ФНС утвердила формы уведомлений и отчета по прослеживаемым товарам
Риски: с 10 сентября 2021 года нужно использовать утвержденные формы и форматы уведомлений и отчета по прослеживаемым товарам.
С 8 июля 2021 года начала действовать национальная система прослеживаемости товаров. О том, как она работает, кто в ней участвует и какие обязанности появились у участников, можно узнать в Путеводителе. Что нужно знать о прослеживаемости товаров в СПС КонсультантПлюс.
Приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ утверждены форма, формат и порядок заполнения для следующих документов:
– уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС;
– уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства – члена ЕАЭС на территорию РФ;
– уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости;
– отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Обновленные формы применяются с 10 сентября 2021 года. До этого используются рекомендуемые формы из Письма ФНС России от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@.
Отличий у вновь утвержденных форм с рекомендуемыми немного. Например, во всех формах учтено, что отчеты об операциях и корректировочные уведомления может подавать правопреемник реорганизованной организации. Какие еще изменения внесены, рассказано в Обзоре «С 10 сентября скорректируют формы и порядок заполнения отчетов и уведомлений по прослеживаемости» в СПС КонсультантПлюс.
ФСС РФ направил примерные критерии отбора страхователей при планировании выездных проверок
Возможности: использовать примерные критерии для самостоятельной оценки своей деятельности в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на травматизм и оценки вероятности выездной проверки со стороны регионального отделения Фонда.
ФСС РФ в Информации от 09.08.2021 привел примерные критерии отбора страхователей при планировании выездных проверок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, используемые региональными отделениями ФСС РФ.
Источником данных для проведения анализа и самостоятельной оценки рисков для страхователей являются расчеты по форме 4-ФСС и РСВ.
Примерные критерии отбора страхователя на выездную проверку следующие:
- Средняя заработная плата ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли или по виду экономической деятельности.
- Непредставление в ходе камеральных проверок необходимых пояснений и (или) документов, запрашиваемых региональным отделением ФСС.
- Неоднократное представление уточненных расчетов, в которых изменяется величина облагаемой базы от ранее заявленной более чем на 10%.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в региональных отделениях ФСС в связи с изменением места его нахождения («миграция» между региональными отделениями Фонда).
- Изменение размера тарифа страховых взносов на травматизм без изменения основного вида экономической деятельности.
- Фонд оплаты труда, облагаемый взносами на травматизм, меньше фонда оплаты труда, облагаемого взносами на ВНиМ.
- Наличие начисленных страховых взносов с сумм выплат и вознаграждений (ФОТ) работающих инвалидов в размере 60% от установленного страхового тарифа.
- Расходы по взносам на травматизм, объем которых составляет 50% и больше от начисленных страховых взносов на травматизм.
В Информации ФСС к каждому критерию приведена формула и методика, по которой он рассчитывается.
В Письме от 22.07.2021 N 02-08-01/06-06-12864л ФСС РФ отмечает, что, используя эти примерные критерии, страхователь может самостоятельно выявлять и исправлять ошибки, допущенные им при исчислении страховых взносов, а также оценить соответствующие риски. Это позволит страхователю своевременно уточнять свои обязательства и не нарушать законодательство РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Возможности: обновленные правила существенно не отличаются от действующих, но в них закреплены и новые положения, например о контроле со стороны ФСС.
В 2022 году дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами работодатель по-прежнему будет оплачивать работнику из собственных средств. Потом эти расходы ФСС РФ возместит за счет средств из федерального бюджета (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1320 утверждены Правила возмещения территориальным органом ФСС РФ страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю).
Новые правила существенно не отличаются от действующих, установленных в п. 14 Положения о выплатах пособий по ВНиМ в 2021 году, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375.
Так, для возмещения расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами работодатель представляет в территориальный орган ФСС РФ:
– заявление о возмещении расходов по установленной форме,
– заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
Отделение ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения вышеназванных документов принимает решение либо о возмещении расходов работодателю, либо об отказе. Фонд примет решение об отказе, если будет установлено, что расходы на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами:
– произведены страхователем с нарушением законодательства РФ,
– не подтверждены документами,
– произведены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Если принято положительное решение, то в течение двух рабочих дней со дня принятия этого решения средства будут перечислены на расчетный счет работодателя.
