Вопрос: как применяется налоговая амнистия по Федеральному закону от 12.07.2024 N 176-ФЗ? Что понимается под добровольным отказом от дробления? Если отказаться от дробления в 2025 году, могут ли привлечь к ответственности и доначислить налоги, если пройдет выездная налоговая проверка в 2025 году, которая выявит дробление в 2023 году? Или все же будет амнистия за периоды 2022-2024 годы, если начиная с 2025 схемы дробления не применяются? При условии что в 2024г. налоговой проверки не было.

В ответ на Ваши вопросы сообщаем:

Как применяется налоговая амнистия по Федеральному закону от 12.07.2024 N 176-ФЗ?

Чтобы обеспечить применение амнистии, с 12 июля 2024 г. приостанавливается вступление в силу решений по итогам налоговых проверок за 2022 — 2024 гг. в части нарушений, состоящих в дроблении бизнеса (ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ). Полагаем, что приостановка затрагивает те из них, которые не начали действовать на эту дату. Если решение уже успело вступить в силу до наступления этой даты, оно продолжает действовать.

В период такой приостановки налоги, пени, штрафы, начисленные по эпизодам с дроблением, с налогоплательщиков не взыскиваются. Приостановка нужна, чтобы их не взыскали раньше времени и у налогоплательщиков была возможность воспользоваться амнистией.

Амнистия применяется при двух условиях.

Первое условие — решение по итогам налоговой проверки за 2022 — 2024 гг., которым инспекция доначислила недоплаченные из-за дробления налоги, вступило в силу в период с 12 июля 2024 г.

Второе условие — должны сложиться обстоятельства, при которых обязанность уплатить связанные с дроблением суммы налоговых доначислений, пеней и штрафов прекращается. Это происходит в следующих случаях:

1) по итогам выездной проверки или нескольких таких проверок за 2025, 2026 гг. факты дробления не установлены.

2) выездные проверки за 2025, 2026 гг. не назначались.

3) налогоплательщик добровольно отказался от дробления бизнеса.

4) в отношении организации-налогоплательщика в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что:

  • она находится в процессе ликвидации;
  • в отношении нее принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
  • она признана банкротом и открыто конкурсное производство.

Что понимается под добровольным отказом от дробления?

Добровольный отказ означает, что налогоплательщик, применивший дробление, пересматривает показатели, на основе которых определяет свой налоговый режим. Если при дроблении он учитывает только собственные показатели, а не по группе лиц в целом, то при отказе от него берет в расчет консолидированные данные. Для отказа от него лицам, участвовавшим в дроблении, нужно (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ):

  • рассчитать консолидированную по группе лиц, между которыми «раздроблен бизнес», сумму дохода, иные показатели по группе, влияющие на применение специального налогового режима;
  • определить на основе консолидированных показателей, какой должен применяться налоговый режим;
  • рассчитать налоги, исходя из этого налогового режима;
  • сдать отчетность, в которой отражены их суммы;
  • уплатить налоги, исчисленные в таком порядке. При добровольном отказе за период, по которому налоги уже уплачены в заниженном из-за дробления размере, надо доплатить недостающие суммы.

Если консолидированные показатели по группе показывают, что применять спецрежим в прошлом периоде было нельзя, и налогоплательщик отказывается от дробления за этот период, возникает вопрос, надо ли уведомлять об этом налоговый орган. В ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ данный вопрос не урегулирован. При обычной утрате права на УСН, АУСН, ЕСХН есть процедура сообщения налоговому органу (уведомления налогового органа) о переходе на иной налоговый режим. Полагаем, что и при добровольном отказе от дробления, сопровождающемся прекращением использования спецрежима, не исключается подача аналогичных сообщений (уведомлений). Рекомендуем обратиться за разъяснениями в вашу налоговую инспекцию и уточнить, нужно ли их подавать.

Если отказаться от дробления в 2025 году, могут ли привлечь к ответственности и доначислить налоги, если пройдет выездная налоговая проверка в 2025 году, которая выявит дробление в 2023 году? Или все же будет амнистия за периоды 2022-2024 годы, если начиная с 2025 схемы дробления не применяются? При условии что в 2024г. налоговой проверки не было.

Если налогоплательщик решает добровольно отказаться от дробления, то желательно это сделать до назначения выездных проверок за 2025, 2026 гг. Тогда амнистия избавит от большего объема долгов перед бюджетом.

В зависимости от того, успел ли налогоплательщик до их назначения, условия получения амнистии по данному основанию и периоды, на которые она распространяется, различаются (ч. 2, 9 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ):

  • если на момент отказа от дробления инспекция еще не назначила выездную проверку за 2025, 2026 гг., то условием амнистии выступает отказ от дробления за 2025, 2026 гг. Добровольный отказ от дробления за эти периоды может быть как полным, так и частичным. Если отказ частичный, то при амнистии налогоплательщик освобождается от обязательств перед бюджетом в соответствующей части;
  • если выездная проверка (выездные проверки) за 2025, 2026 гг. уже назначена, то для амнистии требуется отказаться от дробления за 2025, 2026 гг., а также за 2024 г. Причем от дробления за 2024 г. нужно добровольно отказаться до вступления в силу решения по итогам такой выездной проверки, если она одна, или до наиболее ранней из дат вступления решений в силу, если назначено несколько выездных проверок за 2025, 2026 гг. Иначе условие амнистии не выполнено.

В первом случае, когда налогоплательщик успевает отказаться от дробления до назначения соответствующих выездных проверок, амнистия освобождает от налоговых доначислений, пеней, штрафов, которые связаны с дроблением, установленным проверками за 2022, 2023, 2024 гг., а во втором — только за 2022, 2023 гг. (без 2024 г.)