С 25 июля 2022 года Банк России понизил ключевую ставку до 8%

Возможности: своевременно учесть в расчетах изменение значения ключевой ставки.

Совет директоров Банка России принял решение понизить ключевую ставку с 25 июля 2022 года с 9,5% до 8% годовых (Информационное сообщение Банка России от 22.07.2022).

Комментируя решение, ЦБ РФ отмечает, что внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. Вместе с тем инфляционные ожидания населения и бизнеса заметно уменьшились, достигнув уровней весны 2021 года, а снижение экономической активности происходит медленнее, чем Банк России предполагал в июне.

Следующее заседание, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 16 сентября 2022 года.

На заметку: напомним, с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки, определенному на соответствующую дату. С учетом этого изменение ключевой ставки нужно учесть при расчете:

компенсации за задержку работникам зарплаты;

процентов, которые должна вернуть инспекция или Фонд за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога (страхового взноса);

пеней за неуплату налогов и страховых взносов в срок;

процентов по договору займа;

– законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ);

процентов за неисполнение обязательств по договору (ст. 395 ГК РФ).

 

С 14 июля 2022 года увеличена сумма операций с денежными средствами и недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю

Возможности: под обязательный контроль Росфинмониторинга с 14 июля 2022 года подпадают операции с денежными средствами в размере от 1 млн рублей (вместо ранее установленного значения ‒ от 600 тысяч рублей) и недвижимым имуществом в размере от 5 млн рублей (ранее ‒ от 3 млн рублей).
Риски: для организаций и ИП, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, с 14 июля 2022 года расширен объем операций, которые они обязаны выявлять и представлять в Росфинмониторинг. Установлен новый случай, когда операции подлежат обязательному контролю Росфинмониторингом.

Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ увеличены пороговые суммы операций с денежными средствами и недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторинга.

Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступили в силу 14 июля 2022 года.

В частности, установлено:

  • Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 млн (ранее ‒ 600 тысяч) рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн (ранее ‒ 600 тыс.) рублей, или превышает ее. Речь идет об операциях с денежными средствами в наличной форме, операциях по банковским счетам (вкладам), операциях с цифровыми финансовыми активами, зачислении или переводе на счет денежных средств, предоставлении или получении кредита (займа) и иных операциях с движимым имуществом. Аналогичные изменения предусмотрели для зачисления и списания средств по договору лизинга.
  • Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 5 млн (ранее ‒ 3 млн) рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн (ранее ‒ 3 млн) рублей, или превышает ее.

Кроме того, установлен новый случай, когда операции подлежат обязательному контролю. Росфинмониторинг может определить операции в качестве подлежащих обязательному контролю при условии, что сведения о таких операциях будут подлежать представлению в Росфинмониторинг:

‒ кредитными организациями,

‒ профессиональными участниками рынка ценных бумаг,

‒ операторами инвестиционных платформ,

‒ страховыми организациями,

‒ страховыми брокерами,

‒ управляющими компаниями инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ,

‒ кредитными потребительскими кооперативами,

‒ микрофинансовыми организациями,

‒ ломбардами и некоторыми иными субъектами.

При определении операции в качестве подлежащей обязательному контролю Росфинмониторинг устанавливает вид данной операции, сумму ее совершения, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые представляют сведения о данной операции, а также период времени, в течение которого сведения об операции подлежат направлению (не более двух лет).

Напомним, что Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ установлен перечень организаций, представляющих сведения о совершаемых их клиентами операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

В связи с внесенными изменениями Росфинмониторинг в Информационном сообщении от 20.07.2022 обращает внимание организаций, а также ИП, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, на то, что с 14 июля 2022 года для них расширен объем операций, которые они обязаны выявлять и представлять в Росфинмониторинг.

