ФНС утвердила форму заявления об исключении субъекта МСП из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке и рассказала, как обжаловать отказ в таком исключении

Возможности: упрощенный порядок исключения юрлица – субъекта МСП из ЕГРЮЛ в связи с решением учредителей (участников) позволит собственникам сократить временные и денежные затраты на процедуру прекращения деятельности. Уведомление ФНС о невозможности исключения юрлица в упрощенном порядке из ЕГРЮЛ можно обжаловать в установленном порядке.

С 1 июля 2023 года действует упрощенный порядок исключения из ЕГРЮЛ юрлиц, отнесенных к субъектам МСП. Учредителям (участникам) достаточно единогласно принять решение о прекращении деятельности юрлица и направить в налоговый орган соответствующее заявление. Подробнее об этом можно узнать в обзоре на нашем сайте.

Приказом ФНС России от 24.07.2023 N ЕД-7-14/493@ установлена форма N Р19001 «Заявление об исключении юридического лица, отнесенного к субъекту малого или среднего предпринимательства, из Единого государственного реестра юридических лиц». Также в документе определены требования к оформлению данного заявления. В указанном заявлении в числе прочего необходимо указать дату принятия решения о прекращении деятельности и подтвердить, что все расчеты с кредиторами и работниками произведены.

Заявление может быть заполнено:

  • с использованием программного обеспечения (заглавными буквами, шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, черным цветом),
  • вручную (чернилами черного, фиолетового или синего цвета заглавными печатными буквами, если иное не установлено рассматриваемыми требованиями).

В Письме ФНС России от 18.09.2023 N БВ-4-9/11913 сообщается, что результатом рассмотрения указанного заявления является принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, о чем в данный реестр вносится соответствующая запись, или направление заявителям уведомления о невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием причин.

Налогоплательщик вправе обжаловать уведомление ФНС о невозможности исключения в упрощенном порядке из ЕГРЮЛ юрлица, отнесенного к субъекту МСП, так как данное уведомление по существу представляет собой отказ в осуществлении регистрационных действий.

Приказ ФНС России от 24.07.2023 N ЕД-7-14/493@ вступает в силу 10 октября 2023 года.

На заметку: подробнее о требованиях, предъявляемых к ликвидирующимся в упрощенном порядке субъектам МСП, можно узнать в Статье: Порядок добровольной ликвидации некоторых ООО с июля 2023 года станет проще (Катаева Н.Н., «Главная книга», 2023, N 13) в СПС КонсультантПлюс.

 

Как привлекают к ответственности за валютные нарушения: ФНС дала разъяснения

Риски: если организация приняла недостаточно мер по соблюдению требований валютного законодательства, то к административной ответственности за нарушение могут привлечь как саму организацию, так и ее должностное лицо. Если нарушитель ранее уже привлекался к ответственности за какое-либо административное правонарушение, то административное наказание в виде штрафа на предупреждение не заменяется.
Возможности: если выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена несколькими частями ст. 15.25 КоАП РФ, совершившему их лицу назначается одно, более строгое административное наказание.

В Письме от 14.07.2023 N Д-5-17/39@ ФНС России разъяснила порядок применения изменений, внесенных в КоАП РФ Федеральными законами от 26.03.2022 N 70-ФЗ и от 14.07.2022 N 290-ФЗ. Про эти поправки можно прочитать в обзорах на нашем сайте:

В КоАП РФ внесены изменения, направленные на смягчение ответственности для бизнеса,

КоАП РФ: смягчена ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

До нижестоящих налоговых органов доведены следующие позиции для применения в работе:

  • В каком случае организацию и ее должностное лицо могут одновременно привлечь к ответственности за одно и то же нарушение

По общему правилу юрлицо не подлежит административной ответственности за нарушение валютного законодательства, если к ответственности за данное нарушение уже привлекли его должностное лицо. Но это правило работает, если юрлицом приняты все меры для соблюдения правил и норм валютного законодательства (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ). Поэтому налоговому органу в ходе проверочных мероприятий надо установить:

1) какие меры по соблюдению требований валютного законодательства приняты юрлицом и являются ли они исчерпывающими,

2) привлечено ли к административной ответственности виновное должностное лицо юрлица за данное нарушение.

