С 9 декабря 2022 года надо применять обновленные перечни КБК на 2022 год и плановый период

Риски: если поправки примут, то с 9 декабря 2022 года надо будет применять обновленные перечни КБК на 2022 год и плановый период

Приказом Минфина России от 20.10.2022 N 154н внесены изменения в коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), утвержденные Приказом Минфина РФ от 08.06.2021 N 75н.

В основном скорректировали перечни целевых статей расходов федерального бюджета, в т.ч. направлений расходов. Например, в них отразили ряд затрат за счет резервного фонда правительства.

Небольшие правки внесли в список кодов доходов. Так, в нем указали поступления от межбюджетных трансфертов (кроме субсидий) на создание в образовательных организациях дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет.

 

Поправки о дополнительных выходных для тех, кто ухаживает за детьми-инвалидами, прошли третье чтение

Риски: в случае принятия поправок сотрудник, обеспечивающий уход за детьми-инвалидами, может согласовать с работодателем период отдыха с оплатой по среднему заработку.

Проектом Федерального закона N 171096-8 планируют ввести родителям детей-инвалидов дополнительные выходные дни, использовать которые можно будет 24 дня подряд.

Одному из родителей, опекуну или попечителю хотят дать возможность раз в год брать подряд до 24 дополнительных выходных. Их количество не должно выходить за пределы общего числа дней, которые работник не использовал для ухода за детьми-инвалидами.

Сотрудник согласует с работодателем период такого отдыха. Оплачивать его предлагают по среднему заработку.

Планируют, что поправки вступят в силу с сентября следующего года.

Сейчас для ухода за ребенком-инвалидом сотрудник может взять 4 оплачиваемых выходных в месяц.

С дополнительной информацией можно ознакомиться в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Минфин напомнил о правилах публикации планов ФХД

Риски: план ФХД по-прежнему надо публиковать на сайтах учреждений, если этого требуют отраслевые законы.

Минфин России Письмом от 11.10.2022 N 02-15-10/98363 напомнил о том, что планы ФХД по-прежнему надо публиковать на сайтах учреждений, если этого требуют отраслевые законы.

Ранее, в июле 2022 года, временно отменили лишь обязанность публиковать планы на сайте www.bus.gov.ru. Требования отраслевых законов размещать документы на сайтах учреждений продолжают действовать. Об этом сообщил Минфин России.

Отметим: такое отраслевое требование установлено, например, для учреждений образования и культуры.

Ранее ведомство разъясняло, что приостановка публикации не касается и обязанности направлять планы ФХД Казначейству.

 

Какие объекты ОС учреждения признаются движимым имуществом для целей налогообложения 

Возможности: при отнесении того или иного объекта основных средств к недвижимому имуществу автономному учреждению необходимо руководствоваться правоприменительной практикой.
Риски: основные средства, полученные автономным учреждением на праве оперативного управления, облагаются налогом на имущество, уплачивать который учреждение по общему правилу обязано как их балансодержатель.

В Статье: «Какие объекты ОС признаются движимым имуществом для целей налогообложения?» в СПС КонсультантПлюс эксперт разъяснил, какие тенденции складываются по данному вопросу, приведены ли критерии для квалификации имущества в качестве недвижимого.

Познакомимся подробнее с выводами эксперта.

Правила исчисления налога по имуществу, переданному в оперативное управление

В силу ст. 296 ГК РФ имущество за государственными (муниципальными) учреждениями закрепляется на праве оперативного управления. То есть учреждения владеют, пользуются им в соответствии с целями своей деятельности в пределах, установленных законом. Однако распорядиться этим имуществом учреждения могут только с согласия собственника, которым могут являться Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование ‒ п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.

Движимое и недвижимое имущество. Как разграничить?

На основании ст. 374 НК РФ движимое имущество налогом на имущество организаций не облагается. Но никаких характеристик движимого и недвижимого имущества, а также параметров, позволяющих разграничить это имущество, ни в названной статье, ни в какой другой не установлено.

Критерии для разграничения имущества

В Письме ФНС России от 18.01.2021 N БС-4-21/333@ приведены следующие критерии для разграничения имущества на движимое и недвижимое для целей налогообложения.

К недвижимому имуществу в силу п. 1 и 2 ст. 130 ГК РФ относятся:

‒ объекты, исчерпывающее определение которых в качестве недвижимости имеется в федеральных законах (например, земельные участки, жилые дома, квартиры, машино-места);

‒ иные объекты, указанные в федеральных законах в качестве недвижимости, исчерпывающего определения которых не имеется, но к которым применяются общие критерии для отнесения вещей к недвижимости, указанные в ст. 130 ГК РФ: прочная связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, хозпостройки, сооружения, гаражи).

