ФНС утвердила формы уведомлений и отчета по прослеживаемым товарам

Риски: с 10 сентября 2021 года нужно использовать утвержденные формы и форматы уведомлений и отчета по прослеживаемым товарам.

​С 8 июля 2021 года начала действовать национальная система прослеживаемости товаров. О том, как она работает, кто в ней участвует и какие обязанности появились у участников, можно узнать в Путеводителе. Что нужно знать о прослеживаемости товаров  в СПС КонсультантПлюс.
Приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ утверждены форма, формат и порядок заполнения для следующих документов:
– уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС;
– уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства – члена ЕАЭС на территорию РФ;
– уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости;
– отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Обновленные формы применяются с 10 сентября 2021 года. До этого используются рекомендуемые формы из Письма ФНС России от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@.
Отличий у вновь утвержденных форм с рекомендуемыми немного. Например, во всех формах учтено, что отчеты об операциях и корректировочные уведомления может подавать правопреемник реорганизованной организации. Какие еще изменения внесены, рассказано в Обзоре «С 10 сентября скорректируют формы и порядок заполнения отчетов и уведомлений по прослеживаемости» в СПС КонсультантПлюс.

 

ФСС РФ направил примерные критерии отбора страхователей при планировании выездных проверок

Возможности: использовать примерные критерии для самостоятельной оценки своей деятельности в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на травматизм и оценки вероятности выездной проверки со стороны регионального отделения Фонда.

ФСС РФ в Информации от 09.08.2021 привел примерные критерии отбора страхователей при планировании выездных проверок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, используемые региональными отделениями ФСС РФ.

Источником данных для проведения анализа и самостоятельной оценки рисков для страхователей являются расчеты по форме 4-ФСС и РСВ.

Примерные критерии отбора страхователя на выездную проверку следующие:

  1. Средняя заработная плата ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли  или по виду экономической деятельности.
  2. Непредставление в ходе камеральных проверок необходимых пояснений и (или) документов, запрашиваемых региональным отделением ФСС.
  3. Неоднократное представление уточненных расчетов, в которых изменяется величина облагаемой базы от ранее заявленной более чем на 10%.
  4. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в региональных отделениях ФСС в связи с изменением места его нахождения («миграция» между региональными отделениями Фонда).
  5. Изменение размера тарифа страховых взносов на травматизм без изменения основного вида экономической деятельности.
  6. Фонд оплаты труда, облагаемый взносами на травматизм, меньше фонда оплаты труда, облагаемого взносами на ВНиМ.
  7. Наличие начисленных страховых взносов с сумм выплат и вознаграждений (ФОТ) работающих инвалидов в размере 60% от установленного страхового тарифа.
  8. Расходы по взносам на травматизм, объем которых составляет 50% и больше от начисленных страховых взносов на травматизм.

В Информации ФСС к каждому критерию приведена формула и методика, по которой он рассчитывается.

В Письме от 22.07.2021 N 02-08-01/06-06-12864л ФСС РФ отмечает, что, используя эти примерные критерии, страхователь может самостоятельно выявлять и исправлять ошибки, допущенные им при исчислении страховых взносов, а также оценить соответствующие риски. Это позволит страхователю своевременно уточнять свои обязательства и не нарушать законодательство РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Как с 2022 года работодателям возмещать расходы на оплату дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами

Возможности: обновленные правила существенно не отличаются от действующих, но в них закреплены и новые положения, например о контроле со стороны ФСС.

В 2022 году дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами работодатель по-прежнему будет оплачивать работнику из собственных средств. Потом эти расходы ФСС РФ возместит за счет средств из федерального бюджета (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1320 утверждены Правила возмещения территориальным органом ФСС РФ страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю).

Новые правила существенно не отличаются от действующих, установленных в п. 14 Положения о выплатах пособий по ВНиМ в 2021 году, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375.

