Вопрос: нами были перечислены денежные средства в качестве единого налогового платежа с неверным указанием КБК и ОКТМО в платежном поручении. В связи с этой ошибкой сумма не была учтена на нашем едином налоговом счете (отказ налоговым органом-сообщено по телефону) и не вернулась на наш расчетный счет. Вопрос: Куда обратиться с целью возврата денежных средств, есть ли какая-то унифицированная форма заявления или это должно быть письмо в свободной форме. В общем, возможно вы знаете, что предпринять организации в подобном случае?

Ответ: согласно Письму ФНС России от 17.02.2023 N КЧ-4-8/1960@ было дано разъяснение, что если в платежном поручении на ЕНП неправильно указан КБК, ОКТМО или налоговый период, исправлять ее не надо — деньги все равно зачислят на ЕНС.

Для сверки данных с ИФНС налогоплательщик вправе подать запрос на предоставление акта сверки как в бумажном, так и в электронном виде.  Так же для получения справок, которые характеризуют расчеты с бюджетом по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, необходимо направить в налоговый орган запрос (заявление) (пп. 5.2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

На основании такого запроса вам предоставят один из следующих документов (пп. 5.2 п. 1 ст. 21, пп. 10 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ):

  • справку о наличии (по состоянию на дату формирования справки) положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика. Если сальдо отрицательное, в справке также детализируют сведения об обязанности по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов);
  • справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП. В справке также раскрываются сведения о средствах, признаваемых в качестве ЕНП.

При выявлении расхождений принадлежности денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП и не в качестве ЕНП, налогоплательщик вправе направить в инспекцию (по месту учета) обращение в свободной форме, подтверждающие документы и соответствующие пояснения (при наличии). Это можно сделать лично (либо через представителя по доверенности), почтой (с уведомлением о вручении, описью вложения), через личный кабинет налогоплательщика или по ТКС. Налоговый орган в общем случае направит вам ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с момента регистрации обращения (Информация ФНС России от 14.03.2023).

Исходя из вышеизложенного, если акт сверки и соответствующие справки запрошены, но, сумма ранее направлено платежа в данных документах не отражена, то необходимо направить ИНФС письмо в свободной форме о наличии расхождений с данными ИФНС с приложением платежного поручения ЕНП. В дальнейшем возврат сумм, формирующих положительное сальдо ЕНС, осуществляется по установленной форме.