Какая будет предельная величина базы по страховым взносам в 2024 году: изучаем проект Постановления Правительства РФ

Возможности: ознакомиться с планируемым единым размером предельной величины базы по страховым взносам, которая будет применяться для взносов на ОПС, ОМС и ВНиМ в 2024 году, – 2 225 000 рублей.

С 1 января 2023 года для организаций и ИП действуют единые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Единая ставка страховых взносов в рамках установленной единой предельной величины базы составляет 30%, а свыше предельной величины – в размере 15,1%.

Предельная величина базы для исчисления взносов  является единой. Размер базы на 2023 год – 1 917 000 руб. Законодательно закреплено правило о ежегодной индексации предельной величины базы.

Согласно Проекту Постановления Правительства РФ единая предельная величина базы на 2024 год устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3.

Исходя из данного расчета, предлагаемый размер единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов в 2024 году составляет 2 225 000 рублей.

Таким образом, рост составит 16% относительно 2023 года.

На заметку: в пояснительной записке к проекту сообщается, что прогнозируемый среднемесячный размер заработной платы на 2024 год составляет 80 618 рублей.

 

С 1 октября 2023 года больше ИП смогут отправлять уведомления об исчисленных налогах и заявление о зачете через Личный кабинет налогоплательщика

Возможности: с 1 октября 2023 года ИП, не имеющий квалифицированной электронной подписи, сможет отправлять уведомления об исчисленных налогах и заявления о зачете из Личного кабинета налогоплательщика, подписав их неквалифицированной электронной подписью.

Уведомление об исчисленных налогах можно представлять в налоговый орган несколькими способами:

– через Личный кабинет налогоплательщика или по ТКС, подписав уведомление усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП),

– на бумаге, если налогоплательщик имеет право сдавать бумажную отчетность.

С 1 октября 2023 года вступает в силу новая редакция НК РФ с изменениями, установленными Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ, где, в частности, указано, что ИП может отправить уведомление об исчисленных налогах через Личный кабинет налогоплательщика в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью (НЭП). В связи с изменениями в НК РФ в Информации от 19.09.2023 ФНС России сообщает, что с 1 октября 2023 года ИП сможет направлять документы через Личный кабинет налогоплательщика с использованием НЭП физического лица, которую можно будет сформировать также в Личном кабинете. Так, ИП сможет отправлять в электронном виде:

  • уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов;
  • заявление о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога.

На заметку: о возможностях Личного кабинета налогоплательщика-ИП рассказано в Готовом решении: Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя (КонсультантПлюс, 2023).

 

Минфин привел примеры бухгалтерских проводок для операций с применением цифрового рубля

Возможности: для учета операций с применением цифрового рубля в рабочий План счетов можно ввести синтетический счет 53 «Счет цифрового рубля». При незначительном объеме операций можно применять счет 55 «Специальные счета в банках», дополнив его субсчетом «Счет цифрового рубля».

Цифровой рубль – это вид безналичных денежных средств (ст. 128 ГК РФ). Ими можно рассчитываться только путем перевода на специальной платформе Банка России (п. 4 ст. 861 ГК РФ, ст. 82.10, 82.11 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ). Большинство норм законодательства РФ о цифровом рубле вступило в силу с 1 августа 2023 года. В Информационном сообщении от 18.09.2023 N ИС-учет-47 Минфин России разъяснил порядок отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов цифровым рублем.

В связи с тем, что счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета, то для обобщения информации о наличии и движении цифровых рублей Минфин рекомендует ввести дополнительный синтетический счет. Например, синтетический счет 53 «Счет цифрового рубля» с аналитическим учетом по направлениям использования цифровых рублей. Если размер операций с применением цифровых рублей несущественный, можно применять синтетический счет 55 «Специальные счета в банках», дополнив его субсчетом «Счет цифрового рубля».

