Вопрос: квалификация требования конкурсного управляющего на возмещение расходов по делу о банкротстве. Это судебные расходы или убытки? недавно ВС РФ высказался о том, что это убытки. дело о банкротстве прекращено, но осталось не рассмотренным заявление о привлечении к субсидиарной ответственности. может ли третье лицо, погасившее вознаграждение конкусрного по цессии вступить в субсидиарку по уступленному требованию и как это сделать?

Ответ: из пункта 2 ст. 61.12  Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) следует, что размер субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника равен размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших после истечения срока, установленного для подачи заявления о банкротстве в соответствии с пунктами 2 — 4 статьи 9 Закона о банкротстве, и до возбуждения дела о банкротстве должника (возврата заявления уполномоченного органа о признания должника банкротом).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» указал, что расходы, необходимые для проведения процедур банкротства, не учитываются при определении размера субсидиарной ответственности руководителя. Вместе с тем, если будет доказано, что при надлежащем исполнении руководителем обязанности по подаче заявления должника о собственном банкротстве размер таких расходов был бы меньше, эти расходы в части превышения, вызванного бездействием руководителя, принимаются во внимание при определении размера его субсидиарной ответственности (статья 1064 ГК РФ).

Таким образом, без доказывания специальных обстоятельств, указанных выше, по общему правилу расходы по делу о банкротстве не включаются в размер субсидиарной ответственности за неподачу заявления.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 59 Закона о банкротстве судебные расходы по делу о банкротстве, включая расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди, а при недостаточности имущества должника относятся на заявителя (за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего).

Согласно п. 1 ст. 125 Закона о банкротстве удовлетворение третьим лицом всех требований кредиторов в рамках конкурсного производства осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 113 Закона о банкротстве.

Согласно п. 14 ст. 113 Закона о банкротстве денежные средства, перечисленные на специальный банковский счет должника или в депозит нотариуса, считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа.

Таким образом, расходы на выплату фиксированной части вознаграждения арбитражному управляющему, понесенные третьим лицом, погасившим реестровые требования, не включаются в размер субсидиарной ответственности за неподачу заявления, и, следовательно, лицо, погасившее требования кредиторов, не вправе вступить в качестве лица, участвующего в деле, в обособленный спор о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве должника.

При этом после исполнения обязательств должника к третьему лицу перешло право требования к должнику уплаты денежных средств в размере, в котором произведено погашение, в том числе в сумме фиксированного вознаграждения арбитражному управляющему. Реализовать это право третье лицо может путем предъявления требования к должнику, в том числе в общеисковом порядке, если добровольно должник не погасит долг по требованию.