ФНС рассказала о расчете налоговых обязательств при выявлении схемы дробления бизнеса

Возможности: при доначислении налоговых обязательств компании-организатору схемы по дроблению бизнеса, должны быть учтены «спецрежимные» налоги, уплаченные «техническими» компаниями-участниками схемы.

Дробление бизнеса – использование нескольких организаций или ИП для искусственного перераспределения между ними выручки, имущества или работников с целью налоговой экономии от применения спецрежимов или налоговых льгот. Схемы по искусственному дроблению часто выявляются в ходе выездных налоговых проверок. В результате компании – организатору схемы доначисляются налоги, подлежащие уплате на ОСН (НДС, налог на прибыль), с оборота всех участников схемы.

В Письме от 14.10.2022 N БВ-4-7/13774@ ФНС России разъяснила, как рассчитывать действительные налоговые обязательства проверяемой организации, признанной организатором схемы:

– суммы налогов, уплаченные участниками схемы дробления бизнеса, должны учитываться при определении налоговых обязательств налогоплательщика – организатора схемы дробления бизнеса. При этом налоги по спецрежимам должны учитываться в первую очередь при определении размера налога на прибыль, а при избыточности платежей для налога на прибыль – в счет НДС;

– если после учета указанных платежей в счет налога на прибыль организаций остается положительная разница (неучтенный остаток), то она подлежит учету при определении иных недоимок, включая косвенные налоги. При этом датами их уплаты будет считаться дата принятия решения по проверке;

– суммы налогов, уплаченных компаниями – участниками схемы, должны учитываться при определении штрафных санкций для проверяемой организации и при определении размера пеней.

Приведенный в Письме порядок будут применять в отношении решений по проверкам которые не вступили в силу; вступили в силу, но срок их обжалования не истек; в отношении которых отсутствует вступившее в силу решение суда первой инстанции (в случае их обжалования).

Рассматриваемое Письмо подготовлено в связи с изменившимся подходом к доначислениям в рамках налоговых проверок с учетом судебной практики. Новый подход ФНС доводила в Письме от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@.

 

ФНС подготовила промостраницу, чтобы мобилизованным было проще разобраться с налоговыми послаблениями

Возможности: с помощью промостраницы на сайте ФНС можно ознакомиться со всеми налоговыми мерами поддержки, которые приняты для мобилизованных граждан и ИП и организаций с мобилизованным учредителем-руководителем.

Для мобилизованных граждан (ИП) и организаций, в которых мобилизован единственный учредитель, исполнявший функции руководителя, на весь период военной службы таких лиц (Постановление Правительства РФ от 20.10.2022 N 1874):

– продлены сроки уплаты налогов и страховых взносов, а в дальнейшем будет действовать отсрочка по их уплате;

– продлены сроки сдачи налоговых деклараций, отчетов о движении денег в иностранных банках и уведомлений об открытии и закрытии счетов в таких банках;

– продлен срок исполнения уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей;

– введен запрет на проведение уже назначенных и назначение новых выездных налоговых проверок, валютных и кассовых проверок, запрет на блокировку счетов;

– не будут применяться налоговые санкции за непредставление деклараций, сведений и так далее.

В Информации ФНС России от 27.10.2022 сообщается, что на сайте ФНС запущена промостраница, где подробно описано, какие льготы по уплате налогов и сдаче отчетности касаются мобилизованных граждан, ИП и вышеуказанных организаций.

Для удобства меры налоговой поддержки разбиты на блоки. В каждом из них есть подразделы с наименованием той или иной меры, где информация представлена максимально удобно: кратко основные тезисы по мере поддержки, на кого она рассчитана и в какие сроки предоставляется. Промостраница будет дополняться по мере принятия новых нормативных актов.

Если у пользователя остались какие-либо вопросы, он может обратиться в ФНС России с помощью специального сервиса.