Так, для возмещения расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами работодатель представляет в территориальный орган ФСС РФ:

– заявление о возмещении расходов по установленной форме,

– заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Отделение ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения вышеназванных документов принимает решение либо о возмещении расходов работодателю, либо об отказе. Фонд примет решение об отказе, если будет установлено, что расходы на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами:
– произведены страхователем с нарушением законодательства РФ,
– не подтверждены документами,
– произведены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Если принято положительное решение, то в течение двух рабочих дней со дня принятия этого решения средства будут перечислены на расчетный счет работодателя.

Дополнительно закреплено, что территориальный орган ФСС РФ осуществляет контроль за полнотой и достоверностью представленных документов. За недостоверность либо сокрытие документов и сведений работодатель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Расходы, излишне понесенные Фондом из-за недостоверности представленных страхователем документов и сведений или их сокрытия, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством РФ.

Такие уточнения потребовались в связи со вступлением в силу с 2022 года  поправок, предусмотренных Федеральным законом от 30.04.2021 N 126-ФЗ. Подробнее о них читайте в обзоре «Что изменится для работодателей с 2022 года в связи с окончательным закреплением механизма прямых выплат в законодательстве» на нашем сайте.

На заметку: как предоставить работнику дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, можно узнать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС утвердила формат электронной доверенности для подписания налоговых деклараций

Возможности: доверенность на подписание налоговых деклараций с 1 июля 2021 года можно оформить в электронном виде.
Риски: если оформлена электронная доверенность, то с 22 августа 2021 года должен быть соблюден утвержденный ФНС формат.

Согласно правилам, действующим с 1 июля 2021 года, если отчетность подписывает уполномоченный представитель налогоплательщика, то к налоговой декларации (расчету) при сдаче в ИФНС прилагается копия документа, подтверждающего его полномочия, либо подтверждающий полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя (абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронном виде и порядок его направления по ТКС утверждает ФНС (абз. 4 п. 5 ст. 80 НК РФ).

ФНС России Приказом от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ утвердила:
формат доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика подписывать отчетность,
порядок направления электронной доверенности по ТКС.

Доверенность по установленному формату направляется доверителем либо представителем в налоговый орган, в котором доверитель состоит на учете (код которого указывается в поле «Код налогового органа, в который представляется доверенность, созданная в электронной форме»), с усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Составить доверенность можно в отношении одного налогового органа, нескольких или всех сразу. Для этого в поле «Код налогового органа, в отношении которого действует доверенность» нужно указать один или несколько кодов налогового органа. Если доверенность составляется в отношении всех налоговых органов, то это поле оставляется пустым.

Доверенность должна быть направлена в налоговый орган до начала электронного документооборота с представителем.

Приказ вступает в силу 22 августа 2021 года.

 

Что грозит за непредставление документов по требованию налогового органа вне рамок налоговой проверки

Риски: лицо, располагающее документами о сделке, может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, в случае их непредставления по требованию ИФНС, направленному в том числе вне рамок проведения налоговой проверки.

​ФНС России в Информации от 10.08.2021 разъяснила порядок привлечения к ответственности за непредставление документов по требованию налогового органа, направленному вне рамок проведения налоговой проверки.

До 1 апреля 2020 года лицо, располагающее документами о сделке при непредставлении документов о ней в отсутствие проведения проверки привлекалось к ответственности в соответствии со ст. 129.1 НК РФ. Нарушителю назначался штраф в размере 5 тыс. рублей. Привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ производилось только в случае истребования документов при проведении налоговой проверки.

ФНС напоминает, что Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ были внесены изменения в п. 6 ст. 93.1 НК РФ. С 1 апреля 2020 года допускается привлечение лица к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки документов по сделке независимо от проведения налоговой проверки. При этом нарушителю назначается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Таким образом, с 1 апреля 2020 года лицо, располагающее документами о сделке, может быть привлечено к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае их непредставления по требованию налогового органа, направленному вне рамок проведения налоговой проверки.

 

ФНС предупредила: все продавцы товаров должны указывать в чеке «меру количества предмета расчета»

Риски: за отсутствие в чеке номенклатуры товара и меры его количества предусмотрен штраф.