Например, если организация примет решение о введении в свой План счетов нового синтетического счета 53 «Счет цифрового рубля», бухгалтерские проводки по учету расчетов цифровым рублем с поставщиками будут выглядеть следующим образом:

N п/п Содержание факта хозяйственной жизни Дебет Кредит
1 Увеличение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации путем перевода денежных средств с иного банковского счета организации 53 51
2 Перевод цифровых рублей в оплату приобретаемых организацией товаров, работ, услуг, иного имущества 60 53

Также Минфин приводит примеры и других бухгалтерских проводок для учета операций с цифровым рублем.

Остаток цифровых рублей на счете цифрового рубля подлежит инвентаризации в сроки и порядке, которые установлены для инвентаризации денежных средств и расчетов.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации остаток цифровых рублей на счете цифрового рубля и операции с ними раскрываются в общем порядке, установленном для отражения денежных средств и расчетов (в частности, с учетом существенности).

На заметку: что такое цифровой рубль и как им пользоваться, читайте в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Минфин разъяснил порядок бухгалтерского учета налога на сверхприбыль

Возможности: разобраться в особенностях бухгалтерского учета и отражении в годовой отчетности нового разового налога на сверхприбыль помогут разъяснения Минфина.
Риски: обеспечительный платеж отражается в бухгалтерских регистрах 2023 года, фактические расчеты с бюджетом по налогу – в 2024 году. Величина оценочного обязательства и сумма обеспечительного платежа по налогу должна быть отражена в бухгалтерской отчетности за 2023 год.

Налог на сверхприбыль, являющийся налогом разового характера, установлен Федеральным законом от 04.08.2023 N 414-ФЗ. Плательщиками налога на сверхприбыль признаются российские и иностранные организации, соответствующие ряду условий, получившие сверхприбыль в 2021–2022 году, у которых средняя арифметическая прибыль за 2021–2022 годы превышает 1 млрд рублей. Срок уплаты налога на сверхприбыль – не позднее 28 января 2024 года.

Законом предусмотрена возможность снизить сумму налога в два раза до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 года.

В Информационном сообщении от 14.09.2023 N ИС-учет-46 Минфин России разъяснил порядок бухгалтерского учета налога на сверхприбыль.

  1. Обеспечительный платеж, перечисленный в соответствии с установленным сроком, отражается в бухгалтерских записях 2023 года следующими проводками:
N п/п Содержание факта хозяйственной жизни Дебет Кредит
1 Признание оценочного обязательства по уплате налога на сверхприбыль (в сумме, определенной налогоплательщиком)             99             96
2 Перечисление обеспечительного платежа в бюджет             68             51
3 Изменение величины оценочного обязательства (при необходимости)             99             96
  1. Фактические расчеты с бюджетом по налогу на сверхприбыль отражаются в регистрах бухгалтерского учета записями 2024 года следующим образом:
N п/п Содержание факта хозяйственной жизни Дебет Кредит
1 Признание обязательства по налогу на сверхприбыль (по налоговой декларации)             96            68
2 Признание суммы обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль суммой уплаченного налога на сверхприбыль             68            68
3 Уплата налога на сверхприбыль             68            51

В годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика за 2023 год объекты бухгалтерского учета, связанные с уплатой налога на сверхприбыль, отражаются в следующем порядке:

а) сумма обеспечительного платежа, перечисленная в бюджет, – в составе дебиторской задолженности;

б) величина оценочного обязательства по налогу на сверхприбыль – в составе оценочных обязательств;

в) признанная расходом сумма оценочного обязательства по налогу на сверхприбыль – по статье «Прочее» отчета о финансовых результатах (после статей «в том числе текущий налог на прибыль» и «в том числе отложенный налог на прибыль»).

На заметку: плательщики налога на сверхприбыль должны представить декларацию по сроку не позднее 25 января 2024 года. Форма, порядок заполнения и формат представления отчетности еще не утвержден. Предполагается, что декларация по налогу на сверхприбыль (КНД 1151163) будет состоять из титульного листа и трех разделов. Ознакомиться с Проектом приказа ФНС можно в СПС КонсультантПлюс.

Подробнее ознакомиться с порядком расчета налога на сверхприбыль поможет Готовое решение: Как взимается налог на сверхприбыль с 1 января 2024 г. (КонсультантПлюс, 2023).