Если принятые меры недостаточны, то к ответственности могут привлечь как виновное юрлицо, так и его виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

  • Как наказывают за несколько валютных нарушений

– Если в ходе проверки выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена одной частью ст. 15.25 КоАП РФ, административное наказание назначается как за совершение одного правонарушения.

– Штраф, установленный в размере, исчисляемом в процентном отношении к сумме совершенного нарушения (ч. 1, 1.1, 4, 4.3, 5 и 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), определяется в процентном отношении от общей суммы всех нарушений, квалифицируемых по одной части ст. 15.25 КоАП РФ. ФНС России привела пример.

– Штрафы, установленные в фиксированном размере (ч. 2, 2.1, 6, 6.16.3, 6.3-1, 6.4 и 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ), суммированию не подлежат. В этом случае штраф за нарушения, предусмотренные одной частью ст. 15.25 КоАП РФ, назначается однократно вне зависимости от количества нарушений. ФНС привела пример.

– Если выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена несколькими частями ст. 15.25 КоАП РФ, совершившему их лицу назначается одно, более строгое административное наказание. ФНС привела пример.

– В случае если в ходе одной проверки выявлены в том числе нарушения, предусматривающие ответственность в виде дисквалификации (ч. 5.1 и 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), все административные дела (протоколы) по такой проверке передаются на рассмотрение в суд.

  • Когда за валютное нарушение наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение

– За впервые совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1, 2, 2.1, 5.2, 6, 6.2, 6.3, 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение.

– Нарушения, связанные с осуществлением незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ), считаются общественно опасными, и поэтому замена штрафа на предупреждение в отношении указанного состава не осуществляется.

– При замене штрафа предупреждением понятие впервые совершенного правонарушения рассматривается с учетом позиции ВС РФ, согласно которой учитываются любые ранее совершенные лицом административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. Таким образом, если лицо ранее уже привлекалось к ответственности за какое-либо административное правонарушение, административное наказание в виде штрафа на предупреждение не заменяется.

На заметку: за нарушение валютного законодательства возможно привлечение к административной и уголовной ответственности. При этом необходимо учитывать временные меры, предусмотренные Указами Президента РФ. Подробнее читайте в ответе на Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение валютного законодательства? (Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023) {КонсультантПлюс}.

 

Суд признал законной налоговую оптимизацию с самозанятым-гендиректором и отменил доначисления

Возможности: если генеральный директор зарегистрирован в качестве самозанятого, то доход в виде процентов по договору займа, предоставленному ранее компании, является объектом налогообложения НПД и освобождается от НДФЛ.
Риски: данный порядок налогообложения, возможно, придется доказывать в суде.

Договоры с самозанятыми находятся под пристальным вниманием налоговых органов. Любой договор, по которому компания заплатит меньше налогов или взносов, проверяющие воспринимают как незаконную налоговую оптимизацию. Часто на практике встречаются случаи, когда договором с самозанятым подменяются трудовые отношения, в результате компания получает существенную экономию на зарплатных налогах.

Судебную практику по таким делам ФНС направляла ранее в Письме от 15.04.2022 N ЕА-4-15/4674.

При грамотном подходе, основываясь на действующих нормах законодательства, можно применять налоговые преференции, доступные самозанятым и в иных случаях.

Так, в Решении от 28.09.2023 по делу N А40-147367/23-154-1714 Арбитражный суд Москвы принял доводы организации-заявителя и признал незаконным решение ИФНС по камеральной проверке 6-НДФЛ.

Согласно материалам дела генеральный директор компании был зарегистрирован в качестве самозанятого. В проверяемом периоде компания выплачивала ему проценты по договору займа денежных средств, которые, по мнению проверяющих, должны были быть объектом обложения НДФЛ.

Суд обратил внимание, что в соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона N 422-ФЗ от 27.11.2018, регламентирующего порядок применения налога на профессиональный доход (НПД) самозанятыми,  физические лица, применяющие этот специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению НПД, указан в ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ и является закрытым. Доход в виде процентов по договорам займа в указанном перечне отсутствует. При этом запрет на применение НПД работниками (бывшими работниками) распространяет свое действие только на случаи оказания услуг (выполнение работ).

Суд учел разъяснения Минфина, направленные в Письмах 25.02.2019 N 03-11-11/12012, от 20.02.2021 N 03-11-11/12103, и пришел к выводу, что применение НПД в отношении дохода в виде процентов по займам законом не запрещено. В связи с этим доначисление НДФЛ в отношении таких доходов, полученных генеральным директором, применяющим НПД,  неправомерно.

