Эксперимент по открытию бизнеса в режиме онлайн начинается с 1 марта 2024 года

Возможности: эксперимент «Старт бизнеса онлайн», который продлится с 1 марта 2024 года до 1 марта 2025 года, позволит физлицам при регистрации в качестве ИП, а также тем, кто решил создать ООО с единственным учредителем, быстро и удобно открыть свое дело, а именно: дистанционно подать документы в ФНС России на госрегистрацию, оформить квалифицированный сертификат проверки электронной подписи, открыть счет в банке.

Согласно Информации с сайта ФНС России от 13.02.2024 с 1 марта 2024 года стартует эксперимент «Старт бизнеса онлайн», координатором которого является ФНС России. Эксперимент продлится до 1 марта 2025 года.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2024 N 144 утверждено Положение, которое устанавливает порядок проведения эксперимента по предоставлению комплексного сервиса по государственной регистрации юрлиц и ИП, выдаче квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи юрлица и ИП, открытию расчетного счета и заключению договора дистанционного банковского обслуживания. Принять участие в эксперименте на добровольной основе смогут физлица при регистрации в качестве ИП, а также те, кто решил создать ООО с единственным учредителем (он же руководитель).

Комплексная услуга «Старт бизнеса онлайн» включает:

  • подачу документов в ФНС России на регистрацию бизнеса, подписанных УКЭП, оформленной в том числе с помощью приложения Госключ;
  • полностью удаленное оформление квалифицированного сертификата проверки электронной подписи юрлица или ИП;
  • дистанционное открытие счета в банке.

Заявителю необходимо выбрать банк, в котором он откроет счет, затем дать согласие на удаленную выдачу электронной подписи для открытия счета и направить документы для регистрации бизнеса и открытия счета через электронные сервисы ФНС России или сервис банка-участника эксперимента.

Документ вступил в силу 13 февраля 2024 года.

Также согласно Информации с сайта ФНС России от 13.02.2024 руководители юрлица и ИП могут оформить квалифицированную электронную подпись по биометрии, не обращаясь лично в Удостоверяющий центр ФНС России. Это первый шаг по запуску сервиса «Старт бизнеса онлайн». Для этого заявителю потребуется: 

– подтвержденная учетная запись на Портале госуслуг; 

– подтвержденная регистрация в Единой биометрической системе (зарегистрировать биометрию можно в одном из 13 тысяч отделений банков);

– компьютер или ноутбук с камерой и микрофоном, а также установленными на нем средствами электронной подписи;

– сертифицированный ФСБ России или ФСТЭК России электронный носитель (токен) для записи ключей электронной подписи.

Квалифицированная электронная подпись оформляется на сайте ФНС России:

– для юрлиц: в разделе «Юридические лица» – «Личный кабинет» – «Выпустить сертификат ЭП с помощью ЕСИА и ЕБС»,

– для ИП: в «Личном кабинете налогоплательщика – индивидуального предпринимателя» в разделе «Услуги. Сервисы» – «Получение КЭП» – «Получить сертификат ЭП» – «Дистанционно с использованием биометрии».

 

Утверждены Типовые правила пребывания посетителей в судах

Риски: при несоблюдении требований, установленных правилами пребывания в судах, посетителю может быть отказано в допуске в здание или помещение суда до устранения им соответствующих причин.

В связи с необходимостью выработки единообразных подходов к установлению правил поведения в судах Российской Федерации Постановлением Совета судей РФ от 07.12.2023 N 32 утверждены Типовые правила пребывания посетителей в судах, которые разработаны с целью определения основных требований к порядку организации пропускного режима, обеспечению безопасности судебной деятельности.

Правила среди прочего содержат перечень документов, по которым осуществляется проход в здание суда; порядок организации допуска посетителей в здание суда; перечень мер безопасности в суде; примерный перечень предметов, запрещенных к вносу в здание суда, и проч.

В частности, установлено, что:

  • Проход в здание суда не может ставиться в зависимость от предъявления каких-либо иных документов, в том числе обосновывающих необходимость посещения суда, помимо документов, удостоверяющих личность.
  • Не допускается отказ в доступе в здание суда представителей средств массовой информации по причине отсутствия аккредитации и по иным основаниям, не предусмотренным законом.
  • Не может служить основанием для отказа в допуске в помещение суда посетителей, желающих посетить открытые судебные заседания, факт того, что они не являются участниками процесса.
  • Посетителям запрещается производить кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в сети Интернет в нарушение порядка, установленного процессуальным законодательством РФ. В иных случаях фото- и видеосъемка в задании суда может производиться по согласованию с председателем суда, с лицом, его замещающим, либо с иным уполномоченным лицом.
  • Основанием для отказа в допуске в здание суда, например, является ненадлежащий внешний вид: спортивная или пляжная одежда или обувь; шорты выше колен; одежда или обувь с надписями и рисунками, оскорбляющими человеческое достоинство или свидетельствующими о явном неуважении к обществу и суду; одежда, которая не позволяет идентифицировать личность, и проч.