 

В каком случае реклама в Telegram требует маркировки: ответ от ФАС

Риски: если Telegram используется для донесения информации широкому кругу пользователей через Telegram-каналы, то такая реклама подпадает под действие закона о рекламе и требует маркировки.
Возможности: если Telegram используется в качестве мессенджера для обмена сообщениями с конкретными пользователями, маркировка рекламы не требуется.

В Информации от 26.10.2022 ФАС России разъяснила, в каком случае реклама в Telegram подпадает под действие Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» и требует маркировки.

  • Реклама требует маркировки, если Telegram используется для донесения информации широкому кругу пользователей через Telegram-каналы.
  • Реклама не требует маркировки, если распространяется в Telegram посредством личных сообщений.

Напомним, что с 1 сентября 2022 года введена система прослеживаемости онлайн-рекламы: вся реклама, распространяемая в России через интернет, должна быть промаркирована особым образом. В частности, интернет-реклама должна включать:

  • пометку «Реклама»;
  • указание на рекламодателя или на интернет-страницу, которая содержит информацию о нем.

Перед тем как распространить интернет-рекламу, отдельные категории рекламодателей, а также рекламораспространители и операторы рекламных систем должны обратиться в специальную организацию – к оператору рекламных данных. Подробнее о том, как устроена система прослеживаемости и что необходимо учесть, читайте в Обзоре: «Интернет-реклама: изменения в законе с 1 сентября 2022 года» в СПС КонсультантПлюс.

Также отметим, что за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность. Например, в случае отсутствия возрастной маркировки на рекламе информационной продукции может быть возбуждено дело по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Штраф для юрлиц может составить от 100 000 до 500 000 рублей.

На заметку: что такое реклама и каким требованиям она должна соответствовать, читайте в материале Готовое решение: Что понимается под рекламой в СПС КонсультантПлюс. О требованиях к рекламе в интернете рассказано в Готовом решении: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет в СПС КонсультантПлюс.

 

Банк России принял решение не менять ключевую ставку

Возможности: на заседании 28 октября 2022 года Банк России оставил ключевую ставку на том же уровне ‒ 7,5%.

Совет директоров Банка России 28 октября 2022 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% годовых (Информация Банка России от 28.10.2022).

Комментируя решение, ЦБ РФ отмечает, что текущие темпы прироста потребительских цен в целом остаются низкими, способствуя дальнейшему замедлению годовой инфляции. Инфляционные ожидания населения и бизнеса находятся на повышенном уровне и несколько выросли по сравнению с летними месяцами. Прогноз по инфляции на конец 2022 года уточнен до 12–13% и учитывает в том числе перенос сроков индексации тарифов ЖКХ.

По оценкам Банка России, частичная мобилизация будет сдерживающим фактором для динамики потребительского спроса и инфляции на горизонте ближайших месяцев.

Следующее заседание, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 16 декабря 2022 года.

На заметку: напомним, с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки, определенному на соответствующую дату. С учетом этого изменение ключевой ставки нужно учесть при расчете:

– компенсации за задержку работникам зарплаты;

– процентов, которые должна вернуть инспекция или Фонд за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога (страхового взноса);

– пеней за неуплату налогов и страховых взносов в срок;

– процентов по договору займа;

– законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ);

– процентов за неисполнение обязательств по договору (ст. 395 ГК РФ).

 

ВС РФ опубликовал обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей за 2021-2022 годы

Возможности: новые позиции Пленума ВС РФ помогут разобраться в применении законодательства, связанного с защитой прав потребителей.

В целях формирования единообразного применения и толкования судами норм права при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей, ВС РФ опубликовал Обзор наиболее актуальных вопросов судебной практики, возникших при рассмотрении дел данной категории в 2021-2022 годах. В данном Обзоре представлены выводы суда, сделанные по спорам:

В частности, ВС РФ пришел к следующим выводам:

