С 20 февраля 2024 года обновлены коды доходов и вычетов по НДФЛ

Возможности: новые коды будут применяться для идентификации некоторых видов выплат дистанционным и разъездным работникам, а также работникам с вахтовым методом работы и оформления вычетов по НДФЛ родителям детей-инвалидов.

Приказом ФНС России от 09.01.2024 N ЕД-7-11/3@ дополнены коды, применяемые налоговыми агентами для идентификации доходов и оформления вычетов по НДФЛ.

В связи с внесением изменений в НК РФ, связанных с налогообложением выплат дистанционным и разъездным работникам, а также работникам с вахтовым методом работы, добавлены новые коды доходов:

код 2017 – для выплат разъездным работникам. Законодательно установлен не облагаемый НДФЛ лимит таких выплат в размере не более 700 руб. за каждый день вышеуказанной работы (нахождения в пути) на территории РФ и не более 2 500 руб. за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) за пределами РФ. Применяется для обозначения дохода в виде:

  • суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
  • довольствия работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера;
  • надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных лицам, выполняющим работы вахтовым методом.

код 2018 – для компенсации дистанционным работникам в сумме, превышающей действующий не облагаемый НДФЛ лимит (35 рублей за каждый день) при отсутствии документального подтверждения произведенных расходов.

Кроме того, добавлен код 253 для накопленного процентного (купонного) дохода.

Согласно поправкам, внесенным в подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, стандартный налоговый вычет на детей на каждого ребенка или подопечного, признанных судом недееспособными, дается независимо от их возраста. Данное положение применяется к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2023 года.

В связи с этим приказом скорректированы несколько кодов вычетов – от 126 до 149, которые будут применяться в том числе для обозначения вычетов для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Приказ вступит в силу 20 февраля 2024 года.

На заметку: рекомендации по ведению налогового учета по НДФЛ в 2024 году смотрите в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Утверждены новые контрольные соотношения для заполнения уведомлений об исчисленных налогах

Риски: контрольных соотношений для заполнения уведомлений стало больше (ранее 76, теперь – 86). Если КС не соблюдены, то уведомление считается непредставленным.
Возможности: КС приведены в соответствие с новыми правилами уплаты НДФЛ, действующими с 1 января 2024 года.

С 1 октября 2023 года п. 9 ст. 58 НК РФ установлено, что уведомление об исчисленных суммах налогов, которое не соответствует контрольным соотношениям, считается непредставленным.

В связи с изменениями налогового законодательства с 1 января 2024 года, которые в основном связаны с порядком уплаты НДФЛ, обновлен перечень контрольных соотношений для заполнения уведомлений о суммах исчисленных налогов (Письмо ФНС России от 31.01.2024 N ЕА-4-15/971@).

Новый перечень содержит 86 контрольных соотношений и сгруппирован по видам ошибок (в прежней версии было 76 контрольных соотношений). Среди новшеств можно выделить:

– ряд новых КС по НДФЛ в связи с новыми кодами отчетного периода (их номера  24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44 и 46). Например, уведомление по НДФЛ за период с 23 по 29 февраля (код периода 21/12) должно быть подано не раньше 23 февраля;

– из перечня исключили прежние контрольные соотношения 73 и 74 – «Представлено уведомление с минусом (6-НДФЛ)» и включили соотношение 84. Оно касается представления уведомления с отрицательной суммой по НДФЛ в части налога свыше 650 000 руб.

На заметку: при заполнении поля «Отчетный (налоговый) период (код) / Номер месяца (квартала)» уведомлений по НДФЛ уже можно руководствоваться новыми кодами – на промостранице ФНС «Единый налоговый счет» приведены примеры заполнения уведомлений по НДФЛ по новым правилам. При этом редакция п. 2.6.5 Порядка заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов (утв. Приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8/1047@) на середину февраля 2024 года не обновлена.