Федеральным судам общей юрисдикции, федеральным арбитражным судам, мировым судьям предлагается утвердить правила пребывания посетителей в судах и на судебных участках на основе рассматриваемых типовых правил применительно к особенностям и условиям работы конкретного суда.

На заметку: подробнее о том, как вести себя в здании суда и на судебном заседании, можно узнать в Статье: Правила поведения в суде (Подготовлена для системы КонсультантПлюс, 2024).

 

Роструд напоминает: для задержки выплаты зарплаты уважительных причин нет

Риски: при задержке выплаты заработной платы по любым основаниям работодатель обязан выплатить компенсацию, а работник вправе подать жалобу в трудовую инспекцию и приостановить работу, если выплата заработной платы задерживается более 15 дней. Также работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности при определенных обстоятельствах.

работная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Невыплата зарплаты в установленный срок является нарушением трудового законодательства. Работодатель, допустивший задержку выплаты заработной платы, несет за это установленную ответственность (ч. 1 ст. 142 ТК РФ).

В Информации от 13.02.2024 Роструд ответил на популярные вопросы по задержке заработной платы:

– уважительных причин задержки выплаты заработной платы не существует. Финансовые проблемы работодателя и задержка оплаты от клиентов также не являются основанием для задержки заработной платы;

– при задержке выплаты заработной платы работник имеет право обратиться с жалобой в трудовую инспекцию (ст. 356 ТК РФ);

– если выплата заработной платы задерживается более 15 дней, работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. О приостановлении работы работодателя необходимо известить в письменной форме (ч. 2 ст. 142 ТК РФ). При этом некоторые категории работников не имеют права на приостановку работы, они перечислены в ч. 2 ст. 142 ТК РФ;

– за задержку заработной платы по любым причинам работодатель обязан выплатить компенсацию. Размер компенсации должен быть не ниже 1/150 действующей в период задержки выплаты ключевой ставки Банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки (ч. 1 ст. 236 ТК РФ). Также работодатель (организация или ИП, а также руководитель или ответственное лицо) может быть привлечен в административной ответственности (ст. ст. 4.1.2, 5.27 КоАП РФ), а при определенных обстоятельствах руководитель или иное ответственное лицо – к уголовной ответственности (ст. 145.1 УК РФ).

На заметку: подробнее об ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы читайте в Путеводителе по кадровым вопросам. Заработная плата. Ответственность за невыплату заработной платы {КонсультантПлюс}.

 

Сделки между взаимозависимыми лицами: какими полномочиями обладают налоговые органы

Возможности: ИФНС не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам.
Риски: ИФНС по поручению ФНС вправе направлять требования о представлении документов в отношении контролируемых сделок. Если ИФНС располагает информацией о не отраженной в уведомлении контролируемой сделке, она обязана сообщить об этом в МИ по ценам. В случае установления необоснованной налоговой выгоды ИФНС вправе пересмотреть налоговые обязательства организации.

В ст. 105.3 НК РФ закреплен общепринятый принцип «вытянутой руки», в соответствии с которым цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать ценам в сопоставимых сделках между независимыми лицами, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ признаются рыночными для целей налогообложения.

При этом п. 2 ст. 105.3 НК РФ полномочия по определению рыночных цен для целей налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами (сделках, приравненных к таковым) отнесены к компетенции ФНС России.

В Письме от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ ФНС России разъяснила территориальным налоговым органам правила осуществления налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами.

Территориальные налоговые органы (ИФНС) не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам. Какие сделки относятся к контролируемым и когда подать о них уведомление, рассказано в Типовой ситуации: Контролируемые сделки: критерии и уведомление в налоговую (Издательство «Главная книга», 2024) {КонсультантПлюс}.

При этом к полномочиям ИФНС в области налогового контроля цен относятся:

– прием уведомлений о контролируемых сделках, контроль корректности и полноты их заполнения;

– привлечение к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении таких уведомлений;

– извещение ФНС России при выявлении у налогоплательщиков контролируемых сделок, не отраженных в уведомлении;

– сопутствующие полномочия технического характера (например, сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов (информации) по поручениям ФНС России в порядке ст. 93.1 НК РФ и т.д.).

ФНС напоминает, что НК РФ закреплены иные полномочия ИФНС. В частности, ИФНС вправе:

– пересмотреть налоговые обязательства плательщика в случае, если у ИФНС будут иметься достоверные доказательства получения таким плательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках осуществления контролируемой сделки (принимая во внимание положения ст. 54.1 НК РФ, а также Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@);

– проверить обоснованность расходов в части внутригрупповых услуг (услуг, оказываемых российским организациям, входящим в международную группу, иностранными взаимозависимыми организациями) требованиям ст. 252 НК РФ, с учетом положений Писем ФНС России от 06.08.2020 N ШЮ-4-13/12599@ и от 12.02.2021 N ШЮ-4-13/1749@.