При этом и суды (см. Определение ВС РФ от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638), и чиновники (см. Письмо ФНС России от 27.12.2021 N БС-4-21/18270@) подчеркивают, что наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в ЕГРН не может использоваться в качестве безусловного критерия для признания имущества в качестве движимого или недвижимого.

Более того, чиновники указывают на целесообразность изучения налогоплательщиками сложившейся судебной практики по данному вопросу. Подобный призыв содержится, например, в Письмах Минфина России от 23.08.2022 N 03-05-05-01/81992, ФНС России от 20.04.2020 N БС-4-21/6581@, от 16.09.2019 N БС-4-21/18539.

Таким образом, для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости или движимому имуществу должны исследоваться сведения из ЕГРН, а при отсутствии этих сведений ‒ документированные основания, подтверждающие:

‒ наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на капитальном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях, и т.п.));

‒ невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (в том числе способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости), наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).

Таким образом, по общему правилу при наличии записей об объекте имущества в ЕГРН объект следует признавать недвижимостью, при отсутствии записей в ЕГРН нужно руководствоваться сложившейся судебной практикой.

 

Командировки работников госсектора: дополнен перечень расходов, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией

Риски: с 1 января 2022 года в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются также выплаты работнику по акту Президента РФ или Правительства РФ в виде безотчетных сумм для возмещения его дополнительных расходов, которые связаны с командированием на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры.

Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ расширен перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ.

В указанный перечень включены:

‒ суточные, выплачиваемые в размерах, установленных актом Президента РФ и (или) Правительства РФ, работникам при направлении их в служебные командировки на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры;

‒ выплаты работнику в виде безотчетных сумм, предусмотренных актом Президента РФ и (или) Правительства РФ, в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с командированием его на указанные территории, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в такой командировке;

‒ премии, присужденные Президентом РФ.

Также дополнен перечень расходов на командировки, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

К этим расходам отнесены предусмотренные актом Президента РФ и (или) Правительства РФ безотчетные суммы, которые выплачиваются работнику для возмещения его дополнительных расходов, связанных с командированием на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры. Размер таких выплат определяется локальным нормативным актом работодателя, но не может превышать 700 руб. за каждый день командировки.

Эти выплаты не облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

Положения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 года.

 

Как исполнять правила внесения ЕНП и какие КВР и КОСГУ применять с 1 января 2023 года

Риски: с 1 января 2023 года обязанность по уплате налогов, страховых взносов по общему правилу исполняется путем внесения единого налогового платежа.

В консльтации эксперт разъяснил: обязанность по уплате налогов, страховых взносов по общему правилу исполняется путем внесения единого налогового платежа.

Пунктом 8 ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ предусмотрено, что принадлежность денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:

1) недоимка (взимается начиная с наиболее раннего момента ее выявления);

2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы (взимаются с момента возникновения обязанности по их уплате);

3) пени;

4) проценты;

5) штрафы.

Примечание: обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) с 01.01.2023 не отменена. При этом введена обязанность по подаче уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 11.3 НК РФ на основании указанных документов совокупная обязанность (общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов) формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица.

В 2023 году государственные (муниципальные) учреждения при оформлении операций применяют Порядки N 82н и 209н.

Как отмечено в Письме Минфина России от 19.08.2022 N 02-05-10/81409, порядок применения КВР и кодов КОСГУ в части отражения расходов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ в 2023 году аналогичен используемому в текущем году.

Так, расходы учреждения на уплату взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды РФ подлежат отражению по КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

Расходы учреждения на уплату налога на имущество организаций и земельного налога отражаются по КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Расходы на уплату иных налогов, включаемых в состав расходов (кроме расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, отражаемых по КВР 851), относятся на КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и подстатью 291 «Налоги, пошлины и сбор» КОСГУ.

Расходы на выплату пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, а также страховых взносов отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» и подстатье 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ.

Дополнительно отметим, что в соответствии с п. 12.1.7 Порядка N 82н операции налогоплательщиков ‒ государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом обложения для которых являются доходы учреждения, по уплате НДС и налога на прибыль, отражаются по статье 180 «Прочие доходы»аналитической группы подвида доходов бюджетов.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ КАДРОВОМУ РАБОТНИКУ

Суд защитил права госслужащего при сокращении штата

Риски: предложить работнику при сокращении все вакансии ‒ это не право работодателя, а его обязанность, при сокращении госслужащему следует предложить и должности, которые перешли от другого госоргана.