  • Продавец обязан предоставить потребителю до заключения договора такую информацию о товаре, которая обеспечивала бы возможность свободного и правильного выбора товара покупателем, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения не только относительно потребительских свойств и характеристик товара, правил и условий его эффективного использования, но и относительно юридически значимых фактов о товаре, о которых продавец знал или не мог не знать и о которых он не сообщил покупателю. Например, при заключении договора купли-продажи автомобиля продавец должен сообщить потребителю о том, что он находится в залоге у банка.
  • На изготовителе некачественного товара лежит обязанность по возмещению потребителю убытков в полном объеме, включая уплаченные банку проценты по договору потребительского кредита на целевое приобретение такого товара.
  • На отношения потребителя и исполнителя по реализации маркетинговых программ и иных способов продвижения услуг могут распространяться положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). В том числе это касается обязанности исполнителя по правильному и своевременному начислению баллов в рамках бонусной программы в отношении всех участников программы.
  • Бремя доказывания нарушения потребителем правил использования услуги, как основания для освобождения от ответственности, лежит на исполнителе. Речь идет о п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей, согласно которому изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
  • Экспедитор, принявший на себя обязанности перевозчика, несет перед клиентом гражданско-правовую ответственность за утрату груза. Условия договора транспортной экспедиции об ограничении ответственности экспедитора по сравнению с тем, как его ответственность определена в законе, являются ничтожными.
  • Расторжение договора между потребителем и исполнителем (продавцом) не означает, что к правоотношениям сторон впоследствии не могут быть применены нормы Закона о защите прав потребителей.
  • Закон о защите прав потребителей не предусматривает возможность взыскания неустойки за несвоевременный возврат исполнителем денежных средств при отказе потребителя от услуги надлежащего качества.
  • Акцептом оферты банка об изменении условий кредитного договора могут быть признаны такие действия потребителя финансовой услуги (заемщика), которые прямо свидетельствуют о волеизъявлении последнего на принятие оферты. Банк не вправе расценивать в качестве акцепта такие действия потребителя финансовой услуги, которые могут совершаться с иной целью, в частности действия по распоряжению денежными средствами, находящимися на счете, по получению наличных денежных средств через банкомат и тому подобные действия.
  • В случае выплаты страхового возмещения третьему лицу, пострадавшему в результате взаимодействия ТС, одним из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность владельцев этих ТС, солидарное обязательство прекращается.
  • Непредставление поврежденного ТС на осмотр и/или для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) либо выполнение его ремонта или утилизации до организации страховщиком осмотра могут служить основанием для отказа в страховом возмещении только в том случае, если непредставление поврежденного ТС на осмотр не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков.

Срок исковой давности по регрессным требованиям страховщика, возместившего расходы страховщика ответственности потерпевшего, связанные с выплатой страхового возмещения в порядке прямого возмещения, подлежит исчислению с момента возмещения вреда потерпевшему.

 

Юрлица могут оплачивать корпоративной картой на госуслугах штрафы, пошлины и иные платежи

Возможности: представители компаний теперь могут оплачивать в личном кабинете юрлица на Портале госуслуг госпошлины, штрафы, налоговые и судебные задолженности и совершать иные платежи посредством корпоративной банковской карты.

В Информации на сайте Минцифры от 21.10.2022 сообщается о возможности оплаты корпоративной картой на Портале госуслуг в личном кабинете юрлица. В частности, оплачивать можно:

  • госпошлины;
  • штрафы;
  • судебные и налоговые задолженности организации; 
  • вносить предоплату по тем услугам, где это необходимо.

Чтобы воспользоваться данным сервисом, представителю компании необходимо добавить в личном кабинете корпоративную карту, привязанную к расчетному счету организации:

– перейти в раздел «Платежи» или во вкладку профиля «Банковские карты и счета»,

– ввести данные карты и подтвердить их тестовым платежом.

При оплате на Портале госуслуг привязанная карта будет доступна при выборе способа платежа.

На текущий момент к сервису корпоративной оплаты подключился один банк, но в дальнейшем перечень доступных банков расширится.

Ранее юрлица не имели возможности оплаты картой, они могли только скачивать квитанции для оплаты через другие сервисы.

