С 30 октября 2023 года Банк России повысил ключевую ставку до 15%

Возможности: своевременно учесть в расчетах изменение значения ключевой ставки.

Совет директоров Банка России с 30 октября 2023 года принял решение повысить ключевую ставку до 15% годовых (Информация Банка России от 27.10.2023). Ранее она была установлена в размере 13%.

Комментируя решение, ЦБ РФ отмечает, что инфляционное давление значительно усилилось и складывается выше ожиданий Банка России. В этих условиях требуется обеспечить дополнительное ужесточение денежно-кредитных условий для возвращения инфляции к 4% в 2024 году.

Следующее заседание, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 15 декабря 2023 года.

На заметку: напомним, с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки, определенному на соответствующую дату. С учетом этого изменение ключевой ставки нужно учесть при расчете:

– компенсации за задержку работникам зарплаты;

– пеней за неуплату налогов и страховых взносов в срок;

– процентов по договору займа;

– законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ);

– процентов за неисполнение обязательств по договору (ст. 395 ГК РФ).

 

Минтруд ответил на 55 вопросов работодателей по квотированию рабочих мест для инвалидов

Возможности: получить ответы на практические вопросы по квотированию рабочих мест для инвалидов (например, о том, можно ли дистанционных работников и внешних совместителей, являющихся инвалидами, засчитать в счет исполнения квоты), чтобы исполнить эту обязанность без ошибок и избежать привлечения к ответственности за нарушения.

Работодатель обязан иметь вакантные или занятые инвалидами рабочие места. Если в компании свыше 100 человек, размер квоты может составлять от 2% до 4% среднесписочной численности работников, от 35 до 100 человек – не выше 3%, меньше 35 человек – квоты нет. Конкретный размер квоты установлен законодательством субъекта РФ (ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

В Письме от 12.09.2023 N 16-5/10/П-7129 Минтруд дал ответы на вопросы работодателей о квотировании рабочих мест для инвалидов. В частности, разъяснено следующее:

  • Какие сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов должны содержаться в локальных нормативных актах работодателя? (вопрос 5)
  • Можно ли для целей расчета квоты в численность работников головного офиса организации включать работников обособленных подразделений в других субъектах РФ? Допускается ли суммирование количества работников головного офиса с числом работников обособленного подразделения в том же субъекте РФ? (вопрос 7)
  • Будет ли считаться выполнением квоты трудоустройство инвалида на любое вакантное рабочее место, а не только на то, которое было заквотировано (в случае если квота работодателем выполнена не в полном объеме)? (вопрос 9)
  • Обязан ли ИП, ведущий деятельность на территории другого субъекта РФ (вне места регистрации), исполнять квоту для приема на работу инвалидов? (вопрос 10)
  • Можно ли в счет установленной квоты засчитывать:
  • дистанционных работников-инвалидов? (вопрос 20)
  • внешних совместителей – инвалидов? (вопрос 21)
  • работников-инвалидов, за которыми сохраняется рабочее место (например, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком)? (вопрос 22)
  • работников-инвалидов с режимом неполного рабочего времени или на неполной ставке? (вопрос 23)
  • При сокращении штата возможно ли сократить работников, принятых по квоте? (вопрос 24)
  • Кто несет ответственность за фактическое невыполнение квоты, если работодатель заключил с организацией, осуществляющей прием инвалидов, соглашение на трудоустройство инвалида, а указанная организация не трудоустроила инвалида? (вопрос 38)
  • Что делать работодателю, если заквотированные места для инвалидов остаются вакантными? Будет ли работодатель привлекаться к ответственности в таком случае? (вопрос 46)
  • Может ли работодатель, заключивший соглашение о трудоустройстве инвалидов с организацией, уставный капитал которой состоит из вклада общественного объединения инвалидов и выполнивший таким образом квоту, «расквотировать» выделенные рабочие места для инвалидов, приняв на них работников, не имеющих инвалидности? (вопрос 55)

На заметку: за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости работодатель может быть привлечен к административной ответственности. С размерами штрафов можно ознакомиться в Готовом решении: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов (КонсультантПлюс, 2023).