Седьмой кассационный суд общей юриспруденции в Определении от 23.08.2022 N 88-12803/2022 по делу  N 2-470/2022  поддержал сотрудника. Под сокращение попал  госслужащий, которому  не предложили должности, перешедшие от другого госоргана.

Аппарат губернатора проводил сокращение. Сотруднику предложили другую должность, тот от нее отказался. Одновременно госоргану передавали функции и должности аппарата регионального правительства. Эти новые ставки сокращаемому не предложили. Наниматель полагал, что их должны получить служащие аппарата правительства.

Сотрудника сократили. Он с решением не согласился, и суд его поддержал. По закону при сокращении госорган должен предлагать все свои вакансии. Должности, которые получили при реорганизации, не исключение. Неважно, что сокращаемый не работал в аппарате правительства и на эти ставки претендовали служащие данной организации. Если на должность есть несколько кандидатов, оценивают преимущественное право.

Отметим: апелляция и кассация отклонили довод о том, что новые должности ввели в штат уже после издания приказа об увольнении. Его утвердили за несколько дней до расторжения контракта, а в последний день работы сотрудника новое штатное расписание уже действовало.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Должны ли ГБУ перечислить доходы от штрафных санкций за нарушение условий контракта в доход бюджета, если финансирование контракта идет за счет средств целевой субсидии?

Возможности: бюджетные учреждения вправе использовать собственные доходы на цели, ради которых учреждение создано, следовательно, перечислять в доход бюджета неустойку по контракту не нужно, поскольку неустойка по контракту – собственный доход учреждения.

В Статье «Применение доходных кодов КОСГУ» в СПС КонсультантПлюс эксперт проанализировал рекомендации Минфина по применению КОСГУ в части учета доходов (поступлений), включенных в группы 100 «Доходы», 400 «Выбытие нефинансовых активов» КОСГУ, направленные Письмом Минфина России от 20.12.2021 N 02-08-10/103863.

К таким доходам относятся следующие поступления:

‒ денежные взыскания (в том числе штрафы, пени) за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров (подстатья 141 КОСГУ);

‒ неустойки (штрафы, пени), поступившие в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом (подстатья 141);

По общему правилу доходы признаются в бухгалтерском учете в результате совершения операций фактов хозяйственной жизни либо наступления событий, вследствие которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала. При этом сумма ожидаемого дохода должна быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»).

Бухгалтерский учет

Доходы от необменных операций в виде неустойки следует отнести на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (Порядок N 209н).

Такие средства признаются собственными доходами, если Ваша организация – бюджетное или автономное учреждение (Письмо Минфина России от 20.09.2012 N 02-06-10/3831). Их надо отразить в учете на дату, когда плательщику предъявлено требование уплатить контрактную неустойку, в сумме, которая указана в подтверждающих документах (пп. 34, 35 Федерального стандарта N 32н).

Неустойку можно вычесть из суммы оплаты по контракту или удержать ее из обеспечения исполнения контракта.

Бюджетные и автономные учреждения могут закрыть получение неустойки зачетом встречных требований (Письмо Минфина России от 24.11.2015 N 02-04-10/68167).

Операции по взысканию учреждением неустойки следует отразить в учете в соответствии с приведенными ниже проводками.

Содержание операции Дебет Кредит Обоснование
Поставщик не оспаривает размер неустойки
Отражение суммы неустойки, предъявленной поставщику (подрядчику, исполнителю) 2 209 41 56X 1 2 401 10 141 Пункт 109 Инструкции N 174н
Поступление суммы неустойки 2 201 11 510,

2 201 34 510

2 209 41 66X 1 Пункт 110 Инструкции N 174н, п. 365 Инструкции N 157н
Забалансовый счет 17
Прекращение встречных требований зачетом обязательств по контракту, принятых за счет приносящей доход деятельности 2 302 XX 83X 3, 1 2 209 41 66X 1 Пункт 110 Инструкции N 174н
Прекращение встречных требований зачетом обязательств по контракту, принятых не за счет приносящей доход деятельности X 302 XX 83X 4, 3, 1 X 304 06 73X 4, 1 Пункт 110, 146 Инструкции N 174н
2 304 06 83X 1 2 209 41 66X 1