С 1 октября 2023 года вводятся гибкие экспортные пошлины

Риски: с 1 октября 2023 года по 31 декабря 2024 года устанавливаются экспортные пошлины на многие виды товаров с привязкой к курсу рубля.

Правительство РФ с 1 октября 2023 года вводит гибкие вывозные таможенные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля (Постановление Правительства РФ от 21.09.2023 N 1538). Например, это касается экспорта рыбы, молочной продукции, фруктов и орехов, кофе, чая, пряностей, удобрений, резиновых, меховых и кожаных изделий, бумаги и других товаров.

Пошлина составит от 4% до 7% в зависимости от курса национальной валюты. При 80 рублях за доллар и ниже она будет нулевой.

Для удобрений пошлина составит до 10% в зависимости от курса рубля.

Гибкие экспортные пошлины будут действовать до конца 2024 года.

На сайте Правительства РФ разъясняют, что регулирование применяется в целях поддержания рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления. Принятое решение поможет защитить внутренний рынок от необоснованного повышения цен.

На заметку: разобраться с экспортными пошлинами помогут консультации в СПС КонсультантПлюс:

Вопрос: В каком порядке уплачиваются вывозные таможенные пошлины? (Консультация эксперта, 2023),

Вопрос: Как рассчитывается таможенная пошлина при экспорте за пределы ЕАЭС? (Консультация эксперта, 2023).

 

Изменен порядок выдачи квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС

Возможности: с 25 сентября 2023 года продлить КЭП, полученный ранее в УЦ ФНС, можно с использованием мобильных устройств.
Риски: в заявлении на выдачу КЭП в УЦ ФНС нужно указывать дополнительные реквизиты. Расширен перечень оснований для отказа в выдаче КЭП.

Квалифицированный сертификат электронной подписи (КЭП), который могут применять юридические лица (кроме ряда лиц, например, банков) и индивидуальные предприниматели, выдает только удостоверяющий центр ФНС России (Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ).

Приказ ФНС России от 11.08.2023 N СД-7-24/538@ вносит изменения в Порядок реализации ФНС функций аккредитованного удостоверяющего центра (УЦ) и исполнения его обязанностей, утвержденный Приказом ФНС от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@.

В частности, уточнены случаи отказа УЦ ФНС России в создании КЭП. Например, в выдаче КЭП откажут в случае отрицательного результата проверки действительности представляемых заявителем документов и достоверности внесенных в них сведений.

Предусмотрена возможность продления КЭП по инициативе заявителя с помощью информационных систем, в том числе с использованием мобильных устройств. С 25 августа 2023 года при создании КЭП могут быть использованы:

– носитель ключевой информации, сертифицированный федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ или ФСТЭК);

– мобильное устройство с установленным средством ЭП, сертифицированным ФСБ.

Скорректирован перечень сведений, указываемых в заявлении на выдачу КЭП. Так, дополнительные сведения потребуется указывать при подаче документов руководителями филиалов иностранных юридических лиц.

Есть и другие изменения.

Приказ вступает в силу 25 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2027 года.

На заметку: Федеральным законом от 04.08.2023 N 457-ФЗ внесены изменения в порядок выдачи ЭП и работы с электронными подписями. Разобраться со всеми тонкостями в работе с ЭП поможет Путеводитель. Что нужно знать об электронной подписи (КонсультантПлюс, 2023).

Какие документы и сведения нужно представить, чтобы получить КЭП, рассказано в Готовом решении: Как юрлицу получить усиленную квалифицированную электронную подпись в СПС КонсультантПлюс.

 

Минпромторг продлил отбор инвестиционных проектов, направленных на производство приоритетной продукции

Возможности: для получения льготного инвестиционного кредита промышленные предприятия до 1 декабря 2023 года могут принять участие в отборе заявок на включение инвестиционных проектов, направленных на производство приоритетной продукции, в механизм кластерной инвестиционной платформы.

По Информации на сайте Минпромторга от 21.09.2023 из-за повышенного интереса промышленных предприятий прием заявок на включение инвестиционных проектов в механизм кластерной инвестиционной платформы продлен до 1 декабря 2023 года.

В рамках данной платформы промышленные предприятия могут получить льготный инвестиционный кредит в целях реализации проектов по производству приоритетной промышленной продукции по ставке 30% ключевой ставки Банка России, увеличенной на 3 процентных пункта (сейчас это 6,9%) на срок до момента окончания инвестиционной фазы проекта, увеличенной на два года.

