ЦБ РФ определил, как клиентам банков подавать заявление о пересмотре высокого уровня риска подозрительных операций

Возможности: юрлица и ИП, отнесенные Банком России к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций и к которым не применены ограничительные меры, вправе обратиться письменно или электронно с заявлением о пересмотре указанной степени риска.

С 1 октября 2024 года компании и ИП вправе обратиться в ЦБ РФ за пересмотром присвоенной им высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций. Подать такое обращение можно только при условии, если к заявителю не применены меры, предусмотренные п. 5 ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (например, отключение от электронных средств платежа).

Указанием Банка России от 23.09.2024 N 6853-У определены:

  • требования к направляемому в Банк России заявлению о пересмотре высокой степени (уровня) риска;
  • порядок рассмотрения Банком России такого заявления.

Установлено, что заявление помимо данных о заявителе — юрлице или ИП должно содержать информацию, предусмотренную Приложением к рассматриваемому Указанию, в частности это:

— мотивированное обоснование заявителя о несогласии с решением ЦБ РФ;

— информацию о производственных, складских и иных помещениях заявителя (при наличии);

— показатели финансовой отчетности заявителя и информацию об операциях;

— информацию о трех крупнейших контрагентах по зачислению и списанию денежных средств с банковского счета заявителя (при наличии);

— фактически осуществляемые виды деятельности;

— информацию о количестве застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

— письменное описание модели ведения предпринимательской деятельности заявителя.

В случае отсутствия у заявителя информации, указанной в Приложении, заявитель должен указать причины ее отсутствия. При необходимости к заявлению могут быть приложены документы и (или) сведения, подтверждающие предоставленную информацию.

Заявление направляется в Банк России на бумажном носителе либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная Банка России» на официальном сайте Банка России.

Регулятор примет решение о наличии или об отсутствии оснований для изменения высокой степени (уровня) риска и сообщит об этом заявителю (по почте или электронной почте) в срок не позже 15 рабочих дней с даты получения заявления.
Также установлен перечень обстоятельств, при выявлении которых полученное заявление Банк России вправе оставить без рассмотрения по существу (например, в случае выявления недостоверных сведений о заявителе). Если заявитель устранит недостатки и подаст новое обращение – 15-дневный срок рассмотрения начнет течь заново.

В случае принятия положительного решения: ЦБ РФ не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, должен изменить заявителю степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.

В случае принятия отрицательного решения: заявитель вправе обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о пересмотре решения ЦБ РФ об отсутствии оснований для изменения заявителю высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций. Сделать это необходимо в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем получения заявителем такого решения.

Указание Банка России от 23.09.2024 N 6853-У вступило в силу 8 октября 2024 года.

На заметку: юрлицо (ИП) подлежит исключению из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в случае, если им была получена информация о применении к нему ограничительных мер, но указанное лицо не обратилось в межведомственную комиссию в течение 6 месяцев с заявлением об обжаловании применения указанных ограничительных мер либо межведомственная комиссия приняла решение о наличии оснований для применения ограничительных мер, и указанное решение не было оспорено в судебном порядке.

Разобраться, какие действия можно предпринять, если в отношении юрлица или ИП введены ограничительные меры, поможет материал:

«Методические рекомендации для предпринимателя 3.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету» (подготовлены Банком России, Росфинмониторингом, ФТС России, Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, НСФР);

Вопрос: Можно ли обжаловать в межведомственную комиссию при Банке России решение банка об ограничении дистанционного обслуживания?

 

Банкротство: КС РФ определил, как исчисляется 10-дневный срок размещения в реестре сообщения о завершении конкурсного производства

Возможности: с 8 октября 2024 года сообщение о завершении конкурсного производства должно быть размещено арбитражным управляющим в реестре не позднее 10 дней с даты принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

Конституционный Суд РФ признал положения ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, п. 6.1 ст. 28 и ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не соответствующими Конституции РФ, так как неопределенность их нормативного содержания не позволяет при привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, разрешить вопрос о дате, с которой должен исчисляться срок, предусмотренный для исполнения им обязанности по включению в реестр (ЕФРСБ) в качестве сведений сообщения о завершении процедуры конкурсного производства.

