О чем важно знать, принимая на работу дистанционного работника из северного региона России

Риски: если сотрудник фактически работает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, его зарплата должна быть увеличена за счет северных надбавок и районного коэффициента.

В Письме от 12.09.2023 года N ПГ/18818-6-1 Роструд высказал мнение по вопросу начисления районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате дистанционного работника, если он проживает в РКС, а организация-работодатель находится в Москве.

В ТК РФ не раскрывается содержание понятия «место работы», при этом под ним понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях, исходя из ч. 2 ст. 57 ТК РФ, место работы работника уточняется применительно к этому структурному подразделению. Из определения дистанционной работы в соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ следует, что для работника местом постоянной работы является место его нахождения.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник. Таким образом, если место жительства (место нахождения) дистанционного работника находится в районе Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, его зарплата увеличивается за счет районного коэффициента и процентной надбавки.

На заметку: аналогичные позиции приведены в Обзоре ВС РФ от 26.02.2014, Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 N 88-3221/2021, 2-622/2020, Письме Роструда от 15.01.2016 N ТЗ/23333-6-1.

Подробнее о применении районного коэффициента и северной надбавки можно узнать в Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС утвердила три новые формы документов для контроля сальдо ЕНС

Возможности: ознакомиться с формами документов, применяемых для контроля сальдо ЕНС и характеризующих налоговые расчеты с бюджетом.

В связи с переходом на систему уплаты налогов в виде ЕНП ФНС России вводит новые формы документов, применяемые в целях повышения качества информирования налогоплательщиков и совершенствования предоставляемых услуг.

В Письме ФНС России от 14.09.2023 N КЧ-4-8/11712 направляет для использования в работе нижестоящими налоговыми органами следующие формы и форматы документов:

– заявления о представлении на бумажном носителе сведений о наличии (отсутствии) задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС, справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (агрегированные данные) (КНД 1166507);

– сведений о наличии (отсутствии) задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС (КНД 1120518);

– справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (агрегированные данные) (КНД 1120525).

На заметку: новые формы документов будут применяться наряду с ранее утвержденными (подп. 5.2 п. 1 ст. 21, подп. 10 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ). Как получить справки, характеризующие налоговые расчеты с бюджетом, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС разъяснила, как запросить акт сверки за периоды до 1 января 2023 года

Возможности: если в заявлении о представлении акта сверки указан период до 1 января 2023 года, ответ будет представлен в форме, действовавшей ранее (до перехода на ЕНП). Если же в заявлении указать период после 1 января 2023 года, ИФНС направит акт сверки по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.06.2023 N ЕД-7-19/402@.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на проведение совместной с налоговыми органами сверки по суммам, уплаченным в качестве ЕНП (и не в качестве ЕНП), а также на получение акта совместной сверки расчетов.

В Письме от 13.09.2023 N ПА-4-19/11651 ФНС России сообщает, что в запросе на предоставление акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП, в реквизите «Период» можно указывать период либо отчетный год, либо один из периодов отчетного года (в том числе за периоды ранее 1 января 2023 года).

Если в заявлении указан период ранее 1 января 2023 года, акт сверки формируется:

– на бумажном носителе по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@;

– в электронном виде по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 04.10.2010 N ММВ-7-6/476@ (в редакции Приказа ФНС России от 03.02.2017 N ММВ-7-6/170@).

В случае поступления запроса на предоставление акта сверки за период после 1 января 2023 года акт сверки формируется в электронном виде или на бумажном носителе в соответствии с Приказом ФНС России от 21.06.2023 N ЕД-7-19/402@.

На заметку: при несогласии с актом сверки налогоплательщик может направить электронное сообщение о расхождении сумм налоговых платежей с помощью онлайн-сервиса ФНС «Оперативная помощь: разблокировка счета и вопросы по ЕНС». Как провести сверку с налоговым органом, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Росстат обновил формы статотчетности на 2024 год для организаций в сфере торговли, услуг населению, транспорта и других сфер экономики

Риски: статформы об основной деятельности организаций, о продаже товаров (например, N 3-ТОРГ (ПМ), N 1-ТОРГ), об объеме платных услуг населению (N 1-услуги) сдаются в 2024 году по обновленным формам.