 

Получателей господдержки инновационной деятельности будут включать в единый реестр

Возможности: создание единого реестра позволит организациям, осуществляющим инновационную деятельность и получающим соответствующую помощь от государства, оформлять заявки на получение новых мер поддержки в упрощенном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2022 N 1826 установлен порядок формирования и ведения Единого реестра конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности (далее – реестр), перечень сведений, включаемых в реестр, порядок размещения и доступа к сведениям, содержащимся в реестре.

Оператором реестра определено Минэкономразвития.

Создание такого реестра позволит реализовать механизм обмена сведениями между государственными и ведомственными информационными системами и информационными ресурсами институтов развития. Это позволит компаниям, ранее получавшим помощь от государства, не предоставлять повторно документы при реализации новых проектов. Госорганы с помощью данного реестра смогут определить эффективность предоставляемой господдержки и получить канал обратной связи с предпринимателями.

Документ принят во исполнение ст. 16.6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и вступит в силу 26 декабря 2022 года.

 

До 31 декабря 2023 года продлены запреты и ограничения на вывоз из РФ определенных видов продукции

Риски: в течение всего 2023 года будет действовать запрет на вывоз из РФ ряда товаров, а также разрешительный порядок вывоза некоторых товаров в страны ЕАЭС (кроме Беларуси).

До 31 декабря 2022 года установлен запрет на вывоз из РФ более 100 наименований товаров (среди них технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование), но установлен ряд исключений, когда запрет на вывоз не действует (Указ Президента РФ от 08.03.2022 N 100, Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 N и N 313). В отношении Киргизии, Армении и Казахстана введен особый разрешительный порядок вывоза, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 N 312. Он подразумевает, что разрешения на вывоз отдельных товаров выдаются профильными ведомствами.

Указом Президента РФ от 26.10.2022 N 773 все эти запреты и ограничения продлены до 31 декабря 2023 года.

 

Платформа «Знай своего клиента»: Банк России ответил на вопросы о порядке применения антиотмывочных поправок

Возможности: ознакомиться с разъяснениями Центробанка по поводу порядка применения ограничений, связанных с отнесением клиента банка к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций

С 1 июля 2022 года установлены обновленные требования к оценке уровня риска совершения клиентами банков подозрительных операций (Федеральный закон от 21.12.2021 N 423-ФЗ). Так, на базе Банка России создана Платформа «Знай своего клиента». Банк России распределяет всех клиентов (юрлиц и ИП) по трем группам риска по принципу светофора (красная, желтая и зеленая зоны) и ежедневно доводит эту информацию через Платформу ЗСК до каждого банка. Однако окончательное решение о том, в какую группу риска включать клиента, принимает сам банк. «Красный» бизнес с высоким уровнем риска может получить от банка отказ на проведение ряда операций.
Банк России в Письме от 30.09.2022 N 12-4-2/8692 разъяснил порядок применения антиотмывочного Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в части функционирования Платформы «Знай своего клиента». В частности, Центробанк указал следующее.  

  1. Банковский счет и банковский вклад (депозит) не может быть закрыт, если до наступления оснований для закрытия счета (вклада) в отношении клиента принято решение об отнесении его к группе высокого риска совершения подозрительных операций. Денежные средства остаются на счете (вкладе) до момента получения банком решения межведомственной комиссии либо суда об отсутствии оснований для применения к клиенту мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, либо регистрации ликвидации юрлица (прекращения физлицом деятельности в качестве ИП), либо исключения такого лица из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Такие разъяснения даны относительно:

ситуации, когда договор банковского счета расторгается на основании п. 3 ст. 859 ГК РФ и до истечения 60 дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора принимается решение об отнесении клиента к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций;
ситуации, когда до даты истечения срока, предусмотренного договором банковского вклада (депозита), вкладчик отнесен к группе высокой степени (уровня) риска.

