Обновлена форма уведомления о КИК

Риски: уведомление о контролируемых иностранных компаниях за 2023 год необходимо подать по обновленной форме.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК) обязаны подать организации и физлица, которые признаются контролирующими лицами (подп. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ).

Уведомление о КИК нужно представить, даже если:

  • КИК не получила прибыли (Информация ФНС России, Письма Минфина России от 13.11.2020 N 03-12-12/2/99128, от 18.02.2019 N 03-12-11/2/10129, п. 7 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам налогообложения за IV квартал 2018 г.);
  • прибыль КИК освобождена от налогообложения. Вместе с уведомлением по общему правилу в этом случае предоставляются документы, подтверждающие освобождение (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ);
  • физлицо уплачивает НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (п. 2 Письма ФНС России от 05.04.2021 N ШЮ-4-13/4504@).

Приказом ФНС России от 09.10.2023 N ЕД-7-13/721@ вносятся изменения в форму уведомления о КИК, в ее электронный формат и порядок заполнения, которые установлены Приказом ФНС России от 19.07.2021 N ЕД-7-13/671@

В частности, в новой редакции изложен Лист Б «Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица». В нем появится новая строка «Соблюдение условий освобождения от применения положений ст. 25.15 НК в отношении прибыли КИК в соответствии с п. 8.1 ст. 25.15 НК». Также изменены номера штрих-кодов формы.

Новая форма уведомления о КИК представляется за налоговые периоды начиная с 2023 года.

На заметку: о заполнении уведомления о КИК подробнее Вы можете прочесть в Готовом решении: Как заполнить и представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КонсультантПлюс, 2023).

 

Что делать, если банк ограничил операции по счету: изучаем рекомендации ЦБ РФ

Возможности: методические рекомендации помогут повысить эффективность взаимодействия с банками, узнать о причинах возможного ограничения операций по счетам, процедуре реабилитации и о порядке работы межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

Банк России выпустил «Методические рекомендации для предпринимателя 3.0. Что делать, если банк ограничил операции по счету».

В некоторых случаях банки обязаны применять в отношении клиента ограничительные меры: приостанавливать операции по счету, отказывать в их проведении, ограничивать дистанционный доступ к счету, замораживать (блокировать) денежные средства на счете и другие.

Такая обязанность возникает у банка, если существует риск, что клиент нарушает законодательство по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. Операции по счету могут быть также ограничены по решению налогового органа, в этом случае банк действует на основании ст. 76 НК РФ.

В рекомендациях присутствуют разъяснения:

 

ФНС разъяснила изменения в законодательстве о госрегистрации юрлиц и ИП

Возможности: разъяснения ФНС России об изменениях в законодательстве о госрегистрации юрлиц и ИП помогут бизнесу лучше ориентироваться в новшествах и отстаивать свои права.

С 13 ноября 2023 года вступили в силу изменения в законодательство о госрегистрации юрлиц и ИП, внесенные Федеральным законом от 02.11.2023 N 519-ФЗ.

Письмом ФНС России от 30.11.2023 N КВ-4-14/15065@ направлены разъяснения этих изменений:

  • регистрирующие органы не вправе требовать обязательного представления копии паспорта гражданина РФ при его регистрации в качестве ИП. При принятии решения о регистрации необходимо уделять особое внимание проверке действительности паспорта заявителя и соответствия сведений о его месте жительства, указанных в заявлении о госрегистрации и в ПП «ЦУН» – соответствующие доработки реализованы в сервисе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса»;
  • возможность отображения в ЕГРИП сведений о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, будет обеспечена после внесения изменений в формы заявлений (N Р21001, N Р24001) в части включения в них соответствующей отметки;
  • изменены подходы к исключению юрлица из ЕГРЮЛ и ИП из ЕГРИП, а также по аналогии с последствиями исключения из ЕГРЮЛ недействующих юрлиц на три года ограничена возможность включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (участниках) и руководителях юрлиц, исключенных из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений ЕГРЮЛ, а также при нарушении законодательства о ПОД/ФТ;
  • разъяснен порядок подачи возражений против предстоящего исключения юрлица из ЕГРЮЛ;
  • разъяснено изменение подходов к исключению ИП из ЕГРИП и др.