Для нерентабельных, но государственно значимых проектов по решению Правительства РФ могут быть предоставлены специальные условия оказания поддержки.

Документы на участие в отборе подаются через государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

Отбор проектов осуществляется на регулярной основе – не реже одного раза в месяц при наличии проектов.

В Перечень приоритетной промышленной продукции, на производство которой должны быть направлены проекты, включены 295 видов продукции по ОКПД 2.

 

Росфинмониторинг разъяснил особенности исчисления времени, необходимого для замораживания денежных средств и иного имущества в целях ПОД/ФТ

Риски: организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут ознакомиться с позицией Росфинмониторинга по вопросам правильного исчисления срока, необходимого для применения или отмены мер по замораживанию в целях ПОД/ФТ денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц, что позволит таким организациям избежать нарушений установленных требований.

В Информационном письме Росфинмониторинга от 20.09.2023 N 67 разъясняется, что организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, по общему правилу, вне зависимости от выходных и нерабочих праздничных дней, рекомендуется исчислять время, необходимое для применения или отмены мер по замораживанию денежных средств или иного имущества их клиентов (незамедлительно, но не позднее 20 часов с момента получения уведомления), руководствуясь п. 4 Особенностей исчисления времени для целей исполнения обязанностей по применению мер по замораживанию и отмене данных мер (утв. Приказ Росфинмониторинга от 29.11.2022 N 297).

Данный пункт гласит, что в случае если организация получила уведомление в течение рабочего времени такой организации, то время, необходимое для применения или отмены мер по замораживанию денежных средств или иного имущества, исчисляется непрерывно начиная с момента времени в часах и минутах (по местному времени), в который было получено уведомление. Исключение составляют случаи, когда организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, не обслуживают клиентов и не совершают операции, в том числе с использованием дистанционных каналов связи.

В иных ситуациях для целей принятия или отмены мер по замораживанию применяется п. 5 указанных Особенностей исчисления времени, устанавливающий следующее: если организация получила уведомление в нерабочее время, то время, необходимое для применения или отмены мер по замораживанию, исчисляется непрерывно начиная с первой минуты рабочего времени (по местному времени) такой организации, наступившего после получения уведомления.

Также обращается внимание на то, что организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, необходимо осуществлять проверку распоряжений о проведении операций на предмет совпадения с данными, полученными в уведомлениях (размещенными на официальном сайте Совета Безопасности ООН).

Содержащиеся в данном Письме разъяснения подлежат применению также банками и некредитными финансовыми организациями, адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, иными лицами, указанными в п. 1 ст. 71 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

Как покупатели могут проверить подлинность товара через Портал госуслуг

Возможности: получение основной информации о товаре, подлежащем маркировке, с помощью Портала госуслуг позволяет потребителям быстро и доступно удостовериться в подлинности приобретаемого товара.
Риски: потребитель может подать через приложение «Госуслуги» жалобу в систему «Честный знак» на нарушение продавцом порядка маркировки товара.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2023 N 1514 внесены изменения в ряд нормативных актов, регулирующих деятельность системы мониторинга за оборотом маркируемых товаров.

Документом установлено, что подлинность товаров, которые подлежат обязательной маркировке, теперь можно проверить с помощью Портала госуслуг. В частности, проверить можно лекарства, БАДы, молочную продукцию, питьевую воду, пиво, табак, обувь, шубы, товары легкой промышленности, фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетную воду, антисептики, автомобильные шины, медицинские изделия и кресла-коляски.

Согласно Информации на сайте Правительства РФ от 20.09.2023 для проверки необходимо нажать на кнопку «Госкан» в мобильном приложении «Госуслуги» и отсканировать специальный графический символ на упаковке товара. В результате пользователь может узнать вес или объем товара, где, когда и кем он произведен. Сообщается также, что потребитель с помощью приложения может подать жалобу на нарушение порядка маркировки товара, например, если на товаре нет графического символа.

Изменения вступили в силу 20 сентября 2023 года.

На заметку: об ответственности за отсутствие маркировки читайте в Готовом решении: Как проводится обязательная маркировка товаров (КонсультантПлюс, 2023).