Приказами Росстата от 31.07.2023 N 364 и N 365 обновлен ряд форм статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению, транспортом и другими сферами экономики. Так, например, обновлены:

– с отчета за 2023 год годовые формы:

  • N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации»;
  • N 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли»;
  • N 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению».

– с отчета за январь–март 2024 года квартальные формы:

  • N 5-З «Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)»;
  • N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»;
  • N 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия»

– с отчета за январь 2024 года месячные формы:

  • N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
  • N П (услуги) «Сведения об объеме платных услуг населению по видам».

– с отчета по состоянию на 31 декабря 2023 года необходимо применять обновленную форму N 1-ТОРГ (МО) «Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания».

Также согласно Приказу Росстата от 31.07.2023 N 364 начиная с отчетности за 2024 год будет применяться обновленная годовая статформа N 1-ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле».

Кроме того, обновлены некоторые формы статистического наблюдения за транспортом, о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами) и другими сферами экономики.

 

ФНС разработала и направила рекомендованную форму РСВ

Возможности: начиная с отчетности за 9 месяцев 2023 года рекомендованную форму РСВ могут применять организации (ИП), производящие выплаты иностранным гражданам, подлежащим в соответствии с международными договорами РФ отдельным видам обязательного социального страхования. Остальные страхователи могут представлять отчетность по действующей форме РСВ.

Федеральный закон от 04.08.2023 N 427-ФЗ, вступивший в силу 4 августа 2023 года, внес ряд изменений в НК РФ в части исчисления и уплаты страховых взносов. При этом действие скорректированных положений НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.

В частности, изменения коснулись компаний, производящих выплаты иностранным гражданам, подлежащим в соответствии с международными договорами РФ отдельным видам (отдельному виду) обязательного социального страхования. Подробнее об этом можно узнать в Обзоре «Основные изменения в налоговом законодательстве в 2023 году» в СПС КонсультантПлюс.

В связи с этими изменениями ФНС России в Письме от 26.09.2023 N БС-4-11/12322@ направила рекомендуемую форму Расчета по страховым взносам, которую можно применять начиная с отчетности за 9 месяцев 2023 года с 2 октября 2023 года до утверждения приказа с изменениями в РСВ.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исчисляющих страховые взносы в общеустановленном порядке по единому тарифу (единым пониженным тарифам), сохранена возможность представления расчетов по страховым взносам по действующей форме, утвержденной Приказом от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@.

На заметку: о том, в отношении каких стран действует Соглашение «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» от 15.04.1994, смотрите в документе «Статус Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года».

 

Покупка полностью оплачена баллами: как оформить кассовый чек

Риски: если покупатель оплатил 100% стоимости покупки накопленными баллами, то это расчет встречным предоставлением и сумма указывается с учетом скидки – 0 руб.

В Письме от 15.09.2023 N ЗГ-3-20/11971 ФНС России сообщает о заполнении реквизитов кассового чека при оплате полной стоимости покупки накопленными баллами. В этом случае размер скидки равен 100% и покупатель ничего не уплачивает, а использует предоставленные продавцом баллы, значит, расчет осуществляется встречным представлением.

ФНС обращает внимание, что при формировании кассового чека  и при заполнении и отражении в кассовом чеке отдельных реквизитов, следует руководствоваться форматами фискальных документов, утвержденными Приложением 2 Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@.

Цена предмета расчета (тег 1079) и стоимость предмета расчета (тег 1043), сумма по чеку встречным предоставлением (тег 1217) указываются с учетом скидки, то есть «0 руб.».

На заметку: ФНС уже высказывала аналогичную позицию в Письме от 30.04.2021 N АБ-4-20/6093. В Письме ФНС России от 19.11.2021 N АБ-4-20/16186@ также указано, что в случае если скидка, размер которой определяется начисляемыми покупателю баллами, составляет менее 100%, то расчет осуществляется иными способами, например наличными или безналичными средствами. При этом цена предмета расчета (тег 1079) и стоимость предмета расчета (тег 1043) указываются с учетом скидки.

