Уголовная ответственность за налоговые преступления: на какие послабления можно рассчитывать с 29 марта 2023 года

Возможности: смягчение уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, приведет к изменению категории таких преступлений и сокращению сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Федеральным законом от 18.03.2023 N 78-ФЗ внесены изменения в УК РФ и УПК РФ, направленные на снижение негативных последствий для российской экономики и либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В частности, данными изменениями:

  1. В УК РФ сокращены максимальные сроки наказания в виде лишения свободы по квалифицированным составам соответствующих налоговых преступлений (совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере). Максимальный срок лишения свободы уменьшен:

Данное смягчение уголовной ответственности служит основанием для:

  1. Ч. 1 ст. 24 УПК РФ дополнена пунктом, в соответствии с которым основанием для отказа в возбуждении уголовных дел о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты налогов или иных обязательных платежей, является факт уплаты в полном объеме сумм налоговой недоимки, пеней и штрафов. Уже возбужденное дело будет прекращено в связи с возмещением ущерба. Данное послабление применяется на основании части первой ст. 76.1 УК РФ.

Все рассматриваемые поправки вступают в силу 29 марта 2023 года.

 

Для кого мораторий на плановые проверки продлен до 2030 года

Возможности: до 2030 года установлена возможность проведения плановых проверок только в отношении отдельных объектов контроля, что позволит обеспечить дальнейшее снижение нагрузки на бизнес.
Риски: контролируемое лицо не сможет отказаться от профилактического визита, основанного на поручении Президента или Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 N 372 в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности были внесены изменения в ряд актов Правительства РФ, связанных с проведением проверок.

  • Установлена возможность проведения плановых проверок до 2030 года только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности. Данное послабление также не распространяется на виды контроля и надзора, для которых не применяют риск-ориентированный подход.
  • Для государственных и муниципальных образовательных учреждений – школ, детских садов до 2030 года продлена  возможность проведения вместо плановых контрольных мероприятий профилактических визитов (в случае отнесения их объектов контроля к категории чрезвычайно высокого или высокого риска).
  • Установлена возможность проведения обязательного профилактического визита на основании поручений Президента или Правительства РФ. Отказаться от его проведения нельзя, в отличие от обычного профилактического визита. Профилактический визит проводится в том числе в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы. Срок проведения – один рабочий день, но он может быть продлен на четыре рабочих дня. Если в результате будут выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

На сайте Правительства РФ 17.03.2023 напоминают, что контролирующие органы не имеют права проводить проверки, если заблаговременно не внесут эти мероприятия в реестр контрольных мероприятий, который синхронизирован с Порталом госуслуг. Через личный кабинет на Портале госуслуг можно отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые по итогам решения и при необходимости обжаловать их в досудебном порядке с помощью специального сервиса подачи заявлений.

Постановление Правительства РФ от 10.03.2023 N 372 вступило в силу 17 марта 2023, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

Неисполнение обязательств по гособоронзаказу: установлен порядок приостановления полномочий нарушителя по управлению своим бизнесом

Риски: при нарушении обязательств по гособоронзаказу головной исполнитель, исполнитель, единственный поставщик, производитель продукции могут быть лишены полномочий по управлению бизнесом в соответствии с установленными правилами.

С 3 марта 2023 года нарушение исполнителем обязательств по государственному оборонному заказу в период действия военного положения может повлечь приостановление полномочий его органов управления. Это установлено Указом Президента РФ от 03.03.2023 N 139. В целях реализации данного Указа установлены Правила приостановления прав участников (акционеров) хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, и полномочий их органов управления (Постановление Правительства РФ от 21.03.2023 N 438).

На период действия на территории РФ военного положения Правила устанавливают:

‒ порядок приостановления прав участников (акционеров) хозяйственного общества, участвующего в выполнении гособоронзаказа, и полномочий его органов управления;

‒ порядок определения управляющей организации, которая будет осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Правила применяются к организациям, которые являются:

  1. головными исполнителями поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по гособоронзаказу или исполнителями, участвующими в поставках продукции (выполнении работ, оказании услуг) по нему;
  2. хозяйствующими субъектами, включенными в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
  3. производителями продукции по гособоронзаказу, использование которой, ее составных частей или комплектующих изделий предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

Правила не распространяются на организации, находящиеся под прямым или косвенным контролем РФ, ее субъектов, муниципальных образований, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний.