  1. Банк вправе расторгнуть договор банковского счета с клиентом, в том числе в случае если к клиенту применены меры, предусмотренные п. 5 ст. 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ. При этом кредитной организацией должен соблюдаться запрет на выдачу остатка денежных средств на счете либо на перечисление его на другой счет клиента или на счет третьего лица.
  2. Кредитная организация не вправе вернуть остаток денежных средств, переведенных на специальный счет в Банке России, если клиент отнесен к группе высокой степени риска после перечисления остатка на специальный счет, но до момента обращения клиента за выдачей остатка.
  3. П. 3 ст. 848 ГК РФ не ограничивает условия, которые могут стать причиной отказа в зачислении на банковский счет клиента денежных средств или в их списании со счета клиента.
  4. Норма о безотзывности перевода применима, когда с короткой разницей во времени кредитная организация приняла распоряжение клиента о переводе денежных средств и сразу после этого возникли основания для применения ограничительных мер в отношении клиента.
  5. Вопрос информирования банком клиента о присвоенной Банком России степени риска совершения его контрагентом подозрительных операций Федеральным законом N 115-ФЗ не урегулирован. Прорабатывается вопрос создания на официальном сайте Банка России информационного ресурса, где организации и ИП смогут узнать присвоенную им Банком России степень риска совершения подозрительных операций.
  6. Перечень операций, которые не допускается проводить по банковскому счету (вкладу, депозиту) клиента, отнесенному к группе высокого риска совершения подозрительных операций, является закрытым.

Операции, направленные на зачисление денежных средств на счет такого клиента, не запрещены.

8. Списание по исполнительным документам денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), совершение операций с иным имуществом клиента, отнесенного к группе высокой степени риска, возможны только после исключения указанного клиента из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Перечисление денежных средств осуществляется до списания денежных средств с банковского счета (вклада, депозита) в пользу участников (учредителей) соответствующего юрлица или ИП.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Какие требования предъявляются к сайту организации?

Риски: сайт должен соответствовать требованиям, установленным законодательством об информации. В частности, на сайте должна быть информация о его владельце: наименование, место нахождения, адрес и адрес электронной почты юрлица. Кроме того, должны соблюдаться требования законодательства РФ о защите персональных данных и о рекламе. В зависимости от вида деятельности юрлица к его сайту могут предъявляться дополнительные требования.

По общему правилу юрлицо не обязано иметь свой официальный сайт в сети Интернет. Такого требования Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не содержит. Однако для некоторых организаций наличие официального сайта обязательно. В частности, такие требования действуют для образовательных и медицинских организаций (подп. 21 п. 3 ст. 28, п. 1 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 7 ч. 1 ст. 79, ч. 15 ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. 1, 13 Требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций).

Организация – владелец сайта самостоятельно и по своему усмотрению определяет порядок его использования, в том числе порядок размещения информации на таком сайте (п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ). Владелец может разрабатывать и обслуживать сайт самостоятельно или с привлечением сторонних исполнителей по гражданско-правовому договору. Ограничений на этот счет законодательством не установлено.

Размещая информацию на своем официальном сайте, нужно соблюдать общие требования законодательства РФ об информации и о защите персональных данных. Если размещается рекламная информация, также следует выполнять требования законодательства о рекламе. В зависимости от вида деятельности юрлица к его сайту могут предъявляться дополнительные требования.

Например, в части защиты персональных данных установлено следующее.

Если на сайте обрабатываются персональные данные его посетителей, то владелец сайта становится оператором персональных данных (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных») и обязан выполнять требования, которые предъявляются к операторам. В частности, необходимо:

  • разработать и разместить в том числе на страницах своего сайта, с использованием которого собираются персональные данные, документ, определяющий политику в отношении их обработки, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Также надо обеспечить неограниченный доступ к этой информации (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ);
  • получать согласие на обработку персональных данных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Для выполнения этого требования надо предоставить возможность пользователям сайта выразить свое согласие на обработку таких данных на сайте. Например, можно разместить на сайте чек-бокс, в котором пользователь поставит галочку для подтверждения своего согласия.

Какие требования к сайтам юридических лиц установлены законодательством об информации и предъявляются к размещению рекламы, рассказано в Готовом решении: Что такое официальный сайт юридического лица и какие требования к нему предъявляются (КонсультантПлюс, 2022).