 

Нужна ли бухгалтеру доверенность для доступа в личный кабинет налогоплательщика-организации

Риски: в личный кабинет налогоплательщика-организации законно заходить без доверенности может только лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности (то есть ее руководитель). Остальным работникам, в том числе и бухгалтеру, нужно оформить доверенность с полными полномочиями.

Личный кабинет налогоплательщика-организации – это сервис на сайте ФНС, через который можно оперативно обмениваться информацией с инспекцией и контрагентами (п. 1 ст. 11.2 НК РФ, Информация ФНС России). Через личный кабинет можно увидеть актуальную информацию о расчетах с бюджетом, а также отправить жалобу или запрос в налоговую инспекцию и получить ответ.

В Письме от 24.08.2023 N ЗГ-3-7/11070 ФНС России сообщает, что получение доступа в личный кабинет налогоплательщика-организации осуществляется лицом, имеющим право действовать без доверенности, либо лицом, имеющим действующую доверенность с полными полномочиями. Такое правило установлено Приказом ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@.

В рассматриваемом Письме ФНС России также отмечает, что законодательство не определяет обязательный текст доверенности с полными полномочиями. Из документа явно должно следовать наличие у представителя всех полномочий, которыми в налоговых правоотношениях обладает и лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности. Так, представитель должен быть вправе не только отчитываться от имени организации, но и подавать заявления, жалобы, получать документы от налоговых органов и в целом обладать такими же правами в отношениях с налоговыми органами, как руководитель организации (п. 2.1 Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@).

На заметку: подробно о работе с личным кабинетом рассказано в Готовом решении: Личный кабинет налогоплательщика-организации (КонсультантПлюс, 2023). Об использовании личного кабинета и других сервисов ФНС на практике можно узнать в ответе на Вопрос: Как следует проверять открытые данные на сайте ФНС России о своей организации и контрагентах? (Консультация эксперта, 2023) в СПС КонсультантПлюс.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ФНС напомнила, что лимит расходов на рекламу увеличен в три раза

Возможности: с 31 августа 2023 года при передаче товаров или услуг в рекламных целях стоимостью до 300 руб. платить НДС не требуется.

В соответствии с подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров, работ или услуг, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают определенного лимита, НДС не облагается. Данный лимит расходов на единицу рекламных материалов для освобождения от НДС увеличен со 100 до 300 руб. (подп. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ). Об этом и других изменениях по НДС, внесенных этим Федеральным законом, подробно можно узнать в обзоре на нашем сайте.

Изменение в части рекламных расходов  вступило в силу с 31 августа 2023 года, о чем ФНС напоминает в Информации от 15.09.2023.

Также ФНС отмечает, что налогоплательщики, реализующие товары в рекламных целях, имеют возможность отказаться от освобождения от уплаты НДС по таким операциям.

Пользоваться освобождением для налогоплательщика не всегда выгодно, потому что «входной» НДС по такой продукции принять к вычету нельзя и нужно вести раздельный учет (п. 4 ст. 149, подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому налогоплательщик может отказаться от применения этой льготы.

На заметку: подробно про обложение НДС операций по передаче рекламной продукции можно прочесть в Готовом решении: Облагается ли НДС раздача рекламной продукции (КонсультантПлюс, 2023).

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Выявили ошибку при расчете авансового платежа по УСН за прошлый квартал: нужно ли подавать уточненное уведомление к увеличению

Риски: в случае выявления ошибки в расчете авансового платежа по УСН и его увеличения необходимо представить уточненное уведомление по УСН за предыдущий квартал с увеличением авансового платежа. На сумму увеличения совокупной обязанности на ЕНС будут начислены пени в установленном порядке.

Отчетные периоды на УСН – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (п. 2 ст. 346.19 НК РФ).

По итогам отчетных периодов организации (ИП), применяющие УСН, должны рассчитывать и платить авансовые платежи, подавать в инспекцию уведомления об исчисленных суммах авансовых платежей (п. 9 ст. 58, пп. 3, 4, 7 ст. 346.21 НК РФ). Расчет суммы авансовых платежей и налога по итогам года происходит нарастающим итогом – ранее исчисленные суммы авансовых платежей засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей за следующий отчетный период и суммы налога за налоговый период.