Нарушением обязательств по гособоронзаказу, из-за которого возможно приостановление прав участников организации, считается, например:

  • неоднократное (два или более в течение одного года) или длительное (более 30 дней) нарушение сроков исполнения обязательств;
  • выявленное заказчиком, головным исполнителем (исполнителем) несоответствие качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по гособоронзаказу;
  • установление над организацией прямого или косвенного контроля со стороны иностранных лиц, связанных с недружественными государствами, и другие.

Права участников (акционеров) организаций и полномочия их органов управления приостанавливаются в целях оперативного и бесперебойного обеспечения исполнения госпрограммы вооружения, гособоронзаказа, государственного мобилизационного задания, госпрограмм РФ, федеральных целевых и специальных программ, государственных контрактов, заключаемых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положение вступило в силу с 22 марта 2023 года.

 

Аккредитация и оценка соответствия продукции: какие антикризисные меры будут действовать в 2023 году

Возможности: продление мер поддержки в сфере аккредитации и оценки соответствия продукции позволит предпринимателям снизить финансовые и временные затраты, а также более эффективно осуществлять деятельность в условиях санкционного давления.

В рамках антикризисных мер поддержки Постановлением Правительства РФ от 20.03.2023 N 430 были внесены изменения в положения об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 и 2023 годах, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.

Согласно внесенным изменениям:

  • до конца 2023 года по решению Росаккредитации допускается проведение в удаленной форме выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
  • с 1 марта 2023 года до 1 марта 2024 года включение физлиц в единый реестр экспертов-аудиторов осуществляется на основании заявления об аттестации с приложением необходимых документов и сведений. При этом эксперты-аудиторы, включенные в реестр, должны подтвердить свою компетентность не позднее чем по истечении трех лет, начиная с 1 марта 2024 года;
  • до 1 сентября 2023 года допускается ввоз продукции, которая предназначена для обращения исключительно на территории РФ, без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями (в том числе это единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС, знак обращения на рынке). Затем маркировка должна быть нанесена на продукцию до момента ее реализации потребителю (пользователю);
  • с 1 марта 2023 года до 1 сентября 2023 года для продукции, выпускаемой на территории России, предусмотрена возможность маркировки знаком обращения на рынке или знаком соответствия продукции.

Поправки вступили в силу 21 марта 2023 года.

 

Какие объекты с 30 марта 2023 года можно размещать без оформления права на земельные участки

Возможности: расширение перечня объектов, для размещения которых не нужно оформлять права на земельные участки, позволит поддержать предпринимателей, работающих в сфере общественного питания, а также лиц, осуществляющих капитальный или текущий ремонт зданий, так как строители могут размещать необходимую технику и стройматериалы вблизи места проведения работ.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2023 N 440 внесены изменения в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В частности, в обновленный перечень вошли:

  • сезонные (летние) кафе предприятий общепита,
  • объекты для оказания бытовых услуг,
  • площадки для размещения строительной техники и материалов при текущем или капитальном ремонте зданий.

Упрощенная процедура расположения нестационарных объектов, когда не нужно устанавливать сервитуты и соблюдать правила предоставления участков, предусмотрена гл. V.6 Земельного кодекса РФ.

При этом для летних кафе, нестационарных объектов для оказания бытовых услуг, для организации обслуживания зон отдыха населения, сезонных аттракционов, палаток и лотков, размещаемых в целях организации ярмарок, упрощенная процедура не действует, если указанные объекты расположены на землях лесного фонда.

Постановление Правительства РФ от 21.03.2023 N 440 вступит в силу 30 марта 2023 года.

 

ФТС подготовила инфографику с особенностями таможенного декларирования наличных денег, которые ввозятся в РФ в рамках расчетов по внешнеэкономическим договорам

Возможности: с помощью инфографики ознакомиться с обязанностями резидентов в части таможенного декларирования наличных денег, которые ввозятся в РФ в рамках расчетов по ВЭД с нерезидентами.

С 27 декабря 2022 года резидентам разрешено использовать наличные при расчетах по ВЭД и по договорам займа с нерезидентами, но при соблюдении определенных правил. Эти правила установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 N 2433. В частности, подп. «в» п. 3 данных Правил установлено, что резидент вправе ввезти полученные наличные денежные средства в Россию с соблюдением требований права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании.