Порядок действий ИФНС в рамках налогового контроля цен:

– выявление контролируемых сделок, не отраженных в уведомлениях;

– составление и направление извещений в ФНС России;

– привлечение к налоговой ответственности.

Если в рамках сбора доказательной базы для признания не отраженной в уведомлении сделки контролируемой или в рамках иных мероприятий налогового контроля получена информация, которая может свидетельствовать об отклонении цены в контролируемой сделке от рыночной, ИФНС должна направить данную информацию с подтверждающими документами в Межрегиональную инспекцию ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (МИ по ценам).

ИФНС не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить какие-либо последующие мероприятия налогового контроля в части оценки выявленных обстоятельств, связанных с предполагаемым отклонением цены.

При необходимости МИ по ценам может запрашивать дополнительную информацию (документы), находящуюся в распоряжении ИФНС, или направлять поручения об истребовании документов.

Порядок самостоятельной корректировки налоговых обязательств (уточенная декларация)

В случаях применения в сделках между взаимозависимыми лицами цен ниже рыночных организации вправе самостоятельно пересмотреть свои налоговые обязательства и представить уточенную налоговую декларацию. В пояснениях необходимо указать:

– номер и дату договора;

– предмет сделки;

– стоимость предмета сделки, указанную в договоре;

– метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки);

– сведения об участниках сделки и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.

Если данная информация не представлена, ИФНС вправе истребовать ее на основании п. 3 ст. 88 НК РФ. При этом в требовании может быть указан только перечень сведений, указанный выше. Истребование иной дополнительной информации не допускается.

Полномочия ИФНС по истребованию документов в отношении контролируемых сделок

ИФНС не вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальную документацию и национальную документацию, предусмотренную ст. 105.15, 105.16-4 и 105.16-5 НК РФ.

Налогоплательщик обязан представить данные сведения и документы исключительно по требованию ФНС России.

При осуществлении налогового контроля цен ФНС России в порядке ст. 93.1 НК РФ направляет в ИФНС поручения об истребовании документов (информации).

Отсутствие такого поручения к требованию ИФНС в отношении документов (информации) по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам указывает на самостоятельное истребование документов (информации) ИФНС, а значит, является неправомерным.

Напомним, что исполнять незаконные требования ИФНС налогоплательщики не обязаны (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

На заметку: документы, которые ФНС России истребует у налогоплательщика, в отношении которого проводит проверку сделки между взаимозависимыми лицами, нужно представить в течение 30 рабочих дней со дня получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Что является преступлением в сфере налогообложения: региональное УФНС разъясняет

Возможности: региональное УФНС предоставило примеры налоговых преступлений, по которым возможно привлечение к уголовной ответственности, а также напомнило, в каких ситуациях налогоплательщик может избежать ответственности за неисполнение обязанности по уплате налога.

Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает, если организация (или ИП) умышленно не платила налоги (страховые взносы, сборы) в крупном или особо крупном размере, при этом (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

  • не подавала декларации (расчеты) и другие документы, которые обязана была подавать;
  • включала в декларацию и другие документы заведомо ложные сведения.

В Информации от 08.02.2024 региональное УФНС России уточняет, какие именно действия относятся к уголовно наказуемым преступлениям в сфере налогообложения:

— уклонение от уплаты налогов и сборов физического лица или организации;

— неисполнение обязанностей налогового агента;

— сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов.Сокрытием является:

  • утаивание (непредставление) информации;
  • продажа имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов;
  • использование расчетных счетов контрагента (когда организация-должник рассчитывается со своими контрагентами-кредиторами, минуя собственные расчетные счета, в отношении которых налоговым органом приняты меры в соответствии со ст. 46 и ст. 76 НК РФ).

Таким образом, региональное УФНС обращает внимание на недопустимость проведения расчетов через счета третьих лиц, переуступки прав дебиторской задолженности, сокрытия имущества при наличии у организации задолженности перед бюджетом.

При этом налогоплательщик может избежать ответственности за неисполнение обязанности по уплате налога в случае:

  • если обязанность по уплате недоимки, пеней, штрафов исполнена в полном объеме не позднее 75 рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ);
  • если обязанность по уплате недоимки, пеней, штрафов исполнена позже, то от ответственности освободят при одновременном выполнении следующих условий: лицо совершило это преступление впервые и недоимка, пени и налоговый штраф полностью уплачены (ч. 1 ст. 76.1, п. 3 примечаний к ст. 198, п. 2 примечаний к ст. 199, п. 2 примечаний к ст. 199.1 УК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 24, ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

На заметку: подробнее об уголовной ответственности за налоговые преступления Вы можете прочитать в Готовом решении: Уголовная ответственность за неуплату налогов, страховых взносов и сборов (КонсультантПлюс, 2024).