Письмо ФНС России от 30.04.2021 N АБ-4-20/6093 сообщает о возможности продавца в случае осуществления расчетов с использованием скидки в виде баллов дополнительно указывать в кассовом чеке количество баллов и их стоимостный эквивалент.

 

Работник в командировке опоздал на самолет по причине длительных переговоров и приобрел билет бизнес-класса на другой рейс: что в налоговом учете

Возможности: затраты на приобретение билетов тарифа «бизнес-класс» для возвращения работника из командировки, а также затраты на приобретение билета, не использованного работником по уважительной причине, можно учесть в расходах по УСН и налогу на прибыль.

Оплата проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы относится к числу прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых в целях исчисления и уплаты налога на прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, которые налогоплательщик может учесть для целей исчисления УСН. Возможность отнесения к расходам затрат на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы установлена подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В Консультации от 17.09.2023 эксперт ФНС России рассмотрел ситуацию, когда по уважительной причине (из-за длительных переговоров) работник опоздал на самолет, при этом билет был невозвратным. Работник купил новый авиабилет в бизнес-класс из-за отсутствия других видов билетов. Эксперт дает ответ на вопрос, можно ли учесть затраты на авиабилеты бизнес-класса и неиспользованные билеты в расходах по налогу на прибыль и УСН.

Эксперт обращает внимание, что НК РФ не ограничивает право налогоплательщиков по учету в числе расходов стоимости проезда работников в зависимости от выбранного билетного тарифа и приводит письма Минфина по вопросам отнесения затрат на билеты к расходам по налогу на прибыль. 

Билеты по тарифу «бизнес-класс» могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль организаций (Письмо Минфина России от 21.04.2006 N 03-03-04/2/114). При этом Минфин отметил, что существенным является факт наличия соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания расходов на служебные командировки, а также соответствия размера возмещаемых работнику расходов на служебные командировки размеру, установленному коллективным договором или приказом руководства организации (абз. 2 п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки и ст. 168 ТК РФ).

Затраты на приобретение не использованного по уважительной причине билета учитываются в составе расходов по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 14.04.2006 N 03-03-04/1/338).

Поскольку приобретение билета было непосредственно связано с командировкой, опоздание на авиарейс произошло не по вине работника и имеется уважительная причина, то, по мнению эксперта, затраты на неиспользованный билет могут быть учтены в расходах по УСН на основании подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, а в расходах по налогу на прибыль – на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

На заметку: аналогичная позиция о возможности учета в расходах затрат на билеты бизнес-класса содержится в Письме УФНС России по г. Москве от 26.08.2014 N 16-15/084374. Затраты на невозвратные билеты могут быть учтены в расходах, если соответствуют  критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-03-06/1/78642).

Как учесть командировочные расходы при расчете налога на прибыль, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ИП потерял право на ПСН: с какого момента его налоговые обязательства должны быть пересчитаны

Риски: ИП на ПСН утрачивает право на все патенты, которые действуют на момент нарушения условий применения этого спецрежима, и обязан пересчитать налоговые обязательства по иному режиму налогообложения (общему или специальному) с начала действия данных патентов.

ИП утратит право на применение ПСН, если доходы с начала года превысят 60 млн руб. (при совмещении ПСН и УСН доходы по обоим режимам суммируются), средняя численность будет больше 15 человек или если будут нарушены другие условия применения ПСН (ст. 346.45 НК РФ). Также п. 6 ст. 346.45 НК РФ предусмотрено, что ИП считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на ОСН (на УСН или на ЕСХН – в случае применения соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.

Согласно ст. 346.49 НК РФ налоговым периодом для ПСН считается календарный год (в 2021 году – календарный месяц), при этом если патент выдан на срок менее года, то налоговым периодом признается срок патента.

В Письме от 08.09.2023 N КВ-19-3/269@ ФНС России отвечает на вопрос, как определить дату перехода на иной режим налогообложения (общий или специальный), когда ИП потерял право применения ПСН. 