На заметку: при работе с самозанятыми важно учесть, что доход налогоплательщика за календарный год ограничен суммой в 2,4 млн руб. Если лимит превышен, физическое лицо теряет право применять данный спецрежим.

 

Роскомнадзор напомнил владельцам информационных ресурсов о требованиях к применению рекомендательных технологий с 1 октября 2023 года

Возможности: разъяснения Роскомнадзора помогают владельцам информационных ресурсов разобраться в требованиях к применению рекомендательных алгоритмов на сайтах и в мобильных приложениях, исполнение которых позволит избежать блокировки ресурса.

С 1 октября 2023 года вступили в силу положения Федерального закона от 31.07.2023 N 408-ФЗ, устанавливающие требования к применению рекомендательных алгоритмов на сайтах и в мобильных приложениях. В Информации Роскомнадзор напоминает об обязанностях владельца информационного ресурса, на котором применяются технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей интернета (рекомендательные технологии),

  • не допускать применение рекомендательных технологий, которые нарушают права и законные интересы граждан и организаций, а также в целях предоставления информации с нарушением законодательства РФ;
  • разместить на своем сайте или в приложении правила применения рекомендательных технологий на русском языке. Доступ пользователей к этим правилам не должен быть ограничен или обусловлен регистрацией или идентификацией пользователя, а также взиманием платы за доступ к этой информации;
  • обеспечить информирование пользователей о применении на таком сайте или приложении рекомендательных технологий. Рекомендуется на любой странице сайта, включая персональные страницы пользователей, разместить сообщение следующего содержания «На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии».

Также на ресурсе требуется указать электронную почту для юридически значимых сообщений, фамилию и инициалы либо наименование владельца.

Ведомство отмечает, что данные требования не распространяются на сайты, информационные системы и (или) программы, на которых пользователям предоставляется информация исключительно по итогам обработки заданных пользователем поисковых параметров, в том числе с применением фильтров, настраиваемых самим пользователем.

Напомним, что в случае если Роскомнадзор выявит нарушения, он уведомит об этом владельца. На то, чтобы исправить ситуацию, у него по общему правилу будет 10 дней с даты получения такого извещения. Если этого не сделать, ведомство потребует прекратить применять рекомендательные технологии. Если владелец не исполнит требование, Роскомнадзор обяжет операторов связи заблокировать ресурс.

На заметку: о том, какие установлены особенности предоставления информации с использованием рекомендательных технологий в интернете, рассказано в Готовом решении: Как предоставлять информацию в интернете, используя рекомендательные технологии (КонсультантПлюс, 2023).

 

ФТС разъяснила порядок применения гибких экспортных пошлин с 1 октября 2023 года

Возможности: ознакомиться с разъяснениями в части размещения ставок вывозных таможенных пошлин на сайте Минэкономразвития, заполнения декларации на товары, уплаты вывозных таможенных пошлин и заполнения платежного поручения, применения освобождения от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций.

С 1 октября 2023 года по 31 декабря 2024 года установлены экспортные пошлины на многие виды товаров с привязкой к курсу рубля (Постановление Правительства РФ от 21.09.2023 N 1538). 

В Информации от 04.10.2023 ФТС дала разъяснения по их применению:

– размеры ставок вывозных таможенных пошлин будут размещаться на официальном сайте Минэкономразвития (раздел «Деятельность» → «Приоритетные направления» → «Таможенно-тарифное регулирование» → «События и документы») не позднее 26-го числа месяца, предшествующего месяцу их применения. Отметим, 27 сентября ставки на октябрь были размещены на сайте;

– с 1 по 31 октября 2023 года в отношении товаров, указанных в п. 1 Постановления N 1538, ставка вывозной таможенной пошлины установлена в размере 7% от таможенной стоимости. В отношении минеральных удобрений установлены отдельные ставки вывозных таможенных пошлин;

– при заполнении графы 47 декларации на товары в колонке «Код вида платежа» для товаров, перечисленных в п. 1 Постановления, необходимо указывать код «3050», для минеральных удобрений, классифицируемых в товарных позициях 3102, 3103, 3104 и 3105 ТН ВЭД ЕАЭС, – «3090»;