ФНС России в Письме от 28.07.2021 N АБ-4-20/10633@ напоминает, что реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108) мог не включаться в состав кассового чека отдельными категориями пользователей ККТ до 1 февраля 2021 года. Речь про ИП на ПСН, УСН и ЕСХН.

После указанной даты реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108) должен включаться в состав кассового чека всеми пользователями ККТ, применяющими формат фискальных документов версии 1.2 (далее – ФФД версии 1.2), в отношении всех видов товаров:

  • не подлежащих обязательной маркировке,
  • штучных и дробных товаров, подлежащих обязательной маркировке.

За отсутствие в кассовом чеке наименования товара или услуги предусмотрен штраф по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для руководителя и ИП – от 1 500 до 3 000 руб.;
  • для организации – от 5 000 до 10 000 руб.

ФНС также напоминает, что Приказом от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ утверждены обязательные для использования дополнительные реквизиты и форматы фискальных документов. Приказ также ввел новый ФФД версии 1.2, обеспечивающий обмен данными при расчетах за маркированные товары с системой маркировки «Честный ЗНАК».

Приказ N ЕД-7-20/662@ также заменил в чеке реквизит «единица измерения предмета расчета» (тег 1197) на новый реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108) – грамм, килограмм, тонна, минута, час, метр, литр и т.д. Подробнее об этом читайте в обзоре на нашем сайте «ККТ: утверждены дополнительные реквизиты и новые форматы фискальных документов для реализации маркированных товаров и не только».

На заметку: проверить, все ли обязательные реквизиты содержит чек, помогут материалы в СПС КонсультантПлюс:

 

Какие выводы по вопросам налогообложения сделали ВС РФ и КС РФ во II квартале 2021 года: изучаем Обзор от ФНС

Возможности: ознакомиться с выводами ВС РФ и КС РФ по вопросам привлечения к ответственности организации и ее должностных лиц, исчисления налога на имущество по неиспользуемому нежилому помещению, получения права на учет расходов даже в случае выявления налоговой схемы и по другим вопросам, которые помогут отстоять свою позицию в подобной спорной ситуации.

В Письме от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 ФНС направила для использования в работе Обзор правовых позиций по налогообложению, отраженных в судебных актах Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во II квартале 2021 года.
Высшие суды сделали следующие выводы:
– одни и те же фактические обстоятельства не должны вести к разным последствиям при привлечении к ответственности организации и ее должностного лица (если организация освобождена судом  от штрафа за какое-либо налоговое нарушение, то привлечение к ответственности должностного лица за это же нарушение возможно только в случае специального обоснования);
– налог на имущество организаций может считаться по кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения, которое фактически не используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, но расположено в здании, относящемся к торговому центру;
– нарушение сроков совершения определенных действий в рамках проводимых мероприятий налогового контроля не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки во внесудебном порядке, но ограничивает возможность взыскания пределами двух лет;
– даже в случае выявления необоснованной налоговой выгоды налогоплательщик, который посодействует устранению потерь бюджета путем раскрытия информации о настоящем контрагенте, может получить право на учет фактически понесенных по сделке расходов (об этом выводе ВС РФ можно прочитать в обзоре на нашем сайте);
– в отношении товаров, приобретенных у организаций-банкротов в рамках осуществления их текущей деятельности в период до 1 января 2021 года, покупатели принимают к вычету НДС с таких покупок на общих основаниях;
– «входной» НДС, предъявленный в ходе строительства, может быть принят к вычету организацией, которая ранее применяла УСН, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода на ОСН;
– возможность перерасчета налоговой базы в периоде выявления ошибки не зависит от финансового результата, полученного организацией в периоде ее возникновения. Значение имеет влияние допущенной ошибки на состояние расчетов с бюджетом с периода ее возникновения до периода, в котором налогоплательщик заявил перерасчет. Если в периоде совершения ошибки получен убыток, а в последующих периодах возникла переплата по налогу, так как из-за ошибки была занижена сумма перенесенного убытка, то ошибку можно исправить в периоде, когда она выявлена;
– для целей исчисления земельного налога на вновь образованные земельные участки необходимо исходить из кадастровой стоимости разделенного земельного участка, установленной судом в размере его рыночной стоимости.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Можно ли в целях налога на прибыль признать расходы, связанные с маркировкой товаров

Возможности: расходы, относящиеся к работе с маркированными товарами, можно учесть по налогу на прибыль, но они должны быть подтверждены и обоснованы.