ФНС сообщает, что ИП на ПСН утрачивает право на все патенты, которые действуют на момент нарушения условий применения ПСН, и обязан пересчитать налоговые обязательства по иному режиму налогообложения (общему или специальному) с начала действия данных патентов. Также ФНС приводит пример определения даты начала налогового периода, с которого ИП считается перешедшим на иной режим налогообложения: в случае если у ИП, к примеру, в налоговом периоде действия патента, выданного на срок с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, 10 июля 2021 года наступило обстоятельство утраты права на применение ПСН, то такой ИП считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на ОСН (на УСН или ЕСХН (в случае применения соответствующего режима налогообложения)) с 1 января 2021 года. При этом сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также сумма торгового сбора, подлежащие уплате за период, в котором индивидуальный предприниматель в 2021 году применял ПСН, подлежат исчислению с 1 января 2021 года.

На заметку: схожая позиция содержится в Письме ФНС от 27.01.2022 N СД-4-3/899@, в котором также есть примеры определения дат перехода на иной режим налогообложения. В том же Письме указано, что не надо пересчитывать налог только по тем патентам, срок действия которых истек к моменту нарушения условий применения ПСН.

Аналогичная позиция имеется и в судебной практике: ИП на ПСН получил патент на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, то есть начало налогового периода приходится на 1 января 2021 года. В середине 2021 года его доходы превысили установленный лимит. Следовательно, налогоплательщик именно с 1 января 2021 года считается утратившим право на применение ПСН и обязан пересчитать налоговые обязательства в рамках УСН (Постановление АС МО от 25.10.2022 N Ф05-21850/2022 по делу N А40-59718/2022).

Суммы налогов, подлежащие уплате по новому режиму налогообложению, на который перешёл ИП из-за утраты права применения ПСН, уменьшаются на сумму платы за утраченный патент.

Переход на УСН из-за утраты права на ПСН рассмотрен в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Освобождение от НДС по статье 145 НК РФ: изучаем разъяснения экспертов ФНС

Риски: если организация, применяющая освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, обнаружила превышение лимита выручки по истечении нескольких налоговых периодов, она должна уплатить НДС на общих основаниях начиная с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение, и представить отчетность за соответствующие периоды. При исчислении пеней необходимо учитывать сальдо ЕНС.
Возможности: организация, утратившая право на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, может принять к вычету «входящий» НДС с товаров (работ, услуг), приобретенных в период действия освобождения, но использованных уже после утраты права на него. Организация, не утратившая право применения освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ, в случае ошибочного выставления счета-фактуры с выделением НДС, по мнению эксперта ФНС, может обратиться за возвратом налога из бюджета при условии перечисления покупателям сумм налога, полученных поставщиком в составе стоимости реализованных товаров.

В соответствии со ст. 145 НК РФ организации и ИП, за исключением применяющих ЕСХН, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или ИП без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. В случае превышения указанного лимита выручки организация (ИП) утрачивает право на освобождение на период с 1-го числа месяца, в котором имело место данное превышение, до окончания срока освобождения (пп. 1, 5 ст. 145 НК РФ).

В Консультации от 20.09.2023 эксперт ФНС разъяснил последствия утраты права на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ. В рассматриваемой ситуации организация применяла освобождение от НДС с 1 января 2022 и до конца года. В 2023 году обнаружен акт выполненных работ, с учетом которого в мае 2022 года лимит выручки был бы превышен. Отвечая на вопрос о возможности принятия к учету данного акта в 2023 году, эксперт напомнил, что выручка учитывается налогоплательщиком в том периоде, к которому имеет отношение исходя из правил бухучета.

Несвоевременное обнаружение факта превышения лимита выручки, установленного в целях освобождения от уплаты НДС, влечет за собой привлечение к налоговой ответственности за непредставление налоговой отчетности в установленный срок и за неуплату НДС, начисление сумм неуплаченных налогов и пеней.