Не запутаться со сроками сдачи и заполнением кода периода в уведомлении поможет Типовая ситуация: Уведомление по ЕНП: коды периодов и сроки сдачи (таблица) (Издательство «Главная книга», 2024) {КонсультантПлюс}.

 

Утверждена новая форма 6-НДФЛ

Риски: за I квартал 2024 года нужно отчитаться по новой форме 6-НДФЛ, которая соответствует новым правилам исчисления и уплаты НДФЛ, действующим с начала 2024 года.

Приказом ФНС России от 09.01.2024 N ЕД-7-11/1@ утверждена новая форма 6-НДФЛ. Необходимость корректировки действующей формы возникла в связи со вступлением в силу с 1 января 2024 года нескольких поправок в НК РФ, которые предусматривают в том числе изменения:

– правил уплаты НДФЛ с доходов дистанционных сотрудников, находящихся за границей, 

– сроков уплаты налоговыми агентами сумм НДФЛ, удержанных с выплат физических лиц, и последовательности списания средств с ЕНС на основании представляемых по новым срокам уведомлений.

Основные изменения:

– в Разделе 1 появились дополнительные строки для пятого и шестого сроков перечисления налога (строки 025 и 026). Сходные строки добавили для возвращенного налога (строки 035 и 036);

– в Раздел 2 внесена строка 156, предназначенная для отражения налога, который исчислили и уплатили в иностранном государстве;

– в Разделе 2 удержанный налог (строка 160) нужно расшифровать по 6 строкам, а не 4 (строки 161166). Так же нужно поступить с возвращенным налоговым агентом налогом (строки 190196).

Также из формы 6-НДФЛ исключены отдельные строки, дублирующие другие показатели данного расчета.

Кроме того, в утвержденной форме справки о полученных физическим лицом доходах (Приложение N 1 к расчету 6-НДФЛ) исключена строка «Сумма налога перечисленная», при этом добавлена строка «Сумма налога, исчисленная и уплаченная в иностранном государстве».

ФНС отмечает, что в новой форме структурированы показатели Раздела 1 и Раздела 2 для установления контролей корректности заполнения показателей. Это упростит налоговым агентам самостоятельное отслеживание достоверности отчетности до момента представления ее в налоговый орган.

На заметку: разобраться в особенностях учета и отражения в отчетности НДФЛ налоговым агентом поможет Путеводитель в СПС КонсультантПлюс.

 

Минэкономразвития информирует о законопроекте, направленном на снижение отчетной нагрузки на малый бизнес

Возможности: в случае принятия законопроекта об изменении подхода к сбору статданных с 1 января 2025 года субъекты МСП будут подавать меньше сведений.

Согласно Информации Минэкономразвития России от 09.02.2024 Правительством РФ одобрен и внесен на рассмотрение в Госдуму законопроект о снижении отчетной нагрузки на малый бизнес путем изменения подхода к сбору статистических данных.

Законопроектом N 548028-8 предлагается внести соответствующие изменения в Федеральные законы от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Поправки направлены на определение нового подхода к проведению статистических наблюдений.

В частности, предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня первичных статистических показателей, периодичности их сбора и порядка проведения выборочных федеральных статистических наблюдений за субъектами МСП. Будет запрещено собирать у субъектов малого бизнеса отчетность или иную информацию не из перечня, кроме административных данных согласно законодательству о статистическом учете. В отдельных случаях Правительство сможет установить особенности такого сбора.

Это позволит избежать дублирования и противоречивости собранных данных, исключить сбор сведений, уже содержащихся в государственных информационных системах. Минэкономразвития отметило, что на данный момент помимо Росстата статотчетность собирают отраслевые и региональные ведомства. На малые компании приходится более тысячи форм отчетности, а сами показатели зачастую дублируются.

Поэтому планируется, что после принятия законопроекта сведения будут собирать сразу с учетом интересов всех отраслевых ведомств. Данные можно будет использовать многократно. Координатором по работе с перечнем станет Росстат.