На заметку: об этих и других изменениях в корпоративном законодательстве рассказано в Обзоре: «Основные изменения в корпоративном законодательстве (АО И ООО) в 2023 году» (КонсультантПлюс, 2023).

 

Сокращены сроки выдачи специальных разрешений для движения грузовиков по автодорогам

Возможности: с 1 марта 2024 года до трех часов сокращаются сроки получения разрешения на движение тяжеловесного и крупногабаритного транспорта по автомобильным дорогам. Также при подаче заявки на выдачу спецразрешения варианты проезда будут формироваться автоматически и предлагаться перевозчику на выбор.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 N 2060 утверждены Правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее – ТС), которые будут действовать с 1 марта 2024 года до 1 марта 2030 года.

В частности, установлены:

На сайте Правительства РФ разъясняют, что разрешения на движение тяжеловесного и крупногабаритного транспорта по автомобильным дорогам будут выдаваться быстрее – за три часа. Также предусмотрен переход на автоматическое установление пути следования большегрузных ТС на основании данных об автомобильных дорогах, внесенных в систему выдачи спецразрешений владельцами дорог. При подаче заявления на выдачу спецразрешения система сама сформирует варианты проезда и предложит их перевозчику на выбор.

Система автоматически рассчитает плату, которую необходимо внести в счет возмещения вреда, причиненного автодорогам. Госавтоинспекция из согласования маршрута транспортного средства исключается.

С 1 марта 2024 года утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 N 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами…».

 

Почему в НК РФ не закрепят признаки дробления бизнеса: отвечает Минфин

Риски: закрепление в НК РФ исчерпывающего перечня признаков фиктивного дробления не целесообразно в связи с разнообразием фактов хозяйственной жизни и постоянным совершенствованием способов незаконной «налоговой оптимизации».
Возможности: факт создания нескольких хозяйствующих субъектов не говорит о фиктивном дроблении бизнеса, если не установлена необоснованная налоговая выгода. Добросовестные налогоплательщики могут защитить свои права путем обжалования незаконных решений налоговых органов.

Дробление бизнеса – использование нескольких организаций или ИП для искусственного перераспределения между ними выручки, имущества или работников. Цель – налоговая экономия от применения спецрежимов или налоговых льгот.

В последнее время увеличилось количество выездных налоговых проверок, по результатам которых доначисляются крупные суммы налогов по выявленным и доказанным схемам дробления. В связи с этим в Минфин поступают обращения об установлении признаков дробления бизнеса, формирующих факт злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.

В Письме от 09.11.2023 N 03-02-07/107221 Минфин России сообщает об отсутствии необходимости закрепления в НК РФ признаков дробления бизнеса.

Ведомство отмечает, что вопрос пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов уже урегулирован действующими нормами НК РФ, обеспечивая необходимую защиту как интересов государства от действий недобросовестных налогоплательщиков, так и добросовестных налогоплательщиков от необоснованных действий, решений налоговых органов.

Судебная практика подтверждает, что налоговое законодательство предусматривает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот или отказа от них, использования специальных налоговых режимов и др.). Поэтому создание нескольких новых хозяйствующих субъектов не может говорить о фиктивном дроблении бизнеса, если проверяющими не установлено неправомерное сокращение налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.

Для защиты своих интересов от неправомерного доначисления налогов по результатам проверок, в которых усматриваются признаки фиктивного дробления бизнеса, добросовестные налогоплательщики могут обжаловать действия, решения налоговых органов в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде.

При этом с учетом разнообразия фактов хозяйственной жизни, постоянно совершенствующихся способов налоговой «оптимизации» Минфин не усматривает возможности установить в НК РФ исчерпывающий перечень признаков в отношении того, что является дроблением бизнеса, формирующим факт злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.

На заметку: ранее ФНС России в Письме от 25.04.2023 N БВ-19-7/126@ сообщала о нецелесообразности закрепления в НК РФ понятия «должная осмотрительность», в связи с тем, что налоговые органы в каждом конкретном случае применяют индивидуальный подход при оценке поведения налогоплательщика в зависимости от обстоятельств налогового спора и судебной практики по аналогичным делам. 

ФНС России на основе судебной практики сформулировала ряд обстоятельств, которые могут говорить о том, что целью разделения бизнеса является уход от уплаты налогов.