Минфин России в Письме от 18.05.2021 N 03-03-05/37826 разъяснил, как учитывать для целей налога на прибыль организаций затраты на оплату услуг оператора информационной системы за маркировку товаров, а также отдельные виды затрат, связанные с использованием оборудования для маркировки продукции.

Минфин отмечает, что в НК РФ нет особых правил для учета затрат на маркировку товаров, но этого и не требуется.

Согласно ст. 252 НК РФ в целях налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Таким образом, нормы ст. 252 НК РФ позволяют учитывать любые расходы налогоплательщика, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

На заметку: оборудование для маркировки в зависимости от его стоимости может быть учтено либо как основное средство, либо как материальные затраты. И списано либо через амортизацию, либо единовременно при вводе в эксплуатацию. Затраты на программное обеспечение, на оплату услуг операторов электронного документооборота, на плату за генерацию кода маркировки также можно учесть в обычном порядке. Так, расходы по оплате кода маркировки, на приобретение сканера и других расходных материалов, необходимых для маркировки товаров, учитываются в составе косвенных материальных расходов единовременно (ст. 254 НК РФ).
Расходы, связанные с приобретением программного обеспечения, необходимого для работы с информационной системой маркировки и с участниками электронного документооборота, и другие подобные затраты учитываются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 25 и 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подробнее читайте в Статье: Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 348 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации упакованной воды» (Натырова Е.В., «Нормативные акты для бухгалтера», 2020, N 11) в СПС КонсультантПлюс.

 

Роспатент рассказал про новые налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности

Возможности: ознакомиться с новыми льготами по налогу на прибыль для владельцев исключительных прав.

Роспатент сообщает, что вступили в силу изменения в НК РФ, касающиеся интеллектуальной собственности (Информация Роспатента от 06.08.2021). Речь идет о льготах, установленных Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ.

  1. Возобновлена льгота об учете в составе расходов на НИОКР расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в НИОКР (подп. 3.2 п. 2 ст. 262 НК РФ). Льгота введена бессрочно с 1 января 2021 года.
    Такой тип расходов можно учесть с коэффициентом 1,5, если затраты на исследования и разработки входят в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988.
  2. Субъекты РФ наделены правом по установлению пониженной ставки по налогу на прибыль от предоставления прав использования РИД по лицензионному договору, в том числе в рамках экспорта (пп. 1.8-3 ст. 284 НК РФ). Речь о возможности снижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта.
    Для применения пониженной ставки нужно вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего региона РФ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности.
    Регионы должны установить льготируемые виды РИД, размер льготной налоговой ставки (в пределах от 0% до 17% в региональной части отчислений по налогу на прибыль), дополнительные условия применения налоговой ставки.

Роспатент отмечает, что оба мероприятия реализованы в рамках «дорожной карты» по трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности.

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

УСН: можно ли учесть расходы по акту с факсимильной подписью

Риски: первичные учетные документы с факсимильным воспроизведением подписей не принимаются контролирующими органами в качестве оправдательных документов для целей исчисления как УСН, так и налога на прибыль.

В Письме от 10.06.2021 N 03-11-11/45946 Минфин России напоминает, что один из обязательных реквизитов первичного документа – это  подпись с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации подписавшегося (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Поэтому для документального подтверждения расходов в целях УСН необходимо, чтобы документы были подписаны собственноручной подписью.
Использование при совершении сделок факсимиле допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Подписание платежных документов и документов, имеющих финансовые последствия (например, акта выполненных работ) к таким случаям не относится. Поэтому Минфин против учета расходов при УСН по акту выполненных работ, оформленному с использованием факсимильной подписи.
На заметку: этот вывод распространяется и на учет расходов в целях налога на прибыль (Письмо Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81951).