Предполагается, что новшества вступят в силу 1 января 2025 года.

 

Совмещение должностей: нужно ли оплачивать сверхурочные, если работник не успевает выполнить задания в рабочее время

Возможности: если работник получает доплату за совмещение должностей и в свое рабочее время не успевает выполнить все задания и по своей собственной инициативе продолжает работать за пределами установленной продолжительности рабочего времени, то в этом случае работодатель не обязан учитывать и оплачивать такое время как сверхурочную работу.

Согласно ТК РФ работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, при соблюдении требований ( ст. 60.2 ТК РФ). Такое поручение может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). При совмещении человек работает по другой должности в течение рабочего дня без отрыва от основной работы. Оформляют совмещение дополнительным соглашением к трудовому договору и приказом.

В Консультации от 06.02.2024 эксперт Роструда отвечает на вопрос о необходимости оплаты работодателем сверхурочных, когда работник не успевает в течение рабочего дня выполнить все задания на основной и совмещаемой должности и делает их за пределами рабочего времени.

Нормами ТК РФ установлено, что сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ежедневной работы, смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ). В общем случае привлечение работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 4 ст. 99 ТК РФ).

Если работник в течение своего рабочего дня осуществляет наряду с основной работой дополнительную работу и при этом продолжает работать за пределами установленной продолжительности рабочего времени по своей собственной инициативе, то в этом случае такое время не является сверхурочной работой и не подлежит оплате.

На заметку: Минтруд представил Проект Федерального закона (ID проекта 140537), который уточнит порядок оплаты сверхурочной работы. Когда Проект Минтруда будет принят, то в ТК РФ закрепят обязанность работодателя при расчете оплаты за сверхурочную работу учитывать не только оклад, но и все компенсационные и стимулирующие выплаты. До внесения этих поправок следует руководствоваться временными правилами расчета, установленными Постановлением КС РФ.

 

Налог на имущество по кадастровой стоимости: КС РФ ответил на вопросы ФНС

Возможности: после опубликования Постановления КС РФ субъекты РФ не вправе включать объекты в «кадастровые» перечни в целях налогообложения без учета предназначения и фактического использования недвижимости.
Риски: если включение объекта в Перечень своевременно не оспорено, пересмотр налоговых обязательств, которые уже завершены, а налог исчислен и уплачен, не предполагается.

По общему правилу торгово-офисная недвижимость облагается налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Положения ст. 378.2 НК РФ устанавливают необходимые и достаточные критерии, позволяющие отнести то или иное имущество к объекту, по которому налоговую базу исчисляют по кадастровой стоимости. При этом КС РФ в Постановлении от 12.11.2020 N 46-П (далее – Постановление) признал подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не противоречащим Конституции РФ. Ведь данная норма не предполагает определение налоговой базы по кадастровой стоимости исключительно на основании вида разрешенного использования земельного участка, которое предусматривает размещение торговых объектов. Нужно учитывать предназначение и фактическое использование здания. Организация не лишена возможности представлять доказательства несоответствия имущества критериям из ст. 375 и ст. 378.2 НК РФ.

ФНС России обратилась в КС РФ с ходатайством о разъяснении Постановления по следующим вопросам:

– подлежит ли применению правовая позиция КС РФ к налоговым периодам, предшествующим дате его вынесения;

– предполагается ли возможность исключения в судебном порядке из перечней объектов недвижимости, определенных региональными органами исполнительной власти, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, недвижимости, включенной в перечни до принятия Постановления КС РФ, если решения о ее включении в перечни не оспаривались налогоплательщиками.

В связи с этим КС РФ в Определении от 30.01.2024 N 8-О-Р разъяснил Постановление от 12.11.2020 N 46-П по делу о проверке конституционности подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

КС РФ отметил, что Постановлением не определен особый порядок его исполнения. Соответственно, действует общий порядок его вступления в силу и действия во времени. Пересмотр размера налоговых обязательств лица с даты вступления в силу Постановления без учета времени обращения этого лица за таким пересмотром и вынесения судом решения не допускается.