 

ВС РФ утвердил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей за 2022–2023 годы

Возможности: использование на практике выводов ВС РФ по делам о защите прав потребителей позволит изготовителям, исполнителям, импортерам и продавцам избежать излишних судебных споров с потребителями и сократить расходы, связанные с выплатами им компенсаций и штрафов.

Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023 утвержден Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей за 2022–2023 годы.

В документе приведены разрешенные судами споры, связанные:

– с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг,

– со спорами между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.

Кроме того, рассмотрены актуальные вопросы применения отдельных норм процессуального права.

Рассмотрим некоторые позиции, закрепленные в рассматриваемом обзоре.

  • Если гражданин, не совершивший покупку, получил травму при падении на обледеневшей лестнице магазина, то при обращении в суд за получением компенсации он может также потребовать уплаты штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
  • Если автомобиль гражданина поврежден камнем, упавшим с крыши многоквартирного жилого дома, то независимо от того, является данный гражданин собственником либо нанимателем жилого помещения в этом доме или нет, за ним признается право на возмещение вреда вследствие недостатков товара (работы, услуги) в соответствии с Законом о защите прав потребителей с компании, осуществляющей обслуживание и содержание дома.
  • При дистанционном способе продажи товаров фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе.
  • Если продавец, отказавшийся передать товар потребителю после оплаты, в суде ссылается на то, что указанного в заказе товара не было в наличии, он обязан предоставить объективные доказательства данного факта. В противном случае отсутствие товара в наличии у продавца не свидетельствует об утрате возможности исполнения им заключенного договора, соответственно, он не вправе отменять в одностороннем порядке оформленный заказ. Продавец также не вправе включать в публичную оферту условие о возможности отмены им в одностороннем порядке оформленного заказа.
  • Продавец не вправе в одностороннем порядке изменять цену товара, определенную заключенным с потребителем договором купли-продажи, и понуждать потребителя к заключению нового договора на других условиях, в том числе по мотиву увеличения цены товара к моменту его поставки, возникновения у продавца дополнительных расходов по исполнению договора и т.п.
  • Покупатель вправе предъявить продавцу требование в отношении недостатков товара, на который не установлены гарантийные сроки или сроки годности, если эти недостатки обнаружены в пределах двух лет со дня передачи ему товара и более длительные сроки не установлены законом или договором.
  • Потребитель в любое время вправе отказаться от исполнения абонентского договора на оказании услуг и потребовать возврата денежных сумм, уплаченных за тот период действия договора, на который он досрочно прекращен.
  • Условие договора, согласно которому у потребителя при отказе от исполнения договора отсутствует или ограничивается право на возврат уплаченных денежных средств, является недействительным, как ущемляющее права потребителя.
  • При возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков в виде разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на дату удовлетворения данного требования

 

Роспотребнадзор обновил перечень индикаторов риска для проверок в сфере защиты прав потребителей

Риски: с 3 ноября 2023 года Роспотребнадзор на основе индикаторов риска, выявленных системой маркировки, сможет проводить проверки компаний, которые осуществляют торговлю упакованной питьевой водой, парфюмерией, молочной продукцией, обувными товарами, шинами, меховыми изделиями, фототехникой, товарами легкой промышленности с нарушением обязательных требований к их маркировке.

Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 утвержден новый Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, который будет действовать с 3 ноября 2023 года.

К четырем ранее действующим показателям добавлено 30 новых. Подозрительным фактором для контролирующего органа станет, например, информация об отсутствии маркировки, о наличии повторяющихся кодов маркировки, нахождение в обороте товара более двух лет в отношении 8 групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: упакованной питьевой воды, парфюмерии, молочной продукции, обувных товаров, шин, меховых изделий, фототехники, товаров легкой промышленности.

