Проверяющие выявили сделку по заниженной цене и доначислили налоги: какие выводы сделала ФНС

Возможности: один лишь факт отклонения цены сделки от рыночного уровня не может учитываться в качестве доказательства получения необоснованной налоговой выгоды, проверяющие должны установить и доказать в суде совокупность и взаимосвязь с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки.
Риски: совершение сделок по ценам, значительно отличающимся от рыночного уровня, является налоговым риском. В случае разногласий с проверяющими, организации придется доказывать обоснованность такой цены, в том числе в суде.

В ходе выездной проверки налоговой службой было выявлено погашение задолженности по договору займа взаимозависимым контрагентом проверяемой организации путем заключения соглашения об отступном и передачи имущества по заниженной стоимости. Сумма перечисленных денежных средств по договору займа составляла 1,6 млн руб., стоимость имущества, переданного в счет погашения займа, определена налоговым органом в размере 56,3 млн руб. Проверяющие квалифицировали данный факт как нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 54.1 НК РФ, выразившееся в занижении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в части занижения внереализационного дохода. 

В Письме от 05.07.2023 N БВ-4-7/8532 ФНС дала оценку судебной перспективы материалов данной выездной налоговой проверки.

Ведомство напомнило, что вопрос о возможности налоговых органов проверять сделки налогоплательщика на соответствие их рыночному уровню цен для целей налогообложения неоднократно обсуждался в судебной практике.

Так, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 указала, что по общему правилу стороны договора свободны в определении его условий, в том числе условия о цене предмета сделки.

При этом сам факт отклонения цены сделки от среднего уровня цен по идентичным сделкам не может служить достаточным основанием для вывода о незаконном снижении налоговых обязательств компании.

Однако есть судебная практика в пользу проверяющих,  когда помимо отклонения цены сделки от рыночной, в ходе проверки установлены и доказаны другие признаки применения необоснованной налоговой выгоды, такие как взаимозависимость.

Таким образом, факт передачи имущества по заниженной стоимости без иных доказательств, которые могли бы указывать на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции, а также свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, не является доказательством необоснованной налоговой выгоды.

На заметку: к обстоятельствам, порочащим деловую цель сделки, в целях применения п. 1 ст. 54.1 НК РФ, относятся, например (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 N 303-КГ17-19327 по делу N А04-9989/2016):

— взаимозависимость сторон сделки,

— создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции,

— использование особых форм расчетов и сроков платежей.

Однако при полном отсутствии подконтрольности между сторонами сделки все равно рекомендуется иметь обоснования разумности цены заключенной сделки, обусловленной экономическими причинами, и быть готовым подтвердить (отстаивать) позицию перед проверяющими (Консультация эксперта ФНС России от 01.03.2023).

 

С 1 сентября 2023 года маркетплейсы обязаны соблюдать особые антимонопольные требования

Риски: с 1 сентября 2023 года будет действовать запрет на действия, направленные на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой.
Возможности: принятые меры повысят защищенность добросовестных участников рынка от возможных проявлений монополистической деятельности маркетплейсов. Агрегаторы онлайн-торговли могут признать некоторые из своих действий допустимыми, представив соответствующие доказательства.

Федеральным законом от 10.07.2023 N 301-ФЗ установлены особые антимонопольные правила для товарных маркетплейсов, которые начнут действовать с 1 сентября 2023 года. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В частности, установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением маркетплейсами, при наличии в совокупности следующих условий:

  • сетевой эффект дает такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством цифровой платформы, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;
  • доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;
  • выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

При этом под сетевым эффектом понимается свойство товарного рынка (-ов), при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от количества продавцов и покупателей, совершающих сделки с ее помощью.

Правообладатель платформы вправе представить доказательства того, что некоторые из его действий или их отсутствие можно признать допустимыми.

Также внесены и другие поправки, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования, например: ФАС при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки вправе назначить экспертизу и привлекать экспертов для ее проведения; вводится новое условие государственного контроля сделок экономической концентрации — цена сделки превышает 7 млрд рублей.

Поправки вступают в силу 1 сентября 2023 года.

 

Об обязанностях ИП по обеспечению пожарной безопасности

Риски: ИП-работодатель должен выполнять обязанности руководителя организации, связанные с обеспечением пожарной безопасности на объекте защиты по соблюдению Правил противопожарного режима.

В Письме МЧС России от 21.06.2023 N ИГ-19-1166 ведомство дало разъяснения по вопросу обеспечения ИП пожарной безопасности на объекте защиты.

Ст. 214 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который в числе прочего обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений. Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и содержания объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, напрямую связаны с реализацией прав и обязанностей работодателя, предусмотренных ТК РФ.

В связи с этим МЧС России поясняет, что в случае, если ИП является работодателем, то на него в полной мере распространяются обязанности руководителя организации, связанные с обеспечением пожарной безопасности на объекте защиты по соблюдению Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.

При этом ИП самостоятельно выбирает способ обучения своих работников по программам противопожарного инструктажа или по программам дополнительного профессионального образования, исходя из структуры и численности работников объекта защиты, категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.

