Эксперимент по упрощенной выдаче лицензий и разрешений продлен до конца 2024 года

Возможности: эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования, продлен по 31 декабря 2024 года, а список участников расширен. Все это позволит оформлять около 400 видов разрешений и лицензий в упрощенном порядке через Единый портал госуслуг до конца 2024 года.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 N 1279 был закреплен упрощенный порядок предоставления лицензий и разрешений, применяемый в качестве эксперимента. В частности, участниками эксперимента являются МЧС, ФНС, Минздрав, Минтруд, Минэномразвития, Минпромторг, Минцифры, Росздравнадзор, Росаккредитация, Ростехнадзор, Ространснадзор. Список участников постоянно расширяется.

Целью эксперимента является отработка механизма упрощения и ускорения подачи, приема, рассмотрения заявления и предоставления разрешения по результатам проверки заявителя на соответствие требованиям.

Изначально предполагалось, что эксперимент будет завершен 1 июля 2022 года, но его действие было продлено сначала по 1 марта 2023 года, затем – по 1 сентября 2023 года.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2023 N 1002 эксперимент продлен по 31 декабря 2024 года, при этом число его участников вновь расширено. Например, в число новых участников эксперимента вошли Минспорта, Минэнерго, Минюст, ФАС и госкорпорация «Росатом». Общее количество участников теперь составляет 43 федеральных органа власти и две госкорпорации.

В рамках эксперимента:

  • для получения разрешений и лицензий достаточно подать электронное заявление на Портале госуслуг без сканирования и прикладывания большого количества документов;
  • уполномоченный орган проверяет сведения и соответствие заявителя установленным требованиям с использованием ведомственных информационных систем;
  • бизнес получает разрешения без прохождения длительных процедур и представления дополнительных документов.

По Информации с сайта Правительства РФ от 20.06.2023, бизнес к концу 2023 года сможет получать на Портале госуслуг более 400 видов разрешений, а в 2024 году будут внесены изменения в законодательство, направленные на закрепление результатов эксперимента на постоянной основе. Реализация эксперимента позволяет сокращать не только количество представляемых заявителем документов, но и сроки выдачи лицензий и разрешений.

 

Более чем в два раза расширен перечень стран, входящих в офшорные зоны

Риски: с 1 июля 2023 года в перечень офшорных зон входит 91 страна (в частности, в него включены страны ЕС и США).

Приказом Минфина России от 05.06.2023 N 86н утвержден новый перечень офшорных зон (государства или территории с низкой налоговой нагрузкой, упрощенной отчетностью, расширенной банковской и корпоративной тайной).

По сравнению с прошлым перечнем их количество выросло с 42 до 91 страны. Например, в него включены следующие страны: Австрия, Венгрия, Греция, Италия, Канада, Испания, Швеция, Латвия, Литва, Португалия, Болгария, Кипр, Польша, Хорватия, Румыния, Великобритания, США, Украина, Германия, Финляндия, Франция, Чехия, Черногория, Япония, Эстония.

Новый перечень применяется с 1 июля 2023 года.

На заметку: в каком случае сделки с резидентами офшорных зон признаются контролируемыми, рассказано в Готовом решении: Какие сделки признаются контролируемыми (КонсультантПлюс, 2023).

 

Может ли контролируемое лицо отказаться от профилактического визита надзорного органа

Возможности: в общем случае контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом надзорный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Риски: контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита, если он включен в программу профилактики рисков причинения вреда, осуществляется вместо планового контрольного мероприятия или проводится по особым основаниям.

В Консультации от 05.06.2023 эксперт региональной ГИТ разъясняет, что профилактический визит направлен на информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности надзорных мероприятий.

Такой визит может проводиться в форме профилактической беседы (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ):

  • по месту осуществления деятельности контролируемого лица,
  • путем использования видео-конференц-связи.

Основанием для проведения профилактического визита, например, может служить начало осуществления деятельности в сфере обработки персональных данных, индикатором которого служит направление в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных. В соответствии с п. 32 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 N 1046) контролирующий орган обязан предложить проведение обязательного профилактического визита контролируемому лицу, приступающему к обработке персональных данных, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности. О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного органа для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.

По вопросу права на отказ контролируемого лица от профилактического визита эксперт отмечает следующее.

  • По общему правилу вправе, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. При этом негативные последствия такого отказа для контролируемого лица не предусмотрены.
  • Не вправе, если профилактический визит:

включен в программу профилактики рисков причинения вреда,

осуществляется вместо планового контрольного мероприятия (проверки),

‒ проводится по особым основаниям, например по поручению Президента РФ.

Согласно абз. 3 п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 контролируемые лица также имеют возможность обратиться в надзорный орган с просьбой о проведении профилактического визита, но не позднее чем за два месяца до даты начала проведения планового контрольного мероприятия. В случае если профилактический визит проведен в течение трех месяцев до даты проведения планового контрольного мероприятия, то надзорный орган вправе принять решение об исключении планового контрольного мероприятия из плана мероприятий.

На заметку: подробнее о профилактических и контрольных мероприятиях Роскомнадзора можно узнать в Готовом решении: Как Роскомнадзор контролирует соблюдение требований в сфере персональных данных  и в Справке: Проверки и другие контрольные (надзорные) мероприятия Роскомнадзора в сфере персональных данных в СПС КонсультантПлюс.