В связи с этим на практике сложилось 2 варианта исчисления срока публикации отчета о завершении конкурсного производства:
1) от даты определения суда о завершении конкурсного производства;

2) от даты записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

КС РФ установлено временное правовое регулирование до внесения законодателем соответствующих изменений: в случае принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства после 8 октября 2024 года — обязанность арбитражного управляющего включить в ЕФРСБ в качестве сведений сообщение о завершении конкурсного производства должна быть исполнена им не позднее 10 дней с даты принятия определения о завершении конкурсного производства. Если определение о завершении конкурсного производства было вынесено до 8 октября 2024 года, арбитражного управляющего можно привлечь к административной ответственности только при условии, что нарушен срок, исчисленный в рамках второго подхода. При этом арбитражные управляющие, привлеченные к ответственности за рассматриваемое нарушение, могут подать на пересмотр дела.

На заметку: в каких случаях и как привлечь к ответственности арбитражного управляющего за нарушения законодательства о банкротстве поможет разобраться следующий материал:

Вопрос: Какая установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражного (в том числе конкурсного) управляющего?;

Обзор: Ответственность за нарушение ст. 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве»;

Перспективы и риски арбитражного спора: Банкротство организаций. Споры с арбитражным управляющим, кредиторами и иными лицами: Перечень всех ситуаций.

 

Определен новый перечень продукции, по которой не применяется упрощенный порядок подтверждения соответствия при ее ввозе и выпуске в обращение на территории РФ

Риски: с 19 октября 2024 года до 1 сентября 2025 года применяется обновленный перечень продукции, по которой не допускается проведение оценки соответствия в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя.

С 21 марта 2022 года до 1 сентября 2025 года в целях выпуска в обращение (в том числе ввоза) на территорию РФ продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям в форме сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории, допускается проведение оценки соответствия в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя (п. 6 приложения 18 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

Этот упрощенный порядок не применяется в отношении продукции, перечень которой утвержден Минпромторгом (п. 7  приложения 18 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

Приказом Минпромторга России от 10.09.2024 N 4114 утвержден перечень такой продукции. Прежний перечень, соответственно, утратил силу. Приказ будет действовать с 19 октября 2024 года до 1 сентября 2025 года.

Новый перечень включает те же позиции, что и прежний (например, пиротехнику, с/х машины, лифты, тракторы и прицепы, разные виды оружия и патронов, цемент, предметы одежды и т.д.). В нем появился и новый пункт: шины пневматические для грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов.

На заметку: какие еще послабления действуют в сфере таможенного регулирования, рассказано в Обзоре: «Антикризисные меры: обзор последних новостей» (КонсультантПлюс, 2024).

 

Роспатент ответил на вопросы, связанные с изменением патентных и иных пошлин с 5 октября 2024 года

Возможности: разъяснения Роспатента могут помочь разобраться в сложных вопросах по уплате патентных и иных пошлин, возникших в связи внесенными 5 октября 2024 года изменениями в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий.

С 5 октября 2024 года вступили в силу изменения, внесенные в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий Постановлением Правительства РФ от 18.09.2024 N 1278. В Информации Роспатента в связи с поступающими обращениями даны разъяснения о порядке применения Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий с учетом внесенных в него изменений.

