантПлюс, 2020).

 

Федеральный закон уточнил порядок налогообложения таких имущественных прав, как безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги

Возможности: сохранены действующие правила налогообложения операций с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами.

С 1 октября 2019 года вступила в силу новая редакция статьи 128 ГК РФ, которая изменила видовую принадлежность таких объектов гражданских прав, как безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги. Они стали относиться к имущественным правам, а не имуществу, как было раньше. Поскольку налоговые последствия операций с денежными средствами не могут зависеть от их формы (наличные или безналичные), равно как и налоговые последствия операций с ценными бумагами должны быть одинаковыми вне зависимости от того, имеют они документарную форму или нет, потребовались поправки в НК РФ.

Федеральный закон от 20.07.2020 N 219-ФЗ внес изменения в статью 38 НК РФ, согласно которым безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги признаются имуществом для целей налогообложения.

Действие указанных изменений в статью 38 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года, т.е. со дня вступления в силу новой редакции статьи 128 ГК РФ.

 

Выдача займа или денег под отчет: ЦБ разъяснил, как заполнить реквизит 20

Риски: при перечислении подотчетных сумм или займа на банковскую карту указывать код вида дохода не нужно.

Банк России в Письме от 10.07.2020 N 45-1-2-ОЭ/10700 напомнил, что с 1 июня 2020 года при выплате зарплаты и иных доходов в реквизите 20 платежки («Наз. пл.») нужно указывать код вида дохода в соответствии с Указанием Банка России от 14.10.2019 N 5286-У. Обязанность указывать код вида дохода не зависит от вида правоотношений (трудовые, гражданско-правовые и т.д.), возникающих между лицом, перечисляющим деньги, и их получателем. Банк России отмечает, что обязанность заполнять реквизит 20 («Наз. пл.») возникает при перечислении физлицу доходов, в отношении которых установлены ограничения и (или) на которые не может быть обращено взыскание (пп. 13 Указания Банка России от 14.10.2019 N 5286-У).

ЦБ России напоминает, что не требуется указывать код при перечислении сумм, которые не являются для физлица доходом. Например:

– тело займа при его выдаче либо погашении;

– деньги, выдаваемые под отчет или в возмещение расходов работника по приобретению чего-либо для работодателя.

Такие суммы не являются доходами, в отношении которых статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены ограничения.

На заметку: при разработке Указания N 5286-У Центробанк предполагал, что отсутствие кода в платежке станет для банка признаком того, что перечисленную по ней сумму можно списать в счет взыскания долга полностью, без ограничений (п. 7 Сводной таблицы замечаний и предложений по проекту Указания). Поэтому если при переводе подотчетных сумм код дохода не указан, а в банке на работника имеется исполнительный лист, эти средства могут списать. Есть авторские рекомендации при переводе подотчетных сумм указывать код 2 по аналогии с командировочными расходами, которые упомянуты в ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в числе сумм, на которые нельзя обратить взыскание.

 

Командировка не состоялась: Минфин пояснил, можно ли учесть произведенные расходы

Возможности: невозвратные расходы по отмененной командировке можно учесть при расчете налога на прибыль.

Минфин России в Письме от 03.07.2020 N 03-03-06/1/57735 разъяснил, как учесть в целях налога на прибыль невозмещаемые расходы, если командировка не состоялась. Ведомство напоминает, что в случае отмены командировки организация вправе учесть понесенные затраты в качестве расходов по налогу на прибыль, но при соблюдении ряда условий.

Во-первых, расходы по такой отмененной командировке должны соответствовать установленным п. 1 ст. 252 НК РФ требованиям: они должны быть документально подтверждены и экономически оправданны.

Во-вторых, такие расходы не должны быть поименованы в статье 270 НК РФ «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения».

При соблюдении указанных условий затраты на отмененную командировку, которые не удалось вернуть, для налога на прибыль можно учесть как убытки отчетного периода (п. 2 ст. 265 НК РФ).

На заметку: в случае если командировка не состоялась по вине работника, ФНС России считает, что затраты на несостоявшуюся служебную поездку  не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли (Письмо ФНС России от 29.01.2020 N СД-4-3/1352@).

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С 2021 года ряд налогоплательщиков будет вправе не начислять НДС с предоплаты

Возможности: исполнители работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов в рамках государственного оборонного заказа смогут не исчислять НДС с аванса.

Исполнители работ с длительным производственным циклом могут начислять НДС только один раз – на дату передачи их результатов заказчику. То есть не исчислять налог с полученного от заказчика аванса. К работам с длительным производственным циклом для целей начисления НДС относятся работы, цикл выполнения которых превышает шесть месяцев (п. 13 ст. 167 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2020 N 1031 расширен Перечень таких работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468. С 1 января 2021 года в указанный Перечень включены новые позиции, касающиеся в том числе производства строительных работ, а также деятельности в области архитектуры и инженерных изысканий.

При этом оговорено, что новые позиции будут применяться при реализации государственного оборонного заказа.