В случае выявления Роспотребнадзором в 2023 году рассматриваемых индикаторов риска он может провести (по согласованию с прокуратурой) ряд внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.

Например, в отношении продавца питьевой воды может быть организована проверка при наличии в системе «Честный знак» в течение календарного месяца сведений о розничной продаже упакованной питьевой воды:

  • с обозначением кода маркировки воды, которую ранее вывели из оборота (если доля этих продаж превысила 150% среднего объема реализации упакованной питьевой воды за тот же месяц в одном российском ретейл-объекте);
  • с указанием кодов маркировки, которых нет в системе при аналогичной доле таких продаж;
  • с передачей в систему информации о реализации воды, которую не ввели в оборот (если доля продаж превысила 75% среднего объема реализации упакованной питьевой воды за тот же месяц).

Также Постановлением Правительства РФ от 18.10.2023 N 1730 были внесены изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, согласно которым с 20 октября 2023 года расширен предмет контроля в области защиты прав потребителей. В предмет указанного госконтроля также включено соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов:

– обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации и передаче информации в систему «Честный знак»;

иных обязательных требований, предусмотренных правилами маркировки отдельных видов товаров.

Исключение – обязательные требования в области розничной продажи, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Соответствующие изменения были внесены также в перечень объектов федерального госконтроля в области защиты прав потребителей.

На заметку: с перечнем товаров, подлежащих обязательной маркировке, можно ознакомиться в Справочной информации: «Маркировка товаров средствами идентификации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс). О том, как Роспотребнадзор проводит контрольную закупку с целью проверки соблюдения обязательных требований, читайте в Готовом решении: Как Роспотребнадзор проводит контрольную закупку (КонсультантПлюс, 2023).

 

Кто может подписать УПД вместо главного бухгалтера, если компания заключила договор на ведение бухучета со сторонней организацией: отвечает эксперт региональной УФНС

Риски: в графе «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» УПД должны быть подпись и расшифровка.
Возможности: в случае если заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, то за главного бухгалтера УПД подписывает лицо в соответствии с условиями заключенного договора. В компаниях, применяющих упрощенный способ ведения бухучета, функцию главного бухгалтера может исполнять руководитель.

Универсальный передаточный документ (УПД) объединяет реквизиты счета-фактуры и первичного документа о передаче товаров, работ, услуг.

В Консультации от 12.10.2023 эксперт региональной УФНС отвечает на вопросы, кто должен подписывать документы в графе «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» и должны ли быть в этой графе подпись и расшифровка, если в штате нет главного бухгалтера и заключен договор об оказании бухгалтерских услуг.

Форма УПД рекомендована ФНС России на основе формы счета-фактуры (Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@). В связи с этим эксперт региональной УФНС рекомендует при решении вопроса о порядке подписания УПД руководствоваться правилами, предусмотренными для счета-фактуры.

Так, согласно НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры ИП подпись ставит сам ИП либо иное лицо, уполномоченное доверенностью от имени ИП, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого ИП (п. 6 ст. 169 НК РФ).

Подпись главного бухгалтера на счетах-фактурах, составленных на бумажном носителе, является обязательной (Письмо Минфина России от 27.08.2014 N 03-07-09/42854). Вместо главного бухгалтера в счете-фактуре может расписаться только уполномоченное лицо.

Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Возложить данные обязанности на себя вправе только руководители субъектов среднего предпринимательства и малого предпринимательства, которые могут применять упрощенные способы ведения учета и составления отчетности, за исключением некоторых видов организаций.

Таким образом, эксперт региональной УФНС считает, что руководитель организации может расписаться за главного бухгалтера в том случае, если он же занимается ведением бухучета и выполняет функции главного бухгалтера.

В случае если заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, то за главного бухгалтера УПД подписывает лицо в соответствии с условиями заключенного договора.

На заметку: пошаговый алгоритм с образцами заполнения УПД смотрите в Готовом решении: В каком порядке заполняется форма универсального передаточного документа (КонсультантПлюс, 2023).