Вопрос: в централизованных бухгалтериях финансовый аудит организовывается или отдельно должен быть?

Ответ: в стандарте внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности указали, как распределять полномочия по аудиту при передаче ведения учета другому органу или учреждению. Например, если учреждение передало учет централизованной бухгалтерии и имеет собственного аудитора, оно должно оценивать процедуры составления первичных документов, инвентаризации активов и обязательств и др. Качество работы централизованной бухгалтерии учреждение не оценивает. Минфин в Письме от 25.12.2020 N 02-02-08/114094 уже сообщал о таком подходе.

Таким образом, по мнению Департамента, субъект внутреннего финансового аудита Контрольного управления администрации городского округа осуществляет внутренний финансовый аудит в отношении вышеуказанных действий (операций) по выполнению бюджетных процедур и не вправе проводить аудиторские мероприятия в отношении бюджетных процедур, выполняемых в Централизованной бухгалтерии.

Если ГАБС (АБС) передал полномочия по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности и ее представлению централизованной бухгалтерии, субъект ВФА этого ГАБС (АБС) формирует заключение (Письма Минфина России от 25.12.2020 N 02-02-08/114094, от 03.08.2020 N 02-02-05/67647):

  • о надежности осуществляемого в ГАБС (АБС) внутреннего финансового контроля:
    • за составлением первичных учетных документов и их передачей централизованной бухгалтерии;
    • проведением инвентаризации активов и обязательств ГАБС (АБС), передавшего полномочия, перед составлением годовой бюджетной отчетности;
    • передачей централизованной бухгалтерии информации и документов, необходимых для осуществления централизуемых полномочий;
  • наличии или отсутствии признаков (фактов), влияющих на достоверность бюджетной отчетности ГАБС (АБС). Выводы делаются на основании итогов аудиторских мероприятий в отношении:
    • первичных учетных документов ГАБС (АБС);
    • действий по оформлению этих документов и их передаче централизованной бухгалтерии;
    • информации и документов, передаваемых централизованной бухгалтерии для формирования пояснительной записки к бюджетной отчетности ГАБС (АБС).

НО, в соответствии с подпунктом «г» пункта 13 Федерального стандарта N 237н в ведомственном (внутреннем) акте могут быть закреплены положения, определяющие особенности проведения аудиторских мероприятий, в том числе аудиторских мероприятий, проводимых в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, в том числе в условиях централизации указанных полномочий (передачи этих полномочий в Централизованную бухгалтерию).

Осуществление контроля за выполнением госзадания при ведении бухучета централизованной бухгалтерией

В силу п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях контроль за деятельностью федеральных бюджетных и казенных учреждений возложен на федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (далее — орган-учредитель). Аналогичная норма в отношении автономных учреждений содержится в п. 3.23 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Кроме того, орган-учредитель в рамках осуществления контроля за деятельностью федеральных учреждений в соответствии со ст. 32 Закона о некоммерческих организациях и ст. 2 Закона об автономных учреждениях вправе также осуществлять контроль за использованием средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Аналогичную позицию по этому вопросу занимает Минфин (см., например, Письмо от 22.03.2019 N 02-09-09/19503).

Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями определен Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее — Постановление N 640).

В силу п. 48 названного Постановления контроль за исполнением государственного задания федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными казенными учреждениями осуществляют соответственно органы, выполняющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, а также федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Действие п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях и Постановления N 640 распространяется на федеральные учреждения культуры. Однако по сложившейся практике аналогичные правовые нормы закрепляются на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Поэтому контроль за выполнением государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями культуры региональной и муниципальной подчиненности также осуществляет орган-учредитель.

Отметим, что положения Постановления N 640 не детализируют подходы при осуществлении контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений, реализуемого государственными органами, выполняющими функции и полномочия их учредителя. Аналогичную позицию по этому вопросу занимает финансовое ведомство (см., например, Письмо от 14.11.2018 N 02-09-09/81936). При этом в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина России N 02-09-09/19503, контроль за исполнением государственного задания, в том числе определение перечня объектов контроля, осуществляется органом-учредителем.

Таким образом, по нашему мнению, в случае передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерии контроль за выполнением государственного (муниципального) задания осуществляет орган-учредитель.

Такой контроль может быть оформлен в виде назначения финансового аудита.