  1. Об уплате пошлин за поддержание в силе патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец:
  • установленный порядок уплаты пошлин за поддержание патентов в силе распространяется также на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, патенты на которые выданы до 5 октября 2024 года;
  • если патентообладатель уже уплатил пошлину за поддержание патента в силе за неполный 5-летний период, то ему необходимо доплатить пошлину за оставшиеся годы 5-летнего периода. При этом пошлину за текущий 5-летней период необходимо уплатить в течение года действия патента, за который уже уплачена пошлина за поддержание патента в силе, либо в дополнительный 6-месячный срок.
  1. Об уплате пошлин в переходный период:
  • как правило, размер подлежащей уплате пошлины определяется на дату поступления документа, являющего основанием для совершения соответствующего юридически значимого действия (заявки, ходатайства, заявления, возражения);
  • для пошлин, предусмотренных подп. 1.17, 1.18, 1.20, 2.112.14 приложения N 1 к Положению о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, соответствие установленному размеру определяется на дату их уплаты. При этом, если до 5 октября 2024 года направлено уведомление об уплате пошлины (начисление) с указанием подлежащей уплате суммы, пошлина подлежит уплате в размере, указанном в уведомлении (начислении). Равно если по заявке уже направлено решение о регистрации товарного знака с приложением разъяснений о порядке уплаты пошлин, то такие пошлины уплачиваются в размере и в порядке, указанном в этих разъяснениях;
  • в случае, если пошлина уплачена до 05.10.2024, но заявитель уплатил неверную сумму, то доплата будет производиться до размера, актуального на дату первой уплаты.
  1. О предоставление льгот по уплате пошлины, в том числе при смешанном составе заявителей:
  • в Приложении N 2 к Положению о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий приведен полный перечень видов юридически значимых действий, за совершение которых взимается пошлина в уменьшенном размере применительно к соответствующей льготной категории заявителей;
  • льготы по уплате пошлин будут предоставляться коллективам заявителей, являющихся субъектами малого предпринимательства, либо образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, либо научными организациями;
  • также предусмотрено предоставление льгот по уплате пошлин коллективам заявителей-авторов, которые могут претендовать на различные льготы (смешанный состав). При этом коллектив заявителей, в состав которого входят несколько лиц льготных категорий вправе использовать основание, которое предусматривает максимальный размер пошлины, установленный приложением N 2 к Положению о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, для данного состава лиц. Ранее смешанный состав заявителей не мог претендовать на льготу по уплате пошлин.

На заметку: разобраться в новшествах по уплате патентной пошлины также поможет Обзор: «Патентные и иные пошлины: изменения с 5 октября 2024 года» в СПС КонсультантПлюс.

 

Продажа физлицом доли в УК российской организации в 2025 году: как определить сумму дохода в целях применения освобождения от НДФЛ

Риски: с 1 января 2025 года освобождение от НДФЛ в отношении доходов от реализации долей в уставном капитале российских организаций при непрерывном владении ими более 5 лет применяется только к доходам до 50 млн руб.
Возможности: при определении размера дохода от продажи доли в уставном капитале в целях обложения НДФЛ учитываются налоговые вычеты.

В рамках налоговой реформы внесен ряд поправок в НК, в том числе в порядок налогообложения НДФЛ некоторых доходов физических лиц (Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ). В частности, с 1 января 2025 года вводится ограничение на применение освобождения от налогообложения, предусмотренного п. 17.2 и 17.2-1 ст. 217 НК РФ при долгосрочном (более 5 лет) владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале российских организаций. Освобождение не будет применяться, если соответствующие доходы превышают 50 млн руб. за налоговый период.

В Письме от 18.09.2024 N 03-04-05/89251 Минфин разъяснил, порядок применения новой нормы НК РФ. Ведомство считает, что при определении размера дохода от продажи доли в уставном капитале в целях обложения НДФЛ необходимо учитывать возможные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 220 НК РФ:

— на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущественного права;

— при отсутствии документально подтвержденных расходов, доход можно уменьшить на 250 тыс.руб. за налоговый период.

Если после применения налоговых вычетов доход превысит 50 млн руб., то только сумма превышения подлежит обложению НДФЛ.

На заметку: если физическое лицо продало долю в уставном капитале общества, то общество не является его налоговым агентом, не удерживает НДФЛ и не подает в налоговую отчетность по этому доходу физлица. Все это делает физлицо самостоятельно (п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.08.2014 N 03-04-06/41908).

Напомним, что в 2025 году к сумме превышения лимита в 50 млн.руб. будет применяться прогрессивная ставка по НДФЛ от 13% до 15% с порогом прогрессии 2,4 млн руб.