Постановление также не предполагает возможности пересмотра налоговых обязательств неограниченного круга налогоплательщиков, исполнивших свою обязанность по уплате налога за предыдущие периоды.

Организации не лишены права обратиться с требованиями, касающимися исключения объектов из перечня. Однако судебные решения по такого рода спорам не могут затрагивать налоговых обязательств, уже возникших на момент вступления в силу рассматриваемого Постановления, в том числе приводить к возврату денежных сумм из бюджета.

КС РФ напомнил, что критерии, на основании которых объекты недвижимости включаются в специальный Перечень торгово-офисной недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, были существенно скорректированы.

В связи с этим:

– не допускается возможность включения в перечень объекта без учета фактического использования;

– предусмотрена вероятность исключения из перечня объектов, не отвечающих новым критериям.

Соответственно, налоговые органы, органы исполнительной власти субъектов РФ теперь должны соотносить свои действия и решения, связанные с включением объектов недвижимости в перечни, с содержанием этого Постановления.

На заметку: посмотреть Перечень торгово-офисной недвижимости можно на официальном сайте субъекта РФ или его исполнительного органа, например правительства (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

 

С 9 февраля 2024 года начали применяться новые форматы УПД и счетов-фактур

Возможности: новый формат позволит бизнесу автоматизировать процесс работы с документами. При этом до 1 апреля 2025 года налогоплательщики могут использовать и старые форматы.

С 9 февраля 2024 года вступил в силу Приказ ФНС России от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@, который утверждает новый формат УПД (универсального передаточного документа) и счета-фактуры. Формат (Приложение N 1 к данному Приказу) описывает требования к XML-файлам передачи по ТКС счета-фактуры, УПД, включающего в себя счет-фактуру, или УПД в электронной форме.

В новом формате учтены изменения законодательства о прослеживаемых товарах и добавлен элемент «Стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС, в рублях» (графа 14 счета-фактуры). Помимо этого, в частности, добавлены элементы «Уникальный идентификатор документа», расширено содержание некоторых элементов для счетов-фактур по посредническим договорам (например, «Функция», «Наименование документа по факту хозяйственной жизни»).

В Информации от 09.02.2024 региональная УФНС обращает внимание, что такой формат позволит бизнесу автоматизировать процесс работы с документами. В том числе для этого предусмотрены специальные коды, которые соответствуют бизнес-операциям. Формат УПД (функция «ДОП») можно использовать:

  • для оформления операций по передаче товаров, имущества (в т. ч. являющегося результатом выполнения работ), имущественных прав от одного хозяйствующего субъекта другому хозяйствующему субъекту вне связи с продажами (в том числе по передаче прослеживаемых товаров комиссионеру, действующему от своего имени, в целях последующей реализации);
  • для оформления передачи имущества в рамках одного хозяйствующего субъекта.

Также в формат УПД добавлена возможность указания дополнительных сведений при передаче объектов ОС (амортизационная группа, код вида основных фондов, установленный продавцом (передающей стороной), срок полезного использования бывшего в употреблении ОС, фактический срок полезного использования продавцом (передающей стороной) бывшего в употреблении объекта ОС).

Есть и другие изменения.

Приказ ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@, утверждавший прошлые форматы, утратил силу, но аналогичные форматы без изменений включены в Приложение N 2 к Приказу от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@. Они действуют до 1 апреля 2025 года. До указанной даты налогоплательщик вправе применять как новые Форматы из Приложения N 1, так и Форматы из Приложения N 2 (пп. 35 Приказа от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@).

На заметку: подробнее о формате электронного счета-фактуры Вы можете прочесть в Готовом решении: Как выставляются электронные счета-фактуры (КонсультантПлюс, 2024).