Дополнительно закреплено, что территориальный орган ФСС РФ осуществляет контроль за полнотой и достоверностью представленных документов. За недостоверность либо сокрытие документов и сведений работодатель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Расходы, излишне понесенные Фондом из-за недостоверности представленных страхователем документов и сведений или их сокрытия, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством РФ.
Такие уточнения потребовались в связи со вступлением в силу с 2022 года поправок, предусмотренных Федеральным законом от 30.04.2021 N 126-ФЗ. Подробнее о них читайте в обзоре «Что изменится для работодателей с 2022 года в связи с окончательным закреплением механизма прямых выплат в законодательстве» на нашем сайте.
На заметку: как предоставить работнику дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, можно узнать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
ФНС утвердила формат электронной доверенности для подписания налоговых деклараций
Возможности: доверенность на подписание налоговых деклараций с 1 июля 2021 года можно оформить в электронном виде.
Риски: если оформлена электронная доверенность, то с 22 августа 2021 года должен быть соблюден утвержденный ФНС формат.
Согласно правилам, действующим с 1 июля 2021 года, если отчетность подписывает уполномоченный представитель налогоплательщика, то к налоговой декларации (расчету) при сдаче в ИФНС прилагается копия документа, подтверждающего его полномочия, либо подтверждающий полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя (абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронном виде и порядок его направления по ТКС утверждает ФНС (абз. 4 п. 5 ст. 80 НК РФ).
ФНС России Приказом от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ утвердила:
– формат доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика подписывать отчетность,
– порядок направления электронной доверенности по ТКС.
Доверенность по установленному формату направляется доверителем либо представителем в налоговый орган, в котором доверитель состоит на учете (код которого указывается в поле «Код налогового органа, в который представляется доверенность, созданная в электронной форме»), с усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
Составить доверенность можно в отношении одного налогового органа, нескольких или всех сразу. Для этого в поле «Код налогового органа, в отношении которого действует доверенность» нужно указать один или несколько кодов налогового органа. Если доверенность составляется в отношении всех налоговых органов, то это поле оставляется пустым.
Доверенность должна быть направлена в налоговый орган до начала электронного документооборота с представителем.
Приказ вступает в силу 22 августа 2021 года.
Риски: лицо, располагающее документами о сделке, может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, в случае их непредставления по требованию ИФНС, направленному в том числе вне рамок проведения налоговой проверки.
ФНС России в Информации от 10.08.2021 разъяснила порядок привлечения к ответственности за непредставление документов по требованию налогового органа, направленному вне рамок проведения налоговой проверки.
До 1 апреля 2020 года лицо, располагающее документами о сделке при непредставлении документов о ней в отсутствие проведения проверки привлекалось к ответственности в соответствии со ст. 129.1 НК РФ. Нарушителю назначался штраф в размере 5 тыс. рублей. Привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ производилось только в случае истребования документов при проведении налоговой проверки.
ФНС напоминает, что Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ были внесены изменения в п. 6 ст. 93.1 НК РФ. С 1 апреля 2020 года допускается привлечение лица к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки документов по сделке независимо от проведения налоговой проверки. При этом нарушителю назначается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Таким образом, с 1 апреля 2020 года лицо, располагающее документами о сделке, может быть привлечено к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае их непредставления по требованию налогового органа, направленному вне рамок проведения налоговой проверки.
ФНС предупредила: все продавцы товаров должны указывать в чеке «меру количества предмета расчета»
Риски: за отсутствие в чеке номенклатуры товара и меры его количества предусмотрен штраф.
ФНС России в Письме от 28.07.2021 N АБ-4-20/10633@ напоминает, что реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108) мог не включаться в состав кассового чека отдельными категориями пользователей ККТ до 1 февраля 2021 года. Речь про ИП на ПСН, УСН и ЕСХН.