Учитывая вышеизложенное, риелтору следует:

  • привести правила внутреннего контроля в соответствие с новыми положениями не позднее 13.08.2022;
  • обеспечить проведение дополнительного инструктажа по изучению обновленных требований;

обеспечить своевременное выявление и представление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

 

ЦБ РФ снял для импортеров валютные ограничения по размеру аванса

Возможности: с 20 июля 2022 года для импортеров услуг и результатов интеллектуальной деятельности больше не действует ограничение в размере аванса.

Для обеспечения финансовой стабильности в связи с санкциями ЦБ РФ определяет, в частности, предельный размер предоплаты, которую резиденты могут переводить иностранным компаниям и физлицам-нерезидентам, а также виды контрактов, подпадающих под это правило (Указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126).

Такое ограничение с апреля 2022 года ЦБ РФ установил для большинства контрактов в размере 30% от суммы обязательств по контракту, но затем постепенно снимал укзанное ограничение по размеру аванса (предоплаты) (Решения Совета директоров Банка России от 25.03.2022 «Об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов», от 01.04.2022 «Об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов», от 15.04.2022 «О неприменении ограничения по 30%-ному порогу авансирования к отдельным видам контрактов (договоров)»).

Решением Совета директоров от 19.07.2022 Банк России с 20 июля 2022 года полностью отменил свои Решения от 01.04.2022 об установлении размеров сумм отдельных операций резидентов и нерезидентов и от 15.04.2022 о неприменении ограничения по 30%-ному порогу авансирования к отдельным видам контрактов (договоров).

Больше не действует ограничение в размере аванса в договорах, по которым иностранные компании и физлица:

  • оказывают резидентам (кроме граждан – не ИП, российских банков и госкорпорации развития «ВЭБ.РФ») услуги;
  • выполняют для них работы;
  • передают им информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них.

В Информации от 20.07.2022 регулятор поясняет, что смягчил требования для компаний-импортеров, отменив 30%-ный лимит по авансам в пользу нерезидентов по импортным контрактам на услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности, который действовал с апреля 2022 года. Это сделано для поддержки внешнеэкономической деятельности, создания условий для выстраивания новых логистических цепочек по импортным поставкам.

Кроме того, указанным Решением Банк России снял запрет для банков-нерезидентов из недружественных стран заключать на российском валютном рынке сделки купли-продажи одной иностранной валюты в обмен на другую, а также соответствующие поставочные валютные форварды и своп-договоры. При условии, что цены в этих договорах не будут отклоняться более чем на 2% от цен на аналогичные инструменты на российских биржевых торгах и на международных рынках на момент заключения. При этом запрет, установленный по рублевым сделкам, а также для нерезидентов, не являющихся банками, сохраняется. Это будет помогать российским банкам удовлетворять спрос компаний и граждан на конкретную иностранную валют

 

Акционерные общества: какие временные особенности работы и проведения процедур установлены в 2022 году

Возможности: годовое общее собрание акционеров может быть проведено в сроки, определяемые советом директоров (наблюдательным советом) АО, но не позднее 30 сентября 2022 года; в два раза больше времени дано на составление ряда протоколов.

Федеральным законом от 14.07.2022 N 292-ФЗ в 2022 году установлены специальные сроки некоторых корпоративных процедур для АО:

  • годовое общее собрание акционеров можно провести в сроки, определяемые советом директоров (наблюдательным советом) АО, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев (вместо шести месяцев) после окончания отчетного года (до 30 сентября);
  • протокол об итогах голосования составляется в срок не позднее шести рабочих дней (вместо трех рабочих дней) после даты закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
  • решения, принятые общим собранием акционеров, и итоги голосования могут оглашаться на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, а также должны доводиться до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в форме отчета об итогах голосования в срок не позднее восьми рабочих дней (вместо четырех рабочих дней) после даты закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении собрания в форме заочного голосования;
  • протокол общего собрания акционеров составляется в срок не позднее шести рабочих дней (вместо трех рабочих дней) после даты закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах;
  • протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО составляется в срок не позднее шести дней (вместо трех дней) после даты его проведения.