В Консультации от 07.09.2023 эксперт Минфина отвечает на вопрос о необходимости представления  уточненного уведомления по УСН за I квартал с увеличением авансового платежа, если при расчете авансового платежа за полугодие была выявлена ошибка.

Поскольку ежеквартальные авансы платятся без подачи декларации, организации (ИП), применяющие УСН, должны представлять уведомления об исчисленных авансах (п. 9 ст. 58 НК РФ), на основании которых производится зачет уплаты налога.

Уведомление об исчисленных суммах авансовых платежей по налогам представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты авансовых платежей по налогам.

Эксперт напомнил, что пени начисляются не отдельно по авансовым платежам по налогу при УСН, а в отношении общей суммы недоимки по налогам (сборам, страховым взносам) (ст. 75 НК РФ). В случае увеличения совокупной обязанности отражение на ЕНС начисления пеней на сумму недоимки осуществляется с даты учета увеличения соответствующей обязанности.

Таким образом, в случае выявления налогоплательщиком ошибки в расчете авансового платежа по УСН и его увеличения организация (ИП) обязана представить в налоговый орган уточненное уведомление по УСН за I квартал с увеличением авансового платежа.

На сумму увеличения совокупной обязанности в виде суммы увеличения авансового платежа по налогу налоговым органом будут начислены пени в установленном порядке.

На заметку: подробнее про порядок уплаты авансовых платежей по УСН рассказано в Готовом решении: Общий порядок начисления и уплаты налога и авансовых платежей при УСН (КонсультантПлюс, 2023).

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Как исправить ошибки в бумажном и электронном путевом листе?

Возможности: при необходимости исправить ошибки в путевых листах, следуя разъяснениям, чтобы избежать ответственности за нарушения в оформлении путевых листов

Исправить ошибки в путевых листах, допущенные при их составлении на бумаге, можно в следующем порядке:

  • ошибочную запись зачеркнуть одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;
  • внести корректную запись;
  • сделать надпись «Исправлено» и указать дату исправления;
  • заверить исправление подписями лиц, составивших путевой лист, с указанием их должностей, фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации). Обычно это диспетчер (иное лицо, ответственное за составление путевых листов) и водитель.

Такой порядок применяется для исправления документов бухучета, в частности первичных учетных документов. Это следует из ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пп. 19, 21 ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Полагаем, что он подходит и для исправления ошибок в путевых листах.

Образец внесения исправлений есть в Типовой ситуации: Первичные документы: оформление, принятие к учету, исправление (Издательство «Главная книга», 2023) {КонсультантПлюс}.

В электронных путевых листах можно корректировать данные о водителях, а также о марках, моделях, регистрационных номерах прицепов (полуприцепов). Это предусмотрено п. 11 Порядка оформления или формирования путевого листа, утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2022 N 390.

На заметку: за составление путевого листа с нарушением порядка грозит штраф. К ответственности могут привлечь разные ведомства.

За отсутствие отметок о проведении предрейсовых и послерейсовых (если проведение последних является обязательным) медосмотров, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, выявленное сотрудниками ГИБДД или органа, осуществляющего транспортный надзор, могут наложить штраф (ч. 2, 3 ст. 12.31.1, ст. 23.3, 23.36 КоАП РФ, Письмо Минтранса России от 02.02.2021 N Д3-194-ПГ):

  • на водителя – 3 000 руб.;
  • должностных лиц – 5 000 руб.;
  • организацию – 30 000 руб.

Если отсутствие отметки о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале рабочего дня (смены) выявили сотрудники Роструда, грозит штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45, ст. 23.12 КоАП РФ)):

  • должностным лицам и ИП – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • организациям – от 110 000 до 130 000 руб.

Если отсутствие отметки о прохождении обязательного медицинского осмотра выявил Росздравнадзор, возможен штраф по ст. 11.32 КоАП РФ (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 000 руб.;
  • для организаций и ИП – от 30 000 до 50 000 руб.

