Можно ли в счет квоты принять инвалида на дистанционную работу

Возможности: в квоту для инвалидов работодатель может нанимать работников с инвалидностью на дистанционную работу. В этом случае работодатель не обязан создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации дистанционного работника, имеющего инвалидность.

Квоту для приема на работу работников-инвалидов устанавливают субъекты РФ. Ее размер зависит от среднесписочной численности работников организации. При численности работников более 100 человек субъект РФ устанавливает квоту для работников с инвалидностью от 2% до 4% от среднесписочной численности. Работодателям с численностью работников от 35 до 100 человек субъект РФ также может установить квоту, но не более 3% от среднесписочной численности (п. 1 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

Работодатели в соответствии с квотой обязаны выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА), а также предоставлять информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

В Консультации от 07.02.2024 эксперт региональной ГИТ сообщает об особенностях приема инвалида на дистанционную работу.

Дистанционная работа – это выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, которое находится под контролем работодателя (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). В целях обеспечения безопасных условий труда дистанционных работников работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абз. 18, 21 и 22 ч. 3 ст. 214 ТК РФ. Вместе с тем другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда на дистанционных работников не распространяются. В частности, требования абз. 28 ч. 3 ст. 214 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан создать работнику-инвалиду условия труда, в том числе производственные и санитарно-бытовые, в соответствии с ИПРА (ст. 312.7 ТК РФ).

Таким образом, работодатель вправе в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов засчитывать дистанционных работников (п. 20 Приложения к Письму Минтруда России от 12.09.2023 N 16-5/10/П-7129). При этом работодатель не обязан создавать условия труда в соответствии с ИПРА работника-инвалида, работающего дистанционно.

На заметку: обо всех обязанностях работодателя для соблюдения требований законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов рассказано в Готовом решении: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов (КонсультантПлюс, 2024).

 

В каких случаях штрафа за непредставление результатов СОУТ не будет

Возможности: если организация не смогла предоставить сведения об охране труда из-за технического сбоя в принимающей системе, штрафа не будет.

Каждый работодатель обязан пройти специальную оценку условий труда (СОУТ) на всех рабочих местах, кроме дистанционных (ст. 3, 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Эксперты специализированной организации проведут СОУТ и составят отчет. Члены комиссии от работодателя должны его подписать, а председатель – утвердить. Специализированная организация передаст сведения о спецоценке во ФГИС СОУТ. Не позднее 30 рабочих дней после внесения сведений о спецоценке во ФГИС СОУТ работодатель должен подать в трудинспекцию декларацию на рабочие места с условиями труда 1-го и 2-го класса (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Ранее Минтруд на своем сайте сообщал о проведении технических работ с 27 ноября  2023 года по переводу ФГИС СОУТ, ЕИСОТ и системы тестирования экспертов по спецоценке на обновленную техническую платформу, в связи с чем сервисы могут быть недоступны.

В Письме от 31.01.2024 N ТЗ/429-3-1 Роструд уведомил, что, если работодатель не сможет сдать сведения по охране труда из-за технических сбоев в работе данных сервисов, это будет учтено при рассмотрении вопроса об административной ответственности.

Роструд ссылается на основополагающий принцип административного производства, указанный в КоАП РФ, в соответствии с которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При отсутствии состава административного правонарушения, в том числе вины, как элемента субъективной стороны производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП).

Таким образом, если несвоевременное внесение сведений об охране труда обусловлено недоступностью перечисленных выше информационных систем, то к административной ответственности работодателя не привлекут.

На заметку: в Письме от 17.01.2024 N 15-2/ООГ-179 Минтруд также сообщал о том, что с 27 ноября 2023 года проводились технические работы по переводу ЕИСОТ на обновленную техническую платформу. Также Минтруд уточнил, что Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 не установлен срок внесения сведений в реестр обученных по охране труда лиц.

Сведения об обучении охране труда в реестр предоставляются путем импортирования в виде электронного документа по форме, установленной Минтрудом России. Подробно об обучении по охране труда читайте в Путеводителе: Что нужно знать работодателю об обучении по охране труда и проверке знания требований охраны труда (КонсультантПлюс, 2024).