В связи с этим в Информации ФТС России от 21.03.2023 направлена для использования в работе инфографика с памяткой по особенностям таможенного декларирования наличных денег, которые ввозятся в РФ в рамках расчетов по внешнеэкономическим договорам. В данной памятке ФТС обратила внимание на следующее:

– на наличные денежные средства распространяются общие требования права ЕАЭС в сфере таможенного регулирования, аналогичные требованиям к товарам;

– в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Смоленской и Свердловской областях таможенное декларирование наличных денег производится на специализированных таможенных постах. В других регионах таможенное декларирование наличных денежных средств осуществляется на таможенных постах (центрах электронного декларирования) этих регионов;

– при таможенном декларировании наличных денежных средств подается отдельная декларация на товары на каждый вид валюты (в памятке даны указания по заполнению декларации);

– при зачислении на свой банковский счет в уполномоченном банке наличных денежных средств резиденты в случаях, установленных Инструкцией N 181-И, представляют в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, в том числе информацию о декларациях на товары, поданных в отношении наличных денежных средств, полученных от нерезидента и ввезенных в Россию;

– резиденты, которые являются стороной внешнеэкономических договоров, должны в срок не позднее 45 рабочих дней после дня проведения расчетов с нерезидентом в наличной иностранной валюте или в рублях представить в уполномоченный банк подтверждающие документы по таким договорам вне зависимости от их постановки на учет в уполномоченном банке. Это касается и расчетов с контрагентами из ЕАЭС.

 

Ужесточена уголовная ответственность за нарушения в сфере экспортного контроля

Риски: с 29 марта 2023 года установлена повышенная уголовная ответственность за незаконные экспорт из РФ или передачу товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ либо незаконное оказание услуг, в отношении которых установлен экспортный контроль, а также уточнен состав данного преступления.

Федеральный закон от 18.03.2023 N 82-ФЗ внес изменения в ст. 189 УК РФ, устанавливающую ответственность за незаконный экспорт из РФ или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. То есть речь идет о случаях, когда для товаров, работ и услуг установлен экспортный контроль.

С 29 марта 2023 года уточняются:

– предмет преступления;

– ответственность за его совершение;

– перечень лиц, которым незаконно передается указанная продукция или для которых выполняются работы (услуги);

– квалифицированные составы преступления.

Установлено, что ответственность за данное деяние наступит, если товары или технологии, вооружение или военная техника переданы (выполнены работы, оказаны услуги) иностранной организации (ее представителю) или иным иностранным лицам. Одно из условий привлечения к ответственности – виновный заведомо знал, что в отношении данных товаров, технологий, работ и услуг установлен экспортный контроль.

Максимальный срок лишения свободы по неквалифицированному составу преступления увеличен с 3 до 7 лет. Квалифицированные составы дополнены новыми признаками (например, совершение преступления с использованием служебного положения).

 

Выплата возмещения по вкладам: что нового для вкладчиков с 18 марта 2023 года

Возможности: теперь заявление о выплате возмещения по вкладам можно подать в электронной форме на официальном сайте Агентства по страхованию вкладов или на Портале госуслуг.

По общему правилу вклады в банках подлежат страхованию. При наступлении страхового случая вкладчик вправе обратиться в Агентство по страхованию вкладов за выплатой страхового возмещения, размер которого рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу на конец дня наступления страхового случая.

Федеральным законом от 18.03.2023 N 83-ФЗ установлена возможность электронной подачи вкладчиком заявления на выплату страхового возмещения в Агентство по страхованию вкладов.

Заявление в электронном виде можно подать:

– на официальном сайте Агентства по страхованию вкладов,

– на Портале госуслуг.

В зависимости от условий идентификации вкладчика установлены требования к подписи заявления.

Отметим, что до внесения поправок было необходимо личное обращение вкладчика с предъявлением документа, удостоверяющего личность, в Агентство или уполномоченный им банк-агент.

Федеральный закон вступил в силу 18 марта 2023 года.

На заметку: размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. Страховое возмещение выплачивается в размере 100% суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 руб. (ч. 6 ст. 10, ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ). В отдельных случаях вкладчик имеет право на получение страхового возмещения в повышенном размере. Подробнее об этом можно узнать в ответе на Вопрос: Как рассчитывается страховое возмещение по вкладам и процентам по ним? в СПС КонсультантПлюс.