– уплата вывозных таможенных пошлин производится авансовыми платежами. Они вносятся на отдельный счет органа Федерального казначейства, предназначенный для учета и распределения таможенных и иных платежей от ВЭД. В Информации приводятся реквизиты для заполнения платежного поручениях на их уплату;

– при таможенном декларировании товаров, указанных в п. 1 Постановления N 1538, должна определяться и заявляться таможенная стоимость, в том числе в периодах, когда будет применяться ставка вывозной таможенной пошлины в размере 0%;

п. 10 Постановления N 153 предусмотрено применение освобождения от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, при действии нулевой ставки вывозной таможенной пошлины. ФНС привела порядок заполнения декларации для данного случая. Заполнение декларации без учета данных особенностей является основанием для отказа в получении льготы по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров;

– с 1 октября 2023 года в отношении товаров, указанных в п. 1 Постановления N 1538, неполное и периодическое таможенное декларирование не применяется.

 

Какая информация в интернете может быть отнесена к рекламе: изучаем разъяснения ФАС

Возможности: информация на сайте продавца, производителя, в статье СМИ или блога о товарах и услугах, которая носит исключительно информационно-справочный характер, не является рекламой.
Риски: информация на сайте продавца, производителя, в статье СМИ или блога, направленная на привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг, является рекламой и должна соответствовать установленным требованиям.

В Письме ФАС России от 29.05.2023 N 08/41716/23 рассмотрены вопросы, связанные с отнесением или неотнесением информации, размещенной в интернете, к категории «реклама».

Так, не является рекламой следующая информация:

  • о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги и т.п.;
  • о товарах (работах, услугах), проводимых акциях, предоставляемых скидках и т.п., размещаемая на официальном сайте компании, в том числе посредством баннера, и предназначенная для получения посетителями страницы необходимого объема сведений о деятельности компании, предлагаемых к продаже товаров (работ, услуг) и ценах на них;
  • размещенная в статье стороннего СМИ, блога (в том числе с использованием гиперссылки), состоящая из справочно-информационных сведений, если при этом она не содержит в себе объект рекламирования.

Иными словами, такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Вместе с тем ФАС обращает внимание, что информация может подпадать под признаки рекламы, распространение которой должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», если:

  • размещаемая на сайте информация о товарах (работах, услугах) направлена не столько на информирование потребителя о деятельности компании, в том числе об ассортименте производимых или реализуемых товаров, работ, услуг, ценах, сколько на привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц, всплывающего окна и т.п.);
  • информация, размещенная в статье стороннего СМИ, блога (в том числе с использованием гиперссылки), формирует интерес к какому-либо товару (работе, услуге) с целью привлечения внимания к объекту рекламирования.

На заметку: о требованиях к рекламе в интернете можно узнать в Готовом решении: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет (КонсультантПлюс, 2023).

 

С 1 октября 2023 года ИП может эффективнее использовать свой Личный кабинет налогоплательщика

Возможности: с 1 октября 2023 года ИП, не имеющий квалифицированной электронной подписи, может отправлять уведомления об исчисленных налогах и заявления о зачете из Личного кабинета налогоплательщика, подписав их неквалифицированной электронной подписью.

Уведомление об исчисленных налогах можно представлять в налоговый орган несколькими способами:

– в электронной форме через Личный кабинет налогоплательщика или по ТКС, подписав уведомление усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП);

– на бумаге, если налогоплательщик имеет право сдавать бумажную отчетность.

В Информации от 02.10.2023 ФНС России напоминает, что с 1 октября 2023 года вступила в силу новая редакция НК РФ с изменениями, установленными Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ, где, в частности, указано, что ИП может отправить уведомление об исчисленных налогах через Личный кабинет налогоплательщика в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью (НЭП) (абз. 2 п. 9 ст. 58 НК РФ).

Таким образом, ИП может отправлять через Личный кабинет:

  • уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов;
  • заявление о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога.

Для отправки документов нужно ввести пароль к сертификату НЭП и нажать кнопку «Подписать и отправить». Получить НЭП может зарегистрированный пользователь Личного кабинета физического лица через раздел «Электронная подпись». Раньше для отправки этих документов применялась только КЭП.

На заметку: о возможностях Личного кабинета налогоплательщика-ИП рассказано в Готовом решении: Личный кабинет налогоплательщика  индивидуального предпринимателя (КонсультантПлюс, 2023).