Также Федеральным законом N 292-ФЗ с 14 июля 2022 года установлены особенности работы обществ:

  • до 31 декабря 2023 года предусмотрена возможность не создавать совет директоров (наблюдательный совет) в АО и ООО по решению общего собрания, если компания находится под иностранными санкциями;
  • до 31 декабря 2022 года предусматривается сохранение полномочий ранее избранного состава совета директоров (наблюдательного совета) АО до обновления своего состава в случае сокращения количества его членов, но при условии, что осталось не менее трех человек (даже если количество членов совета стало меньше требуемого законом или уставом общества).

Кроме того, в целях снижения санкционного давления рассматриваемым документом введены нормы, устанавливающие особенности регулирования ценных бумаг.

С этой же целью Федеральным законом от 14.07.2022 N 286-ФЗ введены некоторые послабления в антимонопольном регулировании. В частности, в 2022 году сделки с акциями, долями, имуществом, правами в отношении коммерческой организации (если суммарная стоимость активов такой организации и ее группы не превышает 2 млрд рублей) можно совершать без предварительного согласия ФАС, но с обязательным уведомлением в течение 30 дней после сделки.

На заметку: следить за текущими изменениями в сфере корпоративного законодательства можно с помощью Обзора: «Основные изменения в корпоративном законодательстве (АО и ООО) в 2021-2022 годах» в СПС КонсультантПлюс.

 

Какие сведения в распоряжении об отмене доверенности необходимо указывать с 11 января 2023 года

Риски: с 11 января 2023 года при оформлении распоряжения об отмене доверенности необходимо будет указывать больше информации о доверителе и доверенном юрлице.

Федеральным законом от 14.07.2022 N 339-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.

В частности установлено, что с 11 января 2023 года распоряжение об отмене доверенности, за исключением нотариально удостоверенной доверенности, представленное доверителем или его представителем в электронной форме, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) доверителя или его представителя и дополнительно содержать сведения, которые сейчас не обозначают:

  • о доверителе-физлице – ИНН, СНИЛС;
  • о доверителе-юрлице – ФИО лица, действующего от имени юрлица без доверенности, и его СНИЛС;
  • о доверенном юрлице (лицах) – полное наименование, ИНН либо основной государственный регистрационный номер; если распоряжение подписывает представитель по доверенности, он должен указать свои данные – ФИО, дата рождения, серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, ИНН, СНИЛС, адрес электронной почты и предоставить доверенность в электронной форме в машиночитаемом виде;
  • о доверенности – период выдачи отменяемой доверенности (если не указана точная дата).

Сведения об отмене доверенности для внесения в реестр распоряжений об отмене доверенностей могут быть направлены заявителем ежедневно, круглосуточно, безвозмездно через единую информационную систему нотариата, в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, Федеральным законом N 339-ФЗ с 14 июля 2022 года уточняется порядок использования УКЭП при участии в правоотношениях юридических лиц, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, а также ИП. Например, предусматривается, следующее:

  • в случае выдачи сертификата ключа проверки ЭП юрлица, не являющегося квалифицированным сертификатом юрлица, в качестве владельца сертификата такого ключа наряду с указанием наименования юрлица может указываться физлицо, действующее от имени юрлица на основании доверенности;
  • в случае если квалифицированная ЭП ИП применяется только для автоматического создания ЭП в электронном документе и (или) автоматической проверки ЭП в электронном документе, используется только квалифицированная ЭП ИП, который осуществляет функции оператора соответствующей информационной системы.

Федеральная нотариальная палата несет солидарную ответственность за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки ЭП, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр.

Кроме того, документом определен порядок хранения и использования документов, находившихся у нотариусов после совершения ими нотариальных действий, документов нотариусов, прекративших свои полномочия, документов государственных нотариальных контор, а также нотариальных документов органов местного самоуправления.

На заметку: подробнее о том, как можно отменить ранее выданную доверенность, читайте в Готовом решении: В каком порядке можно отменить (отозвать) доверенность в СПС КонсультантПлюс.