На заметку: о том, как назначить ответственного за пожарную безопасность в организации и каковы риски за нарушение требований пожарной безопасности читайте в материале Готовое решение: Кто является ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации и какие требования к нему предъявляются в СПС КонсультантПлюс

 

Какие сведения обязаны указывать самозанятые в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи с 1 сентября 2023 года

Риски: физлица, уплачивающие налог на профессиональный доход, с 1 сентября 2023 года при рекламе товаров, продаваемых дистанционном способом, должны указывать свои: фамилию, имя, отчество и ИНН.

Федеральным законом от 10.07.2023 N 302-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», направленные на создание равных условий размещения рекламы, соблюдение права потребителя на получение сведений о продавце, рекламирующем товар.

В связи с тем, что самозанятые могут осуществлять рекламу товаров при дистанционном способе их продажи (в том числе на маркетплейсах), внесены поправки, согласно которым при такой рекламе они обязаны указывать:

  • фамилию, имя, отчество,
  • ИНН физлица.

Данная норма применяется в период действия Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 года.

На заметку: по действующим правилам, самозанятые могут продавать только товары собственного производства (Письма Минфина России от 26.04.2021 N 03-11-11/31559, от 26.04.2021 N 03-11-11/31559). Перепродажа товаров и имущественных прав (кроме личных вещей), а также продажа подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке запрещена (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).

 

В 2023 году в реестр МСП будут включены хозяйствующие субъекты, которые уже действовали на новых территориях на день их принятия в состав России

Возможности: с 10 июля 2023 года установлен особый порядок включения в единый реестр МСП хозяйствующих субъектов, действующих на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Ранее внесение в реестр МСП в 2023 году было возможно только для вновь созданных хозяйствующих субъектов в данных регионах.

Действие НК РФ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей начинается с 2023 года (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2022 N 564-ФЗ; п. 3 ст. 7 Закона от 21.03.1991 N 943-1). Юридические лица на новых территориях, впервые предоставившие отчетность за 2023 год могли попасть в реестр МСП не ранее 10 июля 2024 года (ч. 4. ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). При этом сведения о вновь созданных организациях вносятся в реестр МСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения информации о создании в ЕГРЮЛ (п. п. 1, 2 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Федеральный закон от 10.07.2023 N 292-ФЗ устанавливает особый порядок внесения сведений о юридических лицах, уже действовавших в новых субъектах РФ на дату их принятия в состав России, в реестр МСП. Теперь датой внесения в реестр указанных хозяйствующих субъектов является 10 января 2023 года независимо от фактической даты внесения сведений.

Для включения хозяйствующих субъектов в реестр МСП среднесписочная численность работников таких организаций за последний доступный отчетный месяц не должна превышать 250 человек, а сама организация должна быть зарегистрирована в ЕГРЮЛ до 31 мая 2024 года. Указанных юридических лиц отнесут к категории «микропредприятий».

В целях ведения реестра МСП Росстат будет представлять в уполномоченный орган данные о среднесписочной численности работников организаций (хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств) ежемесячно.

Федеральный закон от 10.07.2023 N 292-ФЗ вступает в силу со дня своего официального опубликования – 10 июля 2023 года. Особый порядок применяется до 10 июля 2024 года включительно. После этой даты сведения о юридических лицах, находящихся в новых субъектах РФ, будут вноситься в общем порядке.

На заметку: подробнее о субъектах МСП читайте в Типовой ситуации: Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (Издательство «Главная книга», 2023) {КонсультантПлюс}

 

На территории новых субъектов РФ создана свободная экономическая зона: какие налоговые преференции будут доступны ее участникам

Возможности: с 1 июля 2023 года на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей создана свободная экономическая зона с особым режимом предпринимательской деятельности: участникам доступны пониженные ставки по налогам и тарифам страховых взносов, а также применение процедуры свободной таможенной зоны.
Риски: одним из условий вхождения в СЭЗ являются капитальные вложения в сумме не менее 1 млн руб. для IT проектов, научных исследований и разработок, 3 млн руб. для МСП, 30 млн руб.— для иных лиц.

В Информации от 12.07.2023 ФНС России сообщила о создании на территории новых субъектов РФ свободной экономической зоны (СЭЗ).

Участникам СЭЗ предоставлены следующие налоговые преференции:

по налогу на прибыль организаций:

  • ставка 0% (базовая 2%) в части федерального бюджета в течение 10 лет с момента получения первой прибыли по инвестпроекту и от 0% до 13,5% (базовая 18%) в части бюджета субъекта;
  • ускоренная амортизация основных средств с коэффициентом 2;

— освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога в течение 10 и 3 лет соответственно в период действия договора об условиях деятельности;

— 0% акциз на жидкую сталь, НДПИ на уголь и (или) железную руду, полученные в рамках инвестпроекта, в течение пяти лет при соблюдении показателей среднесписочной численности сотрудников и средней заработной платы, а также начиная с шестого года до налогового периода, в котором сумма акциза либо НДПИ, рассчитанная нарастающим итогом по обычным ставкам, превысит размер капитальных вложений по проекту;

— по страховым взносам — ставка 7,6% (базовая 30%) в пределах 1 917 000 рублей (в 2023 году) и 0% (базовая 15.1%) свыше 1 917 000 рублей (в 2023 году).