Организацию не привлекут к административной ответственности за правонарушение, за которое наказали ее должностное лицо, если организация приняла все меры, чтобы избежать нарушений (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).

За отсутствие путевого листа (если нет иных документов, подтверждающих расходы на оплату труда, ГСМ) или нарушение порядка его оформления (если путевой лист не подтверждает фактическое использование транспорта), которое привело к неуплате или неполной уплате налога на прибыль, предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (40% – если деяние совершено умышленно) (ст. 122 НК РФ).

С 1 сентября 2023 года изменились требования к заполнению путевых листов. Подробнее можно узнать в Обзоре: «Путевые листы, плата за НВОС, маркировка товаров: изменения для бухгалтера с 1 сентября 2023 года» (КонсультантПлюс, 2023).

 

Как составить и подать пояснения о полученных убытках по требованию налогового органа?

Возможности: пояснения составляются в произвольной форме (можно использовать образец в СПС КонсультантПлюс); особое внимание надо уделить описанию причин, из-за которых получены убытки, и предпринимаемых мер, чтобы в будущих периодах убытков не было.
Риски: пояснения, обосновывающие размер полученных убытков, нужно представить в течение пяти рабочих дней после того, как получено требование из ИФНС.

Форма пояснений, обосновывающих размер полученных убытков, не утверждена, поэтому они составляются в произвольном виде.

В вводной части нужно указать:

  • реквизиты инспекции, в которую подаются пояснения;
  • сведения о налогоплательщике: наименование, адрес, ИНН/КПП организации (ФИО, адрес регистрации и ИНН для ИП);
  • номер и дату требования инспекции, на которое даются пояснения.

В основной части надо описать причины возникновения убытков. Привести фактические обстоятельства, которые привели к отрицательному финансовому результату деятельности, а также ссылки на документы, которые это подтверждают.

Данной части пояснений надо уделить особое внимание. Причины убытков могут быть самые разные. Главное, чтобы налоговые инспекторы поняли из пояснений, что убытки появились по объективным причинам и не связаны с уклонением от уплаты налогов. Например:

  • убытки возникли из-за изменения ценовой политики поставщика. В пояснениях надо написать об этом и привести, к примеру, ссылки на переписку с отделом продаж контрагента по вопросу повышения цен (отмены скидок), новый договор поставки и платежные документы;
  • убытки связаны с началом деятельности. В пояснениях надо написать о высоких стартовых расходах на закупку оборудования и материалов, аренду офиса и процессе поиска покупателей. В подтверждение можно привести договоры аренды и поставки, выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета.

В заключительной части:

  • надо привести меры, которые предпринимаются, чтобы ликвидировать убытки, со ссылками на подтверждающие документы. В частности, если убытки возникли из-за повышения цен поставщиком, то можно указать, что идет поиск новых. Подтвердить это можно, например, перепиской с потенциальными контрагентами и документами, которые говорят о проверке их добросовестности и благонадежности. Если планируется оптимизировать затраты, то это надо отразить в пояснениях и приложить приказ руководителя об утверждении плана по сокращению расходов. Если заключены договоры с новыми покупателями, доход от сделок с которыми покроет убытки, то можно привести реквизиты этих договоров;
  • лучше перечислить подтверждающие документы, которые прикладываются к пояснениям. Прикладывать такие документы обязанности нет, но лучше это сделать, чтобы аргументировать свои слова;
  • пояснения следует подписать и поставить печать, если она есть.

Если пояснения подписывает представитель по доверенности, то надо указать ее реквизиты и также приложить к пояснениям (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Составить пояснения поможет Форма: Пояснения налоговому органу о полученных убытках (образец заполнения) (КонсультантПлюс, 2023).

Пояснения о причинах возникновения убытков можно подать в инспекцию как на бумаге (лично в инспекцию или по почте), так и в электронном виде по ТКС (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письма Минфина России от 22.07.2019 N 03-02-08/54231, ФНС России от 11.01.2018 N АС-4-15/192@).

Срок подачи пояснений – пять рабочих дней после получения требования от инспекции (пп. 2, 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ). При пропуске этого срока могут оштрафовать на 5 000 руб. в соответствии с пп. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ.