ФНС разъяснила особенности подачи иска на взыскание налоговых долгов юрлица с физлиц

Возможности: наличие единой правовой позиции по вопросу взыскания денежных средств с физлиц в качестве возмещения вреда, нанесенного при неуплате налогов юрлицом, позволит избежать необоснованных гражданских исков со стороны ФНС.
Риски: ФНС вправе взыскивать налоговую задолженность юрлиц с генеральных директоров и главных бухгалтеров, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки.

В Письме ФНС России от 09.02.2024 N Д-5-18/23@ сформирована позиция уполномоченного органа по вопросу направления гражданских исков в суд с целью привлечения к ответственности физлиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, связанных с неуплатой налогов юрлицом.

ФНС обратила внимание на следующее:

  • Налоговые органы вправе предъявлять иски о возмещении вреда на основании ст. 1064 ГК РФ к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям. При этом нужно доказать причастность привлекаемого к ответственности физлица к хозяйственной деятельности организации и влияния на ее действия.
  • Вред, причиняемый нарушениями законодательства о налогах и сборах, заключается в непоступлении в бюджет суммы неуплаченных налогов (недоимки) и пеней как компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
  • Установленные уголовно-правовые и административно-правовые санкции должны не только соответствовать характеру совершенного деяния, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который был причинен.
  • Должны исключаться ситуации взыскания ущерба в двойном размере (один раз – с юрлица в порядке налогового законодательства, а второй – с физлица в порядке гражданского законодательства).
  • Привлечение физлица к гражданско-правовой ответственности возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самого юрлица или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам.

Рассматриваемые выводы ФНС России основаны на правовых позициях, сделанных  Конституционным Судом РФ в Постановлении от 08.12.2017 N 39-П. При этом сообщается, что они распространяются на правоотношения при привлечении к ответственности физлиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, связанных с неуплатой налогов организацией, или в отношении которых уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям. Правовые позиции по иным правоотношениям о взыскании сумм не поступивших в бюджет обязательных платежей с физлиц, для которых в законодательстве РФ имеются специальные правила регулирования, а также по вопросам привлечения в качестве гражданских ответчиков юрлиц в случае, если их противоправные действия привели к причинению вреда в виде непоступления налогов в бюджет от налогоплательщика, в указанном постановлении Конституционного Суда РФ отсутствуют.

На заметку: особенности законодательного регулирования субсидиарной ответственности бизнеса по уплате налоговых платежей после ликвидации юрлиц разобраны в Статье: Субсидиарная ответственность бизнеса по налоговым долгам после ликвидации юридических лиц (Осин В., «ЭЖ-Бухгалтер», 2023, N 45) в СПС КонсультантПлюс.

 

Росфинмониторинг разъяснил, как прекращается доступ к личному кабинету на его официальном сайте

Риски: доступ к личному кабинету пользователя прекращается для поднадзорных субъектов автоматически при снятии с учета в Росфинмониторинге, для не поднадзорных лиц – через подачу соответствующего заявления на сайте Росфинмониторинга.

Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга – это информационный ресурс, который обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и позволяет получить доступ к дополнительным функциям, недоступным незарегистрированным пользователям.

В Информационном сообщении Росфинмониторинга от 20.02.2024 даны разъяснения по порядку прекращения доступа к личному кабинету пользователя на официальном сайте Росфинмониторинга. Сообщается, что доступ к личному кабинету пользователя прекращается автоматически при снятии с учета в Росфинмониторинге для поднадзорных субъектов:

– организаций и ИП, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

– операторов по приему платежей;

– коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

– лизинговых компаний.

Для иных лиц доступ к личному кабинету прекращается по заявлению пользователя, сформированному с использованием формы, размещенной в личном кабинете на портале Росфинмониторинга (раздел «Учетные данные»/подраздел «Заявление на отключение личного кабинета»). Направление заявления на прекращение доступа к личному кабинету через Портал госуслуг не предусмотрено.

В сообщении также приводятся схематичный порядок прекращения доступа к личному кабинету и контактные данные Межрегиональных управлений Росфинмониторинга для обращений по вопросам постановки на учет/снятия с учета.

На заметку: о правах и обязанностях организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, читайте в Памятке для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу (утв. Росфинмониторингом) в СПС КонсультантПлюс.

 

Банк России дал рекомендации АО по определению и раскрытию дивидендной политики

Возможности: акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, рекомендуется разработать и внедрить прозрачный и понятный механизм определения размера дивидендов и их выплаты, в том числе посредством утверждения положения о дивидендной политике.

Право на участие в распределении прибыли АО посредством получения дивидендов является одним из основных прав акционера, а дивидендная доходность по акциям – одним из основных показателей инвестиционной привлекательности такого общества.

В Информационном письме Банка России от 08.02.2024 N ИН-02-28/9 разъяснены подходы к определению и раскрытию дивидендной политики акционерных обществ. Данный документ адресован в первую очередь ПАО, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Иным АО рекомендуется применять его в случае, если среди акционеров есть миноритарии, размещены акции разных категорий (типов), компания планирует привлекать капитал на организованных торгах.

ЦБ РФ, в частности, предлагает АО:

  • разработать и внедрить Положение о дивидендной политике АО, в котором определить правила, регламентирующие порядок определения части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов; условия, при соблюдении которых они объявляются (не объявляются); порядок расчета размера дивидендов по акциям, размер дивидендов по которым не определен уставом общества; минимальный размер дивидендов по акциям общества разных категорий (типов). Для обществ, составляющих консолидированную финансовую отчетность, – порядок определения минимальной доли консолидированной чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов АО, с учетом установленных законодательством ограничений на объявление и выплату дивидендов;
  • в целях открытости и информационной прозрачности размещать на сайте АО действующее Положение о дивидендной политике;
  • раскрывать не только решения, связанные с распределением чистой прибыли, но и подробные обоснования причин их принятия, поскольку такая информация формирует мнение акционеров и инвесторов о фактическом положении дел в АО. Раскрываемая информация о распределении прибыли должна быть понятной и непротиворечивой, носить объективный и сбалансированный характер;

определить срок действия дивидендной политики, порядок и периодичность пересмотра и условия (обстоятельства), при наступлении которых дивидендная политика будет ими пересмотрена, а также обеспечить своевременное раскрытие указанной информации.