Вопрос: Добрый день! Ситуация: требуется закупить компьютерную технику (системные блоки и мониторы) в 2024г. в рамках 44-ФЗ бюджетное учреждение. Лимиты на эту закупку 2 млн. рублей, допустим количество единиц товара 7 штук. Можем ли мы закупить данный товар, сделав несколько закупок у единственного поставщика по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на суммы до 600 тыс.рублей, нет ли в этом нарушения каких либо законов или постановлений?

Ответ: под дроблением закупок понимается закупка товара (работы, услуги) не в рамках, например, одного электронного аукциона, а по нескольким контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по цене не выше пределов, установленных для закупок малого объема.

Ограничение подобных действий ранее было предусмотрено Законом N 94-ФЗ в отношении одноименных товаров (работ, услуг). Закон N 44-ФЗ такое ограничение не устанавливает и не запрещает закупать эти товары (работы, услуги) неоднократно, в том числе у одного контрагента. Указанные выводы подтверждаются, например, Письмами ФАС России от 25.04.2017 N РП/27902/17, от 14.11.2019 N ИА/100041/19, Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275, от 24.07.2017 N 24-05-09/47113). Кроме того, ФАС России указала: с одним контрагентом даже в течение одного дня можно заключить несколько контрактов с одним предметом, если это не нарушает положения ст. 16 Закона N 135-ФЗ.

Дополнительно следует отметить, что статья 8 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции в качестве принципа контрактной системы в сфере закупок, не содержит положений, влекущих невозможность осуществлять закупки одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Так, условием, нарушающим предусмотренный Законом N 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции, является совершение заказчиком действий, которые противоречат установленным Законом N 44-ФЗ требованиям.

Учитывая отсутствие в Законе N 44-ФЗ требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, — нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок на основании указанных пунктов отсутствует, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил заказчик.

Тем не менее искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели. В отношении таких контрактов Верховный Суд РФ отметил, что они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в Законе N 44-ФЗ (Постановление от 07.10.2019 N 73-АД19-2).

Напомним, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд запрещены действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ). Эти действия могут повлечь негативные последствия, например штраф за неправильный выбор способа проведения закупки. Однако, по мнению Минфина России, принцип обеспечения конкуренции в случае дробления закупок не нарушается. При осуществлении закупок одноименных товаров, работ, услуг по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ этот принцип реализуется посредством установления в Законе N 44-ФЗ требований к цене и объему закупок (Письмо от 08.06.2022 N 24-01-07/54275).

Соответственно, чтобы соблюсти требования Закона N 44-ФЗ, не рекомендуем заключать с единственным поставщиком несколько контрактов:

— с одним предметом закупки в течение небольшого промежутка времени (например, день, неделя, месяц);

— на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые функционально и (или) технологически связаны между собой.

Таким образом, Закон N 44-ФЗ не запрещает закупать указанные товары неоднократно, в том числе у одного контрагента, однако есть риск, что данные сделки могут признать недействительными, если будет установлено, что фактически контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного специальным законом, с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, а также усмотреть в действиях сторон ограничение конкуренции с целью не допустить других участников для размещения заказа, что само по себе недопустимо (см., Постановление 17-го ААС от 29.01.2024 по делу N А60-26775/2023; Постановление АС Дальневосточного округа от 19.01.2023 по делу N А73-6309/2022).