Несмотря на мнение Верховного суда РФ относительно возможности применения расчетных ставок по НДС, в случае утраты права на применение освобождения по ст. 145 НК РФ, во избежание споров с налоговыми органами, эксперт ФНС рекомендует придерживаться официальной позиции Минфина России по данному вопросу. Так, налогоплательщик, утративший право на освобождение от уплаты НДС, обязан применять общие ставки по налогу – 10% или 20%. Расчетные ставки в данном случае не применяются (Письмо Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-14/32).

Эксперт напомнил, что после утраты права на освобождение  от НДС организация может принять к вычету НДС с товаров (работ, услуг), приобретенных в период действия освобождения, но использованных уже после утраты права на него (п. 8 ст. 145, п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

При исчислении пеней по налогам необходимо учитывать особенности начисления пеней, рассчитанных в соответствии со ст. 75 НК РФ, для случаев представления после 1 января 2023 года налоговых деклараций по налогам, срок уплаты которых истек до 31 декабря 2023 года.

Разъяснения относительно обратной ситуации, когда организация из-за некорректного учета выручки ошибочно посчитала, что потеряла право применения освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ в связи с превышением лимита, отражены в Консультации эксперта ФНС от 21.09.2023.

Если организацией не превышен лимит выручки, предусмотренный ст. 145 НК РФ, она не лишается права на применение освобождения, предусмотренного данной статьей, даже в случае выставления ряда счетов-фактур с выделением суммы НДС и уплаты такого налога в бюджет.

Вместе с тем согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, обязаны исчислить и уплатить сумму налога в бюджет в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с его выделением.

Учитывая позиции Пленума ВАС РФ, эксперт ФНС считает, что возврат в данном случае налогоплательщику излишне уплаченного налога не должен повлечь на его стороне неосновательное обогащение, в связи с чем такой возврат возможен только при условии предоставления налогоплательщиком доказательств возврата излишне предъявленных сумм налога покупателю.

Таким образом, для возврата ошибочно уплаченного НДС организации, применяющей освобождение согласно ст. 145 НК РФ, эксперт ФНС рекомендует:

– достигнуть с покупателями соглашения об изменении цены реализованного товара;

– выставить корректировочные счета-фактуры без выделения суммы налога (согласно правилу п. 5 ст. 168 НК РФ) в порядке, предусмотренном пп. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ;

– произвести перерасчет с покупателями;

– обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС в порядке ст. 78 НК РФ с приложением доказательств возврата излишне предъявленных сумм налога покупателям.

На заметку: как применять освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, рассказано в Готовом решении: Освобождение ИП и организаций, не применяющих ЕСХН, от исполнения обязанностей плательщика НДС (КонсультантПлюс, 2023)

 

Может ли налоговый орган запросить документы при проверке декларации по НДС, если расхождения выявлены «по цепочке» с поставщиком второго или третьего звена: отвечает эксперт ФНС

Риски: если в рамках камеральной проверки декларации по НДС выявлены факты несоответствия между показателями отчетности поставщиков «по цепочке», налоговые органы, по мнению эксперта, вправе запрашивать подтверждающие документы.

Все налоговые декларации по НДС, которые организации или ИП подают в налоговые органы, загружаются в автоматизированную систему «АСК НДС», которая проверяет контрольные соотношения и сравнивает данные декларации с информацией других налогоплательщиков.

При выявлении несовпадений может быть направлено требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений в декларацию (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). В приложении к нему будут приведены операции с расхождениями и указан код ошибки, самый частый – код 1 – разрыв (ст. 174 НК РФ).

Разрыв по НДС – ситуация, когда АСК НДС не находит начислений НДС в пару к заявленному вычету. Основные причины – поставщик не сдал декларацию или не отразил в ней выставленный покупателю счет-фактуру. Но, возможно, ошибся и покупатель, например, неверно внес номер счета-фактуры или ИНН продавца.

Бывает, когда разрыв обнаруживается «по цепочке», то есть несоответствия выявляются между поставщиками второго, третьего и далее звеньев.

В Консультации от 14.09.2023 эксперт ФНС отвечает на вопрос о правомерности истребования документов в рамках камеральной проверки декларации по НДС на основании п. 8.1 ст. 88 НК РФ, если несоответствия установлены у контрагентов «по цепочке».