 

Может ли ИФНС вне рамок проверки запросить деловую переписку по сделке с контрагентом: отвечает эксперт ФНС

Риски: в ответ на требование о представлении информации об обстоятельствах заключения конкретной сделки, полученное вне рамок проведения проверки, эксперт ФНС рекомендует направить имеющуюся у компании информацию о проверке добросовестности, основаниях выбора конкретного контрагента, деловую переписку во избежание привлечения к ответственности за отказ или неправомерное несообщение информации.
Возможности: в случае отсутствия документов (информации) по объективным или другим причинам, например нехранение деловой переписки длительное время, увольнение работника, отвечавшего за ведение переговоров с контрагентом, и так далее, можно представить письменные пояснения.

Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы и информацию у участников сделки или иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

В Консультации от 07.09.2023 эксперт ФНС отвечает на вопрос о правомерности истребования у компании вне рамок проверки информации о том, как происходило заключение договора, в частности, как выбирался контрагент и проверялась его добросовестность, c требованием представить деловую переписку и подобные документы.

Эксперт ФНС напоминает, что согласно Письму ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ истребование информации допускается в случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость их получения. В судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. Вместе с тем при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика судами учитываются уже выработанные критерии, такие как реальная необходимость истребования исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований). Обстоятельства заключения конкретной сделки, по мнению эксперта ФНС, отвечают указанным требованиям.

В связи с этим в случае отсутствия документов (информации) по объективным или другим причинам, например нехранение деловой переписки длительное время, увольнение работника, отвечавшего за ведение переговоров с контрагентом, и так далее, во избежание привлечения к ответственности за отказ или неправомерное непредставление (несообщение) информации, эксперт ФНС рекомендует ответить налоговому органу.

На заметку: при истребовании документов налоговые органы должны руководствоваться Рекомендациями ФНС по истребованию документов (информации), направленными Письмом от 26.06.2023 N СД-4-2/8096@.  В частности, не допускается истребование налоговым органом документов, обязанность по ведению которых у налогоплательщика отсутствует (п. 1.4 Рекомендаций).

При решении вопроса о правомерности полученного требования, а также перспективах его обжалования можно применять алгоритм клиентского опыта «Эффективная работа с требованиями налоговых органов с использованием СПС КонсультантПлюс», который позволит правильно и своевременно подготовить ответ на любое требование, при этом не допустить нарушения прав компании и избежать штрафов.

 

Как субъекту МСП прекратить свою деятельность в упрощенном порядке

Возможности: упрощенный порядок прекращения деятельности субъекта МСП предусматривает однократное обращение в регистрирующий орган с заявлением об исключении из ЕГРЮЛ, что сокращает временные и денежные затраты на процедуру прекращения деятельности, а также позволяет избежать негативных последствий для органов управления юрлиц (участников, руководителей), возникающих при исключении из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Риски: налоговый орган не примет решение об исключении юрлица – субъекта МСП из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке при несоблюдении установленных требований, а также в случае поступления соответствующих возражений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Согласно Информации на сайте ФНС от 18.09.2023 субъекты МСП могут воспользоваться упрощенным порядком прекращения деятельности, направив в налоговый орган заявление учредителей (участников) юрлица.

Ведомство напоминает, что заполнить и подать заявление об исключении организации из ЕГРЮЛ можно с помощью Сервиса ФНС России «Государственная онлайн-регистрация бизнеса», подписав документы УКЭП заявителя (в том числе с помощью мобильного приложения «Госключ»). Представить заявление можно также в бумажном виде с нотариальным заверением подписи каждого заявителя. Срок рассмотрения заявления – 5 рабочих дней.

При этом юрлицо, желающее завершить свою деятельность по упрощенной процедуре, должно:

  • находиться в реестре МСП,
  • не иметь задолженности перед бюджетом,
  • не иметь на балансе недвижимость и транспорт,
  • не иметь записей о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ,
  • не являться плательщиком НДС,
  • не находиться в процессе ликвидации, реорганизации, исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа,
  • регулярно представлять налоговую отчетность,
  • сдать отчетность по персонифицированному учету в полном объеме,
  • не иметь нарушений по завершенным камеральным проверкам.

Указанные условия должны соблюдаться как на момент представления заявления в регистрирующий орган, так и на момент исключения юрлица из реестра.

После получения такого заявления регистрирующий орган публикует информацию, чтобы выявить лиц, возражающих против прекращения деятельности компании:

при отсутствии возражений со стороны кредиторов ФНС исключит такую организацию из ЕГРЮЛ через три месяца без последствий, связанных с ограничением участия или руководства деятельностью компании в течение трех лет;

при наличии возражений деятельность юрлица не будет прекращена в упрощенном порядке. В таком случае организация может самостоятельно провести установленную гражданским законодательством процедуру добровольной ликвидации юрлица.