В каких случаях и как можно получить подтверждение форс-мажора по внутрироссийским договорам в Торгово-промышленной палате

Возможности: при наличии совокупности признаков обстоятельств непреодолимой силы организация или ИП может получить соответствующее заключение ТПП о форс-мажоре по внутрироссийским договорам, представив для этого заявление, подтверждающие документы, а также данные об оплате услуги.

Совет Торгово-промышленной палаты РФ Постановлением от 24.06.2021 N 7-2 утвердил  Положение о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами (ТПП) обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности.
Данным документом определена процедура подтверждения форс-мажора по договорам между российскими компаниями или ИП уполномоченными ТПП, согласно которой для подтверждения обстоятельств непреодолимой силы необходима полная совокупность следующих признаков:
– наличие обязательств по договору и срок их исполнения;
– характер и срок нарушения договорных обязательств;
– наличие и продолжительность обстоятельств, которые не могли быть разумно предвидены заявителем как стороной договора и имеют чрезвычайный и непредотвратимый характер;
– наличие документального подтверждения компетентными органами (организациями) события, которое может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы;
– причинно-следственная связь между наступившими обстоятельствами и невозможностью полностью или частично выполнить обязательства по договору;
– непричастность заявителя к созданию обстоятельств непреодолимой силы.
При этом заключение выдается ТПП только по своему региону или муниципалитету и не выдается в случае установления обстоятельств:
– возникших по внедоговорным отношениям;
– по договору, одной из сторон которого является физлицо, не имеющее статуса ИП;
– по внешнеторговым сделкам, так как это относится к компетенцией ТПП РФ.
Для получения подтверждения форс-мажора необходимо:

  • подать заявление по установленной форме лично, почтой или через интернет;
  • представить сведения и заверенные копии необходимых документов;
  • оплатить услугу, так как она является платной. После проведения экспертизы и принятия специалистом решения о возможности оформления заключения он уведомит заявителя о необходимости произвести оплату, которая должна быть осуществлена не позднее пяти рабочих дней с момента такого уведомления согласно тарифам, утвержденным Приказом ТПП РФ от 08.07.2021 N 64:
Оформление заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (оригинал и одна удостоверенная копия) 13 500 рублей, без НДС
Выдача дополнительной удостоверенной копии заключения 2 600 рублей, без НДС
Исправление ошибок, допущенных при оформлении заключения по вине заявителя

Рассматривать заявление будут в течение 10 рабочих дней, в исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 10 дней. За рассмотрение заявления, по результатам которого оформлен мотивированный отказплата не взимается.
Выдача заключения или мотивированного отказа может осуществляться путем направления заказным письмом или личной выдачи заявителю или его представителю.

 

Как в связи с реформой контроля и надзора поменяется подход к региональным видам контроля: изучаем разъяснения Минэкономразвития

Возможности: в октябре 2021 года в Едином реестре видов контроля должна быть размещена информация о плановых проверках по региональным видам контроля в 2022 году.

С 1 июля 2021 года начало применяться большинство положений нового Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», так называемая реформа контроля и надзора. Поменялись способы проведения проверок, закреплен приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и многое другое. Подробнее можно узнать в Обзоре «Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года» в СПС КонсультантПлюс.
В связи с поправками на федеральном уровне требуется реформирование и региональных видов контроля. В Информации Минэкономразвития России от 11.08.2021 сообщается, что до начала 2022 года регионы и муниципалитеты должны привести свое законодательство о контроле и надзоре в соответствие с федеральным. При этом если плановые проверки намечены на 2022 год, то подготовка актов по каждому виду регионального контроля должна быть завершена к началу октября 2021 года, чтобы осенью бизнес уже смог узнать о предстоящих в 2022 году плановых проверках.
В частности, регионам предстоит принять положение о виде регионального контроля, определить категории рисков объектов контроля, включить информацию о региональном контроле в Единый реестр видов контроля и согласовать план проверок с прокуратурой. При этом все неактуальные региональные акты должны быть изменены или отменены.
Также ведомство отмечает, что к региональным проверкам теперь тоже применяется риск-ориентированный подход: чем выше риски в отношении объекта контроля, тем чаще проверки. Обновились и другие подходы к принципам проверки. Отдельный акцент сделан на работе с бизнесом по разъяснению проверяемых требований – консультирование, обобщение правоприменительной практики. В связи с этим эффективность работы контролеров больше не оценивается по количеству проверок и суммам штрафов.

 

Проверка не выявила нарушений: как вернуть стоимость продукции, утраченной в ходе такой проверки

Возможности: с 14 августа 2021 года при подаче заявления контролируемым лицам может быть возмещена себестоимость товара стоимостью не менее 10 000 рублей, который был изъят в ходе выездной проверки, в случае если контролирующий орган не выявил нарушений, однако не вернул изъятую продукцию.

Постановлением Правительства РФ от 03.08.2021 N 1299 утверждены Правила возмещения контролируемому лицу стоимости утраченной продукции (утраченных товаров) в ходе выездной проверки, согласно которым возмещению подлежит стоимость утраченной продукции, изъятой контролирующим органом при проведении отбора проб продукции в ходе осуществления выездной проверки, если:

  • стоимость утраченных товаров составляет не менее 10 000 рублей,
  • не выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и качеству продукции, влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям,
  • продукция не подлежит возврату вследствие утраты ею потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции.

Исключение – проведение выездной проверки при осуществлении контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, донорской крови, ее компонентов и биомедицинских клеточных продуктов.
Стоимость возмещается путем выплаты контрольным органом денежных средств в размере себестоимости такой продукции.
Чтобы получить выплату, контролируемому лицу необходимо в течение трех месяцев со дня составления акта проверки направить в электронном виде:
заявление о возмещении в орган, проводивший проверку, с указанием изъятых товаров, их стоимости и реквизитов банковского счета,
документы, подтверждающие законность владения товарами и себестоимость этой или аналогичной продукции (при их наличии).
Для решения вопросов, связанных с возмещением, создается специальная комиссия, которая должна рассмотреть заявление в течение одного месяца со дня поступления документов в надзорный орган.
Возмещение поступит на банковский счет проверяемого субъекта в течение 10 дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.
Решение о возмещении в случае несогласия контролируемого лица со стоимостью утраченной продукции, определенной контролирующим органом, а также решение об отказе в возмещении может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Какие банки смогут вернуть малому и среднему бизнесу комиссию за переводы в системе быстрых платежей

Возможности: субъекты МСП могут вернуть комиссию, уплаченную за переводы в СБП с 1 июля по 31 декабря 2021 года, в 53 банках.

Минэкономразвития России 10.08.2021 опубликовало Информацию о завершении отбора банков для возмещения комиссии малому и среднему бизнесу за использование системы быстрых платежей (СБП).
Ведомство сформировало список таких банков, в который вошли, например: Сбербанк, ВТБ, Тинькофф Банк, Газпромбанк, Совкомбанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк и другие. Банки из данного списка будут возмещать расходы субъектов СМП по оплате банковских комиссий, уплаченных ими с 1 июля по 31 декабря 2021 года за совершение физлицами операций по оплате их товаров (работ, услуг) в СБП.