НК РФ предусматривает право должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ), а также определяет виды и характер документов, пояснений, сведений и информации, которые могут быть истребованы у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки, дифференцируя основания их истребования (ст. 88 НК РФ).

Эксперт приводит судебную практику, согласно которой из п. 8.1 ст. 88 НК РФ не следует, что противоречия должны быть установлены между декларациями (книгами покупок и продаж) налогоплательщика и его непосредственного контрагента (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 N 17АП-3446/2023-АК по делу N А71-6091/2022).

Учитывая позиции КС и ВС, эксперт полагает, что при проведении камеральной налоговой проверки по НДС налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, относящиеся к спорным операциям, в том числе при отсутствии несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган его контрагентом.

На заметку: разрыв по НДС, в том числе «по цепочке» контрагентов, является одним из признаков необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ). При исследовании вопроса правомерности принятия НДС к вычету проверяющие должны установить факт реальности финансово-хозяйственной операции. При проведении мероприятий налогового контроля применяются Рекомендации, направленные Письмом ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@.

Свежая судебная практика показывает, что образование так называемых «разрывов по НДС» не может негативным образом оцениваться по отношению к налогоплательщику и автоматически ставить под сомнение факт совершения хозяйственных операций (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 N 18АП-11179/2023 по делу N А47-167/2022).

Как налоговые органы проверяют реальность операций по сделкам и какие документы помогут оспорить доводы ИФНС, рассказано в Готовом решении: Искажение налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни в СПС КонсультантПлюс.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Какие документы необходимо представить при импорте товаров из стран ЕАЭС? Как платить НДС?

Риски: при ввозе товаров из ЕАЭС необходимо подавать декларацию по косвенным налогам и ряд других документов и уплачивать НДС. Декларацию с документами нужно подать, даже если из стран ЕАЭС ввезены товары, которые освобождены от НДС.
Возможности: некоторые категории товаров освобождены от НДС при импорте из стран ЕАЭС.

При импорте товаров из стран ЕАЭС необходимо подать в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам, заявление о ввозе и другие документы, подтверждающие ввоз товаров и уплату НДС. Декларацию с документами нужно подать, даже если из стран ЕАЭС ввезены  товары, которые освобождены от НДС.

Отдельные категории товаров освобождены от НДС при импорте из стран ЕАЭС (например, оборудование, аналоги которого не производятся в РФ). При этом декларацию с документами нужно подать, даже если из стран ЕАЭС ввезены  только товары, которые освобождены от НДС.

Форма и Порядок заполнения декларации по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС утверждены Приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@.

Декларацию можно подать на бумаге или в электронном виде по ТКС (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если в организации среднесписочная численность работников за прошлый год больше 100 человек (либо если отчитывается вновь созданная организация с численностью больше 100 человек), то декларацию можно подать только в электронной форме по ТКС (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Срок подачи декларации и документов – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары приняты на учет. А при ввозе по договору лизинга – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором по условиям договора должен быть лизинговый платеж.

Вместе с декларацией надо представить:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

2) выписку банка, подтверждающую перечисление в бюджет НДС и акцизов по ввезенным товарам;

3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров из страны ЕАЭС на территорию РФ;

4) счета-фактуры, выписанные продавцом;

5) договоры на покупку товаров;

6) информационное сообщение.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе, можно подать в виде копий. Копии должен заверить руководитель или другое лицо по доверенности.

«Ввозной» НДС при импорте из ЕАЭС входит в совокупную обязанность налогоплательщика, налог нужно платить в составе ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ). Для перечисления налога в бюджет используйте КБК для ЕНП – 182 01 06 12 01 01 0000 510.

Срок уплаты «ввозного» НДС по общему правилу – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары вы приняли к учету.

На заметку: как отчитываться и уплачивать НДС при импорте  товаров из стран ЕАЭС, подскажет Готовое решение: НДС при импорте из стран ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии (КонсультантПлюс, 2023)