После указанной даты реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108) должен включаться в состав кассового чека всеми пользователями ККТ, применяющими формат фискальных документов версии 1.2 (далее – ФФД версии 1.2), в отношении всех видов товаров:
- не подлежащих обязательной маркировке,
- штучных и дробных товаров, подлежащих обязательной маркировке.
За отсутствие в кассовом чеке наименования товара или услуги предусмотрен штраф по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для руководителя и ИП – от 1 500 до 3 000 руб.;
- для организации – от 5 000 до 10 000 руб.
ФНС также напоминает, что Приказом от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ утверждены обязательные для использования дополнительные реквизиты и форматы фискальных документов. Приказ также ввел новый ФФД версии 1.2, обеспечивающий обмен данными при расчетах за маркированные товары с системой маркировки «Честный ЗНАК».
Приказ N ЕД-7-20/662@ также заменил в чеке реквизит «единица измерения предмета расчета» (тег 1197) на новый реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108) – грамм, килограмм, тонна, минута, час, метр, литр и т.д. Подробнее об этом читайте в обзоре на нашем сайте «ККТ: утверждены дополнительные реквизиты и новые форматы фискальных документов для реализации маркированных товаров и не только».
На заметку: проверить, все ли обязательные реквизиты содержит чек, помогут материалы в СПС КонсультантПлюс:
- Типовая ситуация: Обязательные реквизиты кассового чека (издательство «Главная книга», 2021),
- Готовое решение: Что должно быть в кассовом чеке (КонсультантПлюс, 2021)
Возможности: ознакомиться с выводами ВС РФ и КС РФ по вопросам привлечения к ответственности организации и ее должностных лиц, исчисления налога на имущество по неиспользуемому нежилому помещению, получения права на учет расходов даже в случае выявления налоговой схемы и по другим вопросам, которые помогут отстоять свою позицию в подобной спорной ситуации.
В Письме от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 ФНС направила для использования в работе Обзор правовых позиций по налогообложению, отраженных в судебных актах Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во II квартале 2021 года.
Высшие суды сделали следующие выводы:
– одни и те же фактические обстоятельства не должны вести к разным последствиям при привлечении к ответственности организации и ее должностного лица (если организация освобождена судом от штрафа за какое-либо налоговое нарушение, то привлечение к ответственности должностного лица за это же нарушение возможно только в случае специального обоснования);
– налог на имущество организаций может считаться по кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения, которое фактически не используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, но расположено в здании, относящемся к торговому центру;
– нарушение сроков совершения определенных действий в рамках проводимых мероприятий налогового контроля не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки во внесудебном порядке, но ограничивает возможность взыскания пределами двух лет;
– даже в случае выявления необоснованной налоговой выгоды налогоплательщик, который посодействует устранению потерь бюджета путем раскрытия информации о настоящем контрагенте, может получить право на учет фактически понесенных по сделке расходов (об этом выводе ВС РФ можно прочитать в обзоре на нашем сайте);
– в отношении товаров, приобретенных у организаций-банкротов в рамках осуществления их текущей деятельности в период до 1 января 2021 года, покупатели принимают к вычету НДС с таких покупок на общих основаниях;
– «входной» НДС, предъявленный в ходе строительства, может быть принят к вычету организацией, которая ранее применяла УСН, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода на ОСН;
– возможность перерасчета налоговой базы в периоде выявления ошибки не зависит от финансового результата, полученного организацией в периоде ее возникновения. Значение имеет влияние допущенной ошибки на состояние расчетов с бюджетом с периода ее возникновения до периода, в котором налогоплательщик заявил перерасчет. Если в периоде совершения ошибки получен убыток, а в последующих периодах возникла переплата по налогу, так как из-за ошибки была занижена сумма перенесенного убытка, то ошибку можно исправить в периоде, когда она выявлена;
– для целей исчисления земельного налога на вновь образованные земельные участки необходимо исходить из кадастровой стоимости разделенного земельного участка, установленной судом в размере его рыночной стоимости.
ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Можно ли в целях налога на прибыль признать расходы, связанные с маркировкой товаров
Возможности: расходы, относящиеся к работе с маркированными товарами, можно учесть по налогу на прибыль, но они должны быть подтверждены и обоснованы.
Минфин России в Письме от 18.05.2021 N 03-03-05/37826 разъяснил, как учитывать для целей налога на прибыль организаций затраты на оплату услуг оператора информационной системы за маркировку товаров, а также отдельные виды затрат, связанные с использованием оборудования для маркировки продукции.
Минфин отмечает, что в НК РФ нет особых правил для учета затрат на маркировку товаров, но этого и не требуется.
Согласно ст. 252 НК РФ в целях налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Таким образом, нормы ст. 252 НК РФ позволяют учитывать любые расходы налогоплательщика, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
На заметку: оборудование для маркировки в зависимости от его стоимости может быть учтено либо как основное средство, либо как материальные затраты. И списано либо через амортизацию, либо единовременно при вводе в эксплуатацию. Затраты на программное обеспечение, на оплату услуг операторов электронного документооборота, на плату за генерацию кода маркировки также можно учесть в обычном порядке. Так, расходы по оплате кода маркировки, на приобретение сканера и других расходных материалов, необходимых для маркировки товаров, учитываются в составе косвенных материальных расходов единовременно (ст. 254 НК РФ).
Расходы, связанные с приобретением программного обеспечения, необходимого для работы с информационной системой маркировки и с участниками электронного документооборота, и другие подобные затраты учитываются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 25 и 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подробнее читайте в Статье: Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 348 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации упакованной воды» (Натырова Е.В., «Нормативные акты для бухгалтера», 2020, N 11) в СПС КонсультантПлюс.
Роспатент рассказал про новые налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности
Возможности: ознакомиться с новыми льготами по налогу на прибыль для владельцев исключительных прав.
Роспатент сообщает, что вступили в силу изменения в НК РФ, касающиеся интеллектуальной собственности (Информация Роспатента от 06.08.2021). Речь идет о льготах, установленных Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
- Возобновлена льгота об учете в составе расходов на НИОКР расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в НИОКР (подп. 3.2 п. 2 ст. 262 НК РФ). Льгота введена бессрочно с 1 января 2021 года.
Такой тип расходов можно учесть с коэффициентом 1,5, если затраты на исследования и разработки входят в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988. - Субъекты РФ наделены правом по установлению пониженной ставки по налогу на прибыль от предоставления прав использования РИД по лицензионному договору, в том числе в рамках экспорта (пп. 1.8-3 ст. 284 НК РФ). Речь о возможности снижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта.
Для применения пониженной ставки нужно вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего региона РФ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности.
Регионы должны установить льготируемые виды РИД, размер льготной налоговой ставки (в пределах от 0% до 17% в региональной части отчислений по налогу на прибыль), дополнительные условия применения налоговой ставки.
Роспатент отмечает, что оба мероприятия реализованы в рамках «дорожной карты» по трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
УСН: можно ли учесть расходы по акту с факсимильной подписью
Риски: первичные учетные документы с факсимильным воспроизведением подписей не принимаются контролирующими органами в качестве оправдательных документов для целей исчисления как УСН, так и налога на прибыль.
В Письме от 10.06.2021 N 03-11-11/45946 Минфин России напоминает, что один из обязательных реквизитов первичного документа – это подпись с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации подписавшегося (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Поэтому для документального подтверждения расходов в целях УСН необходимо, чтобы документы были подписаны собственноручной подписью.
Использование при совершении сделок факсимиле допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Подписание платежных документов и документов, имеющих финансовые последствия (например, акта выполненных работ) к таким случаям не относится. Поэтому Минфин против учета расходов при УСН по акту выполненных работ, оформленному с использованием факсимильной подписи.
На заметку: этот вывод распространяется и на учет расходов в целях налога на прибыль (Письмо Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81951).