В качестве органов управления свободной экономической зоны определены Минстрой России и управляющая компания — ППК «Фонд развития территорий».

ФНС напоминает, что на получение статуса участника СЭЗ может претендовать любое лицо, зарегистрированное либо имеющее филиал на территории ДНР, ЛНР, Херсонской или Запорожской областей. Условие — оно не должно вести деятельность, осуществление которой признано Минстроем РФ не допустимым. Полномочиями по принятию решения об установлении статуса участника СЭЗ наделена управляющая компания — ППК «Фонд развития территорий».

На заметку: льготный режим предпринимательской деятельности установлен на срок до 31 декабря 2050 года (Федеральный закон от 24.06.2023 N 266-ФЗ). Участникам  в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ необходимо осуществить капитальные вложения на общую сумму:

— не менее 1 млн рублей — для лиц, намеревающихся реализовать инвестиционный проект в IT-сфере;

— не менее 3 млн рублей — для субъектов МСП;

— не менее 30 млн рублей — для иных лиц.

Подробнее об условиях вхождения в СЭЗ рассказано на сайте Фонда развития территорий.

 

ФНС рассказала о новых полезных функциях личного кабинета налогоплательщика — физлица

Возможности: информационные сообщения о регистрации ИП или при приобретении статуса участника или руководителя юридического лица будут направляться в личный кабинет физического лица на сайте ФНС.

В Информации от 13.07.2023 ФНС сообщает, что пользователи личного кабинета (ЛК) смогут получать информацию об изменении сведений о себе в бизнес-реестрах.

Физические лица в своих ЛК буду получать информационные сообщения при регистрации в качестве ИП или при приобретении статуса участника или руководителя юридического лица.

Также сообщение будет направлено пользователю, если было принято решение о начале процедуры исключения предпринимателя из ЕГРИП или юридического лица из ЕГРЮЛ.

ФНС отмечает, что получение таких сообщений позволит физическим лицам оперативно среагировать, если на их имя незаконно зарегистрируют бизнес. Порядок действий в такой ситуации содержится на странице «Электронный документооборот: как пресечь неправомерные действия?» на сайте ФНС.

В разделе «Профиль/Участие в организациях» Личного кабинета налогоплательщика можно ознакомиться, в каких организациях он является руководителем или участником.

На заметку: какие еще возможности дает ЛК физического лица читайте в Ситуации: Для чего нужен личный кабинет налогоплательщика? («Электронный журнал «Азбука права», 2023) в СПС КонсультантПлюс.

 

Внесены изменения в особенности получения ВНЖ некоторыми категориями иностранцев

Возможности: высококвалифицированные специалисты смогут получать с 7 января 2024 года бессрочный вид на жительство при соблюдении некоторых условий. Получить ВНЖ в упрощенном порядке с 10 июля 2023 года смогут члены семьи иностранного гражданина, осуществившего инвестиции в РФ, а также иностранные граждане – участники СВО и их члены семьи.

Федеральным законом от 10.07.2023 N 316-ФЗ внесены изменения в особенности правового положения в РФ иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов, иностранных граждан, осуществивших инвестиции в России, иностранных граждан – военнослужащих, а также членов их семей.

Высококвалифицированные иностранные специалисты

Высококвалифицированные специалисты, осуществляющие не менее двух лет трудовую деятельность в РФ и члены их семей с 7 января 2024 года смогут получать вид на жительство (ВНЖ) без ограничения срока действия при условии, что такой высококвалифицированный специалист и члены его семьи проживают в РФ по ранее полученному на основании осуществления трудовой деятельности таких специалистов ВНЖ. При этом за указанный период в отношении такого высококвалифицированного специалиста  работодателем или заказчиком работ (услуг) должны быть исчислены, удержаны и перечислены все установленные законодательством налоги в бюджетную систему РФ.

Иностранные граждане, осуществившие инвестиции в РФ

Право на получение вида на жительство  в упрощенном порядке (без получения разрешения на временное проживание) предоставлено членам семьи иностранного гражданина, осуществившего инвестиции в РФ. Ранее это право предоставлялось только самому инвестору — иностранному гражданину. Критерии, которым должен соответствовать такой иностранный гражданин, будут установлены Правительством РФ. Данная норма вступила в силу 10 июля 2023 года.

Иностранные граждане – участники СВО

С 10 июля 2023 года право на получение вида на жительство в упрощенном порядке (без получения разрешения на временное проживание) также  предоставлено иностранным гражданам, заключившим в период проведения СВО контракт о прохождении военной службы в ВС РФ или воинских формированиях на срок один год, членам семьи военнослужащих, в том числе в случае гибели (смерти) самого военнослужащего.

Федеральным законом предусмотрены и другие изменения.

На заметку: учесть особенности принятия на работу и налогообложения доходов иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом поможет Типовая ситуация: Высококвалифицированный специалист: прием на работу, НДФЛ и взносы в СПС КонсультантПлюс.