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

По итогам инвентаризации выявлена недостача: какими документами подтвердить отсутствие виновных лиц и списать в расходы в целях налога на прибыль

Риски: для учета во внереализационных расходах убытка в виде недостач, выявленных по результатам инвентаризаций, нужен документ, подтверждающий отсутствие виновных.
Возможности: НК РФ не содержит указания на то, какие именно документы могут подтвердить факт отсутствия виновных лиц при недостаче, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. Бесспорным подтверждением отсутствия виновных лиц считаются документы госорганов.

В Письме от 05.02.2024 N СД-2-3/1529 ФНС России отвечает на вопрос о правомерности учета в целях исчисления налога на прибыль убытков в виде недостач собственного товара организации, выявленных по результатам инвентаризаций.

Согласно НК РФ к внереализационным расходам относятся в том числе расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

ФНС считает необходимым учитывать подходы, сформированные судебной практикой. Так, ВАС РФ сделал вывод, что при отсутствии специального регулирования по вопросу учета для целей налогообложения недостачи товаров, не обусловленной естественной убылью и возникающей в магазинах самообслуживания в результате невыявленных хищений, совершенных покупателями в торговых залах в неустановленное время, данные убытки могут быть учтены в целях налога на прибыль на основании п. 2 ст. 265 НК РФ.

Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой НК РФ не содержит указания на то, какие именно документы могут подтвердить факт отсутствия виновных лиц при недостаче материальных ценностей, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Учитывая вышеизложенное, ФНС считает, что организация вправе с учетом специфики осуществляемой деятельности учитывать в составе расходов по налогу на прибыль убытки в виде недостач собственного товара, выявленные по результатам инвентаризаций, при условии, что такие убытки (расходы) соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ – быть обоснованными и документально подтвержденными.

На заметку: на практике списание убытков без подтверждающих документов госорганов может привести к спорам с налоговыми органами. Проверяющие могут исключить суммы недостач из расходов и доначислить налог на прибыль. Организация должна доказать факт принятия всех возможных мер по поиску виновного лица. В связи с этим рекомендуем при выявлении недостачи обратиться в правоохранительные органы. Данная позиция также отражена в Письмах Минфина от 27.04.2020 N 03-03-07/34451, от 20.08.2019 N 03-03-06/1/63646, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81919, от 08.02.2016 N 03-03-07/6185.

Правильно и без рисков учесть недостачу по результатам инвентаризации помогут материалы СПС КонсультантПлюс:

Типовая ситуация: Результаты инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете;

Готовое решение: Какими документами для целей налога на прибыль подтверждается факт хищения товаров.

 

Учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль расходы на возмещение причиненного ущерба в рамках исполнения договора

Возможности: расходы на возмещение причиненного ущерба в рамках договорных обязательств учитываются составе внереализационных расходов по налогу на прибыль.
Риски: такие расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и не поименованы в ст. 270 НК РФ.

В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, открытый перечень которых приведен в п. 1 ст. 265 НК РФ.

В Письме от 12.01.2024 N 03-03-06/1/1351 Минфин России напомнил, что к внереализационным расходам, в частности, относятся (подп. 13 п.1 ст.265 НК РФ):

– расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств;

– расходы на возмещение причиненного ущерба.

При этом налогоплательщик вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.

На заметку: под расходами на возмещение причиненного ущерба подразумеваются только суммы возмещения материального ущерба. Единовременные выплаты в счет возмещения морального вреда в целях налогообложения прибыли учитывать нельзя (Письмо ФНС России от 16.05.2012 N ЕД-4-3/8057).

Какие еще расходы учитываются в составе внереализационных расходов при расчете налога на прибыль, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Какой порядок расчета пеней действует с 1 января 2024 года?

Риски: с 1 января 2024 года для организаций пени считают по 1/300 ставки ЦБ в первые 30 дней просрочки, а начиная с 31-го дня – по 1/150. Если во время просрочки ставка менялась, пени по каждой ставке считают отдельно.
Возможности: до конца 2024 года за ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах налоговые органы не начисляют пени, но при достаточном размере положительного сальдо ЕНС.

Размер пеней за неисполнение обязанности по уплате налогов (страховых взносов) в установленный срок рассчитывается исходя из суммы недоимки, количества дней просрочки и ставки для расчета пеней (пп. 3, 4, 9 ст. 75 НК РФ, п. 5 ст. 26.11 Федерального закона N 125-ФЗ).

Для расчета пеней по налогам и взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ установлены две ставки (п. 4 ст. 75 НК РФ):

– в организации за первые 30 календарных дней просрочки;

– у ИП независимо от количества дней просрочки;

  • 1/150 ключевой ставки Банка России. Она применяется для расчета пеней в организации за 31-й и все последующие календарные дни просрочки.

В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года для организаций действовала фиксированная ставка пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Пени по взносам на травматизм рассчитываются за каждый день просрочки исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней просрочки (пп. 5, 6 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).

Пени могут быть рассчитаны в один или несколько этапов. Это зависит от даты возникновения недоимки, количества календарных дней просрочки и изменения ставки для расчета пеней.

С 1 января 2023 года пени по авансовым платежам по налогу отдельно не начисляются. Они рассчитываются в отношении общей суммы недоимки по налогам (взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ), в которую включаются авансовые платежи, не уплаченные в срок.

Напомним, что до 31 декабря 2024 года действует послабление, согласно которому пени не начисляются на сумму недоимки в размере, не превышающем в соответствующий календарный день размер положительного сальдо ЕНС, увеличенный на сумму, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов указанного лица (Постановление Правительства РФ от 26.12.2023 N 2315).

На заметку: пошаговый алгоритм расчета пеней с примерами смотрите в Готовом решении: Как рассчитываются и уплачиваются пени по налогам и страховым взносам в СПС КонсультантПлюс.

Для расчета суммы пеней на конкретную дату можно воспользоваться Калькулятором «Расчет пеней по налогам и страховым взносам» в СПС КонсультантПлюс.

 

Должен ли ИП без работников подавать уведомление по УСН и страховым взносам «за себя»? Может ли ИП уменьшать авансы на УСН на суммы страховых вносов в течение года, если платит поквартально? Какие сроки для ИП по уплате УСН в 2024 году?

Возможности: уведомления об исчисленных суммах налога нужно подавать по авансовым платежам на УСН. По налогу за год ИП на УСН представляет налоговую декларацию. По фиксированным страховым взносам и по дополнительному взносу на ОПС подавать уведомление не нужно. С 2023 года уменьшение авансовых платежей по УСН для ИП с объектом налогообложения «доходы» происходит на подлежащие оплате в отчетном году страховые взносы, то есть факт их оплаты перестал быть важным.

Уведомление об исчисленных авансовых платежах по УСН подавать нужно, а уведомление за год не подается, так как ИП должен подать декларацию по УСН. ИП на УСН заполняют уведомление об исчисленных суммах налогов в общем порядке.

По страховым взносам ИП не подают уведомления для оплаты фиксированных платежей или дополнительного взноса на ОПС.

  • Фиксированный платеж перечисляют платежкой на ЕНП по КБК ЕНП. Подавать уведомление о сумме взносов не надо (Письмо ФНС от 31.01.2023 N СД-4-3/1023@).
  • По дополнительному взносу на ОПС (1% с доходов, превышающих 300 000 руб. за год) подавать уведомление о сумме взноса тоже не надо. Его также перечисляют платежкой на ЕНП. Срок уплаты взноса 1% за 2023 год – 1 июля 2024 года

С 2023 года уменьшение авансовых платежей по УСН для ИП с объектом налогообложения «доходы» происходит на подлежащие оплате в отчетном году страховые взносы, то есть факт их оплаты перестал иметь значение.

ИП без работников (не выплачивающий вознаграждений физлицам) начисленный авансовый платеж может уменьшить на всю сумму страховых взносов на ОПС и ОМС за себя, подлежащую уплате по ст. 430 НК РФ в данном налоговом периоде (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

В общем случае взносы ИП «за себя» в размере 1% с доходов свыше 300 тыс. руб. являются подлежащими уплате только в году, когда наступает срок их уплаты. При этом необходимо учитывать, что если ИП уплатил данные взносы за 2023 год в 2023 году (до внесения изменений в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ) и уменьшил авансовые платежи по УСН в 2023 году соответственно, то уменьшить авансовые платежи и налог по УСН за 2024 год на эти страховые взносы ИП уже не имеет права (Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10872@).

При объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» страховые взносы ИП включает в расходы (п. 4 ст. 346.21 НК РФ).

Сроки уплаты УСН за 2023 год – 2 мая 2024 года, авансовые платежи за 2024 год – 2 мая 2024 года, 29 июля 2024 года, 28 октября 2024 года, УСН за 2024 год – 28 апреля 2025 года.

Перед уплатой авансов подают уведомления, сроки в 2024 году – 25 апреля 2024 года, 25 июля 2024 года, 25 октября 2024 года. Срок представления ИП декларации по УСН за 2023 год – 25 апреля 2024 года. Авансы и налог за год перечисляют платежкой на ЕНП.

На заметку: как рассчитать и заплатить налог и авансовые платежи по УСН, подробно рассказано в Готовом решении: Как ИП рассчитать и заплатить налог при УСН (КонсультантПлюс, 2024).

 

Организация на ОСН купила импортный прослеживаемый товар. Где должна отразиться информация о прослеживаемости? Будет ли штраф за неисполнение обязанностей в 2024 году?

Риски: об операциях с прослеживаемыми товарами необходимо отчитываться в налоговый орган; как отчитываться, зависит от того, платится НДС или нет; также на отчетность влияет, из какой страны импортирован товар.
Возможности: в 2024 году штрафы за нарушения при работе с прослеживаемыми товарами все еще не установлены.

Импортные товары из специального Перечня подлежат прослеживаемости – их оборот на территории РФ контролируется ФНС.

  • При импорте из ЕАЭС организация должна подать в налоговую инспекцию уведомление о ввозе не позднее пяти рабочих дней со дня принятия товаров на учет. РНПТ (регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости) придет уже на следующий день.
  • При импорте из других стран РНПТ организация формирует самостоятельно из номера таможенной декларации и через слэш «/» номера товара из декларации (пп. 2, 25 Положения о прослеживаемости, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108).

Учет прослеживаемых товаров ведется в книгах покупок и продаж.

По прослеживаемым товарам не позднее 25-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, необходимо отразить информацию либо в декларации по НДС, либо в Отчете об операциях с прослеживаемыми товарами.

Неплательщик НДС в Отчете указывает все операции с такими товарами.

Организация – плательщик НДС указывает информацию о прослеживаемых товарах в декларации по НДС, а в Отчете – только операции, которые не показывают в разд. 8 и 9 декларации по НДС, в том числе покупку товаров без НДС, передачу или получение в качестве вклада в уставный капитал (пп. 32, 33 Положения о прослеживаемости, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108).

Если у товара нет РНПТ, до его списания следует подать в ИФНС уведомление об остатках. ФНС сообщит РНПТ на следующий день (п. 28 Положения о прослеживаемости, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108).

В 2024 году компании не будут штрафовать за нарушения при работе с прослеживаемыми товарами. Соответствующие поправки в КоАП РФ о штрафах еще не приняли (Проект Закона (ID: 02/04/07-23/00140083)).

На заметку: как оформить счет-фактуру и УПД при совершении операций с прослеживаемыми товарами, Вы можете прочитать в Готовом решении: Как оформлять документы и подавать отчетность при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (КонсультантПлюс, 2024).